21

Re: ТО и МТЗ без выдержки времени

Не первый год работаю на п\ст шахт Донбасса, везде сети 6 кВ с изолированной нейтралью, но не сталкивался с запрещением использования МТЗ с выдержкой времени.Не могли-бы Вы, коллега rocker890, дать ссылку на нормативный документ?

22 (2012-01-26 06:41:14 отредактировано rocker890)

Re: ТО и МТЗ без выдержки времени

[left]Конечно.ПБ 03-553-03 "Единые правила безопасности  при разработке рудных, нерудных и россыпных месторождений полезных ископаемых подземным  способом"[/left]


Раздел 5. Защита кабелей, электродвигателей и траснформаторов
[justify][size=3][font=Times New Roman]401. В подземных сетях напряжением выше 1140 В должна осуществляться защита линий, трансформаторов и
электродвигателей от токов короткого замыкания и утечек (замыканий) на землю.[/font][/size][/justify]

[justify][size=3][font=Times New Roman]На отходящих линиях (центральной подземной подстанции) ЦПП защита от токов короткого замыкания и
утечек (замыканий) на землю должна быть мгновенного действия (без выдержки времени).
[/font][/size][/justify]

[justify][size=3][font=Times New Roman]На линиях, питающих ЦПП, допускается применение максимальной токовой защиты с ограниченно зависимой выдержкой времени и отсечкой мгновенного действия, зона действия которой охватывает и сборные шины ЦПП, а также защиты от замыканий на землю с выдержкой времени до 0,7 с.[/font][/size][/justify]
[justify][size=3][font=Times New Roman]Для электродвигателей должны предусматриваться также защита от токов перегрузки и нулевая защита.[/font][/size][/justify]
[justify][size=3][font=Times New Roman][/font][/size]
[size=3][font=Times New Roman][/font][/size][/justify]
[justify][size=3][font=Times New Roman]Кстати в учебнике "Основные положения электроснабжения шахт и рудников" нашел такой расчет уставки ТО для линии к трансформатору:[/font][/size][/justify]
[justify][size=3][font=Times New Roman]Iср=kн*Imax/kтт,[/font][/size][/justify]
[justify][size=3][font=Times New Roman]где Imax=Iном.тр+Iм.пуск/kтр[/font][/size][/justify]
[justify][size=3][font=Times New Roman]где Iм.пуск - [/font][/size][size=3][font=Times New Roman]пусковой ток наиболее мощного электроприемника, присоединенного к трансформатору или подстанции[/font][/size][/justify]

23 (2012-01-26 09:59:26 отредактировано hoh525)

Re: ТО и МТЗ без выдержки времени

Всё верно, на отходящих линиях центральной ПОДЗЕМНОЙ подстанции (ЦПП) защита от ТОКОВ КЗ ...(суть ТО)...без выдержки времени. Для МТЗ с выдержкой времени ( защит от перегруза и пусковых токов) запрета нет.Где будет располагаться Ваше защищаемое оборудование?

24

Re: ТО и МТЗ без выдержки времени

ЦПП (только у нас оно называется РУПП1) на глубине 352. От нее запитаны 2 УПП, 2 КТПВ в камере РУПП1 и 2 двигателя в насосной рядом с РУПП.Как я понял приведенную мной выдержку. 
На ЛЮБОЙ отходящий от ЦПП линии должна быть защита от КЗ и ОЗЗ с действием на отключение без выдержек времени и все. Никаких МТЗ с выдержками времени нет. Выдержка из учебника это подтверждает.
Защита от перегруза только у двигателя.
На КТПВ есть температурная защита от перегруза. 
Точно не скажу сейчас, но видел где-то в доках что при наличии температурной защиты можно не делать защиту от перегруза на фидере.

Хочу только добавить некую выдержку времени для логических защит шин и линий. Тему тут поднимал: http:///rzia.ru/topic1621-podklyuchenie-selektivnoi-blokirovki-na-otkhodyashchikh-prisoedineniyakh-pri-kz.html

25

Re: ТО и МТЗ без выдержки времени

То что МТЗ  - защита от перегруза я бы так все-таки не сказал, ибо это прежде всего защита от  междуфазных коротких замыканий. Считаю, что при отстройке МТЗ от тока самозапуска двигателя ток срабатывания защиты уже будет отстроен от БТН (в принципе, по прикидкам, должна быть с нормируемой чувствительностью, правда уже на грани фола, если ток самозапуска 7 номиналов и без плавного пуска). Кроме того, в зону МТЗ, ввиду меньшей уставки по току, будут входить и части отходящих линий. Т.о. картина мне видится следующая: ТО - для защиты КЛ и части трансформатора, МТЗ - кроме прочего остальную часть транса и часть отходящих линий (ну.... на селективность вроде как положили...). Если честно, вариант предложенный коллегой grls по 3 ступеням мне немного непонятен в части необходимости именно 3 ступени.... хотя я скорее всего может чего и не понял :)

Присоединяйтесь!!! Мы в социальных сетях и на Ютуб.

26

Re: ТО и МТЗ без выдержки времени

Vanya пишет:

Если честно, вариант предложенный коллегой grls по 3 ступеням мне немного непонятен в части необходимости именно 3 ступени.... хотя я скорее всего может чего и не понял :)

Согласен с коллегой grsl относительно трех ступеней защиты.
1 ступень – ТО отстроенная от ТКЗ на стороне НН трансформатора.
2 ступень – МТЗ без выдержки времени отстроенная от БТН, пусковых токов.
3 ступень - - МТЗ "классическая" с выдержкой времени.
Здесь возможно неселективное отключение при КЗ на шинах НН, но это является платой за быстродействие.

27 (2012-01-26 11:52:56 отредактировано rocker890)

Re: ТО и МТЗ без выдержки времени

Еще раз.Выдержка времени там запрещена нормами.


В приведенной мной выше формуле отстроиться от БТН не получается - маленькая кратность пускового тока. И будет стоять частотник.


Прикинул БТН как 5Iном. Получилось больше рабочего максимального. Думаю от него и отстроиться. ПРи этом получилась защита чувствительна к ТКЗ на стороне НН. Линия всего 14 метров кстати.
То есть будет только отсечка (ну или МТЗ без выдержки времени).
Вот картинка расчета, который дали для примера. В данном случае, как я понимаю, МТЗ будет работать при каждом, даже не очень большом, БТН. Да и вообще будет постоянно отключаться трансформатор. В случае большого тока отработают и МТЗ и ТО.

Post's attachments

ust1.JPG 112.18 Кб, 1 скачиваний с 2012-01-26 

You don't have the permssions to download the attachments of this post.

28

Re: ТО и МТЗ без выдержки времени

МТЗ отстроенная от рабочего тока без выдержки времени будет приводить к отключению ввода ВН трансформатора при каждом "чихе" в том числе и при КЗ на отходящих линиях НН. Здесь необходима выдержка времени, хотя бы 0,2-0,3 с. Эта ступень охватывает весь трансформатор, шины НН, частично резервирует защиты отходящих линий НН.
От БТН будет обеспечиваться отстройка по времени. Эта ступень будет резервной.
ИМХО наличие 3 ступени с выдержкой времени не противоречит требованиям п. 401 ПБ 03-553-03, так как это дополнительная защита резервирующая АВ на стороне НН.
Ксз=1.3 справедлив для ТП без двигательной нагрузки.
Две первые ступени, как уже отмечал коллега rocker890, предназначены для облегчения локализации места повреждения оперативным персоналом.

ПБ 03-553-03 пишет:

402. При напряжении до 1140 В должна осуществляться защита:
а) трансформаторов и каждого отходящего от них присоединения от токов короткого замыкания - автоматическими выключателями с максимальной токовой защитой;
б) электродвигателей и питающих их кабелей:
от токов короткого замыкания - мгновенная или селективная в пределах до 0,2 с;
от токов перегрузки или от перегрева;
нулевая;
от включения напряжения при сниженном сопротивлении изоляции относительно земли;

Цитируемый НТД допускает выдержку времени до 0,2 с на стороне НН и требует защиту без выдержки времени для защит на стороне ВН. При этом естественно не будет селективности между защитами на стороне ВН и НН трансформаторов.
Что на это могут сказать коллеги занимающиеся подземными подстанциями?

29

Re: ТО и МТЗ без выдержки времени

что-то совсем запутался.
Сегодня звонил разработчикам проекта, который у меня как опорный. Спрашивал.
Во-первых. Как мне сказал их релейщик, главное в шахте - безопасность. То есть очень важно БЫСТРО отключить поврежденный элемент, дабы спасти в первую очередь жизни людей. Поэтому там никакие выдержки не допускаются. И поэтому же там не получается селективность.
Во-вторых. Я выше скрин привел их расчета как раз с двумя ступенями. Тоже спросил про возможность локализации. И не понял их совсем. МТЗ у них отстроена от номинального тока трансформатора. Я спросил а не будет ли он отключаться при любом БНТ? Дама долго думала и сказала что возможно. Я спросил про выдержку времени в этом случае, но получил тот же ответ - нет. А ТО отстроена от КЗ на стороне НН. То есть она защищает только линию.
Я все-таки вижу тут только один выход - применение МТЗ без выдержки, отстроенной от максимального рабочего тока (с учетом пускового для двигателя) - как я описал выше.

Кстати еще интересный момент. В их расчете нет определения уставок для защиты от ОЗЗ. Вот как я понимаю, быть они все-таки должны. Спросил почему нет? Ответили так: раньше НИКТО с нас эти уставки не спрашивал. Сейчас начали, но мы еще пока не делали ни в одном проекте.
Чем данное неспрашивание может быть обосновано, как думаете?
Там в принципе есть и протяженные линии (одна у меня там 1400 м).