21

Re: Расчет нагрузки токовых цепей с реле РНТ-565, ДЗТ-11

arco,
Можно задать еще вопрос?
По всем методикам защитные обмотки ТТ не проверяются на нагрузочный (номинальный) режим работы. Но я решил посчитать нагрузку вторичной обмотки ТТ, к которой подключено реле ДЗТ-11, при вторичном токе, соответствующем номинальной нагрузке присоединения. Вторичный ток в моем случае составляет около 4 А. Если при этом посчитать нагрузку на обмотку ТТ (по кривым для ДЗТ-11), то она будет превышать номинальное значение, которое я выбрал при проверке на 10% погрешность. Я конечно понимаю, что в этом случае трансформатор тока не выйдет за пределы 10% погрешности, т.е. не будет ложной работы защиты. Но допустимо ли для ТТ длительное превышение номинальной нагрузки при вторичном токе меньше номинального?

22

Re: Расчет нагрузки токовых цепей с реле РНТ-565, ДЗТ-11

Иванцов писал(а):
2020-06-05 21:00:52

Вторичный ток в моем случае составляет около 4 А. Если при этом посчитать нагрузку на обмотку ТТ (по кривым для ДЗТ-11), то она будет превышать номинальное значение, которое я выбрал при проверке на 10% погрешность.

Не понятно, как ТТ обеспечивающий 10% погрешность при внешнем КЗ, может оказаться перегруженным при нагрузке 80% от номинальной? Может вы ошиблись? Для релейных защит на малых токах расчет нагрузки на ТТ не делается. Этот расчет нужен только для обмоток ТТ, питающих цепи учета.

23 (2020-06-08 18:03:34 отредактировано Иванцов)

Re: Расчет нагрузки токовых цепей с реле РНТ-565, ДЗТ-11

arco писал(а):
2020-06-08 15:44:44

Для релейных защит на малых токах расчет нагрузки на ТТ не делается. Этот расчет нужен только для обмоток ТТ, питающих цепи учета.

Да, это я понимаю. На номинальную нагрузку делаю расчет только учетной и измерительной обмоток.

arco писал(а):
2020-06-08 15:44:44

Не понятно, как ТТ обеспечивающий 10% погрешность при внешнем КЗ, может оказаться перегруженным при нагрузке 80% от номинальной? Может вы ошиблись?

По графикам потребления реле ДЗТ-11 сопротивление реле при небольших токах получается существенно выше, чем при бОльших значениях тока.
По моим расчетам получается следующее:
1. Режим сквозного короткого замыкания. Вторичный ток с учетом соединения обмоток ТТ в треугольник равен 7,3А*1,73=12,6А. Этому значению тока соответствует мощность тормозной обмотки - 71 ВА, суммарная мощность всех обмоток - 190 ВА. То есть 190-71=119 ВА (ТТ у меня подключается к уравнительной обмотке). С учетом того, что суммарное число витков уравнительной и рабочей обмотки, подключенных к ТТ равно 22+8=30, а общее число витков уравнительной и рабочей обмоток равно 69, получаем 119 ВА *(30/69) = 52 ВА. Исходя из вторичного тока, получаем сопротивление реле ДЗТ-11 в режиме сквозного короткого - 52/(12,6*12,6) = 0,33 Ом (мощность делится на квадрат тока). Сопротивление кабеля - 0,31 Ом, переходное сопротивление - 0,1 Ом. Тогда суммарное сопротивление нагрузки с учетом соединения в треугольник - Zнагр = 3*0,33 + 3*0,31 + 0,1 = 2 Ом.

2. Нагрузочный режим (номинальная нагрузка). Вторичный ток с учетом соединения обмоток ТТ в треугольник равен 2,7А*1,73=4,7А. Этому значению тока соответствует мощность тормозной обмотки - 18 ВА, суммарная мощность всех обмоток - 65 ВА. То есть 65-18=47 ВА. С учетом того, что суммарное число витков уравнительной и рабочей обмотки, подключенных к ТТ равно 22+8=30, а общее число витков уравнительной и рабочей обмоток равно 69, получаем 47 ВА *(30/69) = 20 ВА. Исходя из вторичного тока, получаем сопротивление реле ДЗТ-11 в режиме сквозного короткого - 20/(4,7*4,7) = 0,9 Ом (мощность делится на квадрат тока). Сопротивление кабеля - 0,31 Ом, переходное сопротивление - 0,1 Ом. Тогда суммарное сопротивление нагрузки с учетом соединения в треугольник - Zнагр = 3*0,9 + 3*0,31 + 0,1 = 3,7 Ом.

Получается, что сопротивление нагрузки в номинальном режиме значительно больше, чем в режиме сквозного КЗ. Не понимаю, где я допускаю ошибку.

24 (2020-06-08 22:49:55 отредактировано arco)

Re: Расчет нагрузки токовых цепей с реле РНТ-565, ДЗТ-11

Иванцов писал(а):
2020-06-08 18:02:11

Не понимаю, где я допускаю ошибку.

Хорошо, что привели расчет, теперь виден конкретный результат сопротивления нагрузки на ТТ при номинальном токе трансформатора. Внесу маленькую поправку.  В расчетах нагрузки на ТТ нужно учитывать еще внутреннее сопротивление обмотки ТТ без множителя на 3.
Вас не должно смущать то обстоятельство, что сопротивление нелинейных элементов, имеющих насыщающийся трансформаторы, трансреакторы, просто магнитопроводы уменьшаются с ростом нагрузки.  Уходя в насыщение, они уменьшают сопротивление. Из расчета видно, что  сопротивление обмоток ДЗТ-11 при номинальной нагрузке силового трансформатора  почти в 3 раза больше чем при внешнем КЗ. Но давайте зайдем с другой стороны.  Напряжение на выходных зажимах ТТ при номинальной нагрузке тр-ра будет Uтт=3,7Ом х2,7А=каких-то 10В. Для сравнения, запросите у эксплуатационщиков вольт амперные характеристики, и Вы увидете, в каком облегченном режиме работает ТТ.   ICQ/ab:)

25

Re: Расчет нагрузки токовых цепей с реле РНТ-565, ДЗТ-11

arco писал(а):
2020-06-08 15:44:44

Не понятно, как ТТ обеспечивающий 10% погрешность при внешнем КЗ, может оказаться перегруженным при нагрузке 80% от номинальной? Может вы ошиблись? Для релейных защит на малых токах расчет нагрузки на ТТ не делается. Этот расчет нужен только для обмоток ТТ, питающих цепи учета.

Кривые предельных кратностей некоторых ТТ имеют обратную ветвь - подробнее у Королева/Либерзона (4-4. Особенности характеристик предельных кратностей встроенных ТТ при малых кратностях тока)

Присоединяйтесь!!! Мы в социальных сетях и на Ютуб.

26

Re: Расчет нагрузки токовых цепей с реле РНТ-565, ДЗТ-11

arco писал(а):
2020-06-08 22:43:30

Но давайте зайдем с другой стороны.  Напряжение на выходных зажимах ТТ при номинальной нагрузке тр-ра будет Uтт=3,7Ом х2,7А=каких-то 10В. Для сравнения, запросите у эксплуатационщиков вольт амперные характеристики, и Вы увидете, в каком облегченном режиме работает ТТ.

Спасибо за ответ. Но меня смущает следующий момент. Я выбрал трансформатор тока на номинальную мощность Sном=30 ВА, номинальный коэффициент предельной кратности Кном=20. В режиме сквозного КЗ он вполне обеспечивает погрешность в пределах 10%. Но вот в номинальном режиме нагрузки (длительном режиме) мощность нагрузки на вторичной обмотке значительно превышает номинальную (ток во вторичной обмотке при этом меньше номинального, равного 5А). Допустимо ли это для трансформатора тока?

27

Re: Расчет нагрузки токовых цепей с реле РНТ-565, ДЗТ-11

Подниму старую тему, ибо вдруг стала для меня актуальной.

Второй день голову ломаю - прошу помощи.

Если для защиты двухобмоточного трансформатора У/Д-11 35/6 использованы ДЗТ-11 в двух фазах с включением тормозной обмотки со стороны НН и без использования рабочей обмотки - то как определяется нагрузка на ТТ?

Если как в теме выше описано по кривым в РЭ на реле, то получается берем не полное число витков трех обмоток - тормозной, уравнительной и рабочей, а только уравнительной для Wур2? И считается не при токе небаланса, а при токе внешнего КЗ - ведь именно он протекает по Wур2? Но в этом случае получается нагрузка большая - больше 2 Ом.

Или же как сказано у шабада - 0,1 Ом или 0,2 Ом если на тормозной обмотке много витков? НО это совсем другая картина получается.

В общем прошу помощи.

https://pue8.ru/wp-content/uploads/2017/04/dif5.png https://pue8.ru/wp-content/uploads/2017/04/dif5.png

28 (2021-06-07 18:06:27 отредактировано retriever)

Re: Расчет нагрузки токовых цепей с реле РНТ-565, ДЗТ-11

Вообще я не особо эксперт в электромеханике, но по той схеме, что нарисована, через рабочую обмотку ток никак не пойдет -она не подключена. Должно быть что-то такое:
http://rzia.ru/uploads/images/4731/6398f35441b7cef95a5611a713ca12d3.png http://rzia.ru/uploads/images/4731/6398f35441b7cef95a5611a713ca12d3.png

В идеале, когда Ктт по сторонам подобраны так, чтобы компенсировать Кт силового трансформатора, через рабочую обмотку ток не пойдет, но в реальности какой-то пойдет (Ia-Ia', Ic-Ic' по рисунку, Ia по модулю не равно Ia'). Для этого и нужны уравнительные обмотки.
Они создают потоки таким образом, чтобы Фур1+Фур2+Фраб=0 при внешнем КЗ, т.е. чтобы
w_ур1*Ia+w_ур2*(-Ia')+w_раб*(Ia-Ia')=0

Тогда dФ/dt должно стремиться к нулю, и индуктивное сопротивление должно быть невелико (определяется индуктивностью рассеяния).
Тормозная обмотка создает поток, насыщающий крайние стержни. По всей видимости, если тормозной ток довольно большой, а рабочий поток маленький, то крайние стержни довольно сильно насыщены, и индуктивное сопротивление от этого тоже должно упасть.

В итоге там должно остаться почти только активное сопротивление обмоток...

Большое индуктивное сопротивление эта штука может иметь при внутреннем КЗ, когда, по крайней мере, в одном стержне рабочий и тормозные поток друг друга частично компенсирует.

Так что в принципе, маленькое сопротивление при сквозном КЗ - это похоже на правду, но точно сказать не могу.
Возможно, для расчета ТТ при внешних КЗ расчетным является сопротивление тормозной обмотки (типа рабочая и уравнительные друг друга скомпенсировали).