61

Re: Расчет РЗА протяженной ВЛ-10 кВ длиной 180 км

retriever писал(а):
2022-07-13 18:20:28

3) Емкость у ВЛ 180 км примерно как у КЛ километров 10, откуда там бешеные перенапряжения и т.п.?

Знаете, в расчетах все чудесно, а по факту, раз - и перекрытие внутри ячейки по стеклопластиковому цилиндру масляного выключателя. Вот откуда они берутся самим бы знать?

62

Re: Расчет РЗА протяженной ВЛ-10 кВ длиной 180 км

retriever писал(а):
2022-07-16 00:20:06

генератору-то что, какая разница на что электроэнергия идет - на обогрев воздуха или на полезную работу

от куда такая уверенность? в том и дело, что это всё-таки 180!!! и мало ли какие переходные режимы могут возникнуть? очень сомневаюсь, что для любых условий пройдёт всегда и всё гладко, сделаю модель покручу и скажу более точнее....
Самое интересное, что предполагается тогда, что ДЭС на холодном ходу и их надо запускать с нуля и транзит к этому времени уже конкретно лежит и инеем покрывается...

63 (2022-07-16 13:29:56 отредактировано retriever)

Re: Расчет РЗА протяженной ВЛ-10 кВ длиной 180 км

ПАУтина писал(а):
2022-07-16 05:26:02

от куда такая уверенность? в том и дело, что это всё-таки 180!!! и мало ли какие переходные режимы могут возникнуть? очень сомневаюсь, что для любых условий пройдёт всегда и всё гладко, сделаю модель покручу и скажу более точнее....

У нас линия+нагрузка, эквивалентируем это каким-то резюком. Резюк пересчитываем в мощность, нужно, чтобы было меньше мощности генератора.

Имеется в виду, что нагрузка будет в пусковом режиме (а-ля самозапуск), и в режиме самозапуска резюк имеет сопротивление меньше, и генератор типа может не потянуть?
Но на самом деле длинная линия даже снизит ток самозапуска, правда может увеличить его активную составляющую (и, соответственно, будет больше тормозящий момент на валу).
Не уверен, что там самозапуск вообще будет, зачем бы всем этим задвижкам вдруг одновременно начать двигаться в момент пуска генератора, это же не вентиляторы какие-то.
Там вообще скорее будет почти ХХ при пуске генератора, потом кратковременно будут пики потребления.

Генератор нужно выбрать так, чтобы держал спокойно расчетный самозапуск пары задвижек.

Добавлено: 2022-07-16 14:23:19

Lekarь писал(а):
2022-07-16 00:43:00

Знаете, в расчетах все чудесно, а по факту, раз - и перекрытие внутри ячейки по стеклопластиковому цилиндру масляного выключателя.

Я не понимаю, как делают обычные ПС с кабелями по 0.5 км (много фидеров), у которых сравнимая емкость, и чтобы они не повыходили из строя все разом.
С ДГР вроде бы разбирали тему, из-за ДГР действительно могут быть перенапряжения до 3Uном, но к длине это почти никак не привязано, емкостное сопротивление на землю много больше продольного индуктивного сопротивления ЛЭП, там процесс идет на частоте, близкой к 50 Гц и определялся емкостью линий и индуктивностью ДГР.
И вроде бы проблема решается ОПН-ом или чем-то, создающим активный ток утечки на землю.
Возможно, здесь можно сделать резистивное заземление нейтрали. 180 км все равно за 2 часа не объехать.

64

Re: Расчет РЗА протяженной ВЛ-10 кВ длиной 180 км

retriever писал(а):
2022-07-16 13:23:19

Имеется в виду, что нагрузка будет в пусковом режиме (а-ля самозапуск), и в режиме самозапуска резюк имеет сопротивление меньше, и генератор типа может не потянуть?

Не такого не бывает!
На ДЭС не делают АВР в понимании АВР, т.к. дизель генератора остановлен, правда он должен быть готов в любой момент к пуску оперативно от кнопки или дистанционно автоматически (такие системы есть даже для мелких ГТУ), однако этот процесс займёт в лучшем случае (фантастика) - 3 ... 5 с ("времена пуска и прогрева первичного двигателя до температурного состояния" и т.д., но в любом случае это долго и никакой речи о самозапуске АД не может быть... т.е. хоть мощность и нагрузки мала, но ДЭС должна  будет поднять весь транзит именно с нуля.
просто сомнение ели время затянется, то ДЭС вообще сможет поднять транзит в принципе ...

Понятно, что за счёт индуктивности ВЛ будут снижаться  пусковые токи и самозапуска, но при этом опять же за счёт этих же сопротивлений будут снижаться напряжения на шинах ПС - получается всё не так уж и однозначно.

65

Re: Расчет РЗА протяженной ВЛ-10 кВ длиной 180 км

Интересно как выделить поврежденный участок, ведь при питании от ПС он будет отключен с одной стороны при неуспешном АПВ, то есть или придется включать ДЭС на КЗ или передавать информацию на противоположный конец поврежденного участка. Всю логику устранения повреждения и последующего запуска ДЭС нужно очень хорошо обдумать, особенно с учетом типа опертока на КТП.

Присоединяйтесь!!! Мы в социальных сетях и на Ютуб.

66

Re: Расчет РЗА протяженной ВЛ-10 кВ длиной 180 км

tca писал(а):
2022-07-17 16:54:41

Интересно как выделить поврежденный участок, ведь при питании от ПС он будет отключен с одной стороны при неуспешном АПВ, то есть или придется включать ДЭС на КЗ или передавать информацию на противоположный конец поврежденного участка. Всю логику устранения повреждения и последующего запуска ДЭС нужно очень хорошо обдумать, особенно с учетом типа опертока на КТП.

Очень интересный вопрос.
Когда междуфазное повреждение, то где-нибудь на секционнике в середине сделать автоматику деления сети, которая будет отключать СВ при исчезновении напряжения с двух сторон , а после подачи напряжения опробовать напряжением второй участок. Можно даже несколько СВ с такой логикой сделать.
Другое дело, когда ОЗЗ, то надо по сути включать ДЭС на ОЗЗ и начинать делить сеть. Либо начиная с дальнего конца поочередно отключать участки, пока не найдем с ОЗЗ. Но как это все будет отражаться на технологическом оборудовании неизвестно.

67

Re: Расчет РЗА протяженной ВЛ-10 кВ длиной 180 км

Lekarь писал(а):
2022-07-17 18:43:29

Другое дело, когда ОЗЗ, то надо по сути включать ДЭС на ОЗЗ и начинать делить сеть

Защита от ОЗЗ должна быть селективной и действовать на отключение.
В данном случае, весьма желательно прейти на резистивное заземление нейтрали, как уже здесь говорилось.

retriever писал(а):
2022-07-16 13:23:19

Возможно, здесь можно сделать резистивное заземление нейтрали. 180 км все равно за 2 часа не объехать

Плюс, более оптимальным вариантом был переход на напряжение 35 кВ. В этом случае ДГУ придется включать через трансформатор 10/35 кВ. Это исключит включение ДГУ на ОЗЗ при повреждении рассматриваемой ВЛ.

68 (2022-07-18 00:01:43 отредактировано Lekarь)

Re: Расчет РЗА протяженной ВЛ-10 кВ длиной 180 км

evdbor писал(а):
2022-07-17 21:12:13

Защита от ОЗЗ должна быть селективной и действовать на отключение.
В данном случае, весьма желательно прейти на резистивное заземление нейтрали, как уже здесь говорилось.

Не уверен, что Вы правы. Чтобы так написать надо прочитать техзадание на нефтепровод из которого можно сделать выводы о категории надежности электроснабжения. Возможно, что резистивная нейтраль выше третьей не сможет обеспечить. Устроит ли третья заказчика не знаю.
Разлив в Норильске нефтепродуктов делов натворил в свое время.

69

Re: Расчет РЗА протяженной ВЛ-10 кВ длиной 180 км

tca писал(а):
2022-07-17 16:54:41

Интересно как выделить поврежденный участок, ведь при питании от ПС он будет отключен с одной стороны при неуспешном АПВ, то есть или придется включать ДЭС на КЗ или передавать информацию на противоположный конец поврежденного участка. Всю логику устранения повреждения и последующего запуска ДЭС нужно очень хорошо обдумать, особенно с учетом типа опертока на КТП.

Мне кажется тупо ОМП в терминале надо сделать, заземление нейтрали резистивное, ОМП сразу покажет где было КЗ. Для линии 180 км вполне пойдет. Далее - если есть телеуправление (а оно обязано быть на такой линии, хотя бы задвижками точно дистанционно управляют) -  секционировать линию и включить ДЭС на противоположном конце.
Можно ли сделать этот процесс автоматическим - не знаю, но теоретически можно было бы предусмотреть в зависимости от результатов ОМП какое-то автоматическое секционирование.

70 (2022-07-18 09:25:10 отредактировано Lekarь)

Re: Расчет РЗА протяженной ВЛ-10 кВ длиной 180 км

retriever писал(а):
2022-07-18 00:38:06

Мне кажется тупо ОМП в терминале надо сделать, заземление нейтрали резистивное, ОМП сразу покажет где было КЗ. Для линии 180 км вполне пойдет. Далее - если есть телеуправление (а оно обязано быть на такой линии, хотя бы задвижками точно дистанционно управляют) -  секционировать линию и включить ДЭС на противоположном конце.
Можно ли сделать этот процесс автоматическим - не знаю, но теоретически можно было бы предусмотреть в зависимости от результатов ОМП какое-то автоматическое секционирование.


Если у вас обрыв провода на линии произойдет на опоре в сторону ДЭС с падением на землю (в сторону ПС просто обрыв), то что покажет ОМП и сработает ли защита с резистивной нейтралью?

71 (2022-07-18 17:09:05 отредактировано retriever)

Re: Расчет РЗА протяженной ВЛ-10 кВ длиной 180 км

Lekarь писал(а):
2022-07-18 09:02:47

Если у вас обрыв провода на линии произойдет на опоре в сторону ДЭС с падением на землю (в сторону ПС просто обрыв), то что покажет ОМП и сработает ли защита с резистивной нейтралью?

Т.к. тут везде треугольники по ВН, то будет очень маленький ток, на уровне тока ХХ трансформатора. И даже 3U0 большим тоже не будет...
Думаю, надо поставить резистивное заземление и со стороны генератора тоже.


Кстати, такая же проблема может быть даже в обычной сети 10 кВ.

72

Re: Расчет РЗА протяженной ВЛ-10 кВ длиной 180 км

retriever писал(а):
2022-07-18 17:00:36

Т.к. тут везде треугольники по ВН, то будет очень маленький ток, на уровне тока ХХ трансформатора. И даже 3U0 большим тоже не будет...
Думаю, надо поставить резистивное заземление и со стороны генератора тоже.


Кстати, такая же проблема может быть даже в обычной сети 10 кВ.

В обычной сети нам все равно, т.к. потребители изначально рассчитаны на то, что возможен  режим замыкания на землю и работа в неполнофазном режиме.. А по каким критериям оценивать работу защит в сети с резистивно заземленной нейтралью не очень понятно.

73 (2022-07-18 23:39:38 отредактировано retriever)

Re: Расчет РЗА протяженной ВЛ-10 кВ длиной 180 км

Lekarь писал(а):
2022-07-18 19:28:10

В обычной сети нам все равно, т.к. потребители изначально рассчитаны на то, что возможен  режим замыкания на землю и работа в неполнофазном режиме..

Я имею в виду, вот у нас ГПП, от нее тупиковая КЛ, питает какое-то РП, оборвалась фаза А и ОЗЗ фазы А со стороны РП.
Я так понимаю, что 3U0 на ГПП будет мало (около 0). Фазы В и С соединены с фазой А через обмотки треугольника, у них гигантское сопротивление, поэтому даже при КЗ на фазе А в первом приближении напряжения фаз В и С почти не поменяются, а напряжение фазы А со стороны ГПП также почти номинал, т.к. обрыв.

Там будет какой-то переходный процесс, я пробовал моделить... в общем 3U0 может вначале и клюнет, но потом затухает.
3U0 будет только на РП, и, получается, только там и обнаружат факт ОЗЗ.

А если эта КЛ питает не РП, а условно ТП? Как вообще обнаруживается факт такого повреждения, я имею в виду на практике - было ли у вас такое?

Lekarь писал(а):
2022-07-18 19:28:10

А по каким критериям оценивать работу защит в сети с резистивно заземленной нейтралью не очень понятно.

Считайте, что это примерно как сеть 110 кВ и выше в плане алгоритмов работы.
Резистивное заземление делается так, чтобы ток ОЗЗ не был слишком большой и не жег оборудование, а так будет как 1ф КЗ. Нужно чтобы при КЗ на линии ток 1ф КЗ был достаточно большим как со стороны генератора, так и со стороны сети, чтобы защиты работали четко.
На ОМП это резистивное заземление не повлияет, т.к. оно как сопротивление системы за спиной.

74

Re: Расчет РЗА протяженной ВЛ-10 кВ длиной 180 км

retriever писал(а):
2022-07-18 23:37:14

А если эта КЛ питает не РП, а условно ТП? Как вообще обнаруживается факт такого повреждения, я имею в виду на практике - было ли у вас такое?

Никак, если простой обрыв. И работать все это может очень долго, если нагрузки на присоединении до 50-70 % от номинала. Такое было и такое бывает. Если больше нагрузка, то начинает гудеть трансформатор, но это тоже могут не заметить. Если в ТП трансформатор с системой охлаждения ДЦ и такие тоже имеются, то при загрузках больше 70 % начнется рост температуры охлаждающей воды, но этот рост не обязательно будет связан с обрывом фазы, он может быт ьвызван технологическим процессом, т.к. охлаждающая вода как правило из одного контура для трансформатора и для технологического производства.
На практике определяли, например так, что если есть амперметры в двух фазах и обрыв произошел в той фазе, где амперметр, то внимание обращали. Это если повезет. Либо оборванная фаза с прибором учета. Если в ячейке, то обрыв как правило искрит и если есть ЗДЗ, то датчик может сработать. Последнее, только на надежных ЗДЗ.  Чем сеть с изолированной нейтралью хороша, так тем, что режим обрыва будет допустимым, во многих случаях.

75

Re: Расчет РЗА протяженной ВЛ-10 кВ длиной 180 км

интересные режимы получаются...
если работа на параллель, то ДЭС перетягивает систему! коммутируешь ПАРН и можно устанавливать точку потока раздела

76 (2022-07-19 15:51:41 отредактировано retriever)

Re: Расчет РЗА протяженной ВЛ-10 кВ длиной 180 км

ПАУтина писал(а):
2022-07-19 14:37:05

если работа на параллель, то ДЭС перетягивает систему! коммутируешь ПАРН и можно устанавливать точку потока раздела

У меня сомнение, что там дизтоплива на такой режим хватит...

А так все нормально, сходится режим теперь?

77

Re: Расчет РЗА протяженной ВЛ-10 кВ длиной 180 км

Вопрос к автору темы по поводу надежности всей сети.
При повреждении на одном из участков линии, произойдет отключение от основного питания. Дизель запустится по факту отсутствия напряжения. При этом даже учитывая то, что будет всё селективно отключаться и делиться, часть сети останется без питания. Внимание вопрос: а зачем тогда нам такой дизель, который не обеспечивает резервирование? При этом, чем ближе КЗ к концу, тем больше потребителей мы потеряем.
Моя рекомендация ставить дизель 0,4 кВ на каждой ТП. Сразу повышается надежность. Отпадают все вопросы с делением сети, направленными защитами и т.д.
Второй вопрос который хотелось бы затронуть:
Учитывая то, что на всех ТП у вас есть некое телеуправление задвижками, то есть и канал связи от какого-то диспетчерского пункта. В случае, если канал связи удовлетворяет требованиям РЗА (например ВОЛС), то его можно использовать для организации селективных защит. Какой принцип действия выбрать - это уже полет фантазии. Можно и ДЗЛ на каждом участке применить. А вообще в случае с односторонним питанием, можно селективно выстроить ДЗ. Опять же для ускорения можно использовать по каналам связи принцип логической защиты.
Моё мнение, релейщик должен не только уметь выкручиваться из сложившейся ситуации с корявой схемой сети (не всегда логичной), но и прежде всего участвовать в её разработке.

78 (2022-08-05 04:13:30 отредактировано ПАУтина)

Re: Расчет РЗА протяженной ВЛ-10 кВ длиной 180 км

Актаев Дмитрий писал(а):
2022-08-04 12:26:13

Вопрос к автору темы по поводу надежности всей сети.


Автор молчит, может уже не актуально, однако может кому-то будет интересно...

Там не всё так просто с электрическими режимами по напряжению на этих ПС в принципе...
сделал модель на RastrWin по тому, что было по рисунку (в таблице нагрузки занижены).
Действительно, падения напряжений достаточно большие и по полученным режимам, если на шинах ВН питающей ПС задать 115 кВ, а один из ПАРН выведен, то желательно, что бы ДЭС работали сразу (достаточно одной)! например отключен ПАРН1 на ПС ТП-4 - ТП-5, а остальные на максимуме регулирования, то на ТП-20 всего 8,65 кВ (- 18%), а т.к. это только статический режим, то что там будет в динамике - пуски двигателей не известно... нужно так же считать, но уже динамику, а на эту модель времени уже нет.
А если ещё и будет "нормально-номинально" значения на шинах ВН 110 кВ, тогда транзит вообще ляжет...

retriever прав емкостные показатели этого длинного транзита (таблица по вводу параметров линий) не большие как думал раньше
http://rzia.ru/uploads/images/7021/3b9e8357efdafac7b5ebcd11a0ec2705.jpg http://rzia.ru/uploads/images/7021/3b9e8357efdafac7b5ebcd11a0ec2705.jpg

расчёт в RastWin показал B = -685, т.е. достаточно точно...

Добавлено: 2022-08-05 12:54:37

Актаев Дмитрий писал(а):
2022-08-04 12:26:13

Моя рекомендация ставить дизель 0,4 кВ на каждой ТП. Сразу повышается надежность. Отпадают все вопросы с делением сети, направленными защитами и т.д.

держать топливное хозяйство на каждой  очевидно не обслуживаемой ТП наверно не выполнимо
и ещё раз retriever прав - на основной ДЭС тоже будут проблемы с запасами горючего, а тут ещё и промежуточные!?


Вполне возможно выполнения питания по типу питания НПС - что качают от того и питаются, т.е. на НПС ставят ГТУ, которые полностью и гарантированно обеспечивают автономное питание своих насосов, при чем  это у них основной режим питания, а от ЭС резервный. наверно можно было бы и здесь также, но наверно уже поздно...

79

Re: Расчет РЗА протяженной ВЛ-10 кВ длиной 180 км

ПАУтина писал(а):
2022-08-05 03:54:37

Автор молчит, может уже не актуально, однако может кому-то будет интересно...

Странно , что молчит. Тут как раз одного знакомого на северА зазывают строить линию 10 кВ, примерно такой же длины и для питания приводов задвижек трубопровода. Вот ходит тыкву чешет ввязываться в эту авантюру или нет))))

80 (2022-08-05 11:27:44 отредактировано ПАУтина)

Re: Расчет РЗА протяженной ВЛ-10 кВ длиной 180 км

Lekarь писал(а):
2022-08-05 10:40:14

Странно , что молчит.


для меня пока в модели 2 не ясных момента
1. не знаю мощность тр-ра на питающей ПС поставил 125
2. не понятно выходит генераторы ДЭС сразу 10 кВ, что сомнительно... получается должны быть Тр-ры, а это увеличения сопротивления (потерь), а ставить нужно максимум 1250 кВА, т.е. будет обязательно падение напряжения, и всё должно стать на свои места, а пока получается, что при питании от ДЭС напряжения по транзиту снижаются даже меньше чем при питании от основной ПС....

что посоветовать, нужно делать расчёты не только статики, но и динамики, а для этого нужны абсолютно все данные, но самое главное только на основании этих расчётов и нужно будет выбирать и обосновать первичное оборудование...
а так в принципе особых проблем нет.