1

Тема: Технологические защиты и системы жизнеобеспечения

Во первых о составе темы:

  • системы управления вентиляцией;

  • системы управления противодымной защиты;

  • системы управления автоматикой пожаротушения (как внутриобъектной, так и силового оборудования);

Сразу вопрос по поводу согласования логики автоматики пожаротушения: так и не смог добиться от кого-либо с кем нужно согласовывать логику шкафа автоматики пожаротушения. В ОДУ, в МЭСе и в остальных верхах сказали что им все равно и согласовывать нужно со службами самой ПС. Естественно на ПС никто не берет на себя ответственность согласовывать логику.

Кто-нибудь встречался с такой проблемой?

Сработает/не сработает/да сработает...

2

Re: Технологические защиты и системы жизнеобеспечения

По станции  комплекты АПТ согласовывали (а также и всю остальную пожарку) с местным госпожнадзором, уж не знаю смотрели они логику или нет, замечаний не было (думаю вряд ли), Думаю ограничились текстовым описанием работы.

3

Re: Технологические защиты и системы жизнеобеспечения

С пожнадзором то понятно, но им до логики дела нет никакого..

Сработает/не сработает/да сработает...

4

Re: Технологические защиты и системы жизнеобеспечения

Один из всегда спорных вопросов, это автоматический запуск систем пожаротушения силового оборудования.
Коллеги, если есть стандарты, пожалуйста выложите.

Также зависит от типа пожарутошения, газовое или водяное.
Следующе конечно:
1. Запуск по одному критерию ( газовая защита, ДЗТ, ДЗГ) или по двум критериям ( ДЗТ+датчики температуры/дыма)
2. Запуск после проверки отключения выключателей/проверки наличия напряжения или без.
3. Пуск пожаротушения от аварийной кнопки: проводить через защиту или напрямую на пуск.

5

Re: Технологические защиты и системы жизнеобеспечения

Если брать автоматику пожаротушения автотрансформатора - то главными условиями являются:

  • сигнал пуска системы пожаротушения от терминала основной защиты (на терминал основной защиты заводятся сигналы от ГЗ - реле Бухгольца...);

  • отсутствие наличия напряжения на трансформаторе;

Так же если автоматика пожаротушения выполнена на базе МП терминала (скажем я делал на REC 670), то дополнительно заводятся следующие сигналы:

  • Отсутствие напряжения на автотрансформаторе;

  • Пуск пожаротушения;

  • Останов пожаротушения от кнопок;

  • Отсутствие давления в сухотрубах;

  • Отсутствие напряжения и отключение автомата в камере задвижек;

  • Сигнализация положения задвижек (открыто/закрыто/заклинило);

  • Срабатывание отсечного клапана;

  • Отключен автомат питания отсечного клапана;

  • Неисправность оперативного тока;

  • Ключ ввода/вывода цепей пуска пожаротушения;

Это лишь пример входных сигналов из конкретного проекта. Ко входным сигналам может относиться также контроль давление в арт. скважине...
На самом деле, если на терминал автоматики пожаротушения заводить все - довольно таки солидный терминальчик получается.

Основная проблема - согласование времен срабатывания таймеров внутри терминала, которыми задаются управляющие импульсы на запуск основного/резервного насосов, останов самой системы....
Вот как раз за установку этих времен не хочет браться эксплуатация. А без согласования с ними - вся ответственность ложиться на проектировщиков ICQ/ac:(

Сработает/не сработает/да сработает...
Присоединяйтесь!!! Мы в социальных сетях и на Ютуб.

6

Re: Технологические защиты и системы жизнеобеспечения

И опять же есть делема - автоматику пожаротушения всех удобней организовывать на МП терминале. Одна есть ФЗ №123 и к нему СП... Получается что терминал должен быть сертифицирован как техника пож системы и как следствие - все требования по ФЗ №123 должны соблюдаться (прокладка особых кабелей.....).
На сегодняшний день АББ хотели сертифицировать шкаф, но результаты этого веяния мне неизвестны.
ЭКРА выпустила типовой шкаф пожаротушения (инфа с последней конференции). Но он так же не имеет сертификата пожарки (сертифицирован как МП терминал).
У ЭКРЫ небольшой минус - маленькая свобода в переконфигурировании (все равно придется делать не типовой).

(с) Крик ДуШи

Сработает/не сработает/да сработает...

7

Re: Технологические защиты и системы жизнеобеспечения

Что то сложно слишком.
МП защита должна толька дать пуск пожаротушению.
Всё остальное, имхо, должно быть в специализированой системе, отвечающей всем требованиям локальных стандартов.

Насколько я помню, всегда посылал сигнал на пожаротушение одновремено с командой на отключение выключателей, без какой либо проверки положения выключателей и наличия напряжения.
если даже предположить что выключатель не отключился, то уже отработает УРОВ, всё равно будет быстрей чем откроются клапана пожаротушения.
Ключ вывода сигнала пожаротушения, имхо, не надо заводить на МП, надо рвать им физически провод.
ДЗТ, ДЗО. может быть в нескольких терминалах и сигнал выходит общий.

Кроме того, должна быть карта пожаротушения ( специальное оборудование) и на ней можно выводить из работы определёную зону.

8

Re: Технологические защиты и системы жизнеобеспечения

Не соглашусь с Вами. REC 670 имеет гибкую логику как и все терминалы АББ. Т.е. Мы просто берем по сути конструктор и ваяем. Сигнал о отсутствии напряжения на трансе обязательно нужен так как во всех системах пожаротушения есть ручной пуск автоматики. И имхо тушить транс, который под напряжением - нелепо.

Чтобы не быть голословным, автоматика пожаротушения на микропроцессорных терминалах выполнена:

  • ПС 500 кВ "Беркут" - 6MD664;

  • ПС 500 кВ "Воронежская" - 6MD66 - ссылочка на статью http://www.delin.ru/news

и т.д... Я могу привести еще с десяток примеров ПС 330кВ - 750кВ, где автоматика выполнена на МП терминалах АББ, Сименс.  ICQ/ab:)

А так сами подумайте - тушим транс под напряжением или включаем насосы на закрытые задвижки..... все нелогично. Без МП имхо не обойдешься.
Другое дело - внутриобъектное пожаротушение - в здании ПС, где можно повесить дымовые датчики...  Разные вещи господа.. не путайте их.

Сработает/не сработает/да сработает...

9

Re: Технологические защиты и системы жизнеобеспечения

misterX пишет:

А так сами подумайте - тушим транс под напряжением или включаем насосы на закрытые задвижки..... все нелогично.

В принципе, ничего сильно страшного ни в том ни в другом нету.

Чему бы грабли не учили, а сердце верит в чудеса

10

Re: Технологические защиты и системы жизнеобеспечения

SVG пишет:

В принципе, ничего сильно страшного ни в том ни в другом нету.

Прикольно - новый способ отключения автотрансформатора со всех сторон:

  • 1. Транс под напряжением.

  • 2. Нажимаем кнопку ручного пуска автоматики.

  • 3. Транс поливается со всех сторон водой.

  • 4. Финиш - КЗ, работает релейка и отключает транс.

Сработает/не сработает/да сработает...

11

Re: Технологические защиты и системы жизнеобеспечения

Понятно что на 670 серии АББ или любом другом терминале можно построить что угодно.
Вопрос другой, не знаю стандартов по пожаротушению, но вроде контроллеры для таких аварийных ситуаций должны быть другого класса и с горячим резервом и действительно с другой маркировкой проводов, трубок и т.д. и т.п.

ИМХО, я далеко не уверен что надо такие навороты, тогда ещё и наличие воды в баке проверить.
Кроме того почему тогда делать отдельный шкаф в том же МП защите АТ сделать такую логику.

12

Re: Технологические защиты и системы жизнеобеспечения

Если посмотреть пост но 6 "Сегодня 11:38:56". Я об этом писал.
В самом терминале защит АТ делать автоматику нельзя имхо имеет место вывод из работы основного/резервного комплекта защит - и получается с ним выводится и автоматика.
По вопросу "зачем столько всего пичкать" - в самом терминале логикой обрабатываются входные сигналы и результирующие выдаются на ЩУ (на щите организуется табло - "работа автоматики пожаротушения АТ").
А вообще - это замена старых панелей автоматики пожаротушения, выполненных на реле.

ICQ/ab:) Кстати на одной из ПС заказчик просил вывести уровни воды в пожрезервуарах на терминал - для того чтобы все было в одном месте ICQ/ab:)  Так что ничего смешного тут нет.
А автоматику как делают на МП терминалах, так и будут делать!

Сработает/не сработает/да сработает...

13

Re: Технологические защиты и системы жизнеобеспечения

Прикольно - новый способ отключения автотрансформатора со всех сторон:

Насосы  и так каждую неделю практически пускают и воду в систему на закрытую задвижку при открытой дренажной дают.


grsl пишет:

ИМХО, я далеко не уверен что надо такие навороты,

Угу. Откажет в самый неподходящий момент вся эта ботва.

Контролировать открытие одной и закрытие  другой задвижки при пуске насосов - лишнее. Контролировать напряжение... Можно и напряжение. Привычнее токи со всех сторон.

Чему бы грабли не учили, а сердце верит в чудеса

14

Re: Технологические защиты и системы жизнеобеспечения

SVG пишет:

ИМХО, я далеко не уверен что надо такие навороты,
Угу. Откажет в самый неподходящий момент вся эта ботва.

Любая "ботва" может отказать (можно так же сказать что откажет "ботва" - основная защита, резервная... - шутка). Однако сейчас очень часто применяют автоматику пожаротушения на базе МП терминалов (ну не кидать же мне десяток КД сюда  ICQ/ab:) ).

Спорит не буду.  Бессмысленно и не конструктивно. Однако можно задуматься, если ЭКРА выпустила типовой шкаф - то значит эта тема актуальна (так как ПС 330кВ...750кВ применяют такую систему).

Сработает/не сработает/да сработает...

15

Re: Технологические защиты и системы жизнеобеспечения

Да я не шучу.
Отказать может всё.

На МП можно сделать практически всё и даже больше, вопрос надо ли так усложнять систему пожаротушения.

Если будет логика расписаная и принятая то можно сделать любой шкаф и даже с горячим резервом и с любым измерением, токов, напряжений, давления, уровня ( входа 4-20мА).

16

Re: Технологические защиты и системы жизнеобеспечения

misterX пишет:

Любая "ботва" может отказать (можно так же сказать что откажет "ботва" - основная защита, резервная... - шутка).

Шутки шутками. Но полагаться на концевики задвижек при пуске насосов по меньшей мере ошибочно.

Чему бы грабли не учили, а сердце верит в чудеса

17

Re: Технологические защиты и системы жизнеобеспечения

Да, кстати, вопрос временных задержек на пуск основного/резервного насосов, ограничение времени работы системы пожаротушения (из расчетов необходимого кол-ва запасов воды в пож. резервуарах), ограничение ручного запуска системы (по разным факторам)... - гораздо удобнее все организовать на базе МП терминала, нежели скажем на оборудовании Болида...

(Делаю акцент на том, что речь идет только о пожаротушении на открытой плащадке - АТ)

Сработает/не сработает/да сработает...

18

Re: Технологические защиты и системы жизнеобеспечения

PS
ЭКРА может выпускать всё что ей заблагорассудится. Только кроме России не шибко-то берут её продукцию в бывшем СССР.
Конечно, моё отношение к ЭКРЕ и Механотронике - это сплошное ИМХО, но оно откуда-то взялось ICQ/ab:)

Чему бы грабли не учили, а сердце верит в чудеса

19

Re: Технологические защиты и системы жизнеобеспечения

SVG пишет:

Шутки шутками. Но полагаться на концевики задвижек при пуске насосов по меньшей мере ошибочно.

Дело не в этом - положение задвижек - лишь идет на сигнализацию. Непосредственно в логике управления всей системой (насосов, задвижками) участвуют сигналы отсутствия напряжения на АТ, пуск системы пожаротушения от защит/ручной пуск, отсутствия давления в сухотрубах ("нет воды в системе" - на останов насосов).

Сработает/не сработает/да сработает...

20

Re: Технологические защиты и системы жизнеобеспечения

Так бы сразу и сказал  ICQ/ad;)

Чему бы грабли не учили, а сердце верит в чудеса