1 (2017-08-17 22:11:35 отредактировано doro)

Тема: Работа АЧР при выбеге двигателей

Тему открываю для того, чтобы разгрузить ЭКРА Waves от непрофильной нагрузки.
Исходное состояние: при отключении питания за счет выбега мощных электродвигателей происходит отключение других потребителей действием АЧР.

Уставкин пишет:

СТО 59012820.29.020.003-2016
СТАНДАРТ ОРГАНИЗАЦИИ
Релейная защита и автоматика. Автоматическое противоаварийное
управление режимами энергосистем. Микропроцессорные устройства
автоматической частотной разгрузки. Нормы и требования

4.3. В устройстве АЧР должна быть предусмотрена блокировка для
предотвращения его срабатывания при выбеге электродвигателей. При
реализации указанной блокировки по скорости снижения частоты (df/dt)
значение df/dt, при котором устройство АЧР блокируется, должно задаваться
производителем устройства АЧР и составлять 10 Гц/с.

Не есть магистральным решением проблемы. Есть старая подстанция на электромеханике. На нее садится новый потребитель с мощной электродвигательной нагрузкой. Не переделывать же из-за этого всю систему АЧР! Тем более, в упомянутом документе говорится о микропроцессорных УРЗА. А мы сидим на старых РЧ-1. Речь идет о том, какими нормативными документами можно заставить нефтяников оснастить свои двигатели устройствами РЗА, предотвращающими воздействие снижения частоты на отключение других потребителей действием АЧР.
По этому поводу очередной раз вспоминаю очередное технологическое нарушение в городе Сочи. При погашении одной старой зачуханой подстанции (единственная, пожалуй, не пошла под реконструкцию к олимпиаде, да и других громких проблем на ней было немало) отработала АЧР. Всей службой ломали головы, пока не подошла Ксанка. Оказывается, до РДУ она работала в одной фирме, которая занималась малой генерацией, в том числе подключенной к этой подстанции по сети 6 кВ. И с ее подачи вдруг выявилось, что к шинам 6 кВ этой подстанции подключена малая генерация, ускользнувшая на стадии рассмотрения совершенно ничтожного проекта от внимания РДУ. Здесь все стало ясно, хотя осциллограмм не то, что не сохранилось, но на проходной подстанции без защит их вообще в принципе быть не могло.

2 (2017-08-17 23:12:16 отредактировано Уставкин)

Re: Работа АЧР при выбеге двигателей

В этой теме копали:
АВР 10кВ,2 ввода + секционник, есть асинхронные двигатели

Получается нужен документ в котором регламентируется установка ЗПП (защита от потери питания). От неё и блокировать АЧР.

3

Re: Работа АЧР при выбеге двигателей

doro пишет:

к шинам 6 кВ этой подстанции подключена малая генерация

Эта малая генерация -  вообще вселенское зло.

Чему бы грабли не учили, а сердце верит в чудеса

4

Re: Работа АЧР при выбеге двигателей

Как и многие системообразующие потребители. Множество примеров можно привести:

  • нефтяники (это уже заезжено) регулярно АЧРят соседей при кратковременном погашении подстанций (35, как правило, работают в тупике)

  • долго разбирались с неуспешным АПВ одной из линий 220 кВ, пока один из старых спецов не припомнил, что АТ 220/110/35 кВ завязан по сети 35 с ТЭЦ сахарного завода. Давно забытая, неучтенная ни в каких оперативных документах. Но при трехступенчатом поиске с пристрастием выяснилось, что она все же иногда работает (аналогия с анализом Ксанки)

  • здесь мы как-то с Ксанкой упоминали выделение одного из районов Сочи на Краснополянскую ГЭС. Частота снижалась так стремительно, что АЧР не успевала.

Одна осциллограмма в коллекции есть, надеюсь на пополнение. По КПГЭС где-то есть, но зарыта так глубоко, что попробуй разыщи.

5

Re: Работа АЧР при выбеге двигателей

doro, полностью "отвертеться" не удастся. В отчете можно написать: разработан многолетний график замены реле АЧР до n-го года на микропроцессорные УАЧР. График приложить. Замена реле будет происходить, начиная с 2019 г., т.к. заявки на релейную продукцию 2018 г. уже сформированы. Как-то так...

Присоединяйтесь!!! Мы в социальных сетях и на Ютуб.

6

Re: Работа АЧР при выбеге двигателей

Это пока крутые потребители не предъявили судебные иски. У нас как-то дальнее резервирование (4 ступень ДЗ, приложенная к ЭПЗ-1636) при старте двух тяжелых поездов навстречу друг другу (естественно, на двухпутной ЖД) привело  к остановке не только поездов, но и нефтепровода, питающегося от смежной подстанции. Мочиловка была неслабая (правда, до суда не дошло).

7

Re: Работа АЧР при выбеге двигателей

doro пишет:

можно заставить нефтяников оснастить свои двигатели устройствами РЗА, предотвращающими воздействие снижения частоты на отключение других потребителей действием АЧР.

В принципе так и можно: установить защиту двигателя от обратной мощности, обычно потребляет, а как только на выдачу с момента снижения до нуля, отключать его гада...

8

Re: Работа АЧР при выбеге двигателей

doro пишет:

А мы сидим на старых РЧ-1.

Выход из ситуацииhttp://rzia.ru/uploads/7448/thumbnail/gVzYfisDm1WHckXqd_B7.jpg http://rzia.ru/uploads/7448/thumbnail/gVzYfisDm1WHckXqd_B7.jpg

Long Live Rock'n'Roll

9

Re: Работа АЧР при выбеге двигателей

Получил от старого приятеля (бывший форумчанин) интересное информписьмо на соответствующую тему. На днях опубликую. Но это, все же, местные наблюдения, никак не соответствующие нормативным требованиям.

10

Re: Работа АЧР при выбеге двигателей

ПАУтина пишет:

отключать его гада...

Так "гады" могут при успешном АВР пойти, опять таки, на успешный самозапуск. Здесь главное не допустить ложной работы АЧР.

11

Re: Работа АЧР при выбеге двигателей

Уставкин пишет:

Так "гады" могут при успешном АВР пойти, опять таки, на успешный самозапуск. Здесь главное не допустить ложной работы АЧР.

Но в этом режиме они потребляют.
Если они пошли на самозапуск, то частота в системе нормальная.

12

Re: Работа АЧР при выбеге двигателей

"Пошли на самозапуск" и "самозапустились" - далеко не синонимы.

13

Re: Работа АЧР при выбеге двигателей

Коллеги, вопрос следующий:
Для несрабатывания АЧР при выбеге ЭД должна быть реализована блокировка по df/dt. Но, частота при выбеге падает не с постоянной скоростью. Так бы было, если бы момент сопротивления был постоянным. Но в общем случае это не так. Например, вентиляторный момент пропорционален квадрату угловой скорости, а это значит что частота падает по гиперболе. Это приводит к тому что df/dt максимальна только в начале процесса выбега и далее быстро снижается.

Я вижу ситуацию так: потеря питания, выбег, АЧР блокируется по скорости изменения частоты, по мере выбега скорость падает, блокировка возвращается, АЧР срабатывает (хотя не должна). Можно было бы сказать, что уже напряжение снизится и АЧР должна быть заблокирована по уровню напряжения, но СД довольно долго его поддерживает и, думаю, скорее вернется блокировка по скорости.

Для меня решение кроется только в правильной совместной работе АЧР+ЗПП (ЗПП, например, отключит ввод, выдаст сигнал на гашение поля и заблокирует АЧР), но при проверке АЧР по СТО 59012820.29.020.003-2016 "Релейная защита и автоматика. Автоматическое противоаварийное управление режимами энергосистем. Микропроцессорные устройства автоматической частотной разгрузки. Нормы и требования" о ЗПП ни слова, а блокировка по скорости проверена быть должна.

14

Re: Работа АЧР при выбеге двигателей

Решить данную проблему можно следующим образом:
1. Добавить выдержку времени на возврат блокирующего органа по df/dt
2. Добавить блокировку АЧР по минимальной частоте. Т.е. при снижении частоты ниже, например, 46 Гц работа АЧР будет заблокирована.
Соответственно, в режимах с выбегом электродвигателей сначала произойдет блокировка по df/dt, с задержкой на возврат, а затем блокировка подхватится по минимальной

Либо добавить блокировку по направлению протекания мощности, если имеются токовые цепи в устройстве.

15 (2020-11-23 20:48:37 отредактировано L1nX)

Re: Работа АЧР при выбеге двигателей

Делаешь возврат блокировки по ССЧ при возврате реле частоты ступени АЧР...но уставка 10гц/с не гарант успеха, с уставкой по ССЧ будут еще экспериментировать...так что рекомендую по возможности задействовать блокировку от ОНМ

16

Re: Работа АЧР при выбеге двигателей

мои исследования показали. что скорость снижения частоты при аварийном дефиците мощности в нормальных ЭС не может быть более 3...3,5 Гц/с, с малой генерацией не более 5...6,5 Гц/с. Поэтому, если мелкогенерации нет, то можно было бы ставить 4...4,5 Гц/с для блокировки, тогда бы  удерживалась
в ГОСТ 58335-2018 есть этому подтверждение:
"8 Дополнительная автоматическая разгрузка
8.1 ДАР должна применяться при расчетных дефицитах активной мощности более 45 % от прогнозного потребления энергосистемы и/или расчетной скорости снижения частоты при аварийном небалансе активной мощности более 1.8—2.0 Гц/с."
т.е. посчитал, проверил и поставил вообще 3 Гц/с  прикол может быть в том, что эта блокировка (10 Гц/c) может даже и не запуститься или только клюнуть!
Но с другой стороны, пусть будет как есть, если скорость замедлилась, снижение частоты прекратилось и осталось в зоне АЧР, пусть ступени АЧР и отключает эти двигатели, а так как они источники ЭДС и будут отключены, то остальные ступени заблокируются по отсутствию напряжения...
но п. 4.3. СТО 59012820.29.020.003-2016 рушит все благие намерения -  10 Гц/с.  и самое маразматическое, что должно задаваться производителем!!! типа в чём проблема та СО с себя снимает ответственность и Вы поступите так же. (шутка).
Есть ещё способ. Обычно АОСЧ подключают с самому высокому напряжению, можно подключить к шинам с двигателями и связь по обратной мощности короче, но выполнить тогда обязательно!

17

Re: Работа АЧР при выбеге двигателей

Спасибо. Резюмируя можно сказать, что предлагается при срабатывании блокировки df/dt (а может и просто клевке) довести блокировку прям до конца (подхватить, запомнить, замедлить возврат.. нет шансов что заблокируемся когда не надо?), либо просто добавить ОНМ. Но ОНМ как раз и "сидит" в ЗПП. Получается дублирование какое то.

18

Re: Работа АЧР при выбеге двигателей

Ну все тонкости точно тут рассказывать люди не будут)) при клевке не стоит этого делать...клевок может быть просто погрешностью расчета ССЧ на коротком окне дифференцирования частоты в случае каких-то коммутаций нагрузки) фиксацию можно сделать спустя 60-100мс

19

Re: Работа АЧР при выбеге двигателей

Да тонкости и не нужны. Просто я думал, что АЧР это такая вещь для которой если нужно не просто заблокировать частотный орган по df/dt, а обеспечить запоминание блокировки (медленный возврат, подхват....) то должен быть документ где будет что то вроде "обеспечить несрабатывание АЧР при возврате df/dt.." Этого нет, а значит в реальности или блокирует ЗПП (в которой есть и ОНМ и частотный орган) или в самом АЧРе накручено.

20

Re: Работа АЧР при выбеге двигателей

zigzag писал(а):
2020-11-24 15:13:57

Да тонкости и не нужны. Просто я думал, что АЧР это такая вещь для которой если нужно не просто заблокировать частотный орган по df/dt,

В какой точке (месте) и на каком напряжении вы подключаетесь для измерения частоты? Это я к тому, что не могут ли устройства частотного пуска повлиять на данный параметр?