Вспомнилась история, лет 20 тому назад меняли выключатели У-220 на ВМТ. ПС со сборными шинами и обходным выключателем, выводимый в "последний путь" выключатель - линейный, линия в транзите между ГЭС и системой, переток всегда есть. При выводе в ремонт зашунтировали выводимый выключатель включением ОВ, отключили выключатель линии - работа защиты линии, потом УРОВ, погашение шин (и отключение этого транзита). "Хлопнул дверью", как говорится.
Было это в тех условиях правильной работой, насколько помню. Одна фаза не отключилась, для защиты линии - причина работы для ТЗНП (и ДФЗ-201, если в этот момент она не была выведена). Для защиты на другой стороне линии - "для остановки нет причин" - там ведь режим симметричный, это здесь ток как-то поделился. Защита ОВ тоже могла работать - ток ведь поделился, и у неё тоже есть ток нулевой последовательности. Возглавляемые главным инженером первичники, помнится, были до глубины души возмущены - "а что такого, ничего не сделал, только вошёл, обидно, честное слово". Ну, в чём-то они были правы, как и "т. Саахов" - ничего ведь с точки зрения физической передачи между этой ПС (и ГЭС) и системой не произошло, переток есть, режим линии полнофазный.
Теперь представим, что это происходит сегодня, АУВ ЭКРА и всё такое. Вот не полуторная схема, не два выключателя на цепь, а перевод на ОВ. Если катаклизм (неполнофазное состояние выключателя, не все фазы в одинаковом положении) происходит именно при отключении, чем поможет ЗНР? Ну определит она по блок-контактам несоответствие, и что можно сделать? Ещё раз подействовать на отключение выключателя? Сразу на резервное отключение (шин, линии с другого конца и т.д.)? Так УРОВ и сам подействует от ТЗНП когда-нибудь. Ну да, можно сделать с меньшей выдержкой, к тому ТЗНП может и не сработать - ток мал или орган направления не сработал ... Кончается всё так же печально - погашение шин и отключение транзита. Теперь, правда, будет обязательно осцисллограмма, и не одна, а тогда ещё и Н-13 то ли сработал, то ли нет, по напряжению же всё было нормально, рядом шины ГЭС, несимметрия продольная.
К слову, нередко определение неполнофазного режима по т.н. "гитаре" из блок-контактов, несоответствию подводит при старых приводах (ну, советское - значит отличное), причём как в ту, так и в другую сторону. Помню, как на ВМТ-220 из года в год повторялись непереключения блок-контактов привода из-за отключения обогрева весной, при том что главные контакты и привод в целом срабатывали нормально. Бывало и наоборот, правда, намного реже.
Может, поэтому когда-то типовая схема ЭСП фиксировала тот факт, что неполнофазное положение выключателя возникло именно при включении, с действием потом на отключение выключателя - сделать то, что возможно. Неотключившаяся фаза - это уже другая история. И тут тоже - разные бывают ситуации, если это одна из параллельных линий или один из двух выключателей - это одно, а если при выводе линии или отключении её от защиты одна из фаз не отключилась (пусть и неповреждённая)? АПВ может отказать, напряжение приходит и как-то трансформируется, свет горит (личный опыт) и всё такое "противоречивое".
Эти проблемы актуальны большей частью для сетей 110-220 кВ, на высоком напряжении другие главные схемы, а на среднем - нет пофазных приводов.