1

Тема: Вывод из работы ТН.

Госпада, подскажите чем может быть обусловлен вывод резервных защит АТ на отключении ШСВ при выводе из работы ТН.

2

Re: Вывод из работы ТН.

Это может быть связано с тем, что в режиме ремонта одного из ТН цепи напряжения резервных защит АТ переведены на чужой ТН. После деления шин вы теряете ТН и резервные защиты АТ становятся неработоспособными. Но это только мои мысли, данную логику закладывало какое-то АО энерго. Надо их трусить.

3

Re: Вывод из работы ТН.

shenya писал(а):
2020-08-30 14:41:04

Госпада, подскажите чем может быть обусловлен вывод резервных защит АТ на отключении ШСВ при выводе из работы ТН.

Вывод ТН  без вывода СШ сопровождается переводом ДЗШ в режим работы по нефиксированной первичной схеме. ШСВ теряет свою актуальность, поэтому, резервные защиты АТ переводят с отключения ШСВ на отключение собственного (автотрансформаторного) выключателя. Таким образом, с первой выдержкой времени от резервных защит отключается автотрансформаторный выключатель.

4

Re: Вывод из работы ТН.

1.Переводить ДЗШ в режим без фиксации в этом случае давно запрещено—было соответствующее письмо РДУ.
2. При наличии 2-х комплектов резервных защит на ст. 110и220кВ каждый из которых направлен и в сторону АТ и в сторону шин, отказ одного из них не критичен, по моему.
Может есть еще какие то подводные камни. Пишу инструкцию по обслуживанию РЗиА. Этот пункт есть в вышестоящей инструкции. Я считаю его ненужным, но может я чего то не понимаю.

5 (2020-08-31 13:15:55 отредактировано arco)

Re: Вывод из работы ТН.

shenya писал(а):
2020-08-31 12:18:29

1.Переводить ДЗШ в режим без фиксации в этом случае давно запрещено—было соответствующее письмо РДУ.

Если  при выводе ТН, ДЗШ  работает по фиксированной схеме, тогда ШСВ остается в работе, и действие всех защит в том числе резервные защиты АТ на отключение ШСВ сохраняются.

Присоединяйтесь!!! Мы в социальных сетях и на Ютуб.

6 (2020-08-31 13:58:21 отредактировано ПАУтина)

Re: Вывод из работы ТН.

А разве эти переводы ТН не связаны с МТЗ с пуком по напряжению, ведь именно такая защита и является резервной практически на всех ТР или АТ?! Бывает ещё ДЗ (блокировка 1-й ст. и работа остальных), но там вообще всё понятно, но такая защита применяется гораздо реже...
А как, извиняюсь, действие-бездействие ДЗШ связано с наличием-отсутствием ТН на защищаемой системе или секции шин? Как связано именно с самим принципом действия ДЗШ?
По моему, при  вводе-выводе ТН в отношении с ДЗШ должно быть как с действиями любых другим присоединением: линия, ОВ-ОСШ, Тр/АТ, ШР, СТК ...
Понятно, что кроме наличия основной РЗ - ДЗШ(ДЗТ) ещё и должна быть резервная и пока переводим со своего на чужой ТН типа теряется надёжность, но что поделаешь, а если это не планово, а ТН тупо загнулся или вот-вот загнётся...

7 (2020-08-31 17:44:20 отредактировано scherenkov)

Re: Вывод из работы ТН.

shenya писал(а):
2020-08-30 14:41:04

Госпада, подскажите чем может быть обусловлен вывод резервных защит АТ на отключении ШСВ при выводе из работы ТН.

Ответы пошли куда-то в сторону. Ближе всего к истине #2. Только при отключении ШСВ остаётся без цепей ли напряжения ДЗ АТГ (при выведенном ТН) и, значит имеет возможность излишне работать. Отказ от от отключения ШСВ исключает излишнюю работу ДЗ АТГ. Можно описать все подробнее, но у меня мобильная версия, неудобно.

8

Re: Вывод из работы ТН.

scherenkov писал(а):
2020-08-31 17:41:13

Только при отключении ШСВ остаётся без цепей ли напряжения ДЗ АТГ (при выведенном ТН)

Кстати, Вы очень правы. Как правило, ДЗ питается от ТН 10 кВ.

9

Re: Вывод из работы ТН.

Bogatikov писал(а):
2020-08-31 18:09:12

Кстати, Вы очень правы. Как правило, ДЗ питается от ТН 10 кВ.

У них, похоже, исключение из правила, иначе, нет смысла выводить из работы отключение ШСВ от резервных защит при отключении ТН.

10 (2020-08-31 19:54:33 отредактировано doro)

Re: Вывод из работы ТН.

А мне здесь видится такая штука (хотя тоже из области предположений).
Насколько помню из опыта работы в эксплуатации резервные защиты АТ с первой выдержкой выдержкой времени действовали на отключение ШСМВ (то есть, деление ОРУ), со второй - отключение ввода соответствующей стороны, с третьей - отключение АТ со всех сторон. Предположим вариант. При неисправности ТН отрабатывает дистанционная защита, отключает ШСВ. При этом остаются обесточенными цепи напряжения на смежной секции (системе шин). В результате со второй выдержкой времени гасим все ОРУ.
Но здесь нужно с головой и схемами относиться к проблеме. Упоминал здесь как-то об одном прецеденте. Пересматриваю типовые бланки переключений на ОРУ-110 своей ТЭЦ. Обнаруживаю некоторую непонятку. Вослед с включением ЗН на развилке ШР идет установка ПЗ в той самой точке. Обращаюсь к разработчику этого документа за разъяснениями. Получаю феногминальный ответ: а так Степан писал. Степан Сергеевич Дитмаров - великолепный оперативщик, знаток классики оперативных переключений, в течение чуть ли не сорока лет занимал должность замначальника электроцеха по оперативной работе. Но, как оказалось, соответствующие заземляющие ножи появились после его ухода на пенсию.
Так что указания указаниями, а головой думать нужно

11

Re: Вывод из работы ТН.

shenya писал(а):
2020-08-31 12:18:29

Пишу инструкцию по обслуживанию РЗиА. Этот пункт есть в вышестоящей инструкции.

Если так писать инструкцию, то можно не одну подстанцию спалить.
Вы напишите, что за схема или даже схемы, какие защиты и их особенности. И уверены ли Вы что эти самые защиты, получают напряжение от этого самого ТН, а не ТН в РУ других напряжений или например на ТН ОСШ?

12

Re: Вывод из работы ТН.

doro писал(а):
2020-08-31 19:53:31

Но здесь нужно с головой и схемами относиться к проблеме.

13

Re: Вывод из работы ТН.

shenya писал(а):
2020-08-30 14:41:04

Госпада, подскажите чем может быть обусловлен вывод резервных защит АТ на отключении ШСВ при выводе из работы ТН.


Есть такая мысль - при отключении СВ, теряется электрическая связь между секциями, а значит все защиты ВЛ на секции с выведенным ТН работают неправильно, так как подключены к чужому ТН (ТН после отключения СВ в "чужой" системе).
Вот и не надо отключать СВ, что бы не терять электрическую связь с ТН-ом.

14

Re: Вывод из работы ТН.

doro писал(а):
2020-08-31 19:53:31

Насколько помню из опыта работы в эксплуатации резервные защиты АТ с первой выдержкой выдержкой времени действовали на отключение ШСМВ (то есть, деление ОРУ), со второй - отключение ввода соответствующей стороны, с третьей - отключение АТ со всех сторон. Предположим вариант. При неисправности ТН отрабатывает дистанционная защита, отключает ШСВ. При этом остаются обесточенными цепи напряжения на смежной секции (системе шин). В результате со второй выдержкой времени гасим все ОРУ.

Но если не отключаем ШСВ, то с 2-ой выдержкой времени точно отключим оба АТ, а если отключаем, то тут 50 на 50. Скорее всего действительно боятся ложной работы защит линий при исчезновении цепей напряжения. Хотя если на ПС нет транзитных линий, то при отключении АТ нам уже все равно, а вот при наличии транзита - надо думать.
А вот г. Lekarь очень хочется нахамить в ответ. Воспитание не позволяет.

15

Re: Вывод из работы ТН.

shenya писал(а):
2020-09-01 19:02:11

  А вот г. Lekarь очень хочется нахамить в ответ. Воспитание не позволяет.

Какое воспитание? Оно Вам позволяет задавать вопросы без исходных данных, включая схему и прочее, а нахамить не позволяет? Возьмите и нахамите. Перенесу как-нибудь.
Мне иногда приходится читать инструкции, написанные таким вот образом. И те кто их писал, не особо задумываются, что по их инструкциям работают люди.

16

Re: Вывод из работы ТН.

Вообще вопрос интересный.
Долго голову ломал, но, вроде, логика прослеживается.
Работа резервных защит АТ это либо отказа ДЗШ, либо отказ защит какой-то линии. В данном режиме при выводе отключения секционника мы потеряем оба АТ, погасим ПС с голов, но дальше сработает АПВ. Если КЗ устранилось, при включенном секционнике мы восстановим все транзиты и питание тупиковых потребителей.
И ещё не вижу повода ругаться - рабочие моменты.

17 (2020-09-02 08:16:27 отредактировано scherenkov)

Re: Вывод из работы ТН.

Bogatikov писал(а):
2020-09-02 04:36:20

Вообще вопрос интересный.
Долго голову ломал, но, вроде, логика прослеживается.
Работа резервных защит АТ это либо отказа ДЗШ, либо отказ защит какой-то линии. В данном режиме при выводе отключения секционника мы потеряем оба АТ, погасим ПС с голов, но дальше сработает АПВ. Если КЗ устранилось, при включенном секционнике мы восстановим все транзиты и питание тупиковых потребителей.
И ещё не вижу повода ругаться - рабочие моменты.

Полностью с Вами согласен насчет рабочих моментов. Сегодня добрался до компьютера и посмотрел оперативные указания по РЗА РДУ (правда, десятилетней давности, что не очень важно). Вот выписка из них по поводу вывода из работа ТН одной из систем (секций) шин:
1. Ремонт ТН 110-220 кВ, как правило, совмещать с ремонтом системы (секции) шин, к которой подключен ТН.
2. Цепи напряжения перевести на оставшийся в работе ТН.
3. Схема ПС, ДЗШ, УРОВ остаются по фиксированной схеме. При этом присоединения, включенные на СШ без ТН, – включены условно.
4. Вывести действие резервных защит трансформаторов, АТ и блоков генератор-трансформатор на отключение ШСВ (СВ) 110-220 кВ.
5. Выполнить указания раздела 9. (Это для ПС со схемой "мостика")
6. При раздельной работе СШ на ПС отключение ТН любой СШ с переводом цепей напряжения на оставшийся в работе ТН не допускается.

Похоже shenja сформулировал вопрос на основе подобных указаний. Вопрос оказался непростым. Все участвовавшие в обсуждении ошибались в предположениях, в том числе, и я. В данных указаниях есть некоторые противоречия. В п. 3 допускается разделение СШ, в п. 4 не допускается. Но, похоже, эти пункты написаны для разных нештатных ситуаций. На данный момент склоняюсь к объяснению, высказанному  Bogatikovым в последнем его посте.

18 (2020-09-02 09:49:31 отредактировано Lekarь)

Re: Вывод из работы ТН.

Bogatikov писал(а):
2020-09-02 04:36:20

Вообще вопрос интересный.
Долго голову ломал, но, вроде, логика прослеживается.
Работа резервных защит АТ это либо отказа ДЗШ, либо отказ защит какой-то линии.

либо сложное повреждение. Например, схема по 110 кВ две системы шин. И двухцепная линия, каждая из цепей которой подключена на соответствующую систему шин. В этой схеме падение грозотроса с касанием сначала одной цепи, а потом другой. При таком повреждении произойдет пуск резервных защит АТ, но за счет второго повреждения (когда будет касание грозотросом второй линии) останова не будет и резервные защиты сработают.
Либо вариант, когда на 220 кВ схема мостика с ОД и КЗ, без ТН, а резервные защиты АТ питаются с ТН в РУ других напряжений.

19

Re: Вывод из работы ТН.

scherenkov писал(а):
2020-09-02 08:05:45

высказанному  Bogatikovым в последнем его посте

Дай бог не последний. Я пару месяцев назад уже реально умирал, мне не понравилось.

20 (2020-09-02 19:55:18 отредактировано doro)

Re: Вывод из работы ТН.

#17,

scherenkov писал(а):
2020-09-02 08:05:45

1. Ремонт ТН 110-220 кВ, как правило, совмещать с ремонтом системы (секции) шин, к которой подключен ТН.

Хитрая формулировка «рекомендуется». Когда-то (до организации РДУ) это было обязаловкой. Историю происхождения узнал на одной тусовке ТВНщиков. На одной ГРЭС (вроде бы Приморская) дважды взорвались разрядники то ли 110, то ли 220 кВ при операциях по выводу соответствующих ТН. Привлекли науку (вроде бы доцент Матвеев из Новосибирска) и выявилось, что ОРУ образует резонансный контур (не путать с феррорезонансом) при операциях с Р ТН под напряжением с частотой, недоступной для тогдашних РВС и им подобным (мегагерцы) и ого-го какими напряжениями. И пришло соответствующее указание: ТН выводить только с выводом системы шин. На местах взяли под козырек (прямо как с нынешним коронавирусом бездумно). Но когда пришло к исполнению, диспетчера взвыли. Система шин выводится от силы раз в год, а НКФ нужно выводить для техобслуживания дважды в год. Процесс вывода системы шин и опасен с точки зрения множества переключений (а старые великолукские разъединители имели свойство иногда падать), и приводит ко многим оперативным проблемам (на одном объекте система шин выведена, на другом ни систему шин, ни АТ не выведешь). Пришлось отказаться. Собственно, электротехническая служба Кубаньзнерго особым интеллектом не блистала.
Нашелся еще один ученый – ДТН, профессор А.В. Богдан, который взялся за разумное вознаграждение обосновать необходимость и отсутствие таковой во всех возможных вариантах конфигурации сети. Так денег не нашлось.

scherenkov писал(а):
2020-09-02 08:05:45

2. Цепи напряжения перевести на оставшийся в работе ТН.

Да что здесь возразишь?

scherenkov писал(а):
2020-09-02 08:05:45

3. Схема ПС, ДЗШ, УРОВ остаются по фиксированной схеме. При этом присоединения, включенные на СШ без ТН, – включены условно.

Что понимать под "включены условно?"

scherenkov писал(а):
2020-09-02 08:05:45

4. Вывести действие резервных защит трансформаторов, АТ и блоков генератор-трансформатор на отключение ШСВ (СВ) 110-220 кВ.

Так если система шин выведена, причем здесь ШСВ?

scherenkov писал(а):
2020-09-02 08:05:45

6. При раздельной работе СШ на ПС отключение ТН любой СШ с переводом цепей напряжения на оставшийся в работе ТН не допускается.

Единственная понятная до конца мысль в упомянутом документе.
А может, все было наоборот? (какая легенда прекрасная, какая принцесса ужасная). Выводится ТН без вывода системы шин. При работе ДЗШ системы, где остался работающий ТН против пруна интеллект бессилен (преферансный термин). А при работе резервных защит некоторых элементов с первой выдержкой времени делим систему шин с последующим гашением остающегося в работе ТН с последующими нехорошими последствиями.
Опять же, предположения.