21 (2017-06-07 12:53:15 отредактировано DimaSto)

Re: Авария в Мурманске

doro пишет:

Интересные наблюдения приведены на странице http://www.murman.ru/news/2016/11/08/1811 Прошу оценить с точки зрения профессионалов: биение головой об стену (13 КЗ менее чем за 3 минуты) - следствие неисправности каких-то устройств РЗА, или истерия диспетчера?

Отказ однократности работы схемы АВР-35кВ. (Обрыв в обмотке реле фиксации АВР (реле типа РП-18-12).
Да, и ещё: нейтраль 35кВ там просто изолированная, ни дугогасящих реакторов, ни резисторов там нет.
Вкратце и упрощенно дело было так: Коротнуло (мфКЗ) на отходящей (от второй секции шин 35кВ) воздушной линии, при этом произошел пережог проводов(шлейфов) у шинных разъединителей 35кВ питающего вторую секцию трансформатора с последующим возникновением КЗ уже на самой секции шин. МТЗ-35кВ трансформатора погасило вторую секцию. После этого стработало АВР-35кВ на включение междушинника, с последующим отключением междушинника от МТЗ. На этом всё и должно было закончиться, АВР-35кВ должно было быть однократным, но из-за неисправности реле в схеме АВР, АВР каждые 9 секунд долбило междушинник на включение на поврежденную секцию, пока оперативники не вывели АВР. Вот и всё.

22

Re: Авария в Мурманске

Я так понял, наблюдения - на основании достоверных фактов? Не поделитесь ли соответствующей схемой? Сколько объектов, столько и схем АВР в отличии от более-менее однотипных АПВ. По поводу семикратного и даже стократного АПВ есть собственные наблюдения. Но там разнообразия нет.

23

Re: Авария в Мурманске

doro пишет:

Я так понял, наблюдения - на основании достоверных фактов? Не поделитесь ли соответствующей схемой? Сколько объектов, столько и схем АВР в отличии от более-менее однотипных АПВ. По поводу семикратного и даже стократного АПВ есть собственные наблюдения. Но там разнообразия нет.

Это не наблюдения - это выводы из акта расследования.
Это моя бывшая подстанция, работал я там когда-то давно. Сейчас работаю в Питере.
Когда это только-только случилось и я увидел ролик на ютюбе, то сразу предположил, что неисправно АВР. Звякнул тамошним коллегам - предположение подтвердилось.
Той схемы АВР у меня нет, помню только, что она древняя, мудреная, не типовая, на электромеханике. Но если Вам это интересно, то могу коллег попросить, чтобы мне прислали схему АВР-35кВ и я её бы здесь разместил.
В предыдущем посте я всё упрощенно расписал, но сути не меняет. Щас распишу по-подробнее: по 35кВ схема там такая: две системы шин 35кВ, нормально первая запитана от Т-1 плюс от Т-3 через АВР, вторая запитана от Т-2. Междушинник 35кВ отключен, стоИт под АВР-35кВ. Если гаснет первая система шин, то АВР отключает В-35кВ Т-1 и включает В-35кВ Т-3. Если гаснет вторая система шин, то АВР отключает В-35кВ Т-2 и включает МШВ-35кВ.

24

Re: Авария в Мурманске

Да, интересно. Полагаю, что не только мне. если схема не самопальная, вполне возможно, что у кого-то висит подобная опасность. Да, кстати, какой там выключатель стоит и как он к этому отнесся?
Вот и обсуждай здесь необходимость оперативного персонала на объекте.

Присоединяйтесь!!! Мы в социальных сетях и на Ютуб.

25

Re: Авария в Мурманске

doro пишет:

если схема не самопальная, вполне возможно, что у кого-то висит подобная опасность

Схема не самопальная. Подобные схемы схемы встречал на ПС построенных в начале 70-х годов прошлого века на переменном опертоке.
В схеме было реле фиксации работы АВР РП-12, которое обеспечивало однократность работы АВР. Такую схему с ходу не нашел.
В более современных схемах на включение СМВ из схемы ввода шла цепочка НЗ контакт реле РПВ с задержкой на возврат (реле РП-256) + НЗ блок-контакт выключателя. Однократность работы обеспечивалась тем, что через 0,3-0,5 с возвращалось реле РПВ и цепочка включения разбиралась.