1

Тема: АЧР, блокировка при выбеге двигателей

Здравствуйте,
На предприятии при отключении ВЛ-110кВ, на стороне 6кВ происходит ложное срабатывание устройств АЧР-1 из-за выбега СД и АД 6кВ. Подскажите пожалуйста гдет можно найти (как можно более простую) типовую схему блокировки АЧР в таких случаях.

2 (2016-10-05 07:57:56 отредактировано Саня)

Re: АЧР, блокировка при выбеге двигателей

при отключении головы питающего напряжения (в зависимости от схемы) на стороне 110кВ\6кВ делать блокировку АЧР, по блок-контакту выключателя - стандартное решение для таких случаев,

3

Re: АЧР, блокировка при выбеге двигателей

Уточнения к моему вопросу.
ГПП 110/6кВ, два силовых тр-ра, на ГПП по 110кВ есть короткозамыкатель и отделитель.
Выключатели питающие ГПП по 110кВ, находятся на подстанции сетевой организации за 30км от нашей ГПП, та подстанция запитана в свою очередь от линии 220кВ.
Устройства АЧР (реле РЧ) подключены к 100В на ТН каждой секции 6кВ. На каждой секции 6кВ несколько отходящих фидеров на подстанции 6/0,4кВ, в том числе на некоторых из которых двигатели 6кВ. Все фидера (кроме двух) находятся под АЧР
Так вот получается если по какой то причине пропадает 110кВ на одном из трансформаторов, на одной секции от АЧР-1 (уставка 48,2Гц, время 0,5с) из-за выбега СД и АД отключаются подстанции находящиеся под АЧР, хотя предпосылок то нет., частота в энергосистеме не снижалась.

4

Re: АЧР, блокировка при выбеге двигателей

В таком случае возможны несколько основных вариантов:
1. Блокировка АЧР по U,
2. Блокировка АЧР по  df/dt,
3. Блокировка АЧР по обратной мощности (в идеале - при имеющихся других потребителях на линиях 110кВ, двигло будет питать нагрузку),
   Выбор варианта должен быть просчитан режимщиками. В широкой массе применяется блокировка по U.
   Но наиболее верный вариант, блокировка по обратной мощности, но для этого нудны условия.

5

Re: АЧР, блокировка при выбеге двигателей

1. Как блокировать по U непонятно,
2. По направлению мощности понятно, но где ставить реле мощности, получается на всех ячейках питающих подстанции с электродвигателями? Вроде бы можно поставить на вводе секции 6кВ ГПП, а ведь на секции которая осталась без напряжения мощность идёт от ячеек с двигателями к ячейкам где нет двигателей, т.е. циркулирует внутри секции.
Будьте добры.

Присоединяйтесь!!! Мы в социальных сетях и на Ютуб.

6

Re: АЧР, блокировка при выбеге двигателей

см. Беляев, см. Шабад книги про ПС с СД
главы про ЗПП, там и как правильно ЗПП выполнить, и как АЧР при действии ЗПП блокир.

7

Re: АЧР, блокировка при выбеге двигателей

СТО 59012820.29.020.003-2016

4.3. В устройстве АЧР должна быть предусмотрена блокировка для
предотвращения его срабатывания при выбеге электродвигателей. При
реализации указанной блокировки по скорости снижения частоты (df/dt)
значение df/dt, при котором устройство АЧР блокируется, должно задаваться
производителем устройства АЧР и составлять 10 Гц/с.

8

Re: АЧР, блокировка при выбеге двигателей

Сейчас у нас на одной секции от ТН секции запитаны два реле РЧ-1 (одно для АЧР-1, другое для АЧР-2).
Нашел в Интернете устройство АЧР типа БММРЧ от Механотроники, в нём есть функция df/dt.
Вопрос: Получается на одном этом терминале можно сделать АЧР-1, АЧР-2 и там же ввести блокировку при выбеге?

9

Re: АЧР, блокировка при выбеге двигателей

RIN пишет:

хотя предпосылок то нет., частота в энергосистеме не снижалась

возникает вопрос:
- может не правильно выбрано место установки АЧР? (где измеряют частоту)

10

Re: АЧР, блокировка при выбеге двигателей

RIN пишет:

Сейчас у нас на одной секции от ТН секции запитаны два реле РЧ-1 (одно для АЧР-1, другое для АЧР-2).
Нашел в Интернете устройство АЧР типа БММРЧ от Механотроники, в нём есть функция df/dt.
Вопрос: Получается на одном этом терминале можно сделать АЧР-1, АЧР-2 и там же ввести блокировку при выбеге?

Да, сейчас во всех МП терминал АЧР блокировка по скорости изменения частоты присутствует.

11

Re: АЧР, блокировка при выбеге двигателей

Спасибо большое. По совету скачал "РЗА на электроподстанциях питающих синхронные электродвигатели" М.А.Шабад. 1984г.
Всё написано понятно. Проще всего сделать блокировку по факту исчезновения тока на питающем трансформаторе, её и сделаем.

12

Re: АЧР, блокировка при выбеге двигателей

RIN пишет:

Сейчас у нас на одной секции от ТН секции запитаны два реле РЧ-1 (одно для АЧР-1, другое для АЧР-2).
Нашел в Интернете устройство АЧР типа БММРЧ от Механотроники, в нём есть функция df/dt.
Вопрос: Получается на одном этом терминале можно сделать АЧР-1, АЧР-2 и там же ввести блокировку при выбеге?

Да именно так применить новое микропроцессорное реле с блокировкой по скорости частоты.

Если установлено 2 реле АЧР-1, то можно сделать и на них, так называемое косвенное измерение скорости частоты. От реле с большей уставкой запускается реле времени, если второе реле РЧ замкнётся раньше, то нужно блокировать, если нет то робота АЧР1.
Например: РЧ1-1 = 49,2 Гц, а РЧ-1-2 = 48,5 Гц, выдержку времени нужно поставить (49,2-48,5)/10 = 0,07с.
Что конечно сложно выполнимо на электромеханике. Принцип, если скорость снижения частоты будет маленькая, то реле времени будет разрешать работу АЧР1-2. Однако, при большой скорости этого не достаточно, так как реле времени всё равно сработает после, поэтому требуется фиксация состояния РЧ1-1  -сработано, РВ - не сработано, РЧ1-2 - сработано промежуточным реле с самоподхватом. Если, принять, что у АЧР1 время срабатывания 0,5 с, то промреле сработав прервёт отработку времени и АЧР1 не сработает. Поэтому, потребуется реле времени, промреле и кнопка для квитирования блокировки.

Можно, переделать и само реле РЧ-1, как это я делал примерно в 1987 г. Заменял плату с транзисторами МП-26, на плату с микросхемами, а сам принцип измерения скорости частоты заключался в сравнении разницы времён  срабатываниями индукционного нульиндикатора и емкостного нульиндикатора с уставкой. Чем больше была скорость частоты, тем была больше разница времён нульиндикаторов. Переделанное реле показало хорошие результаты, даже при действовавшей тогда выдержки времени АЧР1 0,15с.  Жаль только, Дальэнерго не захотело финансировать, и разработка так и осталась в лаборатории.

13

Re: АЧР, блокировка при выбеге двигателей

если мне не изменяет память, то ЗПП на вводе отличала системную аварию от потери питания
при системной аварии ЗПП не работала и разрешалась работа АЧР, при потере питания ЗПП работала, а АЧР блокировалась.
Потеря питания опред. по снижению частоты и направлению акт мощности через ввод  в сеть или 0, сист. сист. авария - снижение частоты и направление акт. мощности из сети

14

Re: АЧР, блокировка при выбеге двигателей

Вопрос: Мы хотим сделать схему блокировки АЧР при выбеге СД как можно проще, поэтому вроде остановились пока на блокировке по факту исчезновения тока на питающем трансформаторе 110/6кВ. Схема ГПП описана выше в переписке. Реле РЧ-1 подключены к ТН каждой секции 6кВ.
Так вот к ТТ  по 110кВ в существующей схеме защиты тр-ра есть реле тока РТ40/Р5, его контакт задействован в схеме отключения отделителя (ОД), блокирует отключение отделителя если есть нагрузка тр-ра.
Контакт этого же реле хотим завести на блокировку АЧР.
Мысль такая: если есть нагрузка на силовом трансформаторе и реле РЧ-1 сработало то АЧР-1 не блокируется.
если нет нагрузки на силовом трансформаторе т.е отключилось питание 110кВ и реле АЧР сработало, АЧР-1 блокируется.
Правильно думаем или что то не туда полезли, что то уж очень просто???

15

Re: АЧР, блокировка при выбеге двигателей

RIN пишет:

Мысль такая: если есть нагрузка на силовом трансформаторе и реле РЧ-1 сработало то АЧР-1 не блокируется.если нет нагрузки на силовом трансформаторе т.е отключилось питание 110кВ и реле АЧР сработало, АЧР-1 блокируется.Правильно думаем или что то не туда полезли, что то уж очень просто???

Если у Вас есть секции на НН, то это не подойдет. Отключится секция с двигателями, другая будет нормально питаться от тр-ра. На отключившейся секции будет выбег, а через тр-р будет нагрузка на здоровую секцию. АЧР не будет блокироваться и сработает от выбега.

16

Re: АЧР, блокировка при выбеге двигателей

Уточняю, два тр-ра 110/6, через сдвоенный реактор на каждом тр-ре 2 секции 6кВ . Всего на ГПП 4 секции 6кВ.

17

Re: АЧР, блокировка при выбеге двигателей

RIN пишет:

пока на блокировке по факту исчезновения тока на питающем трансформаторе 110/6кВ.

А что, питающая линия просто так отключается? Или это посадки при КЗ? Будут Ваши двигатели подпитывать место КЗ и будет ток на вводе. Блокировка по напряжению порядка 70В вторичных может оказаться лучше.

Чему бы грабли не учили, а сердце верит в чудеса

18

Re: АЧР, блокировка при выбеге двигателей

SVG пишет:

А что, питающая линия просто так отключается? Или это посадки при КЗ? Будут Ваши двигатели подпитывать место КЗ и будет ток на вводе. Блокировка по напряжению порядка 70В вторичных может оказаться лучше.

Да, самое просто это блокировать по пропаданию напряжения на секции. Или заменить электромеханику на МП, где эта функция есть.

19

Re: АЧР, блокировка при выбеге двигателей

Отключение ВЛ-110кВ происходит по разным причинам и к.з. на ВЛ, и иногда по ошибочным действиям персонала стетевой организации (проверяют где то защиту, а отключается наша ВЛ, что то не туда ткнут в устройстве телеуправления на компьютере тоже отключат).
При отключении линии 110кВ на ГПП, СД и АД поддерживают напряжение на секции 6кВ до 0,8 номинального в течении 2 секунд, а АЧР-1 с выдержкой 0,5с уже срабатывает.
Т.е  напряжение ещё не упало, а частота уже достигла уставки. Так что блокировка по напряжению не получится.
А вот по факту исчезновения питающего тока может лучше,а?

и ещё leon_lts в сообщении 15 спрашивает:
Если у Вас есть секции на НН, то это не подойдет. Отключится секция с двигателями, другая будет нормально питаться от тр-ра. На отключившейся секции будет выбег, а через тр-р будет нагрузка на здоровую секцию. АЧР не будет блокироваться и сработает от выбега.

Отвечаю: так реле контролируюет ток по 110кВ, и рассматриваем ситуацию когда отключается ВЛ-110кВ, т.е. на обоих секциях 6кВ силового тр-ра напряжения нет.

20

Re: АЧР, блокировка при выбеге двигателей

RIN пишет:

так реле контролируюет ток по 110кВ

При контроле тока на стороне 110 кВ, тогда получится. Нет тока - эквивалентно отключению питающей ВЛ.

Добавлено: 2016-10-06 13:58:02

RIN пишет:

При отключении линии 110кВ на ГПП, СД и АД поддерживают напряжение на секции 6кВ до 0,8 номинального в течении 2 секунд

Это есть реальные данные ? Осцилограммы ?