1 (2012-09-17 22:13:11 отредактировано operby)

Тема: Оперативный отдел. Аварии.

Буду публиковать разбор случаев такой же как и в своей группе http://vk.com/dispes

Начнем с реальной ситуации. Попробуйте действовать как оперативный персонал. Это же просто. Опера они же просто кнопочки нажимают))

Вводная: ПС 110/10 кВ , Т-3 выведен в ремонт и 5-я секция запитана от 1-ой секции 10 кВ через секционную перемычку. На 5-ой секции работают бригада РЗА и кабельщиков в ячейке ф504, кабельщики заводят новый кабель, релейщики- настраивают ЗНЗ в этой же ячейке.
На 5 секции- старые ВМП 10, а на 1-ой секции новые вакуумники.Но на 1-ой секции не налажено ТУ, ТИ, ТС. Она практически "слепая", есть только сигнализация положения выключателей.

Приходят сигналы с подстанции.
1) U пятой секции=0
2) I свм 5-1 =0
3) СВВ 1-5 моргает, "отключен".

Диспетчеру дозванивается релейщик, говорит, что все живые, а СВВ 1-5 отключился от "второй ступени ЛЗШ  " , а на ячейке ф505 выпал блинкер "Ускорение защиты". Все больше ничего.
Вы конечно поняли, что погасла 5-я секция.

ВАШИ ДЕЙСТВИЯ, КОЛЛЕГИ ?

Post's attachments

1233.PNG 17.42 Кб, файл не был скачан. 

You don't have the permssions to download the attachments of this post.
Внешняя ссылка - оперативная работа в энергетике.

2

Re: Оперативный отдел. Аварии.

Обсуждение в группе "Диспетчеры электросетей и систем" http://vk.com/wall-31431816_1085.
Но почему работала ЛЗШ на отключение CВВ1-5, а не сработала защита отходящего фидера на 5-ой секции?

Внешняя ссылка - оперативная работа в энергетике.

3

Re: Оперативный отдел. Аварии.

ЛЗШ - это что, Логическая Защита Шин?
Не местные мы, но рискну предположить (вслепую, так же как Ваша 1-я секция), что случилось КЗ на шинах, скорее всего, на 505 при заводе кабеля, ЛЗШ отключила секцию.
Убедиться, что все живы-здоровы. Убедиться что 1-5 отключен. Отключить и выкатить все ячейки на 5-й. Проверить по факту. Проверить отсутствие напряжения на шинах 5 секции. Внимательно осмотреть 505 и 504 ячейки, а также все остальные. Понюхать воздух, поменять нижнее белье.
Если найдена проблема в 5-й секции - устранить. (1-5 Отключен??) Заземлить шину 10кВ на 5-й. Снять заземления для проверки мегером шин между собой и на землю. Если КЗ случилось при заводе кабеля в 504, и ничего не погорело: Снять заземления, Вывести людей, включить дистанционно 1-5.
Если держит - отключить 1-5, вкатить все отключенные ячейки назад. Заземления сняты??? Включить 1-5. Затем, один за другим, не торопясь,  дистанционно, включить оставшиеся ячейки на 5-й.

Просьба, не пинать, не местные мы. )))

Я предатель своей родины, я продался за жвачку, гамбургер и виски, простите меня, пожалуйста!!!

4

Re: Оперативный отдел. Аварии.

А зачем ступени у ЛЗШ и с чем их едят? И чем они отличаются друг от друга?  Тогда и можно продолжать думать.

А если без подробностей про ЛЗШ - отключить все фидера 5сш и после осмотра и обнюхивания 5-й секции включать СВ 1-5. Персонал на ПС уже есть. Отключат фидера быстрее чем по ТУ.

Чему бы грабли не учили, а сердце верит в чудеса

5

Re: Оперативный отдел. Аварии.

operby пишет:

Но почему работала ЛЗШ на отключение CВВ1-5, а не сработала защита отходящего фидера на 5-ой секции?

Запрос ГУГЛа про ЛЗШ со ступенями дал устройство Бреслера ТЭМП 2501-31.

1.3.4.3.2 Логическая защита шин (ЛЗШ)
ЛЗШ применяется для быстрого отключения КЗ на шинах и реализуется на рабочем и резервном
вводах. Для этого в терминалах вводов предусматривается ступень МТЗ (ЛЗШ), которая блокируется
МТЗ присоединений (сигналом «Пуск МТЗ»). При внешних КЗ на отходящих присоединениях пускается
ступень МТЗ этого присоединения и блокирует ступени защит рабочего и резервного вводов. При КЗ на
шинах блокирования не происходит и ступень с выдержкой времени отключает ввод.

Скорее всего, кабельщики (надеюсь, не релейщики), коротнули на шину рядом с 505. МТЗ, как и положено, ничего не увидела, соответственно -  блокировка ЛЗШ не случилась (см. выше), через мгновение, как положено, штатно,  отключился СВ1-5. Конечно без схем и т.д.. все это словеса, предположения..
Если, конечно, у Вас Бреслер, или что-нибудь подобное.

Я предатель своей родины, я продался за жвачку, гамбургер и виски, простите меня, пожалуйста!!!
Присоединяйтесь!!! Мы в социальных сетях и на Ютуб.

6

Re: Оперативный отдел. Аварии.

Александр США пишет:

Запрос ГУГЛа про ЛЗШ со ступенями

Про двухступенчатую ЛЗШ в приведённой цитате ни слова...

Александр США пишет:

Если, конечно, у Вас Бреслер, или что-нибудь подобное.

Сомневаюсь, сильно сомневаюсь.

operby пишет:

На 5 секции- старые ВМП 10,

Соответственно и защиты будут времён очаковских и покоренья Крыма.

Чему бы грабли не учили, а сердце верит в чудеса

7

Re: Оперативный отдел. Аварии.

не знаю что за зверь двухступенчатая ЛЗШ.

кратко прочитав предположу ( других идей нет ) ЛЗШ перемычки между двумя секционикасми.
таким образом сначала ЛЗШ первого секционика, потом второго...
абсурд конечо то что написал...но....

а отключение произошло потому что перемычка эта того, потому свой секционик стоял, а второй упал и так и падал от БНТ при проверке постепеного включения.......

8

Re: Оперативный отдел. Аварии.

operby пишет:

Попробуйте действовать как оперативный персонал. Это же просто. Опера они же просто кнопочки нажимают))

Беда, коль пироги начнет печи сапожник, а сапоги тачать пирожник.

У оперативников свои «тараканы» (инструкции по ликвидации аварии), у релейщиков свои.
1.    Осмотр и доклад диспетчеру должен делать оперативный персонал, а не релейщик.
2.    Что такое «вторая ступень ЛЗШ» и с чем ее «едят» (когда она работает и что делать в случае ее срабатывания), должен знать оперативный персонал. А вот как это связано с «Ускорением защиты» в ячейке ф505 должен разъяснить релейщик. Может и не как, а выпал от сотрясения.
По совокупности всего и должны быть действия. Но в любом случае ОСМОТР! С целью понять было ли КЗ или нет, если было, то где.

9

Re: Оперативный отдел. Аварии.

ShSF пишет:

.    Осмотр и доклад диспетчеру должен делать оперативный персонал, а не релейщик.

Почему же? Инженер-релейщик (мастер СРЗАИ) - это оперативно-ремонтный персонал с правами переключений, единоличного осмотра и т.д. и т.п.

Чему бы грабли не учили, а сердце верит в чудеса

10

Re: Оперативный отдел. Аварии.

Тоже решил ( в обед) поиграть.
Коллеги-релейщики многое правильно сказали, но, похоже, не обратили внимание на одну фразу в посту 1.

operby пишет:

Попробуйте действовать как оперативный персонал

Это как в известной загадке: "Вы - пилот самолета. Самолет (делает то-то и то-то, происходит это и это...длинный текст) И вопрос конце: "Сколько лет пилоту?". Только очень внимательный человек не забывает, что пилот самолета - именно он. Следовательно - это его возраст.
Так и тут коллеги возмущаются, что их  как релейщиков заставляют расследовать аварию. А ведь коллега-то предложил побыть оперативщиками. 
И вот, с учетом этой игры, коллега  в посту 8 практически правильно, на мой взгляд, описал небходимые действия опер. персонала. И если отбросить его возмущение по поводу того, что релейщиков привлекают к опер. работе, то все в основном верно.
Только надо сделать поправку, что по условиям игры решения должен принимать диспетчер, к которому пришли сигналы с ПС. То есть, наверное надо еще  было оговорить, имеют ли действительно  опер. права кто-либо из производивших рем. работы. Скорее - да (не подпольно же они приехали на ПС). И  если да, то они и расследуют. И, в любом случае релейщик подсказывает, правильно ли работали защиты.
А конкретика опер. работы - по тексту из поста 8.
И еще от себя: тоже никогда не слышал о двуступенчатой ЛЗШ. Видимо - местное изобретение.

Делай , что должен, и будь, что будет

11

Re: Оперативный отдел. Аварии.

Осмелюсь предположить назначение двухступенчатой ЛЗШ. Повреждение - в отсеке выключателя ввода НН. Если он успешно справился с отключением - честь ему и хвала. Если не справился (поврежден он сам) тогда должна вступить в работу защита стороны высокого напряжения.

12

Re: Оперативный отдел. Аварии.

Женя!
То есть, в этих двух ступенях одна уставка по току, но разные выд. времени? А как быть с СВ? Если тот же принцип, то к.з. в отсеке СВ....2 ступень - на откл. ввода другой секции.
Но по условиям топик-стартера сработала 2 ступень и отключился только СВ...???
И еще я на две фразы в посту 1 сразу не обратил внимание: что релейщики налаживают ЗНЗ в ячейке и выпал там блинкер "Ускорение защиты". А ускорение защиты (судя по всему, там РЗА на ЭМ) работает через НЗ контакт РПО. Выкл 10 кВ в той ячейке явно  был отключен и выкачен. Если релейщики при состык. через удлинитель В-10 подали оперток и нажали на РТ40, то вот и цепь ускорения. Не знаю, как там выполнено то хитрое ЛЗШ, но обычно работа защиты линии сама по себе не приводит к откл. ввода или СВ. То есть, в таком случае выпадение того блинкера - это совпадение событий.
В принципе, в инстр. для опер. персонала должно быть расписано - какая защита при чем действует. В общем, чтобы решить задачу, надо знать схемы всех защит. Ну, и по результатам осмотра и всех событий (что и как проверяли релейщики и что делали кабельщики) делать выводы.

Делай , что должен, и будь, что будет

13

Re: Оперативный отдел. Аварии.

Интуиция мне подсказывает, что не было к.з. на с.ш., а схемы РЗА такие, что релейщики и кабельщики как-то в совокупности создали ситуацию, когда ложно  сработало то злополучное 2 ступ. ЛЗШ (знать бы еще его схему).
Может, ЗНЗ действует на отключение? Или может либо на откл., либо - на сигнал. А то ЛЗШ как-то связано с опертоком линии (фантазирую). Правда, не могу найти места кабельщикам в этой ситуации. Но зачем-то же они упомянуты. Может - ложный маневр в игре, чтобы отвлечь внимание от истинных причин.

Делай , что должен, и будь, что будет

14

Re: Оперативный отдел. Аварии.

Где это я возмущаюсь? Просто надо заниматься своим делом. А что бы побыть в "оперативщиком" на ПС надо знать эту ПС.

SVG пишет:

Почему же? Инженер-релейщик (мастер СРЗАИ) - это оперативно-ремонтный персонал с правами переключений, единоличного осмотра и т.д. и т.п.

Ну и что он доложил?

operby пишет:

релейщик, говорит, что все живые, а СВВ 1-5 отключился от "второй ступени ЛЗШ  " , а на ячейке ф505 выпал блинкер "Ускорение защиты". Все больше ничего

Что из этого можно понять, какое решение можно принять по такой информации?
Вот если бы шепотом добавил, что ребята это мы отсадили секционник, то да. Можно включить секционник, да и то если разрешатся включать с полной нагрузкой секции. А мы это знаем? Нет. Так что не корректная поставлена задача побыть в «шкуре» оперативного персонала. И совершенно зря сказано:

operby пишет:

Попробуйте действовать как оперативный персонал. Это же просто. Опера они же просто кнопочки нажимают

Сложная и опасная работа, для которой нужно как свои пять пальцев знать подстанцию.
PS.  Заглянул на сайт, где идет обсуждение.

operby пишет:

своей группе http://vk.com/dispes

Лихо, не зная ничего о подстанции. Я бы всех на пересдачу экзамена по ПТЭ направил. ICQ/ae:P

15

Re: Оперативный отдел. Аварии.

lik пишет:

Может, ЗНЗ действует на отключение?

Наверняка резистивное заземление нейтрали. Только пуски УРОВ и ЛЗШ от неё делать как-то не правильно.

lik пишет:

тоже никогда не слышал о двуступенчатой ЛЗШ. Видимо - местное изобретение.

настолько "местное", что я о нём первый раз слышу. А Облэнерго, судя по всему, у нас одно... Да суть, видимо, не в ступенях. Хотя загадочности они добавили.
ИМХО - на ф.505 блинкер выпал от сотрясения. Когда рядом работают, такое бывает достаточно часто. Работая с ЗНЗ ф.504, что-то сотворили с шинками ЛЗШ и быстрая ступень МТЗ секционника не заблокировалась  при КЗ на каком-то из фидеров (например на ф.503).

Чему бы грабли не учили, а сердце верит в чудеса

16 (2012-09-18 13:35:49 отредактировано lik)

Re: Оперативный отдел. Аварии.

Еще возможно, что кабельщики задели как-то шины, а релейщики создали условия для пуска защиты на отключение, вот и несраб. первой ступени ЛЗШ.  Потом они отпустили то реле, фикс. пуск защиты, и уже вторая ступень ЛЗШ сраб.
Словом, только предположения.  Понимаю, что задача на то, как быть диспетчеру и что он предварительно должен думать. Понятно, он дает команды расследовать. Но на его месте я заподозрил бы релейщиков, так как набор сигналов  не говорит о просто к.з. Тут явно чувствуется еще некая  рука, проверяющая РЗА. Ну ладно, релейщики  действительно делали проверки. И порой они - мы (чего греха таить), скрывают свои действия. Только весь вопрос в том, привели ли  ли  действия релейщиков к ложным отключениям (или несрабатываниям). Словом, по любому я тем релейщикам не завидую.

Делай , что должен, и будь, что будет

17

Re: Оперативный отдел. Аварии.

SVG пишет:

А если без подробностей про ЛЗШ - отключить все фидера 5сш и после осмотра и обнюхивания 5-й секции включать СВ 1-5. Персонал на ПС уже есть. Отключат фидера быстрее чем по ТУ.

Четко!)) Настоящий опер. На это ушло 11 минут  ( 20 фидеров). При этом отключится от МТЗ  ф503, на котором блинкер не выпадал вообще.

ЛШЗ просто забыли вывести при монтаже. Она здесь не нужна.

Внешняя ссылка - оперативная работа в энергетике.

18

Re: Оперативный отдел. Аварии.

SVG пишет:

Почему же? Инженер-релейщик (мастер СРЗАИ) - это оперативно-ремонтный персонал с правами переключений, единоличного осмотра и т.д. и т.п.

Конечно может, и переключение вместе с мастером СПС делать может ...релейщик может все)))..в электросетях))

Внешняя ссылка - оперативная работа в энергетике.

19

Re: Оперативный отдел. Аварии.

мммм, ЛЗШ не выводится разборкой монтажа.
функция отключается в самом реле, а монаж никому не мешает.

почему отключился секционик 1-5 а не 5-1?

инфы для понимания не хватает.

20

Re: Оперативный отдел. Аварии.

далее нет ответа на вопрос почему не отключился ф503
где результаты проверки селективности.

в самом плохом случае при ЛЗШ в действии отключились бы оба В.

а может ошибка и работал истино УРОВ