81

Re: Запрет АПВ оборудования после срабатывания УРОВ

ПАУтина пишет:

я извиняюсь, а процедура "опробования с КОН системы шин" что из себя представляет? и какова её длительность?,
а "КОН", как я понял, это "контроль отсутствия напряжения"

Да последнее "контроль отсутствия напряжения".
Вот алгоритм опробования может быть разным. Во-первых под "отсутствием напряжения" каждый может понимать свое - ниже какого значения это отсутствие будет восприниматься отсутствием.
Во вторых отсутствие напряжения на шинах подразумевает наличие напряжения на линии от которой будем пробовать, что тоже не всегда хорошо, так как бывают схемы, что одним выключателем и шины опробуются и линия.

82

Re: Запрет АПВ оборудования после срабатывания УРОВ

При работе в наладке сия чаша меня миновала. А при переходе в эксплуатацию пришлось на нескольких линиях выполнить АПВ с элементами контроля. Немного пришлось почесать голову над терминами "ОН" (ниже 0,4 Uн) и "НН" (выше 0,8 Uн). Если бы речь шла о ТН на шинах, особых проблем бы не было (за исключением размещения дополнительных реле - РН-53 или РН-54 в плотном конструктиве панели). А здесь - ШОН, где в качестве элементов контроля участвуют токовые реле, включаемые последовательно с РКС. Обращаюсь в вышестоящий орган, получаю ответ "АХЗ". Вот и выкручивался на коэффициенте возврата.

83 (2018-10-05 18:47:49 отредактировано scherenkov)

Re: Запрет АПВ оборудования после срабатывания УРОВ

nkulesh пишет:

Я правильно понял, что все присоединения на ПС Карталы имеют АПВ по факту отключения выключателя? Там есть место в таблице, где указана фиксация присоединений, и время АПВ, и цифры, типа: Анненск-5, Ракитная -10... Что означают эти цифры, это время АПВ, выдержка времени АПВ? Собственно, величина меня удивляет, такие большие паузы у АПВ первого цикла я никогда не видел. И как это реализовано, в РПВ-58 РВ на 9,0 с? Заменили реле?  Понимаете, когда начинал описывать этот гипотетический случай, я держал в голове, что слепое АПВ всегда будет, оно ведь не контролирует напряжение на шинах, и  со своей выдержкой времени рано или поздно сработает. А по ходу описания заметил, что при срабатывании ДЗШ при опробовании будут срабатывать уже не только выходные реле, но и реле запрета АПВ от ДЗШ, которые по цепи 067 запретят любые АПВ, в том числе и АПВ по факту.   И запрет АПВ  от ДЗШ (по цепи 065, через накладку) на присоединениях не введён?  В таблице вроде так написано. Вот об этом я и спрашивал несколько страниц назад - зачем он нужен тогда?  Я слышал, что челябинская энергосистема старая, но разве её не коснулся циркуляр ещё ЦДУ ЕЭС о системной аварии в ОДУ Урала примерно 1999 г., запретивший включать линии с двухсторонним питанием без контроля синхронизма? Почему все АПВ - слепые? Это всё тупиковые линии, без питания?  Впрочем, к теме это не относится, извините. Да и ночь уже тут, на краю света

Добавлено: 2018-10-05 20:46:53

scherenkov пишет:

nkulesh пишет:Я правильно понял, что все присоединения на ПС Карталы имеют АПВ по факту отключения выключателя? Там есть место в таблице, где указана фиксация присоединений, и время АПВ, и цифры, типа: Анненск-5, Ракитная -10... Что означают эти цифры, это время АПВ, выдержка времени АПВ? Собственно, величина меня удивляет, такие большие паузы у АПВ первого цикла я никогда не видел. И как это реализовано, в РПВ-58 РВ на 9,0 с? Заменили реле?  Понимаете, когда начинал описывать этот гипотетический случай, я держал в голове, что слепое АПВ всегда будет, оно ведь не контролирует напряжение на шинах, и  со своей выдержкой времени рано или поздно сработает. А по ходу описания заметил, что при срабатывании ДЗШ при опробовании будут срабатывать уже не только выходные реле, но и реле запрета АПВ от ДЗШ, которые по цепи 067 запретят любые АПВ, в том числе и АПВ по факту.   И запрет АПВ  от ДЗШ (по цепи 065, через накладку) на присоединениях не введён?  В таблице вроде так написано. Вот об этом я и спрашивал несколько страниц назад - зачем он нужен тогда?  Я слышал, что челябинская энергосистема старая, но разве её не коснулся циркуляр ещё ЦДУ ЕЭС о системной аварии в ОДУ Урала примерно 1999 г., запретивший включать линии с двухсторонним питанием без контроля синхронизма? Почему все АПВ - слепые? Это всё тупиковые линии, без питания?  Впрочем, к теме это не относится, извините. Да и ночь уже тут, на краю света

Да, на ПС Карталы-220, ла и на большинстве ПС энергосистемы АПВ слепое (по факту отключения выключателя). Да, Ракитная -10 означает, что время АПВш присоединения Ракитная 10с и, чтобы иметь такое время, поменяли часовой механизм на реле времени АПВ.
Запрет АПВ по цепи 065 (запрет АПВ при работе ДЗШ) вводится, когда оперируют шинными разъединителями (перевод присоединений на одну из систем шин).
Серьезную аварию 2000 года помню, когда погасили юг Свердловэнерго и север Челябэнерго. Самое страшное погасили ПО Маяк, который гасит категорически нельзя! Повезло, на Маяке запустились мотор-генераторы. Циркуляр ОДУ Урала выпустило хороший, только не объяснило, где деньги брать на массовую реконструкцию ВЛ двухстороннего питания, а их громадное количество, оборудованное только резервными защитами, причем эти ВЛ не всегда принадлежат РАО ЕЭС. Есть и другие хозяева: ЧМК, ЧЭМК, ММК, РЖД, Маяк, Казахстан и т.д. И на этих многих десятках ВЛ необходимо установить конденсаторы связи с обеих сторон и ШОНы. Сложная задача.
Все линии на ПС Карталы-220 с двухсторонним питанием, но только с резервными защитами (последнее время появились ВЛ с полным набором защит).

84 (2018-10-08 05:43:32 отредактировано fromSiberia)

Re: Запрет АПВ оборудования после срабатывания УРОВ

Конечно интересно читать посты, а также "споры" гуру. Но все таки, в данном случае, что делать, как решить задачу нашего РДУ? Выбрать вариант который предложил arco, но его опровергает RamezV.
Если кому не трудно, может получиться сделать и выложить скрин, с вариантом решения вопроса.

Добавлено: 2018-10-08 09:42:51

arco пишет:

Если вы читали в #37 вложенную статью. там все подробно расписано и нарисовано. Бери и делай. Если не разберетесь, покажите опытному товарищу, он поможет. На крайний случай сбросьте более менее упорядоченные схемы мне, желательно в формате Визио, поможем чем сможем.

Посмотрел вашу статью, и если правильно понимаю, то мне можно использовать то, что написано в заключение, про дополнительные цепи запрета АПВ, с дополнительным монтажом. Так?

85 (2018-10-08 07:57:23 отредактировано nkulesh)

Re: Запрет АПВ оборудования после срабатывания УРОВ

"Запрет АПВ по цепи 065 (запрет АПВ при работе ДЗШ) вводится, когда оперируют шинными разъединителями (перевод присоединений на одну из систем шин)". - Вы имеете в виду, вводится накладка (переключатель) в схеме АУВ? Но смысла ведь в этом нет, т.к. в этом режиме вводится накладка (вроде Н2. Запрет АПВ от ДЗШ") в схеме самой ДЗШ, при этом вместе с выходными реле сработают и реле запрета АПВ от ДЗШ, и запрет произойдёт на всех присоединениях, где есть цепь 067. А ввести одну накладку оперативникам проще, верно? Скорее всего, и выести не забудут по окончании переключений ICQ/ab:)
Я, правда, ориентируюсь на схемы, описанные Таубесом в голубой и красной книжках, а это уже "лебединая песня" ЭСП в части ДЗШ на традиционных реле. 
  Собственно, в этих двух книжках и запрет АПВ от УРОВ настолько очевиден, что не обсуждается даже. К тому же УРОВ действует зачастую не только на останов ВЧ передатчика ДФЗ или ВЧБ, с целью отключения линии с отказавшим выключателем с противоположного конца, но сейчас и на посылку сигнала-команды ВЧТО (вроде везде она ВЧС №1). А разве "где-то в Сибири" могло быть сделано не так? И  какие соображения?
  Представим отказ выключателя с последующим действием УРОВ и отключение или ПС полностью (схема мостика), а при схеме со сборными шинами - системы или секции шин. Какой смысл подавать напряжение на шины, к которым остался подключенным неисправный выключатель? Нужно как можно  скорее его из схемы вывести и тогда уже её восстанавливать, разве не так?
  Понял свою ошибку, перечитав начало обсуждения. Речь была о том, как сделать чтобы УРОВ всегда запрещало АПВ через реле запрета АПВ в схеме ДЗШ. К слову, АПВ присоединений с другой стороны (линий, отключенных с противоположной стороны) не запрещается, если только не передаётся ВЧС №1, а это пока в сетях 110-220 кВ не правило, скорее редкость.  У Таубеса и цепь условного запрета АПВ от ДЗШ, и действие УРОВ на запрет АПВ от ДЗШ остаются, по сути, на усмотрение энергосистемы. Можно сделать, можно не делать.
  Честно говоря, не думал, что могут быть линии 110-220 кВ с двухсторонним питанием без возможности контроля наличия напряжения на ней. Всё-таки 21-ый век. Век живи - век учись ICQ/ab:)

86

Re: Запрет АПВ оборудования после срабатывания УРОВ

nkulesh пишет:

"Запрет АПВ по цепи 065 (запрет АПВ при работе ДЗШ) вводится, когда оперируют шинными разъединителями (перевод присоединений на одну из систем шин)". - Вы имеете в виду, вводится накладка (переключатель) в схеме АУВ? Но смысла ведь в этом нет, т.к. в этом режиме вводится накладка (вроде Н2. Запрет АПВ от ДЗШ") в схеме самой ДЗШ, при этом вместе с выходными реле сработают и реле запрета АПВ от ДЗШ, и запрет произойдёт на всех присоединениях, где есть цепь 067. А ввести одну накладку оперативникам проще, верно? Скорее всего, и выести не забудут по окончании переключений ICQ/ab:)
Я, правда, ориентируюсь на схемы, описанные Таубесом в голубой и красной книжках, а это уже "лебединая песня" ЭСП в части ДЗШ на традиционных реле. 
  Собственно, в этих двух книжках и запрет АПВ от УРОВ настолько очевиден, что не обсуждается даже. К тому же УРОВ действует зачастую не только на останов ВЧ передатчика ДФЗ или ВЧБ, с целью отключения линии с отказавшим выключателем с противоположного конца, но сейчас и на посылку сигнала-команды ВЧТО (вроде везде она ВЧС №1). А разве "где-то в Сибири" могло быть сделано не так? И  какие соображения?
  Представим отказ выключателя с последующим действием УРОВ и отключение или ПС полностью (схема мостика), а при схеме со сборными шинами - системы или секции шин. Какой смысл подавать напряжение на шины, к которым остался подключенным неисправный выключатель? Нужно как можно  скорее его из схемы вывести и тогда уже её восстанавливать, разве не так?
  Понял свою ошибку, перечитав начало обсуждения. Речь была о том, как сделать чтобы УРОВ всегда запрещало АПВ через реле запрета АПВ в схеме ДЗШ. К слову, АПВ присоединений с другой стороны (линий, отключенных с противоположной стороны) не запрещается, если только не передаётся ВЧС №1, а это пока в сетях 110-220 кВ не правило, скорее редкость.  У Таубеса и цепь условного запрета АПВ от ДЗШ, и действие УРОВ на запрет АПВ от ДЗШ остаются, по сути, на усмотрение энергосистемы. Можно сделать, можно не делать.
  Честно говоря, не думал, что могут быть линии 110-220 кВ с двухсторонним питанием без возможности контроля наличия напряжения на ней. Всё-таки 21-ый век. Век живи - век учись ICQ/ab:)

Раньше я уже писал, что запрет АПВ от ДЗШ вводился либо общей накладкой, либо индивидуальными накладками в схеме АУВ. Одновременное применение и тех и других накладок не предусматривалось и монтировали либо индивидуальные накладки, либо общую. Поэтому запрет АПВ от ДЗШ выполнялся в некоторых случаях нерациональным способом.

87

Re: Запрет АПВ оборудования после срабатывания УРОВ

scherenkov пишет:

Раньше я уже писал, что запрет АПВ от ДЗШ вводился либо общей накладкой, либо индивидуальными накладками в схеме АУВ. Одновременное применение и тех и других накладок не предусматривалось и монтировали либо индивидуальные накладки, либо общую. Поэтому запрет АПВ от ДЗШ выполнялся в некоторых случаях нерациональным способом.

   В типовых решениях ЭСП оба эти решения существовали одновременно, и в схеме управления выключателя БА-189/76 и в схеме ДЗШ с РНТ (там несколько вариантов было). Поэтому появляется ненужная, на мой взгляд, избыточность, запутывающая оперативников. Эта же накладка (ключ) есть в схеме АУВ ЭКРА.
   У нас на Востоке (Амурская область, Южная Якутия) энергосистема относительно молодая, 70-ых годов, к тому же сеть 220 кВ довольно долго была (да и сейчас ещё остаётся) системообразующей, поэтому обязательно АПВ КС (и даже АПВ УС), без контроля напряжения никуда. По поводу действия УРОВ на запрет АПВ (через схему ДЗШ) разногласий у ОДУ и РДУ не было, недавно участвовал (в 2017) в реконструкции на транзите.

88

Re: Запрет АПВ оборудования после срабатывания УРОВ

fromSiberia пишет:

Посмотрел вашу статью, и если правильно понимаю, то мне можно использовать то, что написано в заключение, про дополнительные цепи запрета АПВ, с дополнительным монтажом. Так?

Мои рекомендации предполагают  отсутствие контролей напряжения на ВЛ. Такие подходы у нас сложились изначально (система старая), и в процессе развития энергетики не сочли нужным оснащать все линии 110-220 кВ ШОНами или ТНами. Ставили только на некоторых связях со электростанциями.  В вашем случае, при выборе  условий запрета АПВ нужно учитывать конкретные схемы АПВ, в части контроля напряжения на ВЛ.  Хотя, если выполните рекомендации статьи, ничего криминального не будет.

89

Re: Запрет АПВ оборудования после срабатывания УРОВ

arco пишет:

Мои рекомендации предполагают  отсутствие контролей напряжения на ВЛ. Такие подходы у нас сложились изначально (система старая), и в процессе развития энергетики не сочли нужным оснащать все линии 110-220 кВ ШОНами или ТНами. Ставили только на некоторых связях со электростанциями.  В вашем случае, при выборе  условий запрета АПВ нужно учитывать конкретные схемы АПВ, в части контроля напряжения на ВЛ.  Хотя, если выполните рекомендации статьи, ничего криминального не будет.

Понял, спасибо.