1

Тема: авария на ГПП 110/10/6кВ вопрос по работе РЗА

Здравствуйте всем!  Произошла авария с отключением ВЛ 110кВ. место аварии определено практически сразу трехфазное КЗ на вводе КТП. Авария произошла на отходящей линии РП-10кВ питающейся от ГПП. Но  РЗА отработала не очень отключилась ячейка питающая эту линию, следом отключилась ячейка на ГПП питающая эту РП-10кВ следом секционный выключатель ГПП потом вводной выключатель и соответственной выключатель 110кВ на питающей подстанции. Я расписал последовательность ну в принципи все отключилось одновременно со слов оперативного персонала. Защита еще старая на базе РТ-40 и тому подобное. отключение ВЛ-110кВ организовано по кабелю связи отключающего импульса. У меня такой вопрос: руководство требует акт расследования причин аварии с первопричиной аварии все понятно а вот как правильно сформулировать причину плохой работы РЗА или может с защитой не все так плохо может причина еще есть я сам не релейщик и в штате нет релейщика при необходимости привлекаем стороние организации для наладки. и как правильно отразить в акте работу рза не знаю. просто инспектор ростехнадзора сразу сказал нет селективности я согласен может и так но тогда почему все ячейки отработали практически одновременно. Может просто был очень большой ток КЗ? Я почему спрашиваю за возможные другии причины потому что в целом ячейки по аварии до этого отключались нормально а вот года полтора назад было абсолтно тоже самое на томже месте КЗ и с теми же отключениями вплоть до 110кВ если возникали аварии на других ячейках то  срабатывала защита аварийной ячейки ну нахудой конец вводная ячейка этой РП а что в этот раз что в прошлый раз вводная ячейка вообще не отработала. На РП простые защиты на базе РТ-40 с выдержкой времени ни каких заморочек вроде нет. в общем помогите пожалуйста сформулировать правильно вторую причину аварии!

2

Re: авария на ГПП 110/10/6кВ вопрос по работе РЗА

Надеюсь на понимание проблемы других форумчан, среди которых я не отношусь к продвинутым расчетчикам.
Итак, для начала. Защита линии 110 с нулевой выдержкой времени против защиты линии 10 кВ с такой же нулевой выдержкой выдержкой времени? А при КЗ на линии 10 кВ хватает ли тока для работы быстродействующей защиты 110 кВ? В этом случае селективность нужно обеспечить небольшой (0,3 - 0,5 с) выдержкой времени. Вопрос к тем, кто задавал уставки.
Я так понимаю, что осциллограммы аварийных событий по данному случаю ввиду их отсутствия запрашивать бессмысленно?

3

Re: авария на ГПП 110/10/6кВ вопрос по работе РЗА

Вот бардак развели что нет релейщиков, еще чего то там требуют отчеты какие то. Самих начальников надо рожей в панель ткнуть и пускай сами пишут отчеты.

Добавлено: 2013-02-25 22:30:30

А для анализа работы РЗА нужны уставки и схемы ну и конечно осциллограммы.

4

Re: авария на ГПП 110/10/6кВ вопрос по работе РЗА

ОФФ

west30 пишет:

в штате нет релейщика при необходимости привлекаем стороние организации для наладки

Андрей Плотников пишет:

Вот бардак развели что нет релейщиков, еще чего то там требуют отчеты какие то.

Тут кое-кто шибко ратовал за подобную схему техобслуживания, подрядчиками ага...

Чему бы грабли не учили, а сердце верит в чудеса

5

Re: авария на ГПП 110/10/6кВ вопрос по работе РЗА

Что бы чем-то помочь надо уставки всего, что отключилось.
1.    Линии от РП до места КЗ.
2.    Линии от ГПП до РП.
3.    СМВ на ГПП.
4.    Ввода 10 кВ на ГПП
5.    МТЗ 110 кВ трансформатора.
«отключение ВЛ-110кВ организовано по кабелю связи отключающего импульса.»
Вот про это поподробнее: от какой защиты и какого фидера это сделано.
Можно и схемку сети приложить и на ней показать, где КЗ, и где отключалось, и откуда идет отключающий импульс.
5ть защит отработало сразу, такого еще не встречал.

PS. Не надо тему засорять, а помогать надо. ICQ/am:mad:
...

Андрей Плотников пишет:

Вот бардак развели что нет релейщиков, еще чего то там требуют отчеты какие то. Самих начальников надо рожей в панель ткнуть и пускай сами пишут отчеты.

SVG пишет:

Тут кое-кто шибко ратовал за подобную схему техобслуживания, подрядчиками ага...

Присоединяйтесь!!! Мы в социальных сетях и на Ютуб.

6

Re: авария на ГПП 110/10/6кВ вопрос по работе РЗА

А я бы эту тему вообще удалил бы.
Тут надо привлечь стороннюю организацию для расследования. Но на это денег жалеют. И поддерживать оборудование в рабочем состоянии - ни желания, ни денег.

Чему бы грабли не учили, а сердце верит в чудеса

7

Re: авария на ГПП 110/10/6кВ вопрос по работе РЗА

Энергетик,это видимо он взывает о помощи, тут не причем.
Видел как то,даже было дело налаживал такие ГПП,передача отключающего импульса на питающую ПС производилась от защит тр-ра.
Схема по ВН отделитель без короткозамыкателя.
Тут что то другое.

мое отношение к окружающим зависит от того,с какой целью они меня окружают

8

Re: авария на ГПП 110/10/6кВ вопрос по работе РЗА

Papuas пишет:

надо уставки всего, что отключилось.

Papuas пишет:

помогать надо.

Уставки тут не помогут. Тут причин миллион. Одних только механических неисправностей реле - куча. Например ослаб винтик на штанге РВ и уставки ушли неизвестно куда, контакты РТ-40 отрегулированы из рук вон и подвижный контакт "заскакивает" за неподвижный, выключатель отключается медленно из-за грязи в приводе и дугогасительных камерах, да мало ли причин... На подстанции, которую знаешь до винтика, и то не сразу найдёшь, где собака порылась.

Чему бы грабли не учили, а сердце верит в чудеса

9

Re: авария на ГПП 110/10/6кВ вопрос по работе РЗА

west30 пишет:

Но  РЗА отработала не очень отключилась ячейка питающая эту линию, следом отключилась ячейка на ГПП питающая эту РП-10кВ следом секционный выключатель ГПП потом вводной выключатель и соответственной выключатель 110кВ на питающей подстанции.

Хорошо бы еще знать защиты какие отработали, блинкера то должны быть? И записи в оперативном журнале какие защиты отработали. А так может ДЗТ отработала ложно от сквозного тока КЗ - отключила мгновенно вводной, секционный и дала команду в "голову" на отключение линии 110 кВ. Ну а на отходящих и ТО могла отработать с 0 выдержкой. Думаю так - потому как на СВ только МТЗ как правило стоит, и он без выдержки не должен был отключиться, только от ДЗТ.
А такая "упрощенная схема" без выключателей на стороне 110 кВ сплошь и рядом встречаются. Была у меня одна такая ПС 110/6 кВ в эксплуатации. Кабель передачи откл. импульса длиной 3 км по столбам и по лесу. Охотники за цв.металлом его за лето 1998 г. два раза вырезали. Сейчас поутихло, а тогда подстанция фактически без защит два раза по месяцу стояла, пока кабель меняли. Очень неприятная в плане надежности первичная схема - наследие совковой бедноты.

Хочешь рассмешить бога? Расскажи ему о своих планах!

10

Re: авария на ГПП 110/10/6кВ вопрос по работе РЗА

нарисовал схему как понял из описания
http://rghost.ru/44121812/thumb.png http://rghost.ru/44121812/thumb.png

west30 пишет:

Произошла авария с отключением ВЛ 110кВ. место аварии определено практически сразу трехфазное КЗ на вводе КТП.

west30 пишет:

Авария произошла на отходящей линии РП-10кВ питающейся от ГПП.

надо понимать - это одно и тоже (точка 1 на моей схеме)

west30 пишет:

Но  РЗА отработала не очень отключилась ячейка питающая эту линию

на моей схеме точка 2)

west30 пишет:

следом отключилась ячейка на ГПП питающая эту РП-10кВ

(точка 3)

west30 пишет:

следом секционный выключатель ГПП

(точка 4)

west30 пишет:

потом вводной выключатель

(точка 5)

west30 пишет:

и соответственной выключатель 110кВ на питающей подстанции.

(точка 6)
Для полного счастья не отключился вводной выключатель 10 на другой секции шин 10 кВ ГПП (точка 7) и вводной выключатель 10 кВ РП-10. (точка Default/af8) А для полного веселья ещё выключатель 10 и 6 кВ трансформатора 10/6.
Это не плохая работа защит, а излишняя. Но свою задачу защита выполнила - локализовала аварию. Плохая - это когда всё горит и ничего не отключается.
Если хотите получить помощь уточните схему и дайте уставки всех защит....

11 (2013-02-26 17:43:30 отредактировано Dnestr)

Re: авария на ГПП 110/10/6кВ вопрос по работе РЗА

Titan пишет:

А так может ДЗТ отработала ложно от сквозного тока КЗ

Самая вероятная версия.....релейщиков в штате нет, не кому небаланс дифзащиты трнасформатора контролировать

12

Re: авария на ГПП 110/10/6кВ вопрос по работе РЗА

west30 пишет:

а вот года полтора назад было абсолтно тоже самое на томже месте КЗ и с теми же отключениями вплоть до 110кВ

А вот если бы был релейщик. то сразу бы занялся дифзащитой трансформатора.

west30 пишет:

если возникали аварии на других ячейках то  срабатывала защита аварийной ячейки ну на худой конец вводная ячейка этой РП

Наверное это при КЗ на 6 кВ....

13

Re: авария на ГПП 110/10/6кВ вопрос по работе РЗА

Dnestr пишет:

не кому небаланс дифзащиты трнасформатора контролировать

а блинкера заржавели или стоят заклинивши

мое отношение к окружающим зависит от того,с какой целью они меня окружают

14

Re: авария на ГПП 110/10/6кВ вопрос по работе РЗА

Вряд ли событие связано с дифзащитой. Скорее всего, при отказе защит (или выключателя) отходящего фидера отработала резервная защита трансформатора. При КЗ на других фидерах проблем ведь не было. Защита ВН или НН - здесь нужно знать комплекс защит, защита НН вроде бы не должна воздействовать на отключение трансформатора с высокой стороны.

15

Re: авария на ГПП 110/10/6кВ вопрос по работе РЗА

doro пишет:

защита НН вроде бы не должна воздействовать на отключение трансформатора с высокой стороны.

всегда действовала со второй выдержкой времени

мое отношение к окружающим зависит от того,с какой целью они меня окружают

16

Re: авария на ГПП 110/10/6кВ вопрос по работе РЗА

Titan пишет:

Хорошо бы еще знать защиты какие отработали, блинкера то должны быть?

Здравствуйте! Спасибо за оказаную поддержку!
Блинкера  на ячейке которая аварийная МТЗ там нет ТО так как первоночально это ячейка питала резервом другую РП но субабонент дал добро на подключение предприятия в виде отпайки с установкой одного разъединитиля и все прямой в ввод в ТП даже ВНП нет с предохранителями, на ГПП ячейка питающая РП отработала  ТО, секционный и вводной МТЗ диф защита не показала работу блинкера остались взведенные

Papuas пишет:

«отключение ВЛ-110кВ организовано по кабелю связи отключающего импульса.»Вот про это поподробнее: от какой защиты и какого фидера это сделано.

По поводу организации отключающего импульса выполнен кабелем длина 2 км включена всхему дифзащиты трансформатора как я понял со схем там трансформаторы набор конденсаторов и диодов дальше не знаю пошло туда низнаю куда. их два Т1 и Т2 в данном случае в работе был Т1
И еще хочу пояснить что в целом защита отрабатывает нормально при других аварийных ситуайциях но вот именно описанный выше случай происходит дважды и бьет аж до 110кВ. Вот меня и просят объяснить почему именно так а не иначе в чем причина может что-то с линией. Так как был даже случай что произошло возгорание ячейки на ГПП после аварийного отключения и секционик отрубил сразу то есть защита работает а тут дважды однотипная авария и срабатывает но поздно ПОЧЕМУ? Я так понимаю причин миллион. Можно хотя бы приближонно с большей долей вероятности какую то причину сказать. По уставкам посмотрю карты скажу завтра я с дома пишу. Ну всем огромное спасибо за помощь!

17

Re: авария на ГПП 110/10/6кВ вопрос по работе РЗА

SVG пишет:

А я бы эту тему вообще удалил бы. Тут надо привлечь стороннюю организацию для расследования. Но на это денег жалеют. И поддерживать оборудование в рабочем состоянии - ни желания, ни денег.

По поводу удалять или нет ваше право, а по поводу оборудования я его со своими мужиками поддерживаем как можем но у меня его много у меня только ТП 20 единиц плюс 5 РП по мимо самой ГПП а людей на все провсе вместе со мной 5 человек далеко не разгонишся даже при большом желании. оборудование 1968 года выпуска оно просто еще работает благодаря как раз этим ремонтникам да случаются аварии они везде случаются. А насчет денег жалеют да жалеют а кто из собственников предприятий не жалеет денег конечно если брать сетевые организации то там хоть какая то модернизация идет у нас ноль на выходе. И кстати авария как раз произошла у суббабонента который довольно крупный сетевик в нашем регионе если уж он допустил повесить на свою ВЛ сопли  тогда что говорить за наше предприятие у которго электроэнергия просто ресурс за который еще и много платить надо

18

Re: авария на ГПП 110/10/6кВ вопрос по работе РЗА

doro пишет:

Вряд ли событие связано с дифзащитой.

doro пишет:

При КЗ на других фидерах проблем ведь не было.

Если КЗ на "других фидерах" были на напряжении 6 киловольт, то могло и не быть работы дифзащиты, ток КЗ значительно меньше.

19

Re: авария на ГПП 110/10/6кВ вопрос по работе РЗА

west30 пишет:

секционный и вводной МТЗ диф защита не показала работу блинкера остались взведенные

Какие блинкеры там стоят? Если РУ-21, то вряд ли они застрянут, разве только, если их очень лихо взводить ..
А вот РУ 1-11 могут и подвести.

20

Re: авария на ГПП 110/10/6кВ вопрос по работе РЗА

Тут нужно проводить очень серьезный анализ на месте, а для этого нужно привлекать специалистов.
Дело в том, что защиты построенны на разном оперативном токе (на отходящей - на выпрямленном, на СВ и трансформаторе - на конденсаторах), на разных реле (на отходящей - на РВ-100, на СВ и трансформаторе - РВМ-12), реле РВМ всегда имеют выдержку времени и без первичного тока не запустятся даже при несправных РТ-40 и т.д.. Кроме того имеется куча ступеней селективности даже на самой ГПП - отходящая ТО без выдержки +0,5сек на СВ +0,5сек на НН трансформатора +0,5сек на ВН трансформатора.
То что на других фидерах этого же не происходит может говорить о низких токах КЗ на этих фидерах. Этих токов может быть недостаточно для пуска МТЗ СВ и трансформатора, тем более, что эти МТЗ могут иметь блокировку по напряжению.