161

Re: Картинки, фото, видео

Sm@rt пишет:

Насколько я знаю, при достаточно типовой схеме двухтрансформаторной подстанции, при ремонте одного Т, включают секционный выключатель по НН и обе секции фидеров висят на оставшемся Т. 
Александр, у Вас нет секционного (шиносоединительного) выключателя или из соображений надежности ставите подкатной Т?

КоллегаSm@rt,
Подавляющее большинство моих ПС имеют (1+n) трансформаторов, с соединительными выключателями и т.д..
Так как Компания существует уже более ста лет, здесь еще осталось некоторое количество старых, часто удаленных, небольших, распределительных подстанций, с двумя, максимум, тремя, фидерами на один трансформатор. Большинство таких ПС были построены во времена доисторичского матьегореализма. Так как они тут считают кажду копейку, и поскольку капитальные проекты проходят через сциллу и харибду всяких штатных и иногда федеральных, комиссий, через акционеров и пр.., они должны предъявить железобетонные основания для инвестирования средств в новый тр-р или в новое оборудование. Разумеется, есть и стратегическое планирование, где прогноизируется днамика компании на многие годы вперед..
Там, где статистика соотношения качества/надежности энергоснабжения к стоимости эксплуатации превышает единицу - они вполне резонно и иногда на протяжении более полувека, обходились одним тр-ром. Но подстанции подобного типа - стремительно исчезающее исключение. Туда, где они себе могут позволить подождать с инвестированием в новый тр-р и инфраструктуру, и туда и где по расписанию, или по какой-либо иной причине, необходимо вывести один из стационарных тр-р из работы - и привозят такие Мобильные Трансформаторы.

Они состоят из разделяющейся многоколесной дорожной платформы, на одной части которой сидит трансформатор, с защитами, контролем, RTU, разъединителем на стороне НН и т.д.. На другой части - вакуумный (по-моему) выключатель/разъединитель с общим приводом, на 138 или 69кВ. Второй трак везет прицеп, в котором все причиндалы, кабели, переносные заземления, временный дизель-генератор и т.д.. Все это добро доставляется на ПС, затем развертывается специальной мобильной бригадой с помощью гидравлики и всяких тросов и рычагов..

doro пишет:

Да особого экстрема (или экстрима?) это не представляет.

Евгений Георгиевич, мне кажется, более подходит новомодное словечко "экстрИм", нежели "экстрем". Но есть и математический термин "экстремум функции", не так ли?  ))

doro пишет:

Подменная фаза трансформатора на однофазных однотрансформаторых  подстанциях с ВН 330 кВ и выше - не уникум.

Именно так. Ставится рядом стационарный подменный тр-р, и, если надо, вводится в работу.
В данном случае, речь, однако, идет именно о передвижной, составной, комплексной ПС, которую можно доставить в любой регион компании за несколько часов и быстро, также, за несколько часов (в экстрЕмальной ситуации), развернуть и ввести в работу.

doro пишет:

Но на подстанции напряжением до 110 кВ это - довольно дорогое удовольствие.

Отсутствие в нужное время под рукой такой мобильной ПС - может обернуться куда более значительными затратами.
Я лично до сих пор, не встречал мобильников напряжением выше 138КВ. Но возможно, есть и они - в обозримой Вселенной.

doro пишет:

И вопрос инициатору картинки. А как проверялись защиты основного трансформатора?

 
Не совсем понял Ваш вопрос. Если под основным трансформатором Вы понимаете стационарный, то его защиты проверяются по расписанию, обычными методами, как правило, без вывода тр-ра из работы. Если-же речь идет о защитах мобильного тр-ра, то они проверяются каждый раз, перевод вводом тр-ра работу, одновременно с проверкой масла, диэлектрических хар-к вводов, масла и пр..
Что лично мне нравится в работе с мобильниками, то это уникальность конфигуации подключения токовых и управляющих цепей на каждой ПС.
Это как работа портным для членов Политбюро. Каждый костюм должен быть ладно скроен и крепко сшит для каждого отдельного Члена. А они, как с замечательным украинским акцентом, говорил незабвенный Прапорщик Витренко, могут сильно отличаться "По росту и ранжиру, по весу и по жиру".
В каждом отдельном случае надо, с помощью временно проложенных кабелей, встроить токовые цепи мобильника во все, имеющие к нему отношение, дифзащиты, чтобы обеспечить надежное перекрытие, подключить цепи включения/отключения/сигнализации и SCADA и т.д..

На этом видео - работники одной из техасских энергетических компаний вводят в работу мобильную пс, подобную одной из наших.
Внешняя ссылка

Добавлено: 2017-10-11 19:50:35

Мобильная подстанция Российского производства, компании Спецэнерго. Выглядит красиво и, уверен, работает надежно.
Внешняя ссылка

В чем сила, Брат?  В Моче!

162

Re: Картинки, фото, видео

Собственно, с подобной мобильной подстанцией польского производства довелось поработать году примерно в 1978 на так и несостоявшейся Чигиринской ГРЭС. Предназначалась для обеспечения электроснабжения нефтепромыслов, а здесь пригодилась для стройплощадки ГРЭС. Выполнялась на нескольких платформах: трансформаторы, подобие ОРУ, КРУ. Транспортировались гусеничными тракторами без всяких колес, на салазках (это чтобы по болотам проще было ездить). Прикололи два фактора:
1. В первый же день повесили на входные двери афиши: дверью не хлопать! проблема была связана с тем, что при резких движениях все включенные выключатели отключались, отключенные включались (естественно, при наличии взведенных приводов. При этом выпадали все блинкера указательных реле (отлично видно, окошко соответствует реле РП-252 в профиль), что не способствовало ясности в проблеме.
2. Долго разбирались с проблемой: ЗМН прямого действия. Нет напряжения - все выключатели соответствующей секции отключаются. Силами СРЗА устранить проблему не удалось (диагноз только поставили), далее подстанционщики демонтировали соответствующие соленоиды.

163 (2017-11-25 10:14:40 отредактировано Александр США)

Re: Картинки, фото, видео

error

Добавлено: 2017-11-25 01:16:45

Коллеги, кто угадает, что это зверь? Я спас его жизнь несколько лет тому назад..

В чем сила, Брат?  В Моче!

164

Re: Картинки, фото, видео

Александр США пишет:

Коллеги, кто угадает, что это зверь? Я спас его жизнь несколько лет тому назад..

Я бы предположил, что это реле напряжения. Потом хотелось бы его разглядеть получше, якорь как будто подвешен на двух регуляторах, интересная конструкция. а так слишком мелко, я ничего не разглядел. Может затрете шильдик и покрупнее фотографии выложите smile

165 (2017-11-25 13:52:16 отредактировано Lekarь)

Re: Картинки, фото, видео

Да, судя по большой катушке, вероятнее всего, что это реле напряжения, либо с возможностью самовозврата либо со ступенчатой характеристикой, когда при минимальном напряжении замыкается (размыкается) одна пара контактов (под катушкой) и если дальше происходит втягивание якоря, то происходит замыкание второй пары контактов, расположенной справа. Очень некачественная фотка.

166

Re: Картинки, фото, видео

Lekarь пишет:

одна пара контактов (под катушкой)

Я там не разглядел контактов.

167

Re: Картинки, фото, видео

Никита Любимов пишет:

Я там не разглядел контактов.

Может я ошибаюсь. Вроде как под катушкой, выходит провод и по ним есть пластинка, которая может быть контактом. Пластинка крепится к "П" образному якорю. И к нему же крепится вторая пластинка, которая опирается на два толи штифта, толи винта, которые также могут играть роль контактов. Может это всё регулировочные механизмы ....  Хозяин фото надеюсь подправит меня.

168

Re: Картинки, фото, видео

Правильные ответы пришли моментально. Но иного результата я и не ожидал. Ответы правильные.. но неполные!
Даю наводку #1:
Это реле, эпохи примерно, сороковых годов прошлого века.  является составной частью нечто бОльшего и находилось в контрольном шкафу одного древнего трансформатора.

На сегодняшний  день, эта фотография, увы, единственная: я подарил это реле Якову Кнобелю, одному из ведущих инженеров DOBLE.
Немного об этом человеке, ибо он того заслуживает:

HORS (Hands-on Relay School), или ежегодная традиционная Практическая Школа-Семинар РЗА уже более четверти века проводится в течение весенних каникул, в нескольких инженерных корпусах филиала Университета штата Вашингтон в городе Пуллман, шт. Вашингтон.
В перерыве одного из семинаров, мои ребята подошли и сказали, что в одной из аудиторий они услышали, как им показалось, русский акцент. Я тут же направился туда и обнаружил пожилого седого человека, объясняющего студентам увлекательные детали и настройки автоматического тестирования реле программой DOBLE ProTest.
Его акцент был настолько густым, что многие переспрашивали тот или иной его заковыристый оборот речи ))
Я приехал в эту школу тоже как инструктор, но не самолетом, а на моем реле-мобиле.
На другой перемене, я сходил к машине, вытащил оттуда это реле, показал его Якову Исааковичу, оно его заинтересовало... и перешло к нему жить.. такая история. Год назад я узнал печальную новость - Яков Исаакович ушел из жизни, в результате тяжелой, но неизлечимой,  непродлжительной болезни.
Что сталось с реле - я не знаю, вероятно отправилось в Релейный Рай, вслед за своим хозяином.
Если кому интересно, можете почитать маленький мемуар одного из ветеранов-энергетиков Молдавии, где Якову Исааковичу посвящено несколько добрых слов:
Внешняя ссылка
Вполне возможно, Евгений Георгиевич узнает из рассказа  несколько знакомых ему имен и/или объектов энергетики.

В чем сила, Брат?  В Моче!

169

Re: Картинки, фото, видео

Александр США пишет:

Это реле, эпохи примерно, сороковых годов прошлого века.  является составной частью нечто бОльшего и находилось в контрольном шкафу одного древнего трансформатора.

Мне почему-то изначально показалось, что это реле напряжения из регулятора напряжения, может это так? Я сразу не стал озвучивать эту версию.
А то, что это единственная фотография, очень плохо. Таким раритетам надо уделять больше внимания, хотя бы фотосесии хорошие проводить.

170

Re: Картинки, фото, видео

#169,
1. И вновь, все верно. Это реле - часть контрольной сборки управления РПН. Но главное - это именно принцип его работы, основанный на весе маленького груза, перемещаемого, в зависимости от уставки напряжения, по отградуированной шкале, нк манер рычажных весов в пионерлагере Салют.
Не уверен, принимали ли они ток на линии и угол ток/напряжение во внимание или нет. Но это реле можно назвать реле Гравитации.
Интересный нюанс:
В 40-е годы прошлого века человечество было мало осведомлено о гравитационнных девиациях в разных точках Планеты, и это значит, что это реле могло иметь погрешность в зависимости от его географического положения! )))

2. Все получилось спонтанно, Никита. Реле я снял с трансформатора, заехав ненадолго на salvage yard. Трасформатор уже был загружен на длинную фуру для отправки на утилизацию и на фотосессии просто не было времени, водитель милостиво дал мне несколько минут на снятие реле, потом уехал в Аризону. Реле положил в трак и на следующей неделе я отправился в Пуллман, на  HORS (см. выше)  где уже было не до реле-ветерана и его фотографирования.
На днях еще одно ЭМ реле перешло ко мне жить. Тяжеловес, Дистанционное Реле для защиты от замыканий на землю. Заметьте, это не комплектное  реле Направления Мощности, таких завались, а именно, Дистанционное Реле  с учетом Ko.. Таких я еще в руках не держал. Весит не меньше  пары пудов, хотя надо взвесить, у страха глаза велики )).

В чем сила, Брат?  В Моче!

171

Re: Картинки, фото, видео

Александр США пишет:

Но главное - это именно принцип его работы, основанный на весе маленького груза,

Да, есть фотография Английского токового реле тоже с грузиками >> Реле производства Nalder Bros. & Thomson Ltd London Англия

Александр США пишет:

На днях еще одно ЭМ реле перешло ко мне жить. Тяжеловес, Дистанционное Реле для защиты от замыканий на землю.

Фотографии будут?

  • belaja_kalitva_3.jpg
    size: 86.82Кб type: jpg
  • belaja_kalitva_1.jpg
    size: 85.93Кб type: jpg
  • belaja_kalitva_5.jpg
    size: 91.49Кб type: jpg

172

Re: Картинки, фото, видео

#171, Вот это вешь! Можно узнать, где эти красавцы проработали всю жизнь, и удалось ли Вам "поиграть" с ними?

Очевидно, реле такого типа массово выпускались в предвоенные годы.
Давно, еще в той жизни, в 90-е, один релейщик-пенсионер уверял, что на одной из подстанций его бывшего РЭС, до сих пор стояло реле с маленькой свастикой на шильдике. Правда или нет, мы никогда не узнаем, человек давно умер, но ему доверяли все и ценили как специалиста..

Фотографии моего реле сделаю и выложу на днях.

В чем сила, Брат?  В Моче!

173

Re: Картинки, фото, видео

Александр США пишет:

#171, Вот это вешь! Можно узнать, где эти красавцы проработали всю жизнь, и удалось ли Вам "поиграть" с ними?

Нет, мне их фотографии прислал наш коллега по форуму. С его слов стояли они в ЗРУ-6 кВ  в городе Белая Калитва (Ростовэнерго Филиал ПАО «МРСК Юга»), сейчас все демонтировали. Замена ячеек и защит ЗРУ-6кВ было произведено в середине 70-х в связи с пожаром, который возник в результате "пролёта по ЗРУ-6 кВ шаровой молнии" после чего восстанавливать нечего было, ячейки были того же производителя.

Александр США пишет:

Давно, еще в той жизни, в 90-е, один релейщик-пенсионер уверял, что на одной из подстанций его бывшего РЭС, до сих пор стояло реле с маленькой свастикой на шильдике. Правда или нет, мы никогда не узнаем, человек давно умер, но ему доверяли все и ценили как специалиста..

Со свастикой у нас еще много в работе, это ASEA, ныне ABB. В Санкт-Петербурге есть ПС 330 кВ Волхов-Северная, там вот такие реле   >> RI до сих пор работают.

  • RI.jpg
    size: 50.67Кб type: jpg

174

Re: Картинки, фото, видео

Никита Любимов пишет:

В Санкт-Петербурге есть ПС 330 кВ Волхов-Северная

Это там, где щит из мрамора сделан и бюст Ленина стоит?

175

Re: Картинки, фото, видео

ХВА пишет:

Это там, где щит из мрамора сделан и бюст Ленина стоит?

Да, она самая, вот фотографии упомянутых достопримечательностей.

Да, я думаю все понимают, что свастика в качестве логотипа (товарного знака) у фирмы ASEA была лишь до 1933 года, пока к власти не пришел всем известный деятель. Потом они на своих изделиях просто писали сокращенное название фирмы.


Фото с ТЭЦ-12 Москва.

Тут мы кстати это реле уже обсуждали Характеристики индукционного реле RI фирмы ASEA

  • _MG_0231.jpg
    size: 1.3Mб type: jpg
  • _MG_0244.jpg
    size: 1.6Mб type: jpg
  • _MG_0230.jpg
    size: 1.72Mб type: jpg
  • _MG_0232.jpg
    size: 1.67Mб type: jpg
  • P1060529.jpg
    size: 1.59Mб type: jpg

176

Re: Картинки, фото, видео

Никита Любимов пишет:

Да, она самая

Из части этой ПС неплохо бы музей было бы сделать.
Сам внешний вид здания уже к этому располагает.
Еще там запомнились механические часы, которые заводятся гирями, и до сих пор ходят. Эти часы служили источником синхронизации всех устройств на ПС (выдавали импульсы синхронизации). Причем было предусмотрено и резервирование, т.е. часов было двое, и переход с основных на резервные производился автоматически. К сожалению, не могу найти фото этих чудо-часов 20-х годов того века.

177

Re: Картинки, фото, видео

ХВА пишет:

К сожалению, не могу найти фото этих чудо-часов 20-х годов того века.

Упомянутые часы

Это первичные часы производства Сименс и Хальске (Siemens & Halske).
У нас в СССР такие начали производить примерно с 1945 года на Ленинградском заводе электрических часов (ЭЧЛ) >> Краткая история логотипы (товарные знаков) ОАО «Хронотрон» ныне это ОАО Хронотрон.
Думаю многие видели их вторичные часы на заводах, улицах и прочих заведениях. Я лично сталкивался и с первичными часами, правда фото у себя найти не могу.

Что касается ПС 330 кВ Волхов-Северная, то там сейчас у МЭС Северо-Запада что-то типа учебного центра, очень много панелей защит и старых и новых. Когда-то была идея сделать там музей, но что-то пошло не так, сейчас там лишь небольшая экспозиция. Я лично когда туда шел на экскурсию надеялся на большее (в части РЗА), но увы немного разочаровался, нечего там уже кроме этих двух RI не осталось.
Не хотят у нас историю сохранять, а жаль sad
А здание действительно очень красивое.

  • _MG_0271.jpg
    size: 1.52Mб type: jpg
  • _MG_0273.jpg
    size: 1.73Mб type: jpg

178

Re: Картинки, фото, видео

Кажется, уже упоминал этот случай...Работаем на ПС, проверяем релейную часть ДФЗ (пусковой орган).
Уставки соответствуют. Случайно смотрю на РТ-40. установлено реле РТ-40/15. Знаю, что не может такого быть. Стал искать "следы переделок (перемоток)". Их нет. При докладе шефу задал такой вопрос. Реакция шефа: "Выпивали?" "Приезжай, сам посмотри". Приехал, посмотрел, похмыкал. Но...шеф - он и есть шеф: "Скорее всего, панель заказывали через Министерство обороны (т.н. "спецзаказ"). Потом она не потребовалась". И тут же вердикт: "Думать надо, соображать".

179

Re: Картинки, фото, видео

А какого года выпуска это реле?
В 990 веселые годы в Чебоксарах появилось некоторое количество кухонно-подвальных фирм, косящх под ЧЭАЗ. Какие-то компоненты собрали на свалке (недостаточно квалифицированно утилизировали), какие-то просто украли через забор, а что-то вроде бы сделали оригинальное (включая шильдик и шкалу). Может, по этой линии провести расследование?

180

Re: Картинки, фото, видео

Будучи на одном из объектов обнаружил интересные надписи на заводских шильдиках к указательным реле:

Post's attachments

20171206_121150.jpg 1.7 Мб, 1 скачиваний с 2017-12-08 

You don't have the permssions to download the attachments of this post.