1

Тема: Для ДЗШ должен быть отдельный керн ТТ?

Здравствуйте, коллеги!
РП КРУ-10 кВ:
* 2 секции шин;
* ячейки ВВ1/2 приходят от ТЭЦ №1 (номер условный);
* ячейки ОЛ1/2 уходят к ТЭЦ №2 (номер условный);
* реализовывается ДЗШ каждой из секций.
Вопрос-1: Можно ли ДЗШ посадить на одну обмотку с другим устройством (например, РЗА ячейки)?
Есть СТО 56947007-29.240.10.248-2017, пункт 12.1.5:
"...К одной вторичной обмотке ТТ, как правило, должно подключаться одно устройство РЗ. В отдельных случаях, допускается подключение к одной вторичной обмотке ТТ не более двух устройств РЗ смежных присоединений..."
Судя из текста - оно носит рекомендательный характер.
Вопрос-2: Есть ещё нормативные документы, регламентирующие подключение устройств (в частности ДЗШ) к трансформаторам тока?
P.S.: если бы я делал проект с нуля, то заложил бы на одно устройство = 1 керн ТТ (в том числе и для ДЗШ). Сейчас ситуация такая, что по данному РП проект уже сделан и в нём терминал ДЗШ подключен вместе с терминалом РЗА ячейки, т.е. 2 терминала на одном керне ТТ. Я делаю проект по ТЭЦ №2 и думаю выдавать ли замечание. Но в виду того, что СТО носит рекомендательный характер, могу выдать только рекомендацию.

2

Re: Для ДЗШ должен быть отдельный керн ТТ?

Да поработал я в свое время в эксплуатации на старенькой ТЭЦ (заложена в начале 50-х годов прошлого века, я в то время в детсад ходил). ГРУ-6, неполная ДЗШ. ДЗШ вполне сосуществовала на общих кернах с защитами фидеров ТТ. Сейчас можно позволить себе заказать ТТ с необходимым количеством кернов. А тогда - два и не больше.
Ничего страшного по этому поводу не произошло за 60 лет эксплуатации. Другое дело, немного "почесать репу" при выборе режимов и уставок нужно.
Кстати, в БЭМ есть книжка вроде бы "Защита шин 6 - 10 кВ". Порылся по книжной полке, не нашел. Но в Интернете есть, поищите.

3

Re: Для ДЗШ должен быть отдельный керн ТТ?

Спасибо за обратную связь.
В виду того, что
* поиски другой нормативной документации, регламентирующих данный момент обнаружены не были;
* отсутствие здесь обратной связи по другой нормативной документации
делаю вывод о том, что подключение терминала ДЗШ совместно с терминалом защиты присоединения допустимо. По проекту принято решение оставить, как есть.

4

Re: Для ДЗШ должен быть отдельный керн ТТ?

Леонид Глыбин писал(а):
2022-08-23 03:41:11

СТО 56947007-29.240.10.248-2017

Нормы
технологического проектирования подстанций
переменного тока с высшим напряжением 35-750 кВ
(НТП ПС)
поэтому п.12.1.5 для шин 10 кВ не аргумент!
нужно посмотреть обязательное число ТТ на присоединениях 10-6 кВ, т.е. а вообще на них возможна установка таких ТТ?, место для них есть? и как память не изменяет, необходимое число ТТ "не ограничивается" только для шин 6...13 кВ генераторов...

5

Re: Для ДЗШ должен быть отдельный керн ТТ?

ПАУтина писал(а):
2022-09-10 02:20:56

Нормы технологического проектирования подстанций переменного тока с высшим напряжением 35-750 кВ (НТП ПС), поэтому п.12.1.5 для шин 10 кВ не аргумент!

Резонно подметили ICQ/ab:) Касаемо числа кернов ТТ вопрос не стоит (и в теме его не "озвучивал").

Присоединяйтесь!!! Мы в социальных сетях и на Ютуб.

6

Re: Для ДЗШ должен быть отдельный керн ТТ?

Леонид Глыбин писал(а):
2022-09-10 02:48:19

Касаемо числа кернов ТТ вопрос не стоит (и в теме его не "озвучивал"

так в том и дело...
обычно стоят по одному  с двумя обмотками (РЗ и измерения) и в двух фазах, а тут ещё по одному и желательно в каждой фазе ...
вопрос куда их монтировать?, что за ячейки?
а почему не хотите просто логическую, проблем не должно быть с таким числом присоединений, для надёжности сделать направленной...

7

Re: Для ДЗШ должен быть отдельный керн ТТ?

ПАУтина писал(а):
2022-09-10 12:36:26

вопрос куда их монтировать?, что за ячейки?

По нынешним временам ТТ 10кВ с тремя кернами вовсе не редкость. И с четырьмя вон стоят. ПС, где ТТ с 4 кернами как раз с ДЗШ-10 и в эту самую ДЗШ - отдельный керн.

Чему бы грабли не учили, а сердце верит в чудеса

8

Re: Для ДЗШ должен быть отдельный керн ТТ?

SVG писал(а):
2022-09-12 11:28:50

По нынешним временам ТТ 10кВ с тремя кернами вовсе не редкость.

Так у меня вопрос и был, а какого ..., в смысле, типа ячейки? марка? производитель? ладно если приспичит сам найду...

9 (2022-09-13 15:56:06 отредактировано Леонид Глыбин)

Re: Для ДЗШ должен быть отдельный керн ТТ?

ПАУтина писал(а):
2022-09-10 12:36:26

вопрос куда их монтировать?, что за ячейки?
а почему не хотите просто логическую, проблем не должно быть с таким числом присоединений, для надёжности сделать направленной...

* Вы уводите тему в сторону. Мой вопрос заключается в том, допустимо ли сажать ДЗШ на одну обмотку с другим устройством (например, РЗА ячейки)? Т.е. не противоречит ли это действующим нормативам?
* Ответ/вывод на поставленный вопрос сформулировал в сообщении #3. Если есть чем дополнить - буду признателен.
* Повторю, что касаемо числа кернов ТТ в ячейке вопроса не стоит. Речь идёт о вновь проектируемом РП КРУ-10 кВ.
* Речь идёт об особо ответственном участке, связанным с генерацией, поэтому реализуется ДЗШ, а не ЛЗШ.

10

Re: Для ДЗШ должен быть отдельный керн ТТ?

Леонид Глыбин писал(а):
2022-09-13 15:55:17

Мой вопрос заключается в том, допустимо ли сажать ДЗШ на одну обмотку с другим устройством (например, РЗА ячейки)? Т.е. не противоречит ли это действующим нормативам?

Вроде как нет, но надо бы проверить вторичную нагрузку ТТ, чтобы она не вышла за допустимую, иначе поймаете сквозняк.
Если же речь идёт о вновь проектируемой ПС, то проще для ДЗШ предусмотреть отдельный керн, так как тогда будет проще проводить проверку РЗА.

11 (2022-09-13 21:43:38 отредактировано Леонид Глыбин)

Re: Для ДЗШ должен быть отдельный керн ТТ?

Dr.Radio писал(а):
2022-09-13 18:54:58

Вроде как нет, но надо бы проверить вторичную нагрузку ТТ, чтобы она не вышла за допустимую, иначе поймаете сквозняк.
Если же речь идёт о вновь проектируемой ПС, то проще для ДЗШ предусмотреть отдельный керн, так как тогда будет проще проводить проверку РЗА.

Вторичная нагрузка проверена - всё в порядке. Что подразумевается под сквозняком (не знаком с жаргоном)?
Да, речь о вновь проектируемой ПС. Солидарен. Как и писал выше, делай проект на смежном объекте своей командой - не пожалел бы по керну на каждое устройство, но проектное бюро, которое делало смежный объект - решило иначе. Там проект уже закончен и ни у кого энтузиазма делать "изм" нет. Будь обязательное требование - я бы заставил их это сделать ICQ/bs:yes:

12

Re: Для ДЗШ должен быть отдельный керн ТТ?

Леонид Глыбин писал(а):
2022-09-13 15:55:17

Речь идёт о вновь проектируемом РП КРУ-10 кВ.

ну тогда судя по ответственности объекта, лучше поставить нужное число ТТ и реализовать ДЗШ как положено по аналогии с ДЗШ на более высшие напряжения и не заворачиваться! Более того, если проектируется и записано в ТЗ!

13

Re: Для ДЗШ должен быть отдельный керн ТТ?

Кстати, если уж проект особо не хотят менять, то пускай хотя бы предусмотрят испытательные блоки (БИ) в токовых цепях, чтобы можно было легко отделять цепи защит самого фидера от ДЗШ.