1

Тема: АВР при неполнофазном режиме.

Подскажите диспетчеру, как у вас (в вашей практике)  на ПС 110/10 кВ реализуется защита от неполнофазного режима?
Суть проблемы: происходит обрыв шлейфа на ВЛ-110 кВ, питающей отпайками несколько ПС 110/10. Возникает неполнофазный режим.  При этом, горят двигатели насосных, компрессорных, горят двигатели обдува трансформаторов на подстанциях и у потребителей. А автоматика молчит (реальный случай).
По хорошему, должен работать АВР так: на ПС  должен отключится от "неполнофазного" источника ввод секции, и включится на СВ на нормальный источник.
Знаете ли вы примеры реализации схем, где в работе АВР на ПС задействован контроль фаз?

Внешняя ссылка - оперативная работа в энергетике.

2

Re: АВР при неполнофазном режиме.

operby пишет:

как у вас (в вашей практике)  на ПС 110/10 кВ реализуется защита от неполнофазного режима?

Единственная защита от такого режима - ТЗНП питающей линии.В МП терминалах есть защита от обрыва BROKEN CONDUCTOR

operby пишет:

. Возникает неполнофазный режим.  При этом, горят двигатели насосных, компрессорных, горят двигатели обдува трансформаторов на подстанциях и у потребителей. А автоматика молчит (реальный случай).

На сеть 10 кВ обрыв шлейфа 110 кВ никак не скажется,на амперметре ввода 10 кВ увидите ток нагрузки по всем трем фазам

operby пишет:

Знаете ли вы примеры реализации схем, где в работе АВР на ПС задействован контроль фаз?

Защита минимального напряжения (для схемы АВР) должна контролировать три фазных напряжения по И,а не по ИЛИ

мое отношение к окружающим зависит от того,с какой целью они меня окружают

3

Re: АВР при неполнофазном режиме.

Скорп +1 .

Полноценейший ответ!!!!

4

Re: АВР при неполнофазном режиме.

scorp пишет:

На сеть 10 кВ обрыв шлейфа 110 кВ никак не скажется,на амперметре ввода 10 кВ увидите ток нагрузки по всем трем фазам

Насчет "не скажется", я думаю десятки сгоревших двигателей с вами не согласятся.)
Не видел амперметры ( мне по ТИ идет измерение одной фазы), но вольтметры мне четко показали ПОФАЗНО (по ТИ идут все фазы) : 2 кВ, ; 4кВ , 6 кВ.  И поверьте, в сети 0,4 кВ было по 100 В в розетках.

Внешняя ссылка - оперативная работа в энергетике.

5

Re: АВР при неполнофазном режиме.

scorp пишет:

ТЗНП питающей линии

ТЗНП отработала, и линию поставили под напряжение вручную ( с одной стороны). И тут по ТИ я вижу свистопляску с напряжениями на секциях 10 кВ. А диспетчер ЦДС, еще эту линию в транзит включить хочет, я ему говорю : "быстрее отключайте! "Неполнофазка"! Напряжения перекосило, двигатели погорят! "
В итоге, секунды их раздумья стоили погоревшего оборудования. Сгорели даже двигатели обдува трансформатора ТРДЦН 63 МВА, а вы должны знать, что у него хитрая термозащита. Его пришлось вывести из работы.

Внешняя ссылка - оперативная работа в энергетике.
Присоединяйтесь!!! Мы в социальных сетях и на Ютуб.

6

Re: АВР при неполнофазном режиме.

какой режим работы нейтрали тр-ра  на тот момент был?

мое отношение к окружающим зависит от того,с какой целью они меня окружают

7

Re: АВР при неполнофазном режиме.

может и такое быть.
но:
1, это дело защит 110кВ
2. это дело защит 10кВ вводов/двигателей----по току обратной последовательности..

это не дело АВР.

может быть другая ситуация, что нет фазы на 110кВ, и резерв на 10кВ нечего не чвствует, нету тока,
в данном случае будет работать, если установлена, защита по напряжению обратной последовательности.

8

Re: АВР при неполнофазном режиме.

scorp пишет:

какой режим работы нейтрали тр-ра  на тот момент был?

Однозначно все нейтрали разземлены. Это нормальный режим ВСЕХ трансформаторов этой ВЛ-110.

Внешняя ссылка - оперативная работа в энергетике.

9

Re: АВР при неполнофазном режиме.

если бы нейтраль этого транса была заземлена, ваши двигатели остались бы целы.Фазные напряжения на стороне НН в случае изолированной нейтрали и обрыва питающей фазы ВН(фаза С оборвалась) будут такие: 1; 0,5; 0,5 Uраб.ф.

мое отношение к окружающим зависит от того,с какой целью они меня окружают

10

Re: АВР при неполнофазном режиме.

operby пишет:

я ему говорю : "быстрее отключайте! "Неполнофазка"!

А вот здесь диспетчер был правее. Включение линии в транзит при разземленной нейтрали на отпаечной подстанции - пожалуй, единственное кроме погашения подстанции средство.
Этой темой интересуюсь давно, но полное решение - такая муть... Если не затруднит, покажите ориентировочную схему участка сети сс указанием точек заземления. Но при заземленной нейтрали на питающем трансформаторе 110/10 и обрыве фазы единственной питающей линии потребитель страдать не должен. Главный страдалец - заземленная нейтраль трансформатора. А вот если нейтраль разземлена, тогда всем слабо не покажется. И трансформатору, и потребителю.

11

Re: АВР при неполнофазном режиме.

есть ПС (35/6-10 кВ) где трансы стоят под ПСНами (предохранители) и вот там на вводах с действием на откл. ввода 6-10 вводим в работу защиту от неполнофазного режима , с последующей работой АВР по 6-10 кВ.

Под лежачего инженера коньяк не течёт

12

Re: АВР при неполнофазном режиме.

У нас в Минске, почти все трансформаторы с отключенными ЗОН. По режиму токов КЗ. (они очень большие, и перетоки большие, поэтому горят шлейфы) Схему участка скину позже.

Внешняя ссылка - оперативная работа в энергетике.

13

Re: АВР при неполнофазном режиме.

scorp пишет:

1; 0,5; 0,5 Uраб.ф.

Если бы речь шла об эдс, то полностью бы согласился. А по U - свою лепту будет вносить нагрузка. Да еще и сдвиг фаз далек от симметрии, точнее две фазы близки к противофазе.
По части сгоревших двигателей - не единожды использовал "для дома, для семьи" трехфазные асинхронные двигатели на однофазном питании. Схему пуска конечно городил. Но именно пуска, а дальше работа при питании одной фазой. Естественно, что номинала мощности не было.
Поэтому вопрос operby - а хоть какая то защита двигателей была? Автомат или . . . .
И еще вопрос о трансформаторах с разземленной нейтралью - а какова изоляция вблизи нейтрали?
По АВР - мне привычнее контроль отсутствия/наличия напряжения по "И" всех Uлин.  И работу ЗМН при обрыве одной фазы навскидку не вспомню.

14

Re: АВР при неполнофазном режиме.

Long_Ago пишет:

По АВР - мне привычнее контроль отсутствия/наличия напряжения по "И" всех Uлин.

Да,конечно линейные по И     Protection    Protect P-P

мое отношение к окружающим зависит от того,с какой целью они меня окружают

15

Re: АВР при неполнофазном режиме.

operby пишет:

ТЗНП отработала, и линию поставили под напряжение вручную ( с одной стороны). И тут по ТИ я вижу свистопляску с напряжениями на секциях 10 кВ. А диспетчер ЦДС, еще эту линию в транзит включить хочет, я ему говорю : "быстрее отключайте! "Неполнофазка"! Напряжения перекосило, двигатели погорят! "

А если бы включили в транзит сразу, то возможно двигатели и не сгорели бы. Все зависит от того где был обрыв.
Если обрыв был на самой отпайке то включение с любой стороны приводит к таким последствиям. А если обрыв был на участке ВЛ откуда подавалось напряжение, то включение в транзит подало бы на трансформатор симметричные напряжения. Только опять бы отработала защита 3Iо ВЛ.
Учитывая, что обрыв может произойти на любом трансформаторе, не заземлять же нейтрали всех трансформаторов для исключения подобного. Здесь должна работать защита двигателя. Двигатели не должны сгорать от пускового тока при обрыве фазы. Скорее всего неверно выбраны автоматы или предохранители.

16

Re: АВР при неполнофазном режиме.

да и три фазных в И тоже хорошо.
просто привычней линейные.


Защита от неполнофазного режима должна быть на всех уровнях и уж само собой на двигателях.

17 (2012-09-10 10:17:26 отредактировано operby)

Re: АВР при неполнофазном режиме.

R14 пишет:

. А если обрыв был на участке ВЛ откуда подавалось напряжение, то включение в транзит подало бы на трансформатор симметричные напряжения. Только опять бы отработала защита 3Iо ВЛ.

произошло именно так. Обрыв был на самой линии возле второго источника. ( на второй опоре от ТЭЦ).

Внешняя ссылка - оперативная работа в энергетике.

18

Re: АВР при неполнофазном режиме.

как на 10 так и на 0,4 делаем дополнительный пусковой орган по напряжению обратной последовательности

19

Re: АВР при неполнофазном режиме.

fll пишет:

как на 10 так и на 0,4 делаем дополнительный пусковой орган по напряжению обратной последовательности

Может и у наших релейщиков (или руководителей)  такая светлая мысль появится)....не не появится, нужно ,чтобы еще раз 10 шлейф сгорел.

Внешняя ссылка - оперативная работа в энергетике.

20

Re: АВР при неполнофазном режиме.

история старая, в леньэнерге так под сотню лифтов погорело