1

Тема: Расчет нагрузки токовых цепей с реле РНТ-565, ДЗТ-11

Уважаемые коллеги,  прошу высказать свое мнение по следующему вопросу:
Какое сопротивление реле РНТ-565, ДЗТ-11 необходимо применять при расчете токовых цепей по методике
Королева, Либерзона. Насколько я понимаю методика должна быть следующая:
- определяется расчетный ток(для дифзащиты трансформатора это максимальный ток внешнего КЗ который
проходит через проверяемый ТТ, для дифзащиты шин это большая из следующих величин: уставка ДЗШ или величина тока КЗ на шинах
за минусом тока тока подпитки КЗ от ТТ проверяемого присоединения,
- для данного расчетного тока по заводским характеристикам реле определяется нагрузка реле в ВА, эту нагрузку
в ВА делим на расчетный ток в квадрате получаем нагрузку в Омах
- зная количество витков которые по уставкам РЗА необходимо выставить на реле, по соотношению
количества витков по уставкам РЗА к максимально возможному количеству витков на реле определяем нагрузку в Омах
для данного по уставкам РЗА количества витков
-подставляем вычисленную величину нагрузки в Омах в формулы методики Королева, Либерзона для определения сечения
кабеля токовых цепей.
При данном расчете возникают следующие вопросы:
-вычисленное сопротивление реле очень велико, т.е сечения кабелей токовых цепей получаются запредельными,
-насколько корректно переводить сопротивление реле из ВА в Омы через величину расчетного тока, ведь как я понимаю
сопротивление кабеля переводится из ОМ в ВА через величину номинального тока ТТ,
-по каким кривым(для нормального или аварийного режима) для ДЗТ-11 брать нагрузку реле и если по кривым аварийного
режима то где применять кривые нормального режима
-правильно ли по вашему я определяю величину расчетного тока для ДЗТ и ДЗШ 110-220кВ
Техн. документацию на реле прилагаю
Заранее благодарю за ваши комментарии по данной теме

Post's attachments

ДЗТ 11.pdf 859.23 Кб, 156 скачиваний с 2013-07-16 

Реле РНТ.pdf 2.13 Мб, 79 скачиваний с 2013-07-16 

You don't have the permssions to download the attachments of this post.

2

Re: Расчет нагрузки токовых цепей с реле РНТ-565, ДЗТ-11

Судя по характеристикам реле при увеличении тока нагрузка реле снижается, как и должно быть.
Например, на чертеже 10 файла по ДЗТ: при токе 5 А мощность нагрузки 23 ВА, сопротивление 23/5^2=0,92 Ом; при токе 14 А мощность 80 ВА, сопротивление 80/14^2=0,41 Ом.
Так что больших сопротивлений при КЗ не должно получаться

3

Re: Расчет нагрузки токовых цепей с реле РНТ-565, ДЗТ-11

Уважаемый Сергей89,
Спасибо за Ваш отклик на данную тему.
Относительно Вашего мнения есть следующие соображения:
1. Дело в том что при расчете токовых цепей по методике
Королева, Либерзона берется величина расчетного тока при внешнем КЗ за трансформатором
и эта величина бывает меньше номинального тока(5А). Например для ДЗТ 11/3 по характеристике рис 12 для Iрасч=4 А
Z=35ВА и соответственно 35/16= 2,18 Ом
2. И возникает вопрос почему нагрузку реле надо брать для нормального режима, а не для аварийного
например по рис 19(у нас по расчетам уставок РЗА для стороны 110кВ применяется 2-я рабочая обмотка) По рис 19 для
Iрасч=4 А Z=120ВА и соответственно 120/16= 7,5 Ом

4

Re: Расчет нагрузки токовых цепей с реле РНТ-565, ДЗТ-11

Вопрос актуальный. Я вот тоже не понимаю с нагрузкой тормозной обмотки. Для ДЗТ-11 при трехкратном превышении тока (вторичный ток Iр = 15А) потребляемая мощность обмотки составляет 85 ВА! Как такое может быть? Токи зачастую выше 3 крат поднимаются, а кривая этого даже не предусматривает!

5

Re: Расчет нагрузки токовых цепей с реле РНТ-565, ДЗТ-11

nicum пишет:

Вопрос актуальный. Я вот тоже не понимаю с нагрузкой тормозной обмотки. Для ДЗТ-11 при трехкратном превышении тока (вторичный ток Iр = 15А) потребляемая мощность обмотки составляет 85 ВА! Как такое может быть? Токи зачастую выше 3 крат поднимаются, а кривая этого даже не предусматривает!

Звонил по этому вопросу в ЧЭАЗ. Там ответили, что трансформатор реле насыщается, и при токах больших 15 А можно считать сопротивление реле статичным, т.е. при увеличении тока сопротивление реле будет можно считать равным сопротивлению при 15А.
Другой вопрос - кривые предельных кратностей для трансформаторов.
В моем случае ДЗТ-11 и кабель 80м потребляют 400ВА при максимальном сквозном ТКЗ, а производитель ТЛШ-10 дает значения кратностей только до 50ВА, и я не знаю, как быть. Звонил производителю, и они там вовсе удивились таким значениям мощности. Нет ли у кого типового расчета? Может быть я что-то упускаю.

Присоединяйтесь!!! Мы в социальных сетях и на Ютуб.

6 (2018-03-22 09:56:36 отредактировано nicum)

Re: Расчет нагрузки токовых цепей с реле РНТ-565, ДЗТ-11

Спасибо, насчет ДЗТ полезно, буду знать)
А Вашей нагрузке и я удивлен. 80 метров кабеля (медь, 2,5 кв. мм) дают где-то 14 ВА при номинальных 5 А... Или Вы ток при КЗ берете? Надо брать при номинальном вторичном токе.

7

Re: Расчет нагрузки токовых цепей с реле РНТ-565, ДЗТ-11

nicum пишет:

Спасибо, насчет ДЗТ полезно, буду знать)
А Вашей нагрузке и я удивлен. 80 метров кабеля (медь, 2,5 кв. мм) дают где-то 14 ВА при номинальных 5 А... Или Вы ток при КЗ берете? Надо брать при номинальном вторичном токе.

Да, выбор сечения проводов выбирается при номинальном токе. Но проверка на допустимую кратность производится по току КЗ. Нет, разве?

8

Re: Расчет нагрузки токовых цепей с реле РНТ-565, ДЗТ-11

Нет. Вся нагрузка при номинальном токе, кривые предельной кратности это учитывают

9

Re: Расчет нагрузки токовых цепей с реле РНТ-565, ДЗТ-11

nicum пишет:

Для ДЗТ-11 при трехкратном превышении тока (вторичный ток Iр = 15А) потребляемая мощность обмотки составляет 85 ВА! Как такое может быть? Токи зачастую выше 3 крат поднимаются, а кривая этого даже не предусматривает!

Нужно считать ток небаланса при максимальном внешнем КЗ, а потом уже, исходя из этого тока, определять какую мощность потребляет реле.

Long Live Rock'n'Roll

10

Re: Расчет нагрузки токовых цепей с реле РНТ-565, ДЗТ-11

High_Voltage пишет:

Нужно считать ток небаланса при максимальном внешнем КЗ, а потом уже, исходя из этого тока, определять какую мощность потребляет реле.

Да, согласен с Вами. В схеме с эл/мех дифреле не вся нагрузка ложится на ТТ одного плеча. Но все равно странно - если один из двух ТТ насытился (например от нагрузки кабеля до точки суммирования), то весь ток сквозного пойдет в ДЗТ. Значит, первый ТТ надо выбирать так, чтобы он не насыщался от кабеля при макс. токе. Ох и замудрено все. Приближенный расчет с запасом рулит! )

11

Re: Расчет нагрузки токовых цепей с реле РНТ-565, ДЗТ-11

Шабад М.А. - Расчеты релейной защиты и автоматики распределительных сетей. Пример 2.9

http://rzia.ru/uploads/678/thumbnail/Ps_wZnb7Wlqv9gDkijIY.jpg http://rzia.ru/uploads/678/thumbnail/Ps_wZnb7Wlqv9gDkijIY.jpg

Post's attachments

Сопротивление ДЗТ-11 при расчете ТТ.jpg 125.33 Кб, 1 скачиваний с 2018-03-23 

You don't have the permssions to download the attachments of this post.

12

Re: Расчет нагрузки токовых цепей с реле РНТ-565, ДЗТ-11

nicum пишет:

Приближенный расчет с запасом рулит!

Существует такой документ "Стандарт преприятия. Проверка работы трансформаторов тока в схемах релейной защиты." СТПЭ 5130000201-79. Разработан он кажется Горьковским ЭСП. Оригинала у меня нет,  есть копия  выпущенная нашей энергосистемой. Стандарт дает рекомендации по расчету ТТ на 10% погрешность. Хотя в нем много ошибок и опечаток, некоторые возможно из первоисточника, но в стандарте есть  хорошие таблицы с характеристиками, и кривыми предельной кратности огромного количества ТТ.  Я  поработал над ошибками с  текстовой частью, и добавил свои соображения (см. во вложении). Это может оказаться полезным для Вас.

Post's attachments

Проверка ТТна 10 проц. погр.pdf 1.31 Мб, 94 скачиваний с 2018-03-23 

You don't have the permssions to download the attachments of this post.

13 (2020-05-15 19:01:08 отредактировано Иванцов)

Re: Расчет нагрузки токовых цепей с реле РНТ-565, ДЗТ-11

Коллеги, добрый день!
На подстанции 220 кВ выполняется замена трансформаторов тока по стороне 220 кВ, в том числе в ячейке 220 кВ автотрансформатора.
К одной из обмоток ТТ 220 кВ подключается существующая дифзащита АТ, выполненная на реле ДЗТ-11.
По имеющимся уставкам сторона 220 кВ подключается к уравнительной обмотке Wур2 (22 витка) реле ДЗТ-11.
Я правильно понимаю, что в качестве нагрузки на обмотку ТТ можно принять сопротивление уравнительной и рабочей обмоток по 0,1 Ом (согласно Какуевицкому), т.е. суммарное сопротивление Zр = 0,2 Ом?
Графики мощности для нормального и аварийного режима в документации на ДЗТ-11 даны только для случая расчета нагрузки ТТ при подключении к нему тормозной обмотки?

14 (2020-05-15 19:49:21 отредактировано arco)

Re: Расчет нагрузки токовых цепей с реле РНТ-565, ДЗТ-11

Иванцов писал(а):
2020-05-15 13:52:59

Я правильно понимаю, что в качестве нагрузки на обмотку ТТ можно принять сопротивление уравнительной и рабочей обмоток по 0,1 Ом (согласно Какуевицкому), т.е. суммарное сопротивление Zр = 0,2 Ом?

Нет, это сопротивление обмоток реле постоянному току. По Какуевицкому эти величины приведены на стр. 102.

Иванцов писал(а):
2020-05-15 13:52:59

Графики мощности для нормального и аварийного режима в документации на ДЗТ-11 даны только для случая расчета нагрузки ТТ при подключении к нему тормозной обмотки?

Посмотрите кривые графиков мощности реле ДЗТ-11 в справочнике В.С. Алексеева, Реле защиты, рис 4.24. Т.к. технические характеристики этого реле  совпадают с МЗТ-11, то можно воспользоваться кривой 3 (при одностороннем питании АТ), или кривой 5 (при двухстороннем питании АТ).

15 (2020-05-16 15:24:07 отредактировано Иванцов)

Re: Расчет нагрузки токовых цепей с реле РНТ-565, ДЗТ-11

arco писал(а):
2020-05-15 19:48:25

Посмотрите кривые графиков мощности реле ДЗТ-11 в справочнике В.С. Алексеева, Реле защиты, рис 4.24. Т.к. технические характеристики этого реле  совпадают с МЗТ-11, то можно воспользоваться кривой 3 (при одностороннем питании АТ), или кривой 5 (при двухстороннем питании АТ).

У меня ко вторичной обмотке заменяемого ТТ подключается уравнительная обмотка Wур2 (22 витка) и рабочая обмотка Wр (8 витков) реле ДЗТ-11. В справочнике Алексеева графики (3 и 5) даны только для рабочей обмотки,каким образом тогда учесть потребление уравнительной обмотки?
Кроме того, на графиках дана зависимость мощности от МДС. Проверку ТТ на 10% погрешность я делаю для режима внешнего КЗ. Вторичный ток небаланса при внешнем КЗ составляет около 2 А. Чтобы найти МДС я должен вторичный ток небаланса     (2 А) умножить на число витков обмоток, подключенных к ТТ (т.е. 22 витка + 8 витков)? Т.е. МДС получается 2х30=60 А?


И еще вопрос. В том же Какуевицком есть график потребления мощности реле ДЗТ-11 в аварийном режиме. Он дан для последовательного соединения трех обмоток - тормозной, уравнительной и рабочей (т.е. это, как я понимаю, суммарная мощность трех обмоток при полном числе витков всех обмоток). Если у меня на вторичную обмотку ТТ подключены только 30 витков (22 витка уравнительной и 8 витков рабочей обмоток), а максимальное суммарное число витков тормозной, измерительной и рабочей обмоток составляет 93 витка, то можно ли взять значение мощности при токе небаланса и уменьшить его пропорционально подключенному числу витков (т.е. в моем случае 30/93 - примерно треть от мощности по графику)?

16 (2020-05-17 21:05:54 отредактировано arco)

Re: Расчет нагрузки токовых цепей с реле РНТ-565, ДЗТ-11

Иванцов писал(а):
2020-05-16 11:43:35

У меня ко вторичной обмотке заменяемого ТТ подключается уравнительная обмотка Wур2 (22 витка) и рабочая обмотка Wр (8 витков) реле ДЗТ-11. В справочнике Алексеева графики (3 и 5) даны только для рабочей обмотки,каким образом тогда учесть потребление уравнительной обмотки?

Тогда воспользуйтесь кривыми по справочнику Какуевицкого. На Рис. 21 дана мощность всех обмоток, включенных последовательно, а на рис. 20 дана мощность потребления тормозной обмотки. Вычитайте из полной мощности мощность тормозной обмотки при расчетном токе в реле.

Иванцов писал(а):
2020-05-16 11:43:35

Кроме того, на графиках дана зависимость мощности от МДС. Проверку ТТ на 10% погрешность я делаю для режима внешнего КЗ. Вторичный ток небаланса при внешнем КЗ составляет около 2 А. Чтобы найти МДС я должен вторичный ток небаланса     (2 А) умножить на число витков обмоток, подключенных к ТТ (т.е. 22 витка + 8 витков)? Т.е. МДС получается 2х30=60 А?

При расчете погрешности ТТ, берется максимальный сквозной ток, протекающий в расчетной ветви при внешнем КЗ.

Иванцов писал(а):
2020-05-16 11:43:35

И еще вопрос. В том же Какуевицком есть график потребления мощности реле ДЗТ-11 в аварийном режиме. Он дан для последовательного соединения трех обмоток - тормозной, уравнительной и рабочей (т.е. это, как я понимаю, суммарная мощность трех обмоток при полном числе витков всех обмоток). Если у меня на вторичную обмотку ТТ подключены только 30 витков (22 витка уравнительной и 8 витков рабочей обмоток), а максимальное суммарное число витков тормозной, измерительной и рабочей обмоток составляет 93 витка, то можно ли взять значение мощности при токе небаланса и уменьшить его пропорционально подключенному числу витков (т.е. в моем случае 30/93 - примерно треть от мощности по графику)?

Примерно так, но правильнее будет вначале  из полной мощности трех обмоток  вычесть мощность тормозной обмотки, затем определить мощность рабочей и уравнительной обмотки пропорционально количеству витков (30/65).

17 (2020-05-18 11:13:34 отредактировано Иванцов)

Re: Расчет нагрузки токовых цепей с реле РНТ-565, ДЗТ-11

arco писал(а):
2020-05-17 21:05:23

Тогда воспользуйтесь кривыми по справочнику Какуевицкого. На Рис. 21 дана мощность всех обмоток, включенных последовательно, а на рис. 20 дана мощность потребления тормозной обмотки. Вычитайте из полной мощности мощность тормозной обмотки при расчетном токе в реле.

Благодарю за ответы! График 21 дан для аварийного режима работы, а график 20 для нормального режима. Допустимо в этом случае вычитать мощности?

arco писал(а):
2020-05-17 21:05:23

При расчете погрешности ТТ, берется максимальный сквозной ток, протекающий в расчетной ветви при внешнем КЗ.

А вот здесь я споткнулся. Разве мощность реле не должна определяться при токе небаланса, который соответствует внешнему сквозному току КЗ? Разумеется, значение тока небаланса намного меньше, чем величина вторичного тока, соответствующая внешнему КЗ.

arco писал(а):
2020-05-17 21:05:23

Примерно так, но правильнее будет вначале  из полной мощности трех обмоток  вычесть мощность тормозной обмотки, затем определить мощность рабочей и уравнительной обмотки пропорционально количеству витков (30/65).

Спасибо!

18

Re: Расчет нагрузки токовых цепей с реле РНТ-565, ДЗТ-11

Иванцов писал(а):
2020-05-18 11:11:43

Благодарю за ответы! График 21 дан для аварийного режима работы, а график 20 для нормального режима. Допустимо в этом случае вычитать мощности?

Сопротивление тормозной обмотки  не изменяется от режима работы реле, т.к. она не имеет магнитной связи  с другими обмотками реле.  Тормозная обмотка предназначена для насыщения и увеличения магнитного сопротивления крайних стержней магнитопровода насыщающегося ТТ. Поэтому, можно вычитать мощности.

Иванцов писал(а):
2020-05-18 11:11:43

А вот здесь я споткнулся. Разве мощность реле не должна определяться при токе небаланса, который соответствует внешнему сквозному току КЗ? Разумеется, значение тока небаланса намного меньше, чем величина вторичного тока, соответствующая внешнему КЗ.

В расчетах защиты, предельно допустимая  погрешность ТТ принимается 10%. Для этого проверяется нагрузка на ТТ, что бы он работал с точностью в 10%. Если это условие не выполнится при внешнем КЗ, небаланс превысит ток срабатывания даже с торможением, и защита может  сработать излишне. Поэтому нагрузку на ТТ проверяют при максимальном сквозном токе КЗ.

19 (2020-05-19 14:51:00 отредактировано Иванцов)

Re: Расчет нагрузки токовых цепей с реле РНТ-565, ДЗТ-11

arco,
Большое спасибо Вам за ответы!

20

Re: Расчет нагрузки токовых цепей с реле РНТ-565, ДЗТ-11

Иванцов писал(а):
2020-05-19 14:49:37

Большое спасибо Вам за ответы!

Пожалуйста