1

Тема: Емкостной или электромагнитный ТН?

Сегодня, как правило, применяются емкостные ТН. Но действующая "Типовая инструкция по учёту электроэнергии... " РД 34.09.101.94, п.9.10 обязывает до напряжения 500 кВ включительно применять для учёта электромагнитные ТН. Вижу суперсовременный проект ВЛ 500 кВ с двумя ТН-ами - электромагнитным и емкостным. Не пережиток ли это? Ведь от электромагнитных ТН избавлялись  из-за феррорезонанса, пожарной опасности  (много  масла). Как-то не верится в необходимость такого требования в сегодняшних условиях.

2

Re: Емкостной или электромагнитный ТН?

Все, что я слышал по этому поводу - это то, что электромагнитные ТНы имеют лучшую точность (и поэтому их типа лучше использовать для коммерческого учета, ибо деньги)
Внешняя ссылка
Реально ли там настолько все плохо - не знаю.

3

Re: Емкостной или электромагнитный ТН?

Попробую поднять тему.
А с точки зрения обслуживания, какие ТН удобнее? Часто ли требуется выводить для ремонта или обслуживания, т.е. отключать от шин емкостные или индуктивные ТНы?

4 (2018-01-30 10:21:44 отредактировано l_yuriy)

Re: Емкостной или электромагнитный ТН?

ivalnik пишет:

Сегодня, как правило, применяются емкостные ТН. Но действующая "Типовая инструкция по учёту электроэнергии... " РД 34.09.101.94, п.9.10 обязывает до напряжения 500 кВ включительно применять для учёта электромагнитные ТН. Вижу суперсовременный проект ВЛ 500 кВ с двумя ТН-ами - электромагнитным и емкостным. Не пережиток ли это? Ведь от электромагнитных ТН избавлялись  из-за феррорезонанса, пожарной опасности  (много  масла). Как-то не верится в необходимость такого требования в сегодняшних условиях.

Я полагал, что с заменой воздушных выключателей на элегазовые, феррорезонанс на оборудовании с глухозаземлённой нейтралью должен исчезнуть. Или не так?

Чудес не бывает.

5

Re: Емкостной или электромагнитный ТН?

Не для всех элегазовых выключателей.
Еще емкостные тн можно сразу на шины подключать, а индуктивные только через разъединитель. С чем это связано?

6 (2018-01-30 11:52:13 отредактировано l_yuriy)

Re: Емкостной или электромагнитный ТН?

ТН-ы с емкостными делителями меньше по габаритам и дешевле. Это основные их преимущества. Зайдите в поиск, эти темы обсуждались. При отключении разъединителя тянется искровой шлейф, в котором присутствует высокочастотная составляющая. Сопротивление конденсатора зависит от частоты. Дальше по физике.

Чудес не бывает.

7

Re: Емкостной или электромагнитный ТН?

не запрещается ставить разъединитель, а разрешается не ставить, значит скорее всего емкостные ТН реже выводят в ремонт и реже требуется их коммутация.
ссылок по форуму не нашел, есть на старом форуме, но там только первая, вторая и последняя страница открывается

8

Re: Емкостной или электромагнитный ТН?

posetitel пишет:

не запрещается ставить разъединитель, а разрешается не ставить, значит скорее всего емкостные ТН реже выводят в ремонт и реже требуется их коммутация.
ссылок по форуму не нашел, есть на старом форуме, но там только первая, вторая и последняя страница открывается

Когда-то попадалось. Был уверен, что есть. Сейчас поискал - тоже не нашел. Извиняюсь.

Чудес не бывает.

9 (2018-01-30 22:19:42 отредактировано Lekarь)

Re: Емкостной или электромагнитный ТН?

ivalnik пишет:

Сегодня, как правило, применяются емкостные ТН. Но действующая "Типовая инструкция по учёту электроэнергии... " РД 34.09.101.94, п.9.10 обязывает до напряжения 500 кВ включительно применять для учёта электромагнитные ТН. Вижу суперсовременный проект ВЛ 500 кВ с двумя ТН-ами - электромагнитным и емкостным. Не пережиток ли это? Ведь от электромагнитных ТН избавлялись  из-за феррорезонанса, пожарной опасности  (много  масла). Как-то не верится в необходимость такого требования в сегодняшних условиях.

А так называемый ёмкостный ТН это вообще ТН ли? Все таки под трансформатором мы понимаем нечто иное, чем конденсатор)))

Добавлено: 2018-01-31 00:19:28

posetitel пишет:

Не для всех элегазовых выключателей.
Еще емкостные тн можно сразу на шины подключать, а индуктивные только через разъединитель. С чем это связано?

Почему Вы так думаете? Вот для индуктивных ТН все зависит от проектного решения. ТН, установленные на обходной системе шин, чаще всего без разъединителя. С разъединителем чаще всего ставили не один ТН, а ТН и разърядники или ОПН.
А потом, в делителях напряжения, что ремонтировать? В индуктивных  - масло, сопротивления обмоток.

10

Re: Емкостной или электромагнитный ТН?

Lekarь пишет:

А так называемый ёмкостный ТН это вообще ТН ли? Все таки под трансформатором мы понимаем нечто иное, чем конденсатор)))

Электромагнитная часть там имеется.

11

Re: Емкостной или электромагнитный ТН?

Lekarь пишет:

Почему Вы так думаете? Вот для индуктивных ТН все зависит от проектного решения. ТН, установленные на обходной системе шин, чаще всего без разъединителя. С разъединителем чаще всего ставили не один ТН, а ТН и разърядники или ОПН.

Имел ввиду, конечно же, рабочие системы шин (обходную не учитываю), в других схемах и без разъединителей индуктивнй ТН подключаются, согласен. ТН с разърядником или ОПН как раз и ставят на рабочих системах шин, но дело там не в разряднике.

Lekarь пишет:

А потом, в делителях напряжения, что ремонтировать? В индуктивных  - масло, сопротивления обмоток.

Это и пытаюсь понять. В емкостных ТН тоже есть индуктивная часть, там не надо никакого обслуживания проводить? И делители совсем необслуживаемые, получается?

12

Re: Емкостной или электромагнитный ТН?

posetitel пишет:

Это и пытаюсь понять. В емкостных ТН тоже есть индуктивная часть, там не надо никакого обслуживания проводить? И делители совсем необслуживаемые, получается?

Проверять нужно. См. "ОБЪЕМ И НОРМЫ ИСПЫТАНИЙ ЭЛЕКТРООБОРУДОВАНИЯ". РД 34.45-51.300-97. Может уже новее есть.
p.s. С точки зрения релейщика ёмкостные ТН сложнее.

Чудес не бывает.

13

Re: Емкостной или электромагнитный ТН?

posetitel пишет:

В емкостных ТН тоже есть индуктивная часть,

место расположения этой индуктивной части какое, внутри фарфоровой или композитной рубашки корпуса, к которому приложено рабочее напряжение или под самим корпусом, в виде отдельного ящика?

14

Re: Емкостной или электромагнитный ТН?

Lekarь пишет:

место расположения

  • ТН.gif
    size: 56.38Кб type: gif

15 (2018-01-31 20:23:02 отредактировано Lekarь)

Re: Емкостной или электромагнитный ТН?

Т.е. в данном случае это оборудование, состоящее из двух модулей, где каждый из модулей имеет свой корпус и характеристики, основным является  модуль конденсаторов. На мой взгляд именование такого устройства трансформатором напряжения - больше коммерческий ход, нежели необходимость. И наверное правильнее было бы даже на нормальных схемах указывать, что это емкостный ТН, по аналогии, например с линейным регулировочным трансформатором, который еще больше похож на трансформатор, но мало, что трансформирует.

16

Re: Емкостной или электромагнитный ТН?

Пока встряхиваю тему, чтобы не забыть на выходных, когда постараюсь ответить более основательно.
Чем отличается емкостной ТН от емкостного отбора напряжения? В первом случае выполняется емкостной делитель напряжения, после чего идет преобразование напряжение первичное - напряжение вторичное (U/U). Во втором случае емкость КС используется в качестве преобладающего сопротивления, здесь  ТОН является скорее датчиком тока, эквивалентного входному напряжению (U/I). И там, и там предусмотрена функция элемента присоединения ВЧ аппаратуры к линии электропередачи. Емкостной отбор напряжения ВЧ присоединение - основная функция, контроли напряжения и прочие РЗА - вспомогательная. Емкостной ТН основная функция - УРЗА (защиты, АПВ, измерение и прочее) - основная функция, ВЧ присоединение - вспомогательная.
По поводу подключения ТН к системам шин. Традиционный электромагнитный (масляный) ТН должен выводиться для технического обслуживания дважды в год. Емкостной, насколько понимаю, без таких средств гигиены обходится. Его можно техобслуживать и проверять с периодичностью вывода системы шин. Но вот на основании нескольких прецедентов было предписано выводить в ремонт масляные ТН только с выводом системы шин. Чуть позже от этого идиотизма ушли, но без обоснований.
Если кто эту тему поддержит, поддержу и сам.

17 (2018-02-02 09:21:08 отредактировано posetitel)

Re: Емкостной или электромагнитный ТН?

doro пишет:

Пока встряхиваю тему, чтобы не забыть на выходных, когда постараюсь ответить более основательно.
Чем отличается емкостной ТН от емкостного отбора напряжения? В первом случае выполняется емкостной делитель напряжения, после чего идет преобразование напряжение первичное - напряжение вторичное (U/U). Во втором случае емкость КС используется в качестве преобладающего сопротивления, здесь  ТОН является скорее датчиком тока, эквивалентного входному напряжению (U/I). И там, и там предусмотрена функция элемента присоединения ВЧ аппаратуры к линии электропередачи. Емкостной отбор напряжения ВЧ присоединение - основная функция, контроли напряжения и прочие РЗА - вспомогательная. Емкостной ТН основная функция - УРЗА (защиты, АПВ, измерение и прочее) - основная функция, ВЧ присоединение - вспомогательная.
По поводу подключения ТН к системам шин. Традиционный электромагнитный (масляный) ТН должен выводиться для технического обслуживания дважды в год. Емкостной, насколько понимаю, без таких средств гигиены обходится. Его можно техобслуживать и проверять с периодичностью вывода системы шин. Но вот на основании нескольких прецедентов было предписано выводить в ремонт масляные ТН только с выводом системы шин. Чуть позже от этого идиотизма ушли, но без обоснований.
Если кто эту тему поддержит, поддержу и сам.

Спасибо за ответ, все абсолютно в тему. Поддержать особо нечем, т.к. я - вопрошающий, своей информации мало.
Интересует как раз опыт эксплуатации, по сообщению стала понятна функция разъединителя у шинного ТН. Современные элегазовые ТНы также требуют обслуживания 2 раза в год или в этом плане можно приравнять к емкостным?
Было письмо от ФСК (скан или пдф не найду) о необходимости для учета ставить индуктивные ТНы, т.к. емкостные невозможно поверять и класс точности у них уходит со временем. Но сейчас такого вроде не требуют.

18

Re: Емкостной или электромагнитный ТН?

doro пишет:

По поводу подключения ТН к системам шин. Традиционный электромагнитный (масляный) ТН должен выводиться для технического обслуживания дважды в год..

Посмотрел паспорт и РЭ на НАМИ-220. Производитель пишет, что ТН не требует текущего ремонта в течении всего срока службы. Срок службы 30 лет.

19

Re: Емкостной или электромагнитный ТН?

Lekarь пишет:

Посмотрел паспорт и РЭ на НАМИ-220. Производитель пишет, что ТН не требует текущего ремонта в течении всего срока службы. Срок службы 30 лет.

Мы с вами этого уже не увидим, на это производитель НАМИ и рассчитывает smile Кого-то мне это напоминает ... Вспомнил, что читал в книжке по станциям, что каскадные электромагнитные ТН в принципе нельзя сделать классными (т.е. выше 1%). Потому, де, будущее за НДЕ. Нашел эту книжку, Л.Д. Рожкова и В.С. Козулин, "Электрическая часть станций и подстанций" для техникумов, 1987 г. Налегал на это (на точность во имя отца и сына и коммерческого учёта) , когда при реконструкции решали, как быть с КС и ШОН на линиях 220 кВ, помогло - предусмотрели три ТН на линии (в смысле - во всех трёх фазах). Учёт туда и подключили. И с синхронизацией (это ГЭС) всё  нормально теперь, и все фазы обработаны для ВЧ, если что. По цене дороже, наверное, чем КС + ШОН, ну, деньги - не моя территория.
С электромагнитными ТН столько проблем ... и феррорезонанс одна из них.

20 (2018-09-11 10:38:51 отредактировано VTEC)

Re: Емкостной или электромагнитный ТН?

Здравствуйте. Интересует вопрос: можно ли выводить емкостной ТН СШ 330кВ из работы не отключая СШ с помощью разьеденителя по опыту эксплуатации? И может кто знает где почитать?