41 (2012-12-02 12:20:13 отредактировано Windtalker315)

Re: Автоматика при близких (затяжных) КЗ

leon_lts пишет:

Вот именно из-за Методических указаний сейчас при вводе или модернизации станций повсеместно в проектах есть требование наличия АРЗКЗ (ну или другое название автоматики), для сохранения устойчивости.

А мне всегда казалось, что причиной установки автоматики являются КЗ в сети приводящие к нарушению устойчивости блоков, а отнюдь не Методические указания.

42

Re: Автоматика при близких (затяжных) КЗ

leon_lts пишет:

Вот именно из-за Методических указаний сейчас при вводе или модернизации станций повсеместно в проектах есть требование наличия АРЗКЗ (ну или другое название автоматики), для сохранения устойчивости.

Думаю причина не в указаниях, а в новых типах энергетического оборудования, а точнее в его механических характеристиках.
Сейчас повсеместно устанавливают  ГТУ и ПГУ, а газовых турбин достаоточно неболшая масса, и они хорошо разгоняются на короткое.
Например  для трехфазного КЗ величину угла ротора можно приблизительно оценить как
dDelta=sqrt(Ртурб/Tj)*dTkz^2.
Очевидно, что чем меньше Tj тем угол больше, и соответственно площадка торможения меньше.

Очень важно. Прошу обратить внимание на то ,  что у некоторых  газовых турбин очень высокая скорость вращения,  более 5000 об/мин. А так как момент инерции зависит от частоты вращения квадратичной зависимостью, неучет этого факта может очень сильно исказить результаты расчетов.

43

Re: Автоматика при близких (затяжных) КЗ

Windtalker315 пишет:

Очень важно. Прошу обратить внимание на то ,  что у некоторых  газовых турбин очень высокая скорость вращения,  более 5000 об/мин. А так как момент инерции зависит от частоты вращения квадратичной зависимостью, неучет этого факта может очень сильно исказить результаты расчетов.

К сообщению  уважаемого Windtalkerа дополню: еще нужно учитывать конкретный конструктив валов газовых турбин, постоянные времени одновальных скоростных турбин (5000 и более об/мин) отнесенные к своей номинальной мощности не уступают таковым характеристикам гигаватных паровых энергоблоков. А вот машины со свободной турбиной, где основная тяжелая железяка  - воздушный компрессор вращается отдельно от силовой турбины имеют очень скромную Tj. Пример Siemens SGT-600. Для аналогичных по конструкции ГТУ АРБКЗ более актуальна

44 (2012-12-02 14:09:44 отредактировано Energy)

Re: Автоматика при близких (затяжных) КЗ

Long_Ago пишет:

Отделившийся имеет шанс сохранить, а оставшийся наедине с КЗ гарантированно разгонится и не сохранит

Отделившийся от точки КЗ, но сохранивший связь с системой или выделившийся на собственные нужды?

45

Re: Автоматика при близких (затяжных) КЗ

Energy пишет:

К сообщению  уважаемого Windtalkerа дополню: еще нужно учитывать конкретный конструктив валов газовых турбин, постоянные времени одновальных скоростных турбин (5000 и более об/мин) отнесенные к своей номинальной мощности не уступают таковым характеристикам гигаватных паровых энергоблоков. А вот машины со свободной турбиной, где основная тяжелая железяка  - воздушный компрессор вращается отдельно от силовой турбины имеют очень скромную Tj. Пример Siemens SGT-600. Для аналогичных по конструкции ГТУ АРБКЗ более актуальна

Ого ! Сразу виден специалист ! Мы на режимов-нет не пересекались ?

Присоединяйтесь!!! Мы в социальных сетях и на Ютуб.

46 (2012-12-02 14:36:57 отредактировано Energy)

Re: Автоматика при близких (затяжных) КЗ

Windtalker315 пишет:

Ого ! Сразу виден специалист ! Мы на режимов-нет не пересекались ?

именно так Default/smile=) просто жизнь заставила книжки по ним читать)

47

Re: Автоматика при близких (затяжных) КЗ

В #42 и #43 весьма познавательная информация. Только рассматривать инерционность турбины без характеристик регулятора  скорости несерьезно.
С ПГУ пока сталкиваться не приходилось. Но смутно представляю, чтобы регулятор скорости не рассчитывался на допустимый разгон турбины при внезапном сбросе нагрузки.
Вероятнее всего ПГУ у нас вводят с характеристиками регуляторов скорости по умолчанию, ориентированными на Европейские  сети с распределенной генерацией и рассредоточенной нагрузкой.
Energy, #44 Если ПГУ отделится от КЗ и останется с нагрузкой близкой к доаварийной, то он будет тормозится и имеет шанс втянуться в синхронизм.

48

Re: Автоматика при близких (затяжных) КЗ

Windtalker315 пишет:

А мне всегда казалось, что причиной установки автоматики являются КЗ в сети приводящие к нарушению устойчивости блоков, а отнюдь не Методические указания.

Ну тогда как вы объясните следующий момент.... Стоит станция древняя с 40 годов.... Ясно, что возмущения 3 группы приводят к нарушению устойчивости. Однако же никто не ставит тут автоматику. Но если к шинам присоединяют ПГУ, то автоматика уже - обязательное требование.... И самое тут интересное получается, что автоматика ставится как раз для защиты старой части станции, на новой ПГУ быстродействующие МП защиты и УРОВ, и она не теряет устойчивость... Вот такой парадокс.

49

Re: Автоматика при близких (затяжных) КЗ

Long_ago по регулятору скорости.
До сего момента был уверен, что регулятор скорости сказывается исключительно при длительности переходного процесса в нескоько секунд и более, на этапе отключения короткого он, в силу своих зон нечувствительности, в первую очередь по частоте, может не рассматриваться. Поправьте если не прав.
Leon_TS обьяснить сей факт достаточно просто. С присоединением ПГУ снизились запасы устойчивости по узлу в целом и ,как следствие "поплыла" динамика. Встречный вопрос - насколькотоправданно присоединение ПГУ в такое старое РУ и работа совместно со старыми агрегатами ?

50

Re: Автоматика при близких (затяжных) КЗ

Windtalker315 пишет:

С присоединением ПГУ снизились запасы устойчивости по узлу в целом и ,как следствие "поплыла" динамика. Встречный вопрос - насколькотоправданно присоединение ПГУ в такое старое РУ и работа совместно со старыми агрегатами ?

Да, устойчивость снижается с присоединением новой генерации, но переговорил с режимщиками, на старой части она и сейчас не обеспечивается. ПГУ присоединяется в свое ОРУ, которое будет соединено со старым ОРУ через два СВ. Насчет совместной работы со старыми генераторами - это проектанты определяют при анализе СВМ.

51

Re: Автоматика при близких (затяжных) КЗ

Windtalker315 пишет:

регулятор скорости . . .  в силу своих зон нечувствительности . . .  может не рассматриваться.

А как же Вы, как режимщик, поддерживаете колебания частоты в пределах 50 мГц? По теореме Котельникова (на форуме ссылаются на Найквиста) для этого надо иметь мертвую зону не более 25 мГц. А с такой мертвой зоной даже ГА будут реагировать на сброс активной мощности при КЗ.

52

Re: Автоматика при близких (затяжных) КЗ

Встречный вопрос - каковы по Вашему отклонения частоты вращения агрегата в устойчивом переходном процессе связанном с отключением КЗ ?

Добавлено: 2012-12-04 11:47:52

Тема регулирования частоты очень обширна, но лежит за рамками данного топика.
Если есть желание пообщаться  - давайте, но лучше в другой теме.

53

Re: Автоматика при близких (затяжных) КЗ

Все зависит от места КЗ и схемы сети.
Одно дело, когда вся ЕЭС России работает в параллель, даже по слабым связям.
Другой вопрос при разделении ЕЭС с Сибирью. Третье - при отделении малого энергорайона.
Все зависит от МВт на 0,1 Гц и состава генерации (турбоагрегаты, гидроагрегаты, ПГУ).
За время отключения КЗ с временем 0,12 - 0.15 сек встречал интегральный заброс частоты до 0,5 Гц. Пиковое значение частоты определить крайне сложно.
А рассматривать динамическую устойчивость без учета регуляторов скорости, неразрывно связанных с регулированием частоты, может быть и можно. Только результаты будут далеки от истины.
А с другой стороны, рассчитываем же МТЗ по чисто металлическому КЗ без учета переходных сопротивлений. И защищаем сеть и оборудование.

54

Re: Автоматика при близких (затяжных) КЗ

Немного оффтоп.
В нашей стране какие есть возможности учиться по части ПА? Имею ввиду курсы

55

Re: Автоматика при близких (затяжных) КЗ

Человека нельзя ничему научить. Человек сам в состоянии всему научиться. И через руки голова лучше соображает.

56

Re: Автоматика при близких (затяжных) КЗ

2 long_ago совершенно согласен с  номером 53. Ситуации бывают разные и действовать надо по конкретной ситуации. В случае с разделением ОЭС на части(напр. Сибирь) вне всякого сомнения неучет работы АРС приведе к грубому искажению результатов расчета. Но у нас другой случай, автоматика АРЗКЗ АРБКЗ -ликвидация оень сильного , но кратковременного возмущения. Уже через 1-2 секунды переходного процесса ясно сохранит ли машина устойчивость или нет. На таких интерваах говорить о действии АРС по моему только излишне усложнять расчет
2rocker890 какие именно ПАКи интересуют ?

57

Re: Автоматика при близких (затяжных) КЗ

rocker890 пишет:

а это не понятно. Так и осталось вопросом почему секция с блоком в автоматике не участвует

Та схема АЗКЗ, которая приведена в приложении разрабатывалась для работы в режиме ОДНОГО БЛОКА ПГУ-1. Поэтому и контролировалась только та секция, на которой нет блока (при КЗ на ней секция с блоком изолировалась от поврежденной). Когда блоков стало 2 - логика должна была быть пересмотрена. Все вопросы в ЭУМ :-)