1 (2011-09-05 19:02:03 отредактировано Konstantin)

Тема: Как выравниваются токи на секциях шин при переключениях ?

Как происходит выравнивание токов на секциях шин 6-10 кВ при оперативных переключениях?
По бланку переключений необходимо вывести трансформатор С1Т в ремонт. Включаем СВМ-110, включаем СВМ-6, отключаем ВМ-6 С1Т.

Очень прошу обьяснить или дать ссылку прочитать о сути этого процесса. Все говорят якобы выравниваются токи, а где и как не могу понять?
Для чего их выравнивать?
При этом выравнивании происходит хоть какое-то повышение проходящего тока через вводные выключатели (до какого уровня может повысится ток?)? Это делается только при разных положениях РПН на трансформаторах или всегда ?

А произошло следующее, при выводе в ремонт трансформатора включили СВМ-110, включили СВМ-6 и сразу отключился сам ВМ-6 С1Т. Схема на дешунтировании: 2 токовых реле РТ-40 (МТЗ-110-упорный контакт, на отключение ВМ-6-проскальзывающий контакт)+РП341 (2 шт)+РП321(2 шт). В цепи отключения от  проскальзывающего контакта (МТЗ-6) блинкера нет, но аварийная сигнализация прошла и сработал блинкер "Аварийное отключение ВМ-6 С1Т". По схеме не от чего другого отключится вроде бы не может. Вот и не могу понять, где проблема ? В уставках косяк ?

Не раз наблюдал переключения, да, немного начинает гудеть в районе СВМ-6 кВ, но ввода сами не отключались ни разу!
Вроде как всё нормально, по бланку переключений следующий пункт отключить как раз этот выключатель, но он сам отключился.
Ключи АВР на момент переключений были выведены!

2

Re: Как выравниваются токи на секциях шин при переключениях ?

Эти операции делаются при одинаковых положениях РПН(если Т одинаковые),прежде чем включить СВ 6 кВ выравнивают напряжение на секциях

мое отношение к окружающим зависит от того,с какой целью они меня окружают

3

Re: Как выравниваются токи на секциях шин при переключениях ?

Нужна однолинейная схема ПС, так ничего не понятно что Вы имели ввиду. О выравнивании токов ничего не знаю, а вот о выравнивании уровней напряжения при переключении соседних секций через секционый выключатель или для работы силовых трансов в параллель я знаю!!!, это необходимо делать, для того чтобы уменьшить величину уровнительного тока через секционник при запараллеливании двух разных источник ЭЭ (например трансформаторы).
При этом обычно работают предварительно РПНами. Дежурные сейчас обычно несут всякую отсебятину  ICQ/ad;)  ИМХО

Возможно отключение секционника при броске уровнительного тока... (когда две сети запарралеливаются)

4

Re: Как выравниваются токи на секциях шин при переключениях ?

ICQ/ab:)
Коллеги уже написали всё что надо.

Есть такое выражение образное, "выравнивание токов", один транс тянул 100А, другой 200А.
при ВЕРНОМ включении в параллель потекут токи по 150А, вот и выравняли :-).

судя по всему хорошо долбанули, включал при разнице 8 положений, не отключило :-) ( а страшно было :-) ), или уставка на секционике очень низкая, или трансы по 110кВ не были в параллели и сделали переток по 6кВ.

5 (2011-09-05 21:34:08 отредактировано Konstantin)

Re: Как выравниваются токи на секциях шин при переключениях ?

scorp пишет:

Эти операции делаются при одинаковых положениях РПН(если Т одинаковые),прежде чем включить СВ 6 кВ выравнивают напряжение на секциях

А как же быть, если переключения РПН под напряжением ВООБЩЕ в сетях указанием гл.инженера запрещены? Чтобы сделать одинаковые уровни напряжения на секциях (а в идеале одинаковые положения РПН) опять надо выводить трансформатор ! Как быть ?

Положения РПН на трансах не знаю, уточню, но сами трансформаторы одинаковые.
Я так понял всё зависит от первоначальной равности напряжений на секциях,

А ПРАВИЛЬНО ли я понял, что при неравенстве этих напряжений, ток через вводные выключатели увеличивается значительно (или даже ток со второй секции перешел на 1-ую и превысил уставку МТЗ) ???  Такое возможно ?

grsl пишет:

при ВЕРНОМ включении в параллель потекут токи по 150А, вот и выравняли

А при неверном может превысить уставку на одном из вводов ?

И ещё вопросик: встроенные трансформаторы тока (бушинги) подключены к ним токовые цепи к И1-И3 (по бланкам Кт.т.=150/5). Всего 5 отпаек (И1,И2,И3,И4,И5)  -  подключение к И1-И3 соответствует Кт.т.=150/5 ?   Паспорта нет, на шильдике не пишут.
Какие самые распространёные коэффициенты на встроенных ТТ 110 кВ ?

- Вопрос снимаю: отпайки подобраны на номинальный первичный ток  _http://leg.co.ua/info/transformatory/kontrolnye-i-signalnye-ustroystva-transformatorov-5.html
Если у меня 300 А то отпайка И1-И3 соответствует 150/5.....

Присоединяйтесь!!! Мы в социальных сетях и на Ютуб.

6

Re: Как выравниваются токи на секциях шин при переключениях ?

точного ответа я не могу дать на ваш вопрос.
очень приблизительно:
1. в срабатывание МТЗ мало верю, только если включили два несихронизированых транса по110кВ.
2. можно зная импедансы транса, мощности и разницу отпаек, посчитать циркулирующий реактивный ток, но для мтз его не хватит.
а вот то что я видел, но записей не делал, на другое смотрел, что циркулирующий ток, особено в первый момент может дать срабатывание тзнп, если будет низкая уставка и малое время срабатывания.

7

Re: Как выравниваются токи на секциях шин при переключениях ?

Видно здорово Ваш главный обжегся на молоке, раз так сильно дует на воду. Согласно ПТЭ (п.5.3.6) РПНы должны стоять в автоматическом режиме.
Теперь по делу. Выравнивание положений РПНов и выравнивание напряжений – две большие разницы и зависит от нагрузки каждого трансформатора. Обычно уставка МТЗ трансформатора это несколько номинальных токов (а то еще и с блокировкой по минимальному напряжению). Так что достичь уставки срабатывания защит, разгоняя РПНы в разные стороны, не получится. Мне самому не раз доводилось прогружать защиты трансформаторов таким способом.
Судя по описанию МТЗ, у Вас стоят реле времени РВМ-12. Они могут накапливать выдержку времени в случае, если не падает ротор из-за лаковых отложений на валу. У меня такое было, причем на не старых еще подстанциях.

8 (2011-09-06 08:34:29 отредактировано R14)

Re: Как выравниваются токи на секциях шин при переключениях ?

Был случай когда выравнивание напряжений не помогало. При включении СВ он отключался от защит. Оказалось что между векторами напряжений был приличный угол. Трансформаторы питались от разных источников между которыми был угол из за нагрузки.

9

Re: Как выравниваются токи на секциях шин при переключениях ?

Потому в 99% случаев ( если не в 100%) сначалa включаем секционик на высокой стороне трансов.

10

Re: Как выравниваются токи на секциях шин при переключениях ?

Расчетами РЗА не занимаюсь, но рискну предположить, что если нагрузка на той секции ввод которой отключился гораздо меньше, чем на второй, и уставка МТЗ, отстроенная от максимального рабочего тока оказалась меньше чем рабочий ток при параллельной работе

grsl пишет:

один транс тянул 100А, другой 200А. при ВЕРНОМ включении в параллель потекут токи по 150А

11

Re: Как выравниваются токи на секциях шин при переключениях ?

grsl пишет:

Потому в 99% случаев ( если не в 100%) сначалa включаем секционик на высокой стороне трансов.

Коллега вы пропустили

Konstantin пишет:

при выводе в ремонт трансформатора включили СВМ-110,

12

Re: Как выравниваются токи на секциях шин при переключениях ?

вадим пишет:

Расчетами РЗА не занимаюсь, но рискну предположить, что если нагрузка на той секции ввод которой отключился гораздо меньше, чем на второй, и уставка МТЗ, отстроенная от максимального рабочего тока оказалась меньше чем рабочий ток при параллельной работе

ну.... обычно считают МТЗху ВВ-6 с учетом работы АВР, т.е. на нагрузку от 2 секций шин.
Иное дело, если изначально МТЗху рассчитывали для максимальной чувствительности (минимальный, но достаточный для отстройки от сзп. ток срабатывания защиты), затем нагрузка возрастала, но актуализацию расчетных значений уставок защит так и не проводили. Хотя при подключении нагрузки должны уставки были проверяться.... в общем, гадание на кофейной гущще  ICQ/ag:D ))
но уставки проверьте все-равно ICQ/ad;)

13

Re: Как выравниваются токи на секциях шин при переключениях ?

Может сам привод ввода 6 кВ просто сорвался с защелки от встряски.

14

Re: Как выравниваются токи на секциях шин при переключениях ?

1.    В каком положении стояли РПН Т1 и Т2.
2.    Какой ток по стороне 110 и 6 кВ Т-1 и Т-2 был на момент переключения.
3.    Уставка МТЗ 110 кВ, Ктт ввода 6 кВ и на какой ток катушка отключения ввода 6 кВ (5 или 2,5 А).
4.              Уставка МТЗ СВ 6 кВ
После этого можно сделать вывод, а не гадать.

15

Re: Как выравниваются токи на секциях шин при переключениях ?

Благодарю за участие в моделировании возможных причин, но дело похоже ещё хуже. Посыпалась куча  неисправностей в процессе работы по ПВ трансформатора. Как только разберусь сам (?), отпишу обязательно.
Данные по токам привести не готов. Решил хоть положения РПН выяснить - нехватило времени.

Есть вопрос по существу:
1. Дайте пожалуйста ссылку на справочник по всем советским высоковольтным выключателям (сам не нахожу), где описаны паспортные данные катушек отключения и включения. Если ещё и с данными намоточных проводов(витки, диметр, омики) - вообще идеально будет. Постоянно периодически проблемы с катушками, а первоисточника нет, все шильдики уже осыпались.

Конкретно на сегодняшний день интересуют напряженческие катушки отключения в приводе ВМПП-10.
Скажите, для цепи отключения от БК-400 или от ~ ШУ 220В омические сопротивления катушек отключения отличаются ?

16 (2011-09-13 20:45:03 отредактировано hoh525)

Re: Как выравниваются токи на секциях шин при переключениях ?

Коллега, ссылку дать не могу, но раскопал инструкцию по приводу ППв-10 для  ВМПП с данными катушек ЭО и ЭВ переменного и постоянного тока. Для переменного 220В следующее:   провод ПЭВ-2 диам.0,23мм, 1800витков, сопротивление катушки 77 Ом, масса провода 0,080 кГ, ток при трогании 2,1 А, при втянутом сердечнике 1,7 А. Если Вас интересуют иные параметры, то постараюсь выслать фото таблиц по мылу. PS для пост тока 220В число витков равно
2600, диаметр тотже.