1 (2019-08-09 19:29:21 отредактировано Alex_88)

Тема: Регулирование автотрансформатора

Добрый день коллеги!

Появилось несколько вопросов, в том числе и по КИПиА, а я релейщик.
Хотел сперва спросить относительно датчиков положения РПН, а именно:
4-20 mA,
резистивный датчик,
BSD код.

Какие кабели нужно заказывать для каждого из них? Подойдут обычные контрольные
1,5 мм2, если длина кабеля от ОПУ до трансформатора - более 200 м?
Какой из этих датчиков лучше использовать для таких длин и на подстанции?

Еще смущает один момент. Дело в том, что есть две подстанции. И если на одной из них будут стоять автотрансформаторы с РПН в котором есть все перечисленные датчики, то на другой китайские автотрансформаторы с РПН в котором есть только BCD. На BCD написано, что максимальное напряжение 220 В постоянного тока, а УП-25-Г выдает только +24 В. Это ничего? И вообще какое напряжение работы всех этих датчиков?

Спрашиваю потому, что разрабатываю схему группового регулирования напряжения, и столкнулся с данными проблемами. Вообще кто нибудь в последнее время делал групповое регулирование? Как вы решили проблему блокирования РПН при рассогласовании на одну ступень, а при рассогласовании на две ступени - отключение автоматов питания?

А то я так и не придумал как это сделать без использования пром реле. Однако у автотрансформатора 13 ступеней, а значит это 13 шт. пром. реле - повторителей положения. ступеней. Прибавим к этому все дискретные сигналы (блокировка по току, конечные положения, блокировка по температуре и т.д) которые надо размножить на два терминала, и получается по 25 шт. пром реле на каждый терминал. Итого 50 шт.
Чет эта цифра меня убивает ICQ/ac:( . Может есть более простой выход?

2 (2019-08-10 06:54:53 отредактировано Andrews28)

Re: Регулирование автотрансформатора

Уточните комплектацию шкафа привода РПН на тр-рах китайского пр-ва.
Есть интиресные нюансы, в частности в самом шкафу РПН может стоять китайский контроллер РПН или идти россыпью с тр-ром. Может быть два выхода по BCD коду.
Доберусь до рабочего стола, отвечу более детально.

Добавлено: 2019-08-10 14:36:19

Alex_88 писал(а):
2019-08-09 19:28:24

Какие кабели нужно заказывать для каждого из них? Подойдут обычные контрольные
1,5 мм2, если длина кабеля от ОПУ до трансформатора - более 200 м?

На токовый сигнал брали 2,5 мм.кв. На ВСD обычные 1,5 кв.мм.
Длина  не особо критична. Другое дело что токовый сигнал такой величины  может быть более восприимчив к помехам.
Еще в местном ПМЭС говорили, что были случаи выгорания токовых датчиков, но обычно их было два.

Alex_88 писал(а):
2019-08-09 19:28:24

Какой из этих датчиков лучше использовать для таких длин и на подстанции?

Все зависит от того, какое текущее оборудование Вы имеете перед собой или используете в проекте!
На ПС 220 кВ без ГЩУ заводили BCD или 4..20 в указатель положения (УП) РПН (стоял в шкафу с автоматикой РПН), оттуда дергали RS-485ым в АСУ ТП.
В другом случае заводили BCD код в терминал РЗА пр-ва ЧЭАЗ оттуда брали сигнал положения для УП.

Совсем недавно попался АТ с пофазным регулированием, самое интиресное что резистивные датчики в каждой фазе разные! На ПУ стоял один логометр с мешаниной из подстроечных резисторов и переключателем для выбора фазы. Решил вместо него поставить три УП с интеграцией в ССПИ, заодно и сигнализацию рассинхрона на АРМ вывести.
Старые и новые резистивные схемы хорошо состыковывать с современными УП где можно задавать значение измеряемой величины соответствующее определенной ступени.

Добавлено: 2019-08-10 14:48:10

Alex_88 писал(а):
2019-08-09 19:28:24

ще смущает один момент. Дело в том, что есть две подстанции. И если на одной из них будут стоять автотрансформаторы с РПН в котором есть все перечисленные датчики, то на другой китайские автотрансформаторы с РПН в котором есть только BCD. На BCD написано, что максимальное напряжение 220 В постоянного тока, а УП-25-Г выдает только +24 В. Это ничего? И вообще какое напряжение работы всех этих датчиков?

Величина напряжения не критична.

С китайскими трансформаторами всегда идет контроллер РПН который сам принимает BCD-код и выдает положение РПН на своем экране, также он может выступать как ус-во АРНТ с блокировками и т.д, кроме того он выдает номер ступени по RS-485 и/или BCD.
Везде где такой девайс был я его использовал как УП.
У Вас есть такой девайс?

3

Re: Регулирование автотрансформатора

Изобретаете велосипед? ICQ/ag:D
По кабелю 1,5мм подойдут.

А зачем вы в свою самоделку заводите сразу три датчика положения РПН?

4 (2019-08-10 14:20:12 отредактировано Alex_88)

Re: Регулирование автотрансформатора

KonnovIN писал(а):
2019-08-10 13:24:50

Изобретаете велосипед? ICQ/ag:D
По кабелю 1,5мм подойдут.

А зачем вы в свою самоделку заводите сразу три датчика положения РПН?

Я наверное не совсем правильно написал, а вы неправильно поняли. Думал, что это очевидно. Имелось в виду не групповое регулирование трех однофазных автотрансформаторов (или автотрансформатора с однофазным приводом), а двух разных автотрансформаторов с трехфазным РПН. То есть требуется групповое регулирование двух трехфазных приводов, с возможностью переключения между ведущий/ведомый.

Заказчик хочет «ТОР 200 Р 63». Терминал поддерживает регулирование только одного автотрансформатора, и то только однофазной группы (что честно говоря странно). Приходиться запарралеливать три входа сигнализации о "работе РПН" под один имеющийся.
Но! Автотрансформаторы 220/110 кВ, и по 110 кВ работают параллельно! То есть нужен контроль рассогласования. И тут блин тупик. Эти ТОР могут контролировать три привода, а два нет!

Andrews28 писал(а):
2019-08-10 06:48:10

Решил вместо него поставить три УП с интеграцией в ССПИ, заодно и сигнализацию рассинхрона на АРМ вывести.

Можно узнать какое ССПИ использовали, и как организовывали контроль? Сами писали логику?

Andrews28 писал(а):
2019-08-10 06:48:10

С китайскими трансформаторами всегда идет контроллер РПН который сам принимает BCD-код и выдает положение РПН на своем экране...
У Вас есть такой девайс?

Да есть SHM-1 в связке с HMK-7. Как раз и думал взять BSD код который выдает HMK-7 и завести на УП-25-Г который уже по RS485 (Modbus) стыкуется с «ТОР 200 Р 63». УП-25-Г будет выступать как конвертор. Этот HMK-7 вроде выдает и RS485, но не уверен насчет связи HMK-7 с «ТОР 200 Р 63»

Andrews28 писал(а):
2019-08-10 06:48:10

...также он может выступать как ус-во АРНТ с блокировками и т.д...

Нет, этот HMK-7 - просто УП, только китайский.

Просмотрел всех российских производителей. Удивлен относительно логики регулирования напряжения в терминалах ЭКРЫ, РЕЛЕМАТИКИ, СИРИУС, АНТРАКС. Такое чувство как будто у них у всех один сферический трансформатор в вакууме, т.е. на подстанции.
Понимаю конечно, что разработаны терминалы для индивидуального регулирования на распред. сетях. Но у всех у них написана возможность регулирования АВТОТРАНСФОРМАТОРА. Интересно, где они видели автотрансформаторы с индив. регулированием (т.е. раздельной работой по шинам СН) ICQ/bn:dont_knov:?
У ЭКРЫ и Сириуса вообще контроль рассогласования от внешнего сигнала. Где этот самый сигнал взять непонятно. Единственно у Релематики есть контроль рассогласования трех приводов, но он не работает если приводов ДВА!

Вот и приходиться что то придумывать, да еще с учетом того что ведущий/ведомый может меняться местами.

А как у вас происходит система регулирования на крупных ПС с параллельной работой  систем шин СН? Какие устройства / терминалы используете? Позволяют они организовывать контроль рассогласования и функцию ведущий / ведомый?

Присоединяйтесь!!! Мы в социальных сетях и на Ютуб.

5

Re: Регулирование автотрансформатора

Видите ли, природа (и СССР и Россия, как части её),  очень разнообразна. "Где вы видели ..." - на двух ГЭС, где пришлось поработать, вообще в схеме один АТ связи 220 и 500 кВ был. Отец (или мать?) у этих схем, правда, один - Ленгидропроект. Точнее, одна трёхфазная группа однофазных АТ.  Регулирования напряжения там нет, конечно, АРВ генераторов всё делают. Перевести (перключить) РПН можно - и достаточно. Помню и ПС. примерно тридцать лет проработавшую с одним АТ 220/110 кВ (это была её проектная схема). Всякое бывает.
   Да, автоматические регуляторы напряжения (Сириус, ЭКРА) встречались только для одного , работающего индивидуально трансформатора или автотрансформатора. Рассогласование положений двух приводов АТ, работающих на общие шины? Хм-м. А если у них вообще разное число ступеней, сегодня это более чем вероятно? Вы предполагаете сделать такой контроль только по положению привода (и переключателя)? И в каком из двух устройств (терминалов РН) вести этот контроль? И что делать, если рассогласование возникло (что опять-таки весьма вероятно, у каждого РН свои измерительные органы, вполне возможно состояние, когда  в одном РН сформировалась команда на переключение, а в другом - нет)? А после переключения, как я понимаю, напряжение изменится, и команда уже не сформируется. Так и оставить, один (условно) в 19-ом положении, а другой - в 20-м? Надо (мне) наверное, классиков почитать, мы не первые живём, наверное, есть опыт. 
  Нет, с таким никогда не сталкивался. В наших краях исторически к РПН недоверие, работающее (введённое) автоматическое регулирование  напряжение встречал только на станционных ТСН ГЭС, там это необходимо - напряжение на шинах генераторов меняется. ПС с двумя АТ были и есть, работали на общие шины 110 кВ (или 220 кВ. если это среднее напряжение), но ... автоматическое регулирование всегда выведено . Вполне себе традиционный подход, как мне кажется.