61

Re: Запрет АПВ оборудования после срабатывания УРОВ

Lekarь пишет:

Я придерживаюсь мнения, что шины надо опробовать от выключателей линий, на которых выполнено АПВ шин

логично,только не надо забывать, что есть много ПС с КРУЭ,где АПВ шин не бывает.Хотя некоторые из вышевисящих органов строго
интересовались почему это АПВ шин "у вас" нет.

мое отношение к окружающим зависит от того,с какой целью они меня окружают

62 (2018-10-04 21:19:53 отредактировано Lekarь)

Re: Запрет АПВ оборудования после срабатывания УРОВ

scorp пишет:

логично,только не надо забывать, что есть много ПС с КРУЭ,где АПВ шин не бывает.Хотя некоторые из вышевисящих органов строго
интересовались почему это АПВ шин "у вас" нет.

Это другая проблема. Если в КРУЭ произойдет повреждение, то вопросов, почему не было АПВ шин не будет - дуга разворотит конструкции и следов будет достаточно. Другое дело, если ДЗШ отработает некорректно и отключит без повреждения систему или секцию. Вот тут начнешь подпрыгивать, пока определишься, что система "чистая".
А, что неграмотность у многих это тоже проблема, которая обычно решается объяснением хотя бы одному из авторитетных инженеров в организации, в чем дело и почему так , а не иначе.

63

Re: Запрет АПВ оборудования после срабатывания УРОВ

nkulesh пишет:
Не понимаю, зачем может понадобиться не включать какие-то присоединения при работе защиты шин. Т.е. АПВ этих выключателей есть, введено, но от ДЗШ запрещено? "Я, например, хочу ..."  - это серьёзная причина, но почему именно при работе ДЗШ? И особенно - после успешного АПВ шин? Не могли бы вы привести какой-то пример?

Запрет АПВ при работе ДЗШ в наше время вводился при массовых операциях с шинными разъединителями. Сейчас что изменилось? Почему дискуссия на эту тему? Кстати, при автосборке применяется и слепое АПВ.

64

Re: Запрет АПВ оборудования после срабатывания УРОВ

Lekarь пишет:

Это другая проблема. Если в КРУЭ произойдет повреждение, то вопросов, почему не было АПВ шин не будет - дуга разворотит конструкции и следов будет достаточно. Другое дело, если ДЗШ отработает некорректно и отключит без повреждения систему или секцию. Вот тут начнешь подпрыгивать, пока определишься, что система "чистая".
А, что неграмотность у многих это тоже проблема, которая обычно решается объяснением хотя бы одному из авторитетных инженеров в организации, в чем дело и почему так , а не иначе.

Знаете, я был практически "свидетелем" КЗ на шинах КРУЭ 500 кВ, повреждение шинного ТН. ДЗО (RED) отключил повреждение очень быстро, ток КЗ был всего 47 мс, я осциллограммы смотрел.  И в общем-то никаких видимых следов. Вернули с дороги уезжающих уже шефов монтажа, отключили этот отсек и работали до замены ТН ещё с год. АПВ шин, конечно, не вводили ICQ/ab:)

Добавлено: 2018-10-05 14:25:54

scherenkov пишет:

nkulesh пишет:
Не понимаю, зачем может понадобиться не включать какие-то присоединения при работе защиты шин. Т.е. АПВ этих выключателей есть, введено, но от ДЗШ запрещено? "Я, например, хочу ..."  - это серьёзная причина, но почему именно при работе ДЗШ? И особенно - после успешного АПВ шин? Не могли бы вы привести какой-то пример?

Запрет АПВ при работе ДЗШ в наше время вводился при массовых операциях с шинными разъединителями. Сейчас что изменилось? Почему дискуссия на эту тему? Кстати, при автосборке применяется и слепое АПВ.

Да, но эта накладка типа "Запрет АПВ от ДЗШ" вводится в схеме ДЗШ, на панели ДЗШ, и там при этом вместе с выходными реле ДЗШ будут срабатывать и реле запрета АПВ, это запрет по другой цепи, 067, "прямой" или "безусловный" запрет. А речь идёт о запрете АПВ присоединения при любом срабатывании ДЗШ, цепь 065, от выходных реле ДЗШ. Я понимаю, ещё одна "степень свободы", на "усмотрение оперативного персонала", но обращаю внимание (в очередной раз) на то, что мы сами, а не только дежурные и диспетчеры, не сразу понимаем, о чём идёт речь. Релейщики СО теперь - другое сословие, как я заметил. взаимопонимание едва ли возможно.
Насчёт слепого АПВ при автосборке доаварийной схемы. У меня сразу вопрос - а как учесть, успешное было опробование шин или нет? Слепое - оно слепое и есть. Вот как раз такое присоединение надо либо не отключать от ДЗШ, либо уж запрещать его АПВ при любом отключении от ДЗШ, по цепи 065
("условный запрет АПВ").

65 (2018-10-05 05:22:11 отредактировано scherenkov)

Re: Запрет АПВ оборудования после срабатывания УРОВ

nkulesh пишет:

У меня сразу вопрос - а как учесть, успешное было опробование шин или нет? Слепое - оно слепое и есть. Вот как раз такое присоединение надо либо не отключать от ДЗШ, либо уж запрещать его АПВ при любом отключении от ДЗШ, по цепи 065
("условный запрет АПВ").

Запрет АПВ при неуспешном опробовании системы шин не даст произойти автосборке независимо от того, слепые АПВ на присоединение или нет.
Работая в РДУ имел дело с большим количеством различных схем ДЗШ. Однако, ни разу не попадались схемы, где был одновременно условный запрет АПВ как общей накладкой, так и индивидуальными накладками присоединений. Либо то, либо другое. Поэтому и возник вопрос. И может поэтому трудно найти взаимопонимание с работниками СО, ведь у них перед глазами очень много вариантов схем ДЗШ.

Присоединяйтесь!!! Мы в социальных сетях и на Ютуб.

66

Re: Запрет АПВ оборудования после срабатывания УРОВ

nkulesh пишет:

Знаете, я был практически "свидетелем" КЗ на шинах КРУЭ 500 кВ, повреждение шинного ТН. ДЗО (RED) отключил повреждение очень быстро, ток КЗ был всего 47 мс, я осциллограммы смотрел.  И в общем-то никаких видимых следов.

Как определили, что это внутри ТН, а не на ошиновке, отсеке, лючках или другом совместно размещенном оборудовании отсека или разъединителе? Причина повреждения какая была?

67

Re: Запрет АПВ оборудования после срабатывания УРОВ

На счёт АПВ шин.
ПУЭ, п. 3.3.2. Устройства АПВ должны предусматриваться для быстрого восстановления питания потребителей или межсистемных и внутрисистемных связей путем автоматического включения выключателей, отключенных устройствами релейной защиты.

Должно предусматриваться автоматическое повторное включение:
2) шин электростанций и подстанций (см. 3.3.24 и 3.3.25);

П. 3.3.24. АПВ шин электростанций и подстанций при наличии специальной защиты шин и выключателей, допускающих АПВ, должно выполняться по одному из двух вариантов:

1) автоматическим опробованием (постановка шин под напряжение выключателем от АПВ одного из питающих элементов);

2) автоматической сборкой схемы; при этом первым от устройства АПВ включается один из питающих элементов (например, линия, трансформатор), при успешном включении этого элемента производится последующее, возможно более полное автоматическое восстановление схемы доаварийного режима путем включения других элементов. АПВ шин по этому варианту рекомендуется применять в первую очередь для подстанций без постоянного дежурства персонала.

При выполнении АПВ шин должны применяться меры, исключающие несинхронное включение (если оно является недопустимым).

Должна обеспечиваться достаточная чувствительность защиты шин на случай неуспешного АПВ.

П. 3.3.25. На двухтрансформаторных понижающих подстанциях при раздельной работе трансформаторов, как правило, должны предусматриваться устройства АПВ шин среднего и низшего напряжений в сочетании с устройствами АВР; при внутренних повреждениях трансформаторов должно действовать АВР, при прочих повреждениях - АПВ (см. 3.3.42).

Допускается для двухтрансформаторной подстанции, в нормальном режиме которой предусматривается параллельная работа трансформаторов на шинах данного напряжения, устанавливать дополнительно к устройству АПВ устройство АВР, предназначенное для режима, когда один из трансформаторов выведен в резерв.

Post's attachments

Вывод АПВ шин в ОЭС СК.rar 1.18 Мб, 17 скачиваний с 2018-10-05 

You don't have the permssions to download the attachments of this post.

68 (2018-10-05 09:00:59 отредактировано Lekarь)

Re: Запрет АПВ оборудования после срабатывания УРОВ

scorp пишет:

некоторые из вышевисящих органов строго
интересовались почему это АПВ шин "у вас" нет.

Для сведения. Новые Правила по ликвидации аварий допускают отсутствие  АПВ шин не только в КРУЭ, но и в ЗРУ. п. 117, 119

69

Re: Запрет АПВ оборудования после срабатывания УРОВ

Bogatikov пишет:

Вывод АПВ шин в ОЭС СК.rar

Согласование ЦДУ не открывается. Остальное вроде понятно.

70

Re: Запрет АПВ оборудования после срабатывания УРОВ

Тут какой-то прикол на форуме. У меня не открываются жипеги, антивирус блокирует.

Post's attachments

Согласование ЦДУ на вывод АПВшин 500 кВ на РоАЭС.pdf 292.49 Кб, 18 скачиваний с 2018-10-05 

You don't have the permssions to download the attachments of this post.

71 (2018-10-05 09:57:15 отредактировано ПАУтина)

Re: Запрет АПВ оборудования после срабатывания УРОВ

Bogatikov пишет:

Иконка вложений Вывод АПВ шин в ОЭС СК.rar 1.18 Мб, 5 скачиваний с 2018-10-05

Ну наконец-то здравый смысл всё же вышел наружу...
архив сбоит, поэтому перезаливаю,

Извините, но меня мало заботят и интересуют тонкости в которые втянулись и смакуют асы РЗ, меня интересует принцип есть АПВ после УРОВ или нет?! мне как при расчётах устойчивости посчитать выдержку времени это аварийного возмущения?
и всё как-то прикалывало, а каким это чудом соберётся схема АПВ линии с синхронизацией, если  напряжение на шинах нуль!? или как произойдёт АПВ блока генератора должна распознаться и переключится на самосинхронизацию или как там, опять же если поставить его первым в очереди? или в начале СВ или ШСВ с автоопробованием шин ..., а затем последовательно в строгой очередности со стабильным значением интервала времени включения остальных сетевых элементов...

Post's attachments

Вывод АПВ шин в ОЭС СК.rar 1.18 Мб, 4 скачиваний с 2018-10-05 

You don't have the permssions to download the attachments of this post.

72 (2018-10-05 10:32:33 отредактировано scherenkov)

Re: Запрет АПВ оборудования после срабатывания УРОВ

ПАУтина пишет:
Извините, но меня мало заботят и интересуют тонкости в которые втянулись и смакуют асы РЗ, меня интересует принцип есть АПВ после УРОВ или нет?! мне как при расчётах устойчивости посчитать выдержку времени это аварийного возмущения?
и всё как-то прикалывало, а каким это чудом соберётся схема АПВ линии с синхронизацией, если  напряжение на шинах нуль!?

1.АПВ ВЛ при работе УРОВ в принципе допустимо. Типовые схемы УРОВ и ДЗШ на электромеханике это разрешают. Однако, в процессе эксплуатации, часто выполняют запрет АПВ любого выключателя при работе УРОВ.
2.После успешного опробования с КОН системы шин, на ней появится напряжение. АПВ ВЛ с синхронизацией станет возможным.

73

Re: Запрет АПВ оборудования после срабатывания УРОВ

По поводу #67. Конкретно для Ростовской АЭС, особенно на тот период, когда на ОРУ-500 были подключены 3 ВЛ (на одной СШ - одна линия, на второй - две) и два блока при полуторной схеме АПВ шин оправдано только для попытки сохранения транзита. Это уже определяется конфигурацией сети.
На моей ТЭЦ, которой отдал 10 лет трудовой биографии, на ОРУ-220 АПВ шин в виде автосборки испокон веку не было. было только автоматическое опробование от одной из линий (в зависимости от схемы сети на конкретный момент опробующее присоединение выбиралось оперативно). И то ухитрились после успешного АПВ на опробующем присоединении оперативно включить на неустраненное КЗ (об этом - на страницах http://dororz.ru/gra_8_1.htm). Была бы автосборка после работы ДЗШ, здесь бы орган контроля напряжения этого не позволил.
Потом под ввод УРОВ на ОРУ-110 в проекте АПВ шин после работы ДЗШ вообще не было заложено. Вышестоящий орган орган (ЦСРЗАИ) на мое недоумение ответил: так какое же АПВ на генераторах? Я бы сохранил АПВ шин хотя бы для сборки сети 110, как-никак - один из узлов электроснабжения немалого города. О работе УРОВ вообще речь не шла. Низзя, и все.
Один раз, правда, при работе в РДУ молодежь, постепенно захватывавшая власть в службе (очень одобряю, сильные ребята) высказали идею о разрешении АПВ при работе УРОВ. Мотивы - самоустранившееся КЗ на поврежденном присоединении, почему бы не отАПВшить? Но прислушались к моему мнению (на то время - самый старый по возрасту и опыту практической работы работник службы), взвесили все "за" и "против", от идеи отказались. Вроде бы нормативные документы этот вопрос не упоминают, пользуйтесь здравым смыслом.

74

Re: Запрет АПВ оборудования после срабатывания УРОВ

Lekarь пишет:

Как определили, что это внутри ТН, а не на ошиновке, отсеке, лючках или другом совместно размещенном оборудовании отсека или разъединителе? Причина повреждения какая была?

Не помню деталей, это давно было, в 2005-ом. Этот ТН сразу был плохой, ещё в конце 2004 при испытаниях повышенным напряжением его забраковали, отключили. Потом привезли другой, для изготовителей КРУЭ это покупное изделие, больше не испытывали, поставили. Они поехали на самолёт, включали без них, секунд через 40 он бабахнул. Вскрытие было, конечно. Я имел в виду - снаружи ничего не было видно, никаких "жертв и разрушений". Это вроде первое в стране КРУЭ 500 кВ было тогда, на БГЭС.

Добавлено: 2018-10-05 20:57:36

Bogatikov пишет:

Тут какой-то прикол на форуме. У меня не открываются жипеги, антивирус блокирует.

У меня вообще не скачиваются приаттаченные файлы, Avast не даёт, если его отключить - it works. Буквально пару дней
назад работало всё, на прошлой неделе точно.

Добавлено: 2018-10-05 21:26:32

doro пишет:

По поводу #67. Конкретно для Ростовской АЭС, особенно на тот период, когда на ОРУ-500 были подключены 3 ВЛ (на одной СШ - одна линия, на второй - две) и два блока при полуторной схеме АПВ шин оправдано только для попытки сохранения транзита. Это уже определяется конфигурацией сети.
На моей ТЭЦ, которой отдал 10 лет трудовой биографии, на ОРУ-220 АПВ шин в виде автосборки испокон веку не было. было только автоматическое опробование от одной из линий (в зависимости от схемы сети на конкретный момент опробующее присоединение выбиралось оперативно). И то ухитрились после успешного АПВ на опробующем присоединении оперативно включить на неустраненное КЗ (об этом - на страницах http://dororz.ru/gra_8_1.htm). Была бы автосборка после работы ДЗШ, здесь бы орган контроля напряжения этого не позволил.
Потом под ввод УРОВ на ОРУ-110 в проекте АПВ шин после работы ДЗШ вообще не было заложено. Вышестоящий орган орган (ЦСРЗАИ) на мое недоумение ответил: так какое же АПВ на генераторах? Я бы сохранил АПВ шин хотя бы для сборки сети 110, как-никак - один из узлов электроснабжения немалого города. О работе УРОВ вообще речь не шла. Низзя, и все.
Один раз, правда, при работе в РДУ молодежь, постепенно захватывавшая власть в службе (очень одобряю, сильные ребята) высказали идею о разрешении АПВ при работе УРОВ. Мотивы - самоустранившееся КЗ на поврежденном присоединении, почему бы не отАПВшить? Но прислушались к моему мнению (на то время - самый старый по возрасту и опыту практической работы работник службы), взвесили все "за" и "против", от идеи отказались. Вроде бы нормативные документы этот вопрос не упоминают, пользуйтесь здравым смыслом.

   Хм-м, как-то не приходило в голову, что после отказа выключателя присоединения и погашения шин через выходные реле ДЗШ можно включать напряжение на шины до выявления отказавшего выключателя, доотключения его, если это возможно, или ввода из схемы. КЗ на линии устранилось, но выключатель так и остался неотключенным, или отключенным не всеми фазами. И что потом с этим делать?
Схема и ДЗШ, и УРОВ в том виде, как они сложились к концу электромеханического века, однозначно предполагают запрет АПВ от ДЗШ (прямой запрет, безусловный запрет, запрет аПВ от реле запрета АПВ от ДЗШ - называйте как хотите) при действии УРОВ одного из присоединений. Это то, что с маркой 067, без накладки на панелях АУВ.
   К слову, слепое АПВ (АПВФ, по факту отключения выключателя) должно запрещаться во всех случаях отключения от ДЗШ, на мой взгляд. Смотрите сами, предположим, есть линия с АПВ ОШ (им и опробуются шины после отключения их от ДЗШ), линия с АПВФ и тр-р. Ну и ШСВ, конечно. После срабатывания ДЗШ запускаются АПВФ и АПВ ОШ. То, что с контролем отсутствия напряжения, предположим, имеет меньшую выдержку времени АПВ, и включает выключатель  питающей линии. Если успешно - и слава б-гу, следом включатся остальные, у кого есть АПВ КС. Присоединение с АПВФ включится тоже в свой срок. Но что произойдёт  если КЗ не устранилось?  Выключатель опробующей линии снова отключится. присоединения, у которых АПВ с контролем синхронизма, включиться не успеют и останутся отключенными - а АПВФ - будет запрещено по цепи 067 (срабатывание ДЗШ по цепи ввода чувствительного органа при опробовании шин).  Ну, стало  ещё меньше доводов за сохранение запрета АПВ от выходных реле ДЗШ.

75 (2018-10-05 12:25:16 отредактировано Lekarь)

Re: Запрет АПВ оборудования после срабатывания УРОВ

nkulesh пишет:

Не помню деталей, это давно было, в 2005-ом. Этот ТН сразу был плохой, ещё в конце 2004 при испытаниях повышенным напряжением его забраковали, отключили. Потом привезли другой, для изготовителей КРУЭ это покупное изделие, больше не испытывали, поставили. Они поехали на самолёт, включали без них, секунд через 40 он бабахнул.

Как узнали, что именно в модуле ТН бабахнуло? Какие признаки были? Или у него своя ДЗОШ или оптический датчик указал на модуль? Наверняка из КРУЭ перед подачей напряжения людей удалили. Или просто чутьё подсказало, что дело в ТН, раз его меняли?

Добавлено: 2018-10-05 14:24:42

76 (2018-10-05 13:05:55 отредактировано scherenkov)

Re: Запрет АПВ оборудования после срабатывания УРОВ

nkulesh пишет:

К слову, слепое АПВ (АПВФ, по факту отключения выключателя) должно запрещаться во всех случаях отключения от ДЗШ, на мой взгляд. Смотрите сами, предположим, есть линия с АПВ ОШ (им и опробуются шины после отключения их от ДЗШ), линия с АПВФ и тр-р. Ну и ШСВ, конечно. После срабатывания ДЗШ запускаются АПВФ и АПВ ОШ. То, что с контролем отсутствия напряжения, предположим, имеет меньшую выдержку времени АПВ, и включает выключатель  питающей линии. Если успешно - и слава б-гу, следом включатся остальные, у кого есть АПВ КС. Присоединение с АПВФ включится тоже в свой срок. Но что произойдёт  если КЗ не устранилось?  Выключатель опробующей линии снова отключится. присоединения, у которых АПВ с контролем синхронизма, включиться не успеют и останутся отключенными - а АПВФ - будет запрещено по цепи 067 (срабатывание ДЗШ по цепи ввода чувствительного органа при опробовании шин).  Ну, стало  ещё меньше доводов за сохранение запрета АПВ от выходных реле ДЗШ.

Где тут логика? Вы о чем?

Для примера во вложении карты уставок защит присоединений ПС Карталы-220. Там все АПВ присоединения и шин слепые.

Post's attachments

КУ_Карталы_220.xls 416 Кб, 9 скачиваний с 2018-10-05 

You don't have the permssions to download the attachments of this post.

77 (2018-10-05 13:05:07 отредактировано nkulesh)

Re: Запрет АПВ оборудования после срабатывания УРОВ

Lekarь пишет:

Как узнали, что именно в модуле ТН бабахнуло? Какие признаки были? Или у него своя ДЗОШ или оптический датчик указал на модуль? Наверняка из КРУЭ перед подачей напряжения людей удалили. Или просто чутьё подсказало, что дело в ТН, раз его меняли?

Добавлено: 2018-10-05 14:24:42

Там схема многоугольника, в узлах -ТН, так что "подозреваемых" немного было. ДЗО защищает узлы, если это присоединение укрупнённых блоков.  Вскрытие показало. Ну, конечно, я в релейном зале был, там метров 100, наверное, между ними.

Добавлено: 2018-10-05 23:03:58

scherenkov пишет:

Где тут логика? Вы о чем?

Я всё о запрете АПВ от ДЗШ, который выполняется при любом срабатывании ДЗШ, т.е. контактами выходных реле ДЗШ (не специальных реле запрета АПВ). Лучше, наверное, на схему опереться, когда-то в сердцах коллега Bogatikov прислал типовые схемы ЭСП, или можно по книжке ("голубой") Таубеса. У вас такая есть?

78 (2018-10-05 13:19:52 отредактировано scherenkov)

Re: Запрет АПВ оборудования после срабатывания УРОВ

nkulesh пишет:

Я всё о запрете АПВ от ДЗШ, который выполняется при любом срабатывании ДЗШ, т.е. контактами выходных реле ДЗШ (не специальных реле запрета АПВ). Лучше, наверное, на схему опереться, когда-то в сердцах коллега Bogatikov прислал типовые схемы ЭСП, или можно по книжке ("голубой") Таубеса. У вас такая есть?

Вот начало Ваших рассуждений:
"К слову, слепое АПВ (АПВФ, по факту отключения выключателя) должно запрещаться во всех случаях отключения от ДЗШ, на мой взгляд..."

Вот конец Ваших рассуждений:"Ну, стало  ещё меньше доводов за сохранение запрета АПВ от выходных реле ДЗШ."

Логика не просматривается, поэтому вопросы. И посмотрите приведенный пример ДЗШ где в автосборке только слепые АПВ.

79 (2018-10-05 14:00:57 отредактировано ПАУтина)

Re: Запрет АПВ оборудования после срабатывания УРОВ

scherenkov пишет:

После успешного опробования с КОН системы шин, на ней появится напряжение.

я извиняюсь, а процедура "опробования с КОН системы шин" что из себя представляет? и какова её длительность?,
а "КОН", как я понял, это "контроль отсутствия напряжения"

80

Re: Запрет АПВ оборудования после срабатывания УРОВ

Я правильно понял, что все присоединения на ПС Карталы имеют АПВ по факту отключения выключателя? Там есть место в таблице, где указана фиксация присоединений, и время АПВ, и цифры, типа: Анненск-5, Ракитная -10... Что означают эти цифры, это время АПВ, выдержка времени АПВ? Собственно, величина меня удивляет, такие большие паузы у АПВ первого цикла я никогда не видел. И как это реализовано, в РПВ-58 РВ на 9,0 с? Заменили реле?
  Понимаете, когда начинал описывать этот гипотетический случай, я держал в голове, что слепое АПВ всегда будет, оно ведь не контролирует напряжение на шинах, и  со своей выдержкой времени рано или поздно сработает. А по ходу описания заметил, что при срабатывании ДЗШ при опробовании будут срабатывать уже не только выходные реле, но и реле запрета АПВ от ДЗШ, которые по цепи 067 запретят любые АПВ, в том числе и АПВ по факту.
  И запрет АПВ  от ДЗШ (по цепи 065, через накладку) на присоединениях не введён?  В таблице вроде так написано. Вот об этом я и спрашивал несколько страниц назад - зачем он нужен тогда?
  Я слышал, что челябинская энергосистема старая, но разве её не коснулся циркуляр ещё ЦДУ ЕЭС о системной аварии в ОДУ Урала примерно 1999 г., запретивший включать линии с двухсторонним питанием без контроля синхронизма? Почему все АПВ - слепые? Это всё тупиковые линии, без питания?  Впрочем, к теме это не относится, извините. Да и ночь уже тут, на краю света ICQ/ab:)