1

Тема: Подскажите по защите 10 кВ

Всем привет! Столкнулись с такой ситуацией - грузовой автомобиль задел провода 10 кВ в населенном пункте (идут на трансформатор 0.4 - как я понял), провод оборвался, упал на машину, колеса затрещали и несколько взорвались, загорелась трава вокруг автомобиля - когда летал провод - искрился пару минут как минимум. Понятно что виноват водитель. Помогите и разъясните пожалуйста - должна ли была автоматически отключится линия и какое время на срабатывание автоматики? Чем регламентировано?

2 (2019-10-05 05:00:07 отредактировано nkulesh)

Re: Подскажите по защите 10 кВ

Хм-м, вы знаете. как пишется слово "регламентировано", но не знаете, что напряжении линии измеряется в киловольтах  (кВ)? А вообще как быстро (по словам водителя) напряжение с линии было снято? После того, как шины взорвались и машина заземлилась (соединилась с землёй через диски сгоревших шин) - как он покинул машину, как определил, что напряжения на линии нет? Было ли при этом междуфазное замыкание, замыкание между разными проводами, пусть и через машину?
Нет, скорее всего защиты, автоматически действующей на отключение линии при однофазном замыкании на этой линии нет,  в таких сетях автоматическое отключение такого повреждения не обязательно. Чем регламентировано? Наверное, ПУЭ, вот в последнем (7-ом)  издании п.3.2.92 " Для линий в сетях 3–10 кВ с изолированной нейтралью (в том числе и с нейтралью, заземленной через дугогасительный реактор) должны быть предусмотрены устройства релейной защиты от многофазных замыканий и от однофазных замыканий на землю" (это последнее - как раз интересующий вас случай). Дальше Правила формулируют требования к защите от ОЗЗ таких линий в п.3.2.9:  "Защита от однофазных замыканий на землю должна быть выполнена в виде:
- селективной защиты (устанавливающей поврежденное направление), действующей на сигнал;
- селективной защиты (устанавливающей поврежденное направление), действующей на отключение, когда это необходимо по требованиям
безопасности; защита должна быть установлена на питающих элементах во всей электрически связанной сети;
- устройства контроля изоляции; при этом отыскание поврежденного элемента должно осуществляться специальными устройствами; допускается отыскание поврежденного элемента поочередным отключением присоединений".
  Чаще всего на линиях 6-10 кВ выполняется именно последнее: сигнализация замыкания на землю (однофазного замыкания на землю). поиск линии с замыканием проводится персоналом поочерёдным отключением линии. К сожалению, это так. Рад, что никто не пострадал, это бывает при таких повреждениях, когда водитель (чаще водитель автокрана, погрузчика  или самосвала) пытается покинуть машину.

3

Re: Подскажите по защите 10 кВ

AM писал(а):
2019-10-05 01:03:04

Помогите и разъясните пожалуйста - должна ли была автоматически отключится линия

Линии 6-35кВ сохраняют работоспособность и после замыкания на землю. Поэтому защита часто работает на сигнал. Окончательное решение принимает дежурный.

4

Re: Подскажите по защите 10 кВ

Со слов водителя минут 10-15 пока не позвонили электрикам и не назвали номер подстанции. Провода все это время искрили и загорелась трава. Как жив остался -чудо. Там Жители сбежали и видели как искрило все продолжительное время. Читаю документы и смотрю, что релейная защита должна была отключить за 0.5 сек. - она вроде как предусмотрена на 10 кв. По поводу грамотных слов - имею высшее юридическое в прошлом)), ну а сейчас живем вот так(((. Большое спасибо за помощь. Буду благодарен за дальнейшие еще разъяснения. Как определить - была ли защита? предусмотрена ли она именно там?  и почему так рьяно требовали расписку с нас о том, что не имеем претензий за поврежденный автомобиль.

5

Re: Подскажите по защите 10 кВ

AM писал(а):
2019-10-05 01:03:04

Понятно что виноват водитель.

Не делайте поспешных выводов, кто виноват. Даже если был самосвал и он ехал с поднятым кузовом, все равно нужна независимая экспертиза. За соблюдение габаритов проводов отвечает сетевая компания.

Присоединяйтесь!!! Мы в социальных сетях и на Ютуб.

6 (2019-10-05 15:49:32 отредактировано nkulesh)

Re: Подскажите по защите 10 кВ

Судя по времени существования КЗ и действиям водителя и диспетчера - это именно оперативное отключение, следовательно, защиты с действием на отключение линии  на это линии нет. Самое безопасное в этом случае - до последнего (если не загорится) находиться в машине, пока не снимут напряжение. Или выпрыгивать, обязательно на обе ноги, и прыгать так, обе ноги вместе, подальше от места замыкания.  Метров на 15 хотя бы.
На ВЛ сделать селективную защиту от ОЗЗ сложно, самое простое и надёжное - сигнализация. К сожалению, в таких ситуациях это слишком долго, повезло, что удалось сообщить диспетчеру быстро.  Думаю, перспективы в этом деле нет, упоминаемые в ПУЭ линии - это специальные случаи. Вот цитата из статьи покойного А.И. Шалина, примерно 2010 г.: "Если в дополнение к сказанному отметить, что качественные селективные защиты от ОЗЗ по ряду причин на энергетических предприятиях отсутствуют (по данным [1] селективные токовые защиты от ОЗЗ отсутствуют на 80% подстанций России), и в сетях поиск
повреждённого присоединения при ОЗЗ часто ведётся «дедовским» методом – поочерёдным отключением присоединений и затягивается на несколько часов, то становится понятным интерес специалистов – практиков к защитам от ОЗЗ." Статью и книгу Шеина и Гусенкова прилагаю, почитайте.  К сожалению, с защитой от ОЗЗ всё обстоит всё ещё так, как там написано.

Post's attachments

Защиты от замыканий на землю в ЭС 6-10 кВ..pdf 3.35 Мб, 10 скачиваний с 2019-10-05 

Шалин А.И. Замыкания на землю в сети 6-35 кВ.pdf 336.2 Кб, 9 скачиваний с 2019-10-05 

You don't have the permssions to download the attachments of this post.

7

Re: Подскажите по защите 10 кВ

Отвечаю как специалист в части релейной защиты/чайник в юриспруденции специалисту в юриспруденции/чайнику в релейной защите.
Ростехнадзор Вам в помощь. Сетевая организация отвечает за соблюдение габаритов в местах установленного проезда автомобилей установленных размеров. Если габаритные размеры соблюсти невозможно, по согласованию с компетентными органами устанавливаются знаки ограничений по высоте (а как ограничения по проезду мостов соблюдаются?). Как правило, места проезда транспорта определены. Но если автомобиль с негабаритным грузом попытается проехать непосредственно под заходами на ТП, есть определенная степень риска.
Если событие произошло на пересечении официальной автодороги с линией электропередачи, где провода в период максимальной жары провисли до нельзя, и автомобиль был нормальных габаритов, вина сетевой организации. Если водитель самосвала решил поднять кузов для разгрузки под линией - его вина несомненна (и стодесятки с этой проблемой вряд ли справятся).
По поводу работы защит. В общем случае защиты не должны были работать с запрошенным быстродействием, данная тема - не зона ликбеза по принципам работы РЗА, при необходимости отвечу на дополнительные вопросы. Я так понял, осциллограммы аварийного события ожидать бессмысленно по ряду причин.

8

Re: Подскажите по защите 10 кВ

В любом случае винить кого-то раньше времени нельзя. Надо разбираться. Чаще всего провода висят треугольником. У основания два провода. Расстояние между ними пусть пару метров.
Задеть и оборвать один и не задеть второй это требует внимания! Тормозной путь, даже если авто мгновенно начал тормозить будет больше 2 метров. Тут надо смотреть и смотреть внимательно.
Это я не говорю про пересечения, с другими ЛЭП, которые могли быть.
Автор темы, если хотите шапочного разбора, то детали нам дайте. Лучше фото и схемы.

9

Re: Подскажите по защите 10 кВ

Lekarь писал(а):
2019-10-05 18:04:34

Расстояние между ними пусть пару метров.

Ээээ... Вы ВЛ-10кВ вообще видели когда нибудь?

Чему бы грабли не учили, а сердце верит в чудеса

10

Re: Подскажите по защите 10 кВ

SVG писал(а):
2019-10-07 08:41:59

Ээээ... Вы ВЛ-10кВ вообще видели когда нибудь?

Ну так приходилось видеть))) Странно от Вас такой вопрос слышать)))
На двуцепных опорах расстояние для ВЛ до 20 кВ между ближайшими проводами разных цепей не менее 2 м по ПУЭ на штырьевых изоляторах.
Так как я не знаю, что была за линия, взял почти максимальное расстояние. Если линия была одноцепная, то расстояния еще меньше 0,75 м,  а значит вероятность схестывания еще больше. И как можно при малом расстоянии между фазами оборвать один провод, не задев другой?
Что не так?

11

Re: Подскажите по защите 10 кВ

Lekarь писал(а):
2019-10-07 09:26:02

Ну так приходилось видеть)))

Так траверса для голого провода 1400 мм.

Lekarь писал(а):
2019-10-07 09:26:02

И как можно при малом расстоянии между фазами оборвать один провод, не задев другой?

Вариантов масса. Рвут чаще всего один провод. Народ наш "изобретателен".

Чему бы грабли не учили, а сердце верит в чудеса

12

Re: Подскажите по защите 10 кВ

SVG писал(а):
2019-10-07 12:15:09

Так траверса для голого провода 1400 мм. Вариантов масса. Рвут чаще всего один провод. Народ наш "изобретателен".

я же не говорю, что порвали два провода. А вот когда рвали один при горизонтальном ударе, и при этом как не задели другой очень интересно. Хотя и такое может быть. Ежели все таки был перехлест, то это уже не ОЗЗ, со всеми вытекающими.
Длин траверс я по ПУЭ не помню. Оперировать наверное надо междуфазными расстояниями, они обеспечивают безопасность и нормальную эксплуатацию.

13

Re: Подскажите по защите 10 кВ

[img][/img]

Добавлено: 2019-10-07 18:55:21

http://rzia.ru/uploads/images/16670/3e22bc967efe96faeb749c4bd8d67bfc.jpg http://rzia.ru/uploads/images/16670/3e22bc967efe96faeb749c4bd8d67bfc.jpg

Добавлено: 2019-10-07 18:56:51

http://rzia.ru/uploads/images/16670/76217e70055814b4c7467fe7130570a1.jpg http://rzia.ru/uploads/images/16670/76217e70055814b4c7467fe7130570a1.jpg

14

Re: Подскажите по защите 10 кВ

Да-а-а, прошелся до своего фитнес-клуба. С рулеткой залезть на опору не осмелился, но по прикидкам - около метра. К тому же в нашем шанхае двух одинаковых подвесов не найдешь. Совместный подвес 10 и 0,4, сплошные ответвления и пересечения с другими линиями. Однозначно КАМАЗ с поднятым кузовом в доступной зоне проезда достать не должен. Но это - при подвеске 0,4 кВ под десяткой.
Мою родную торсаду в свое время порвали. Да, запеленговали уникально негабаритеый груз. Горсети - бесполезно, городская администрация - аналогично. Тем более - пятница по окончании рабочего дня. Спасло только вроде бы бессмысленное обращение в администрацию Президента. И то только "обезопасили" (то есть, отключили провод под напряжением). Оборванный провод висел над единственным возможным проходом через лужу на высоте, доступной прикосновению малого ребенка. Восстановление за немалые деньги выполнил частник.

15

Re: Подскажите по защите 10 кВ

doro писал(а):
2019-10-07 19:20:41

Однозначно КАМАЗ с поднятым кузовом в доступной зоне проезда достать не должен.

Габарит КамАЗа с поднятым кузовом чуть больше, чем 5,8м, а габарит ВЛ 10 кВ должен быть не менее 7м. Если, конечно, под ВЛ не насыпали чего-нибудь лихие камазисты, как это периодически случается. Так что ещё не факт, что водитель виноват

Добавлено: 2019-10-07 20:49:14

UPD
Фото посмотрел. Ну, не насыпано ничего, кроме дороги. Габарит-тотпод проводом измеряется. Как тут тот КамАЗ ехал, не понимай моя

Добавлено: 2019-10-07 20:51:32

Второе фото - вообще непонятно. Оно не просто фото из интернета? А то провода там уже горизонтально, а на верхнем фото - треугольником

Чему бы грабли не учили, а сердце верит в чудеса

16

Re: Подскажите по защите 10 кВ

AM писал(а):
2019-10-07 16:56:51

Добавлено: 2019-10-07 18:55:21

http://rzia.ru/uploads/images/16670/3e22bc967efe96faeb749c4bd8d67bfc.jpg http://rzia.ru/uploads/images/16670/3e22bc967efe96faeb749c4bd8d67bfc.jpg

Добавлено: 2019-10-07 18:56:51

http://rzia.ru/uploads/images/16670/76217e70055814b4c7467fe7130570a1.jpg http://rzia.ru/uploads/images/16670/76217e70055814b4c7467fe7130570a1.jpg

Может это конечно ракурсы одной линии, но по моему, тута что та не то. На верхней фотографии линия с вершинами в треугольнике и оборванным одним проводом, а на нижнем, линия в вершинами в плоскости и оборванными двумя проводами. И мне так кажется, что это две разные линии. Может я не прав, но наверное вас кто-то разводит, пользуясь технической неграмотностью юриста.)))

17

Re: Подскажите по защите 10 кВ

видео бы выложить. Дотянулся до проводов я допускаю, что скорее всего. Мы не отрицаем, что висели низко мы уже не докажем ICQ/bl:no:  вопрос по срабатыванию защиты - должна ли была сразу отрубиться

Добавлено: 2019-10-08 01:21:13

не камаз у нас, а большой импортный динозавр китайский))

18

Re: Подскажите по защите 10 кВ

AM писал(а):
2019-10-07 23:21:13

видео бы выложить. Дотянулся до проводов я допускаю, что скорее всего. Мы не отрицаем, что висели низко мы уже не докажем ICQ/bl:no:  вопрос по срабатыванию защиты - должна ли была сразу отрубиться

Добавлено: 2019-10-08 01:21:13

не камаз у нас, а большой импортный динозавр китайский))

Сразу, не сразу - в энергетике для одних сразу - это секунды, а для других сотые доли секунды.
"китаец"-то ваш можно замерить в высоту? Наверное да.

19

Re: Подскажите по защите 10 кВ

AM писал(а):
2019-10-07 23:21:13

прос по срабатыванию защиты - должна ли была сразу отрубиться

Нет. Такой режим (замыкание одного провода на землю) допускается, но не более двух часов. Часов, не минут или там секунд!

Чему бы грабли не учили, а сердце верит в чудеса

20 (2019-10-08 19:41:32 отредактировано Lekarь)

Re: Подскажите по защите 10 кВ

SVG писал(а):
2019-10-08 08:46:48

Нет. Такой режим (замыкание одного провода на землю) допускается, но не более двух часов. Часов, не минут или там секунд!

А я думаю,  что да и это отключение было из-за схестывания проводов. А потом было АПВ, и после АПВ линия встала под напряжение с оборванным проводом. И это допустимо по НТД.