61

Re: Допустимый ток

CLON пишет:

Во всех расчетах исхожу из наиболее тяжелого случая самозапуска всей нагрузки, т.е. после её полного останова (самый худший случай для выбора уставок РЗА является расчетным).

stoyan пишет:

Если ток самозапуска нужен для расчета РЗ, принимается что двигатели заторможены.

Вроде бы правильно, и в литературе то же самое пишут. Но насколько это справедливо при расчётах самозапуска двигателей 0,4 кВ?!

Комрад пишет:

ЭД ниже 1 кВ не останавливаются до конца. Если напряжение на секции будет ниже 0,7 номинала - все неответственные, а их доля 85-90%, просто отвалятся от сети. Таков уж Кв пускателей и контакторов. При напряжении выше 0,7 все двигатели  будут тормозится, но не остановятся.

Почитал недавно литературу по самозапуску, и тоже пришёл к такому же выводу. Но пускатели при подаче напряжения могут и опять сработать. Смотря чем они управляются. И тогда ток самозапуска будет определяться всеми 100 % двигательной нагрузки, но будет зависеть от времени КЗ и глубины посадки напряжения.
Проблема ещё и в том, что в сети 0,4 кВ защиту нельзя отстроить от тока самозапуска с помощью пуска по минимальному напряжению, потому нет надёжного снижения напряжения при КЗ.
Получается, что если двигательной нагрузки много, а ток самозапуска считать по полностью остановленным двигателям, то он будет сравним с током дугового КЗ, который должна чувствовать МТЗ. Пуск МТЗ по напряжению не сделаешь. Значит, надо ограничивать количество двигательной нагрузки, участвующих в самозапуске. Посчитать это количество для двигателей 0,4 кВ, наверно, невозможно.

62

Re: Допустимый ток

Xd"=0.17 - из РУ по расчету токов КЗ и выбору электрооборудования от Неклепаева, за 1998 год. Данное РУ есть в и-нете.
Так же там есть таблицы нагрузок для различных производств и различных составов.
Насчет 1.8 для сухих ТР, сголовы не скажу, но на работе гляну первоисточник информации, сам был удивлен, но так было в нормах.
Для интереса глянул как в "Еуропах", там для сухих ТР перегрузка не предусматривается, т.е. Кпер=1.0 (даже не 1.05 и не 1.1, что тоже странно).

Пусковой ток двигателей есть в паспортах, обычно около 6 номиналов, но бывают случаи и до 10-12 крат, а приналичии частотников не более 3-4 крат (причем это уставка самого частотника).

63 (2013-03-16 23:36:45 отредактировано Сергей89)

Re: Допустимый ток

stoyan пишет:

Уточнение (цитата из Справочник по электроснабжению..., Киев, Наукова думка, 1985) "...промышленной нагрузки, которую принято называть обобщенной или комплексной нагрузки, более 50% потребителей которой составляют двигатели 0,4кВ."

Да, верно.
В руководящих указаниях по расчёту токов КЗ я уже нашёл и относительное сопротивление асинхронных двигателей 0,17.

64 (2013-03-17 07:40:59 отредактировано Комрад)

Re: Допустимый ток

Сергей89 пишет:

Почитал недавно литературу по самозапуску, и тоже пришёл к такому же выводу. Но пускатели при подаче напряжения могут и опять сработать. Смотря чем они управляются. И тогда ток самозапуска будет определяться всеми 100 % двигательной нагрузки, но будет зависеть от времени КЗ и глубины посадки напряжения.
Проблема ещё и в том, что в сети 0,4 кВ защиту нельзя отстроить от тока самозапуска с помощью пуска по минимальному напряжению, потому нет надёжного снижения напряжения при КЗ.
Получается, что если двигательной нагрузки много, а ток самозапуска считать по полностью остановленным двигателям, то он будет сравним с током дугового КЗ, который должна чувствовать МТЗ. Пуск МТЗ по напряжению не сделаешь. Значит, надо ограничивать количество двигательной нагрузки, участвующих в самозапуске. Посчитать это количество для двигателей 0,4 кВ, наверно, невозможно.

Все ЭД 1 кВ можно разбить на 3 категории:

1. ЭД неответсвенных механизмов - 85-90% нагрузки пром.предприятий.
Эти ЭД не участвуют в самозапуске при полной потере питания. Схема управления на кнопках без фиксации, шунтированных БК пускателя. Время отпадания пускателя при снижении 0,7 U номинала = 0,01-0,1 сек. Пускатель обратно никак не включится, ибо кнопки запитываются от любой из фаз в силовой цепи пускателя. Отпал пускатель, отпадает его БК, шунтирующий кнопку. Точка. Эти ЭД остаются отключенными до вмешательства человека, ибо безопасность людей превыше всего. Сделаете на фиксированном ключе - а вдруг кто-то полезет к механизму - напряжение восстановилось и привет - затянет в механизм какую-нибудь конечность и до свиданья. Повторюсь - все растет из ТБ. Был у нас один объект - нефтеперерабатывающий завод со сложным непрерывным технологическим процессом. Пришлось по высокой стороне делать БАВР со сверхбыстродействующими выключателями. При испытании время переключения на резервный ввод составило 40 мс и то успело "отвалится" от сети 20% ЭД 0,4 кВ. Это я к времени отпадания пускателя при снижении 0,7 U номинала = 0,01-0,1 сек.

2. ЭД ответственных механизмов, участвующих в самозапуске.
Схема управления сделана тоже на кнопках без фиксации, но с доп.реле времени с выдержкой 10 сек, которое своим контактом шунтирует кнопку. По истечении 10 сек шунт отпадает - двигатель отключается от сети без возможности авт. включения. Опять же - все растет из ПБ. Ибо оставлять на неограниченное время ЭД который может неожидано включится крайне чревато. Доля таких ЭД - 5-8% от общей мощности.

3. ЭД особо ответственных механизмов.
Сюда относятся насосы пожаротушения, водоотлив и вентиляторы главного проветривания на шахтах, подъемные установки для людей на шахтах, ЭД механизмов собственных нужд эл.станций и тому подобное. Опять повторюсь - все растет из  техники безопасности - эти ЭД обеспечивают безопасность людей. В схемах управления таких двигателей предусматриваются ключи или кнопки с фиксацией. ЭД готовы к авт. включению при любом перерыве питания. Доля таких ЭД мала - 2-5% от общей мощности.
Поэтому доля 100% самозапуска - почти не бывает такого. Лишь один единственны случай может быть. Когда линия 6-10 кВ питает Т предназначенный для питания ЭД особо ответственных ЭД - например в мое практике был случай когда КТП питало только станцию пожарных насосов. Вот тогда надо принимать Ксзп= Кп этих ЭД. Но согласитесь - довольно редкий случай. Но раз считаешь МТЗ для такой ответственной ТП - до должен четко представлять с чем имеешь дело. И вообще - это задача технологов и всяких сантехников и теплотехников - задавать что ответственный ЭД а что нет.
Не думаю что у топикстартера такой случай.

А что касается Х=0,35 о.е. - то эта величина характеризует как раз самозапуск всех ЭД 0,4 кВ, затормозившихся при снижении от КЗ на соседней отходящей линии 6-10 кВ. Причем принимается именно дальнее КЗ - которое не снижает U шин ниже 0,7 от номинала. иначе начнется массовый "отвал" неответственных ЭД. Наш опыт с БАВР меня в этом окончательно убедил.

CLON пишет:

Xd"=0.17 - из РУ по расчету токов КЗ и выбору электрооборудования от Неклепаева, за 1998 год. Данное РУ есть в и-нете.


Опять же - только если питаем ТП с нагрузкой чисто из особо ответственных ЭД. Если же нет -  то надо принимать 0,35. И так топикстартер по Кч еле проходит. Зачем загрублять МТЗ наобум? Уверен что у нее питается обычная нагрузка.

И последнее. Помимо безопасности еще есть технический вопрос. Если вы делаете 100% нагрузки ЭД учавствует в самозапуске то надо иметь источник мощностью 3-4 раза большую чем нагрузка ЭД. Иначе по остаточному U на шинах не пройдете при самозапуске. Не развернутся ЭД. Если бы всю нагрузку включали как особоответсвенную как пишет Сергей - это ж какие затраты на Т??? Так что вот еще по мимо безопасности, есть экономический расчет. Конечно можно сделать поочередный запуск скажете вы - опять же затраты на реле времени. Но безопасность остается превыше всего

3нание - столь драгоценная вещь, что его не зазорно добывать из любого источника.

65

Re: Допустимый ток

Но ведь можно выбрать уставку МТЗ и по чувствительности к К(2), с коэффициентом Кч=1.5, тогда:
МТЗ Iср=1380*0.866/1.5=796.7 А, т.е. уставку можно принять в диаппазоне от 650А до 800А.
При этом при Ксам.зап.=1.3: Iср=1.2*1.3*340/0.8=663А, и при Ксам.зап.=1.5: Iср=1.2*1.5*340/0.8=765А.
Т.е. выбранный диаппазон уставки МТЗ (650-800А) справедлив при коэффициенте самозапуска в диаппзоне от 1.3 до 1.5, что вполне допустимо для
сельскохозяйственной нагрузки и нагрузки без больших СД и АД на стороне 10.5 кВ.
PS: для повышения уставки МТЗ по току можно заменть реле тока на реле с большим коэффициентом возврата, например с Квозвр=0.9...0.95,
что позволит не увеличивая уставку МТЗ увеличить коэффициент самозапуска всей нагрузки (на 10...15%).

66

Re: Допустимый ток

CLON пишет:

Но ведь можно выбрать уставку МТЗ и по чувствительности к К(2), с коэффициентом Кч=1.5

Можно, но:
1. В случае малых величин самозапуска мы загрубляем необоснованно МТЗ. Пункт ПУЭ мы конечно вополняем. Но можно сделать чувствительность гораздо выше. Поэтому и считают по известным методикам, а не из условия наименьшего Кч. К тому же может быть в основной зоне пройдем, а в зоне дальнего резервирования Кч будет < 1.2. Отстройка от наибольшего тока с учетом самозапуска даст нам повышение чувствительности в обоих зонах
2. В случае больших токов самозапуск можем вообще пролететь, ибо определив I срабатывания МТЗ по условию наименьшей чувствительности мы искусств определяем ток самозапуска, как вы правильно написали в примере у Вас он получился 1,3 - 1,5. А если он больше? МТЗ будет действовать ложно. И сдесь надо считать по наибольшему току с учетом током самозапуска: расчитали - проверили по Кч в обоих зонах - прошло - все гуд. Не прошло - значит необходима МТЗ с пуском по напряжению.

CLON пишет:

PS: для повышения уставки МТЗ по току можно заменть реле тока на реле с большим коэффициентом возврата, например с Квозвр=0.9...0.95,
что позволит не увеличивая уставку МТЗ увеличить коэффициент самозапуска всей нагрузки (на 10...15%).

Бесспорно. Даже если не хотят затрачиваться на МП РЗА - можно взять статику - например простейшую РСТ 40.

СLON! Не подумайте - что все что я написал - камень в ваш огород. Прекрасно понимаю, что Вы все это знаете и без меня и учитываете в расчетах. Просто тему будут читать неопытные люди - пусть знают все подводные камни )))

3нание - столь драгоценная вещь, что его не зазорно добывать из любого источника.