41

Re: Асинхронный режим, асинхронный ход

АЛАР на генераторах называется "Защита от асинхронного режима без потери возбуждения". У ЧЭАЗа, к примеру, данную функцию выполняет устройство БЭ 1106 М. Цитата из книги Федосеева: "Последствия асинхронного хода для генератора могут быть очень тяжелыми. Так, например, были случаи возникновения у современных мощных машин при резонансных явлениях крутящих моментов на валу, значительно превышающих моменты при трёхфазных КЗ на их зажимах, что приводило к разрушениям машин". Защита срабатывает, если угол передачи превышает 180 град. и если центр качаний находится в защищаемом блоке. Если центр качаний в системе, то биения тока небольшие, опасности для генератора вроде как нет. Асинхронный ход опаснее для генератора, чем потеря возбуждения.

42

Re: Асинхронный режим, асинхронный ход

Саня пишет:

Ставиться и ещё как! Спасает, когда один генератор (или группа) убегает от другого генератора или группы одной и той же станции. Хорошо наблюдается, когда на станции установлены машины, мощности которых отличаются в разы.
ИМХО. Про асинхронный ход и асинхронный режим: существительное ХОД - производное от глагола ХОДИТЬ. Ходют у нас генераторы и движки. Значит асинхронный ход - присуще отдельным генераторам и синхронным движкам (или группе машин). Асинхронный режим - глобальнее, одна система относительно другой в асинхронном режиме с центром по линии или трансформатору. А вообще, данные понятия в разной литературе с успехом подменяют друг друга и как-то никто не задумывается над этим, ведь всё очевидно и понятно. Почти то же самое: микропроцессорные терминалы РЗА, микропроцессорные защиты, МУРЗы (по Гуревичу), цифровые защиты........

Саня, а вот скажите пожалуйста как же ставится АЛАР? Существуют вообще методические указания или пример расчета АЛАР?
Имеются исходные данные:
Генератор ТВФ-63-2 с переходным сопротивлением инд. характера x'(d)=0.224 Ом
экв сопротивления на стороне 110кВ X1cmax=2.259 ОМ и Х1cmin=3,567 Ом
Трансформатор ТД-80 : 110/10,5 кВ, Uk=10.5%.
изм тр-ры имеют коэф.-ты Ктт=1000/5 Ктн=110000/100.

43 (2018-04-28 10:42:53 отредактировано ПАУтина)

Re: Асинхронный режим, асинхронный ход

Ну так в описании БЭ 1106М и есть расчёт уставок АЛАР.

Прошу обратить внимание на слова "генератора относительно электростанции" из п. 5.15. СТО 59012820.29.020.008-2015: "Устройства АЛАР, устанавливаемые на генераторах, должны обеспечивать выявление и ликвидацию асинхронного режима возбужденного генератора относительно электростанции".  Чего добиться очень сложно или не возможно и тем более если на станции одинаковые генераторы.
Кроме того, нужно учесть, что типа "циклы асинхронного режима" или, как угодно, "хода" пока генераторы находятся под КЗ согласно п. 4.2.8. СТО 59012820.29.240.001-2011
(Настройка устройств АЛАР должна обеспечивать:
-   исключение  (блокировку)     срабатывания   устройств  АЛАР     при синхронных качаниях и при КЗ;
- выявление электрического центра качаний;
- учет количества циклов асинхронного режима;
- учет знака скольжения при выборе места ДС.) 
не являются таковыми по своему принципу и не должны учитываться, что является чистым божественным откровением для специалистов из групп расчётов СО: они считают почему-то, что провороты роторов генераторов во время действия КЗ - это асинхронный режим!

Высылаю методику и болванку (генератор примерно такой же мощности) для расчётов уставок (разберётесь), но что толку, где Вы возьмёте годографы сопротивлений по которым нужно строить "круги"?, нужно считать динамику, можно конечно почти неформально. Взять за основе x'd построить, если будет аварийный режим и годограф пересечёт хар-ку, то АЛАР сработает, а если не пресечёт, то и не сработает, может его ни когда и не будет.... но если сработает то гарантировать, что селективно ни как нельзя, если СО будет настаивать на установке, то так и выдать уставки, а если всё же излишне сработает, то отмазаться и сослаться на тот же СТО, где допускается несинхронная работа блочных АЛАР.

Post's attachments

#01АЛАР_ТГ1_{{{{}}}}}.xls 126 Кб, 36 скачиваний с 2018-04-28 

ТО_Цифровые защиты_изм. 2.pdf 1.31 Мб, 46 скачиваний с 2018-04-28 

You don't have the permssions to download the attachments of this post.

44

Re: Асинхронный режим, асинхронный ход

ПАУтина пишет:

Чего добиться очень сложно или не возможно и тем более если на станции одинаковые генераторы.

Сложно - да. Невозможно - нет. Отстройка от КЗ выполняется элементарно. Насколько хорошо работает та или иная реализация защиты, должно определяться при сертификации в в аккредитованных в СО лабораториях на требования СТО 59012820.29.020.008-2015.

45

Re: Асинхронный режим, асинхронный ход

Коллеги, подниму старую тему про асинхронный режим.
Подскажите, возможно ли на практике при асинхронном режиме двух энергосистем переход места ЭЦК с защищаемого транзита "за спину" при сохранении топологии сети неизменной?

Сеть:
Две ЭС с соотношением мощности 4:1, связь только по сети 220 кВ, очень слабая связь (через длинные транзиты и много нагрузки на них). Защищаемый транзит 220 кВ как раз между этими самыми двумя ЭС.
Ближайшие станции в сети 220 кВ на удалении (>300 км и 5-8 точек отбора мощности), асинхронный режим начинается с КЗ на шинах одной из них, АРВ и регуляторы представлены подробными моделями.

У меня расчетный годограф с защищаемого транзита смещается на втором цикле "за спину", а на третьем возвращается. Вот, ломаю голову может ли быть такое практически, ведь смещение при неизменной топологии означает изменение соотношений ЭДС.

Присоединяйтесь!!! Мы в социальных сетях и на Ютуб.

46

Re: Асинхронный режим, асинхронный ход

То, что эцк плавает и смещается от начального в какую-то сторону это нормально так как пока все регуляторы не выйдут на "максимум", но то что он то туда то сюда, это конечно не обычно.
Вопрос, а нагрузка на промежутках тоже точная модель, то есть с ДХН? Если не меняется топология, но параметры сети, то меняются.
И ещё, вопрос, а на чём считаете? К 4..5 циклах уже в полной мере ощущается действие АРС турбин.
Точно знаю, что не только модели но и сами результирующие процессы у Мустанга и Евростага отличаются, у последнего как будто их и нет...
Подобный процесс наблюдал несколько раз, если контролируемая связь-линия короткая от нескольких ом, до десятков ом, а  годограф "мечется"от десятков ом до сотен ом, то есть он изначально он не свой, но начало у него от места КЗ. Делаешь вывод, что можно поставить только резервную АЛАР по току.

Проблема конечно в том, как настраивать такую АЛАР, если первые 2 эцк в зоне, потом 1-2 вне зоны, а затем опять в зону, то выходит АЛАР согласно СТО - не более 5 циклов не может быть осмыслено специалистами СО. В СТО принципиально убрано, что резервная АЛАР настраивается на установившийся ар.

Добавлено: 2018-11-03 15:40:12

Бармалеич пишет:

ведь смещение при неизменной топологии означает изменение соотношений ЭДС.

Тут Вы правы, так может ЭДС и меняются если промежуточные отборы есть.

47

Re: Асинхронный режим, асинхронный ход

ПАУтина, считаем в Digsilent PowerFactory, нагрузки представлены P и Q const, без точного моделирования (90% нагрузки - тяга).
Склоняемся к выводу, что имеет место многочастотный асинхронный режим  ICQ/be%) : сначала "улетает" одна станция, а потом на втором цикле первого АР "проворачивается" другая станция со своим периодом асинхронного режима.

48

Re: Асинхронный режим, асинхронный ход

Бармалеич писал(а):
2018-11-06 11:35:49

сначала "улетает" одна станция, а потом на втором цикле первого АР "проворачивается" другая станция со своим периодом асинхронного режима.

Так я не подумал, хотя такое встречалось при моделировании АР на блоках станции.
А есть ли осциллограммы посмотреть...

49

Re: Асинхронный режим, асинхронный ход

Доброго времени суток.
Вопрос чисто теоретический.
Может ли сработать диф. защита (не важно чего) при асинхронном режиме в сети.
Ну например, как поведет себя ДЗТ если ЭЦК будет в зоне действия защиты или ДФЗ с такими же условиями.
Так же предположим что блокировки от качаний нет.

не судите строго), я только учусь!

50

Re: Асинхронный режим, асинхронный ход

Roman P писал(а):
2021-10-21 11:54:43

Может ли сработать диф. защита (не важно чего) при асинхронном режиме в сети.

Дифзащита должна быть отстроена от тока небаланса при протекании сквозного тока во всех режимах - нагрузочном, сквозном КЗ и асинхронном ходе - коэффициентом торможения, главным образом (и отстройкой начального тока)

ЭЦК здесь вообще не при делах, дифзащита реагирует на ток, не на напряжение, а понятие ЭЦК связано с точкой в сети, где напряжение (и сопротивление Z=U/I) равно нулю при асинхронном ходе.

ДФЗ при асинхронном ходе может пуститься, но алгоритм сравнения фаз токов по концам ЛЭП при исправном канале связи однозначно покажет, что повреждения на линии нет (через начало и конец линии протекает один и тот же ток).

51

Re: Асинхронный режим, асинхронный ход

retriever писал(а):
2021-10-21 12:25:45

дифзащита реагирует на ток, не на напряжение

А уравнительного тока разве не будет между узлами в разных концах от ЭЦК. В принципе согласен с предыдущим оратором про ДЗТ и ДФЗ. Но, например, было условно две крупные связи между двумя крупными энергосистемами. Одна из связей аварийно отключилась. На второй возник асинхронный ход. Место ЭЦК условно середина линии. Даже любопытно посмотреть как поведет себя ДЗЛ в этой ситуации. Интересно даже то, что вектора напряжений качаются в секундными амплитудами, а ДЗЛ работает за пару миллисекунд... Т.е. отстройка должна быть или по принципу действия, или по уставкам по токам. Не уверен, что все современные ДЗЛ промолчат в указанной ситуации.

52 (2021-10-21 14:08:02 отредактировано ПАУтина)

Re: Асинхронный режим, асинхронный ход

Roman P писал(а):
2021-10-21 11:54:43

Может ли сработать диф. защита (не важно чего) при асинхронном режиме в сети.
Ну например, как поведет себя ДЗТ если ЭЦК будет в зоне действия защиты или ДФЗ с такими же условиями.
Так же предположим что блокировки от качаний нет.

Да запросто, например если эцк попадёт в блочный трансформатор, то сработает его ДЗТ.
Такое явление случилось в Анадырском энергоузле при включении турбогенератора 25 МВт к сети в которой работала газомоторная ТЭЦ. Была неудачная синхронизация и сработала ДЗТ трансов 35/6 газомоторки и было погасение всей, так сказать, микроЭС г. Анадыря. В сожалению, осциллограмм не было, но потом смоделировали в MatLab и для некоторых режимов действительно токи в ТР  были развёрнуты, т.е. создавались условия для работы ДЗТ.
Стоят защиты и там нет блокировки от АР, кто ж знал что такое будет ... ведь обычно такая блокировка есть только в РЗ линий, а на блоках она и не ставится, там ставятся АЛАР!
Вообще из-за большого сопротивления генераторов, вероятность попадания эцк в ТР мало вероятна, но возможна

53

Re: Асинхронный режим, асинхронный ход

Что то странное творится. ЭЦК это что КЗ что ли? По моему нет. И по уравнениям тоже нет. При АХ по линии течет один и тот же ток определяемый разностью напряжений по концам. Да, он не чистая синусоида а биения, ну и что? ДЗЛ по мгновенным значениям чувствовать не должна. Если считать Фурье от биений будут конечно колебания, но чтобы это привело к развороту... неправдоподобно.

54

Re: Асинхронный режим, асинхронный ход

zigzag писал(а):
2021-10-21 14:29:00

Что то странное творится. ЭЦК это что КЗ что ли? По моему нет. И по уравнениям тоже нет. При АХ по линии течет один и тот же ток определяемый разностью напряжений по концам. Да, он не чистая синусоида а биения, ну и что? ДЗЛ по мгновенным значениям чувствовать не должна. Если считать Фурье от биений будут конечно колебания, но чтобы это привело к развороту... неправдоподобно.

А какая может быть разница по модулю напряжения на концах линии, если ЭНЦ будет смещен к одному из концов линии?

не судите строго), я только учусь!

55

Re: Асинхронный режим, асинхронный ход

ANTi_13 писал(а):
2021-10-21 13:35:33

Даже любопытно посмотреть как поведет себя ДЗЛ в этой ситуации. Интересно даже то, что вектора напряжений качаются в секундными амплитудами, а ДЗЛ работает за пару миллисекунд... Т.е. отстройка должна быть или по принципу действия, или по уставкам по токам. Не уверен, что все современные ДЗЛ промолчат в указанной ситуации.

Если с самого начала не будет проблем со всякими насыщениями ТТ, то для ДЗЛ это режим примерно как сквозное КЗ, причем при АХ ток обычно меньше

56

Re: Асинхронный режим, асинхронный ход

Включение двух систем в зоне ДЗЛ при угле между напряжениями 180 градусов. Срабатывание диф.защиты тут может произойти только из-за насыщения ТТ.

Post's attachments

current.png 59.04 Кб, файл не был скачан. 

You don't have the permssions to download the attachments of this post.

57

Re: Асинхронный режим, асинхронный ход

Roman P писал(а):
2021-10-21 15:08:28

А какая может быть разница по модулю напряжения на концах линии, если ЭНЦ будет смещен к одному из концов линии?

Не очень понял вопрос. Если ЭЦК будет на одном из конце линии? Ничего необычного не будет. Я может скажу очевидные вещи но ЭЦК это НЕ точка, где U и Z равны нулю, это точка где они периодически снижаются до нуля (действующее значение или низкочастотная огибающая биений). При периоде качаний 2 с в ЭЦК будет ноль по напряжению раз в 2 с. Но это никак не отменяет того что между концами линии есть разность напряжений (которая тоже, конечно как то меняется) и под ее действием течет один и тот же ток во всей линии и вообще во всем контуре схемы двухмашинного асинхронного хода.

58

Re: Асинхронный режим, асинхронный ход

zigzag писал(а):
2021-10-21 20:35:52

Не очень понял вопрос. Если ЭЦК будет на одном из конце линии? Ничего необычного не будет. Я может скажу очевидные вещи но ЭЦК это НЕ точка, где U и Z равны нулю, это точка где они периодически снижаются до нуля (действующее значение или низкочастотная огибающая биений). При периоде качаний 2 с в ЭЦК будет ноль по напряжению раз в 2 с. Но это никак не отменяет того что между концами линии есть разность напряжений (которая тоже, конечно как то меняется) и под ее действием течет один и тот же ток во всей линии и вообще во всем контуре схемы двухмашинного асинхронного хода.

Я вот что не понимаю.
Если рассмотреть конкретный момент времени при АХ (как на картинке)
Получается что на шинах U1 модуль напряжения равен 0,7 о.е. на шинах U2 модуль напряжения равен 0,15 о.е.
При это протекает определенная мощность равная на шинах U1 и U2. (это верно?)
Следовательно величина тока в конкретный момент времени будет отличаться? В данном случае на шинах U2 больше чем на U1.

Post's attachments

Снимок.JPG 27.78 Кб, файл не был скачан. 

You don't have the permssions to download the attachments of this post.
не судите строго), я только учусь!

59

Re: Асинхронный режим, асинхронный ход

Roman P писал(а):
2021-10-21 20:57:19

Я вот что не понимаю.
Если рассмотреть конкретный момент времени при АХ (как на картинке)
Получается что на шинах U1 модуль напряжения равен 0,7 о.е. на шинах U2 модуль напряжения равен 0,15 о.е.
При это протекает определенная мощность равная на шинах U1 и U2. (это верно?)
Следовательно величина тока в конкретный момент времени будет отличаться? В данном случае на шинах U2 больше чем на U1.

На рисунке показан модуль напряжения. При просадке U до нуля в ЭЦК напряжения по концам однородной линии разворачиваются на 180. Так что по мощности там надо аккуратно смотреть со знаком. И как это получается что мощность равна U1 или U2?
Напряжения точно разные, поэтому при одном и том же токе разные мощности U1*I  и U2*I. Разница между этими мощностями теряется в сопротивлении линии. Это всё не отменяет одного и того же тока. Здесь один контур и единственное уравнение это
e1 - e2 = i * (z1 + z2 + zline)

60 (2021-10-22 01:25:56 отредактировано ПАУтина)

Re: Асинхронный режим, асинхронный ход

zigzag писал(а):
2021-10-21 14:29:00

ЭЦК это что КЗ что ли? По моему нет.

максимум тока при АР может в 2 ... 2,5 раза превосходить значение максимума ТКЗ, причём практически всегда больше в 1,5 раза, что можно встретить на реальных и расчётных осциллограммах.
если даже разворота токов нет (хотя при эцк векторы ЭДС по концам Тр развёрнуты относительно друг-друга на 180 гр, т.е. направление противоположное), то как силовой, так и ТТ уходят в глубокое насыщение, ой  и кто за язык тянул... только Вы нашим гостотворцам не говорите, а то счас начнут новые СТО создавать и мозг выносить....