GradFar, нельзя ли "поконкретнее"? Кого Вы имеете в виду под термином "ага" (старший в иерархии)? Все крупные проекты в Средней Азии шли (и идут, надеюсь) через тендерную систему, чаще всего через кредиты, предоставляемые различными банковскими структурами (Европейский Банк Развития и Д, например) под гарантии властей (правительства). Технические требования "прописывают" энергетики (тот же КЕГОК, наверное). Потом крупные международные компании (через промежуточные структуры),такие как АВВ, Siemens, GE, Alstom и т.д. дают свою цену (в запечатанных конвертах), они "вскрываются" и определяется победитель (обычно по минимальной цене). Не думаю, что на момент проведения тендера в Казахстане Экра могла предложить сравнимое с мировыми лидерами решение. Все-таки Экра стала конкурентноспособной (да и то по цене) лишь примерно после 2010г. Я много раз уже говорил, что по цене - у Сименс самое дорогое оборудование. Поэтому в той же Киргизии Сименса вообще нет: Арева (Альстом), АВВ, а сейчас Китай. Не исключаю, что кто-то из высшего руководства Казахстана "поспособствовал" победе Сименса (все-таки Средняя Азия). Но, с технической точки зрения, энергетика Казахстана только выиграла (нет зоопарка как в России). С тем, что генерация в Казахстане сейчас преимущественно на Экре - тоже все понятно, и давайте не будем говорить, что защиты генераторов на Экре - лучшие в мире... Первичное оборудование в генерации Казахстана - преимущественно еще Советского Союза. Защиты (электромеханические) тоже. Поэтому при замене только защит преимущество будет за Экрой (философия построения (набор защит) не поменялась, только элементная база), персонал не надо "переобучать", да и цена, скорее всего меньше, чем у западных производителей. Было бы интересно, если бы Вы привели примеры, что вводятся новые мощности (на "забугорных" турбинах и генераторах) и на них действительно ставят защиты от Экры. В России - если турбина (генератор) "забугорный", то и защиты "оттуда" "под ключ". И еще раз - генерация в Казахстане в 90-х и начале 2000-х была частная (не знаю как сейчас) и "хозяева" не вкладывались в замену первичного оборудования. "Вторичку" заменить проще и выбирать будут самое дешевое (Экру). Я абсолютно не против этого - оборудование надежное, техподдержка хорошая, идеология построения не менялась. Почему бы и нет.... Но, поездив на условном Мерседесе не хочется потом садиться на Жигули.... Хотя если цель - просто доехать из пункта А в пункт Б, да еще по нашим дорогам (ремонт, эксплуатация), то почему бы и нет....