1

Тема: О быстродействии ВЧБ

Здравствуйте! На линии, связывающей две ТЭЦ, есть ВЧБ типа ЭПЗ-1643 совместно с ЭПЗ-1636. После очередного отключения линии в ЦСРЗА задались вопросом: почему на одном конце останов передатчика произошел раньше, чем на другом?
Стали разбираться: на одном (нашем) конце введена демпферная обмотка реле РП10, а на другом конце нет. При этом у нас время срабатывания цепи останова укладывается в нормы согласно книжке Будаева (выпуск 619, М.И. Будаев - Высокочастотные защиты линий 110-220 кВ).
Нам пришло указание сверху, чтобы мы исключили эту демпферную обмотку.
Нужно ли это замедление останова или нет? И для чего оно?

2

Re: О быстродействии ВЧБ

Хм-м, странно, что никто не хочет обсуждать, защита всё ещё широко применяется, пусть уже и с другими ВЧ постами.
Само по себе различное время замыкания цепей останова передатчиков ВЧБ по концам линии  не должно удивлять, мне кажется.  Ведь в это время входит и время срабатывания  измерительных органов (реле тока, реле направления мощности. реле напряжения нулевой последовательности) а время срабатывания всех этих реле зависит от кратности входных величина на входе реле . Не случайно в пособии Будаева эта кратность при проверке нормируется (стр. 82 вверху). Аварийные параметры при КЗ на землю на линии вполне могут сильно различаться. 
  Если время замыкания цепи останова (время срабатывания защиты, оно примерно на 20 мс больше времени замыкания цепи останова) сильно выходит за норму, то причина может быть не в реле KL10, а в работе измерительных органов (затирание, загрязнение) или недостаточной кратности аварийных параметров (реальной) на входе реле.
  Конечно, если не использовать демпферную обмотку у реле KL10, то время срабатывания его сильно уменьшится, мс до 20-40. Допустимо ли это? Обычно старались демпферную обмотку использовать. Не помню, чтобы приходилось делать это для снижения времени срабатывания  защиты. Всё-таки замедление это сделано намеренно, умышленно, замыкание цепи останова с замедлением (время действия KL10), размыкание - мгновенно, контактами реле KL2.
  Попробуйте почитать об этом в руководящих указаниях, схема панели ВЧБ там описана другая, но принцип тот же.

Post's attachments

ВЧ блокировка дистанц. и токовой направл. нулевой последоват. защит линий 110-220 кВ..pdf 5.62 Мб, 18 скачиваний с 2022-09-17 

You don't have the permssions to download the attachments of this post.

3

Re: О быстродействии ВЧБ

Dr.Radio писал(а):
2022-09-15 15:30:16

  Нужно ли это замедление останова или нет? И для чего оно?

Так сразу не скажешь. Не навредит ли ускорение? М.б. по этой линии выполняется разворот собственных нужд при полном останове станции с потерей СН. Ускорить ускорите защиту, а потом при крупной аварии не сможете линию включить. С механической точки зрения, если не происходит деформация обмоток у генераторов и трансформаторов, то данное ускорение ничего не дает.

4

Re: О быстродействии ВЧБ

Lekarь писал(а):
2022-09-17 22:21:08

М.б. по этой линии выполняется разворот собственных нужд при полном останове станции с потерей СН.

В теории - возможно, но на практике на нашей ТЭЦ есть и другие связи. Мало того, АПВ 2 С.Ш. выполняет линия вообще без всяких ВЧБ и ДФЗ, там даже телеускорения нет.

Lekarь писал(а):
2022-09-17 22:21:08

Ускорить ускорите защиту, а потом при крупной аварии не сможете линию включить.

Вот здесь, пожалуйста, поподробнее. Что-то никак не могу представить, из-за чего не получится.

Вот я как понял РДшку, замедление особенно нужно, если используется дистанционный пуск, но у нас он вроде как на обоих концах выведен.

5 (2022-09-18 19:12:49 отредактировано scorp)

Re: О быстродействии ВЧБ

Dr.Radio писал(а):
2022-09-15 15:30:16

Нужно ли это замедление останова или нет? И для чего оно?

М.И. Будаев стр.23

Post's attachments

bem619.djvu 1.77 Мб, 10 скачиваний с 2022-09-18 

You don't have the permssions to download the attachments of this post.
мое отношение к окружающим зависит от того,с какой целью они меня окружают
Присоединяйтесь!!! Мы в социальных сетях и на Ютуб.

6

Re: О быстродействии ВЧБ

scorp писал(а):
2022-09-18 19:05:28

М.И. Будаев стр.23

Но ведь это замедление срабатывания вызывается действием реле ускорения (ага!), а вот насчёт РП10 как-то не очень расписано.

7

Re: О быстродействии ВЧБ

Dr.Radio писал(а):
2022-09-18 18:38:26

В теории - возможно, но на практике на нашей ТЭЦ есть и другие связи. Мало того, АПВ 2 С.Ш. выполняет линия вообще без всяких ВЧБ и ДФЗ, там даже телеускорения нет.

Сегодня нет, а завтра уйдете в отпуск и сложатся обстоятельства, при которых именно этой линией надо будет опробовать систему шин.

Добавлено: 2022-09-20 01:08:50

Dr.Radio писал(а):
2022-09-18 18:38:26

Вот здесь, пожалуйста, поподробнее. Что-то никак не могу представить, из-за чего не получится.

Как вариант, возможно неодновременность замыкания контактов на разных фазах выключателя или как второй вариант, обрыв без замыкания шлейфа на анкерной опоре.

8

Re: О быстродействии ВЧБ

Lekarь писал(а):
2022-09-19 23:08:50

Сегодня нет, а завтра уйдете в отпуск и сложатся обстоятельства, при которых именно этой линией надо будет опробовать систему шин.

Я правильно понимаю, что возможна ложная работа при КЗ за спиной?

Lekarь писал(а):
2022-09-19 23:08:50

обрыв без замыкания шлейфа на анкерной опоре.

Но ведь это правильная работа.

9

Re: О быстродействии ВЧБ

Dr.Radio писал(а):
2022-09-20 21:09:09

Я правильно понимаю, что возможна ложная работа при КЗ за спиной?

Утвердительно не скажу, что Да. Надо проверять. Причём не только КЗ, но и например нессиметричные режимы, типа тяговой нагрузки.

Добавлено: 2022-09-21 01:42:55

Dr.Radio писал(а):
2022-09-20 21:09:09

  Но ведь это правильная работа.

И да и нет. Если эта линия одна из двух параллельно работающих, и ёё отключение не приводит к ограничениям и отключениям потребителей, то да, правильная работа. Если же ее отключение приводит к отключению потребителей, которые остались без резерва, то неправильная. Повреждение есть, а короткого замыкания нет. Режим работы по двум фазам не запрещен. Например, если от этой линии или при ее участии, питается какая-нибудь отпаечная подстанция, питающая больницу, где на операционном столе будут лежать родители того, кто вам дал указание ускорить защиты, то эти самые товарищи потом вас обвинят во всех смертных грехах и правильно сделают, т.к. наша задача обеспечение надежного электроснабжения потребителей.
Поэтому, если на улице ветер и оборванный шлейф может создать КЗ, то конечно правильная работа, а если безветренная погода, то режим по двум фазам может вполне быть допустим.

10

Re: О быстродействии ВЧБ

Lekarь писал(а):
2022-09-20 23:42:55

Режим работы по двум фазам не запрещен.

Не всегда. По-моему, здесь есть оговорки. Неспроста же делают защиту от неполнофазного включения выключателей и защиту от обрыва провода.

Lekarь писал(а):
2022-09-20 23:42:55

но и например нессиметричные режимы, типа тяговой нагрузки.

С этим у нас как раз таки просто: такой нагрузки нет. Причём вот прямых параллельных связей у нас нет, так что там реверс мощности практически отсутствует.

Lekarь писал(а):
2022-09-20 23:42:55

Поэтому, если на улице ветер и оборванный шлейф может создать КЗ, то конечно правильная работа, а если безветренная погода, то режим по двум фазам может вполне быть допустим.

Ну, как правило, обрыв шлейфа сопровождается дугой, которая может перескочить на другую фазу. Сам лично видел, как отгорел шлейф на подстанции с переходом в КЗ на шинах.

11

Re: О быстродействии ВЧБ

Dr.Radio писал(а):
2022-09-21 17:20:44

Не всегда. По-моему, здесь есть оговорки. Неспроста же делают защиту от неполнофазного включения выключателей и защиту от обрыва провода.

Режим не запрещен! Применение или неприменение регламентируется местными инструкциями. Да, хорошего в нем мало для оборудования, особенно которое загружено более 50%.
Оговорки и практическое применение описывается в местных инструкциях. Чаще всего о нем просто не упоминают.
Еще раз наша работа - надежное электроснабжение. Людям которые в городе миллионнике едут на автомобилях и не работают светофоры и освещение, ваши 20 мс будут слабым утешением для оправдания правильности действия РЗА.
Хотите возьмите и ускорьте защиту. Это просто. И думать не надо.

Добавлено: 2022-09-21 20:10:18

Dr.Radio писал(а):
2022-09-21 17:20:44

Ну, как правило, обрыв шлейфа сопровождается дугой, которая может перескочить на другую фазу. Сам лично видел, как отгорел шлейф на подстанции с переходом в КЗ на шинах.

Это как раз не правило. Короткое замыкание сопровождается дугой, а обрыв шлейфа или выпадание шлейфа из зажима это процесс состоящий из нескольких этапов. Не просто так придумали правило отключения разъединителей, управляемых пофазно.

12

Re: О быстродействии ВЧБ

Lekarь писал(а):
2022-09-21 18:10:18

Оговорки и практическое применение описывается в местных инструкциях.

Ну, в наших инструкциях про это ничего нет, так что будем считать аварией. Тем более у нас коммутационная аппаратура с приводом на три фазы (за исключением 220кВ, там пофазный, но работает как трехфазный), т.е. никак нельзя отключить только одну фазу.

Lekarь писал(а):
2022-09-21 18:10:18

Еще раз наша работа - надежное электроснабжение

Мне, как электростанционщику, главное, чтобы генераторы не вывалились из синхронизма и не потерялась связь с энергосистемой. Что там в сетях происходит, мне как-то по барабану, так как не наша зона ответственности. Самое главное: есть ненормальный режим -> отключаем.

Lekarь писал(а):
2022-09-21 18:10:18

Это как раз не правило. Короткое замыкание сопровождается дугой, а обрыв шлейфа или выпадание шлейфа из зажима это процесс состоящий из нескольких этапов.

Забыл уточнить: это, если нету параллельных связей. А так, да, если есть параллельная линия, то при обрыве фазы нагрузка перекинется на здоровую линию. Кстати, был даже случай работы ТЗНП на ШСМВ с неуспешным АПВ, так как после урагана оторвало ВЧ-заградитель на одной линии с обломом колонки фазы ЛР. Повезло, что штаны не дали колонке упасть и коснуться земли. Оказалось, что 3I0 был недостаточно велик, чтобы сработали защиты самой линии, но зато ТЗНП ШСМВ почуяла этот ток.

13

Re: О быстродействии ВЧБ

Dr.Radio писал(а):
2022-09-21 19:41:20

Ну, в наших инструкциях про это ничего нет, так что будем считать аварией. Тем более у нас коммутационная аппаратура с приводом на три фазы (за исключением 220кВ, там пофазный, но работает как трехфазный), т.е. никак нельзя отключить только одну фазу.

Плохо, что в ваших инструкциях по этому поводу ничего нет.
Как минимум должно быть так (абзац из министерской инструкции): Допускается длительная работа в неполнофазном режиме по элементам электрической сети, по которым осуществляется передача мощности в узел нагрузки в тупиковом режиме.
Почитайте министерскую инструкцию. В ней целый раздел посвящен в том числе и таким режимам.
Нюансы конечно есть по применимости министерской инструкции, но в целом направление работы - надежное электроснабжение потребителей.

14

Re: О быстродействии ВЧБ

Поймите, мы электростанция, мы не знаем всего по режиму сети, и как бы из-за этого мы не можем судить о допустимости неполнофазного режима. Мы даже не занимаемся расчётом уставок защит линий, нам всё это присылают из электросетевой организации (их целых две), соответственно, мы только выполняем их указания. Если они ничего не говорят про неполнофазный режим, то он считается априори запрещённым, и его надо ликвидировать как можно быстрее.
Поправте, если я не прав, но неполнофазный режим, по-моему, допустим только там, где коммутационная аппаратура способна пофазно включать и отключать, и защиты настроены так, чтобы длительно работать в таком режиме.

15

Re: О быстродействии ВЧБ

Dr.Radio писал(а):
2022-09-22 16:27:51

Поймите, мы электростанция, мы не знаем всего по режиму сети, и как бы из-за этого мы не можем судить о допустимости неполнофазного режима. Мы даже не занимаемся расчётом уставок защит линий, нам всё это присылают из электросетевой организации (их целых две), соответственно, мы только выполняем их указания. Если они ничего не говорят про неполнофазный режим, то он считается априори запрещённым, и его надо ликвидировать как можно быстрее.
Поправте, если я не прав, но неполнофазный режим, по-моему, допустим только там, где коммутационная аппаратура способна пофазно включать и отключать, и защиты настроены так, чтобы длительно работать в таком режиме.

Поправляю. Вы не правы. "Мы не знаем всего по режиму сети" Кто Вам мешает знать?
Разговор был про ВЧБ и ускорение. Раз не хотите знать, то просто выполняйте то, что Вам присылают. Только не думайте, что уставки считают отличники и еще их перепроверяют. Уставки считают наряду с отличниками также и двоечники с троечниками, а также те кому , чтобы не портить жизнь просто выдали документ об образовании.
Если оправдание неправильной работы то, что мы не считаем уставки, только могу развести руками.

16

Re: О быстродействии ВЧБ

Lekarь писал(а):
2022-09-22 18:45:14

Кто Вам мешает знать?

Ну наверное то, что у меня нет доступа к их документации, да и времени не особо много: на ТЭЦ всегда есть чем заняться.

Lekarь писал(а):
2022-09-22 18:45:14

Только не думайте, что уставки считают отличники и еще их перепроверяют.

Я это прекрасно понимаю. Сам иногда ругаюсь, типа задали уставку по времени с точностью до сотых, а то что мы технически такую точность на электромеханике не обеспечиваем, они не учитывают.

Просто я уже где-то писал, что нашим критерием правильной работы является отключение повреждения в сети и работа АПВ, и всё! Доказательства: вот осциллограммы, вот параметры КЗ. С уставками бьются? Если бьются, то правильно.

17

Re: О быстродействии ВЧБ

Вам стоит почитать пособие Будаева и Руководящие указания внимательно. Я сейчас больше "по памяти" пишу, перечитайте это.
   Органы нулевой у ВЧБ (и это по принципу действия её) чувствительны, и могут срабатывать при любой значительной несимметрии. При включении "своего" выключателя подача "+ " на реле останова ВЧ от органов земляной защиты задерживается, контакты РПУ в панели замкнутся после срабатывания РПО и самого реле РПУ. При включении линии (замыкании в транзит) с другого конца - остается только замедление на KL6 и KL10.
   При наличии параллельных линий и отключении КЗ на ней возможен реверс мощности КЗ нулевой последовательности в защищаемой линии и неправильное срабатывание ВЧБ. Поэтому настройки времени срабатывания и возврата реле KL6 надо понимать "буквально", т.е. Тср = 70 мс, Евр = 400 мс. В нашем Амурэнерго был когда-то инцидент (на линиях, отходящих от шин ТЭЦ, кстати) и информационное письмо по этому поводу. Вместо медной втулки приходится устанавливать набор шайб (были на старых реле рубежа 60-60-ых годов выпуска), или снимать их вовсе, и передвигать катушку, обмотку реле, по сердечнику. На старых реле были очень удобные кольца (непроводящие и немагнитные) для крепления катушки, в общем, можно и изолентой обойтись ICQ/ab:)
  Подойдите серьёзно к методике измерения времени срабатывания и возврата. Понятно, что делать это надо в полной схеме и под номинальным, реальным оперативным напряжением. Раньше мы использовали измеритель Ф291, если не осталось их в живых - можно использовать и какие-то другие секундомеры в составе РЕТОМ или зеленоградских установок, но надо помнить и учитывать их схемные особенности - от клика мышкой или нажатия кнопки и запуска таймера-секундомера до замыкания или размыкания цепи реле проходит какое-то время, его нужно учитывать.
  Чтобы не казаться занудным стариком ...  как вы думаете, одинаковы ли два варианта определения положения выключателя по контактам РПО и РПВ? Вот, скажем, в ВЧБ есть останов ВЧ при отключении выключателя, цепочка к клемме Х51. Если нет свободного размыкающего контакта РПО, можно ли взять контакт (замыкающий, конечно)  РПВ? Дьявол кроется в деталях ...