1

Тема: АПВ шин на ПС 500 кВ МЭС Волги

МЭС Волги  начало практику применения вывода АПВ на шинах 500 кВ для нормальных схем объектов. В основном это "полуторные" схемы и схемы "четырехугольника".
Причинами объясняют - редкость к.з. А если оно будет, то оно будет в большинстве случаев неустранимым.
Возможно это и так, но есть и другая сторона вопроса. Первое это ПУЭ. Оно предписывает АПВ. Второе  это опыт работы. Если в сети 500 кВ случается авария, и работает защита шин 500 кВ, когда АПВ шин выведено, а затем по какой то причине и на другой системе случается отключение, а оперативники не успели ввести АПВ шин, то беды не избежать. Будет крупное погашение. Третье  это экономика - современные устройства не дешевые - если их не вводить, то зачем вообще их монтировать в больших количествах?

2

Re: АПВ шин на ПС 500 кВ МЭС Волги

Есть следующий документ ftp.so-ups.ru/RZA/rza_standart_190406.doc и в нём есть следующий пункт:

5.4.11.    На напряжении 330-750 кВ АПВ шин не предусматривать, т.к. установка АПВ шин на этих уровнях напряжения не эффективна и может наоборот приводить к снижению надежности энергосистемы из-за неправильных или неуспешных действий.

Требование скорее всего выдвинуто на основе опыта эксплуатации.

vladstepanov27 пишет:

Первое это ПУЭ. Оно предписывает АПВ.

На современные малогабаритные КРУ этот пункт уже не распространяется. С какого года эта глава не пересматривалась?

vladstepanov27 пишет:

Второе  это опыт работы. Если в сети 500 кВ случается авария, и работает защита шин 500 кВ, когда АПВ шин выведено, а затем по какой то причине и на другой системе случается отключение, а оперативники не успели ввести АПВ шин, то беды не избежать.

Скорее имеет место быть другая последовательность событий: вывод одной СШ в ремонт и КЗ на другой. Здесь, смотря какая схема:
1) четырёхугольник - беды не избежать;
2) полуторная - сохраняется питание АТ через "средние" выключатели.
Можно сделать такое решение: вводить АПВ СШ на время вывода другой СШ.

vladstepanov27 пишет:

Третье  это экономика - современные устройства не дешевые - если их не вводить, то зачем вообще их монтировать в больших количествах?

Какие конкретно устройства вы имеете в ввиду? АПВ в АУВ? На цене это никоим образом не скажется.

3

Re: АПВ шин на ПС 500 кВ МЭС Волги

Andrey_13 пишет:

Есть следующий документ ftp.so-ups.ru/RZA/rza_standart_190406.doc и в нём есть следующий пункт:

Документ утвержден? Во вложении только проект документа.
НТП ФСК ничего не говорит об отказе от АПВ. Запрет АПВ КРУЭ и КРУ в НТП ФСК предусмотрен.

Andrey_13 пишет:

С какого года эта глава не пересматривалась?

С 1978

В отказе от АПВ смысла не вижу. Все равно дежурный или диспетчер после отключения шин должен опробовать шины. Какая разница в том что будет осуществлять опробование - автоматика или человек? При негативном сценарии в обоих случаях будет один и тот же результат. А при позитивном - повреждение самоустранилось - автоматика сработает быстрее - в этом плюс. ИМХО

3нание - столь драгоценная вещь, что его не зазорно добывать из любого источника.

4

Re: АПВ шин на ПС 500 кВ МЭС Волги

Комрад пишет:

Все равно дежурный или диспетчер после отключения шин должен опробовать шины. Какая разница в том что будет осуществлять опробование - автоматика или человек?

Задницу пусть поднимет и осмотрит, прежде чем тупо пробовать,авось найдет чего,например "лежачий"ОПН

мое отношение к окружающим зависит от того,с какой целью они меня окружают

5

Re: АПВ шин на ПС 500 кВ МЭС Волги

scorp пишет:

Задницу пусть поднимет и осмотрит, прежде чем тупо пробовать,авось найдет чего,например "лежачий"ОПН

Scorp! Вы наверное гораздо поболее чем я знаете ПС 500 кВ. У нас всего 1 раз такая ПС была. На таких ПС всегда есть оперативный персонал?

3нание - столь драгоценная вещь, что его не зазорно добывать из любого источника.
Присоединяйтесь!!! Мы в социальных сетях и на Ютуб.

6

Re: АПВ шин на ПС 500 кВ МЭС Волги

Комрад пишет:

На таких ПС всегда есть оперативный персонал?

не знаю таких  ПС где ОП нет

мое отношение к окружающим зависит от того,с какой целью они меня окружают

7

Re: АПВ шин на ПС 500 кВ МЭС Волги

scorp пишет:

не знаю таких  ПС где ОП нет

Я именно про 500 кВ и выше спрашивал. На 110-220 кВ - без ОП - только в путь. Для Тюменьэнерго помню было у нас 4 шт. Ну там правда и схемы были 5Н мостиковые. Одна и 2 системы шин с обходной - там всегда ОП был.

vladstepanov27 пишет:

Причинами объясняют - редкость к.з.

Мне вот это немного непонятно. Схлестыванию не подвержена гибкая ошиновка? Или на 500 кВ только жесткая ошиновка?

3нание - столь драгоценная вещь, что его не зазорно добывать из любого источника.

8

Re: АПВ шин на ПС 500 кВ МЭС Волги

Комрад пишет:

Схлестыванию не подвержена гибкая ошиновка? Или на 500 кВ только жесткая ошиновка?

Не только. На ВЛ условия больше сопутствуют к схлёстыванию (большие длины пролётов и большие стрелы провеса), чем на ОРУ. Вообще ВЛ более протяжённый объект, чем шины ПС, вероятность КЗ выше.
---
Приходило замечание следующего характера: предусмотреть ДЗО на участке подключения ВЛ с целью выполнения запрета АПВ. Полуторная схема, подключение ШР через выключатель, получалась довольно протяжённая ошиновка. Для выполнения требования нужно было сделать включение защит ВЛ на линейный ТТ, ДЗО - между линейным ТТ и ТТ выключателей. Сдаётся мне, что требование запрета АПВ при КЗ на шинах вызвано беспокойством за состояние оборудования ОРУ, ведь АПВ может всё усугубить, а цена на 500 кВ довольно высока.

9

Re: АПВ шин на ПС 500 кВ МЭС Волги

Andrey_13 пишет:

Вообще ВЛ более протяжённый объект

Это естественно. Но шины ПС тоже нехилой длины. Конечно это не ВЛ. Но все же их дина гораздо больше шин 110 кВ.

Добавлено: 2013-04-06 01:02:55

Я бы все равно в проекте АПВ бы предусматривал бы. Все таки НТП ФСК говорит что все шины ОРУ должны иметь АПВ. Ключ пусть будет. А что с ним делать - вводить или выводить - дело каждого МЭС. Заметил что у всех МЭС разные подходы.

3нание - столь драгоценная вещь, что его не зазорно добывать из любого источника.

10 (2013-04-06 09:20:50 отредактировано Bogatikov)

Re: АПВ шин на ПС 500 кВ МЭС Волги

МЭС Волги входит частично в ОЭС Юга. У нас АПВ шин(ошиновок) 500кВ запрещены, есть соответствующее письмо свыше. На ПС новых АПВ при КЗ на шинах 330-500 кВ запрещены. Для Волгоградской энергосистемы, мы не стали делать революций, ломать подходы, оставили старые подходы, где-то есть АПВ шин, где-то выведены. Но, в основном, АПВ шин 500 кВ выведено.
Вы на какой ПС работаете?

11

Re: АПВ шин на ПС 500 кВ МЭС Волги

Бывают ещё и ошибки персонала. АПВ шин в таких случаях - очень хороший помощник. Особенно для релейщика.
Если шины отключатся при выведенном АПВ, оперативный персонал долго будет разбираться, можно повторно включать или нет. Пока доложат по инстанции, потом осмотят оборудование, потом переговоры с диспетчером, потом диспетчер подумает... И в течение всего этого времени схема подстанции будет иметь сниженную надёжность. Тут уж надо выбирать, последствия чего будут дороже: повреждения оборудования при неуспешном АПВ с какой-то определённой вероятностью или отключение межсистемных связей при наложении других аварий тоже с какой-то определённой вероятностью. Мне кажется, что более правильным был бы индивидуальный подход к каждой подстанции. Наверно, так и делается

12

Re: АПВ шин на ПС 500 кВ МЭС Волги

Вывести хотят на Осиновке, это на границе Нижегородской и Мордовской энергосистем и на Луч-500 это рядом с Нижним Новгородом.

Когда площадь подстанции больше 30 га, то осмотр может быть просто невнимательным.
Товарищ написавший про поднятие задницы - не груби дружок.

Я согласен про то что когда есть автоматика, да еще которая может реально помочь, то ее надо использовать. Мы все изначально подразумеваем, что оборудование у нас исправно и за это нам платят наше жалованье, если все плановые работы на объекте проводятся в срок, то там не должно быть технических проблем, которые бы повредили бы  элементы РУ. Значит предполагаем, что это внешнее воздействие и оборудование должно работать исправно. Если мы начинаем говорить о сохранности оборудования, тогда надо и покупать оборудование с начальными исходными данными соответствующими запросу. На деле получается, ток короткого на шинах 29 кА, а выключатели закупают для отключения токов 50 кА, и затем начинают выводить на нем АПВ чтобы он лишний раз не включился.

13

Re: АПВ шин на ПС 500 кВ МЭС Волги

vladstepanov27 пишет:

Товарищ написавший про поднятие задницы - не груби дружок.

больно "нежные"стали оперативники.
С кругом друзей я определился давно,"дружков" не завожу!

мое отношение к окружающим зависит от того,с какой целью они меня окружают

14

Re: АПВ шин на ПС 500 кВ МЭС Волги

vladstepanov27 пишет:

Мы все изначально подразумеваем, что оборудование у нас исправно и за это нам платят наше жалованье, если все плановые работы на объекте проводятся в срок, то там не должно быть технических проблем, которые бы повредили бы  элементы РУ

если так подразумевать, то можно и защиты вывести-всё ж исправно.

как сказал Комрад- заложить АПВ в защиту нужно, а вот применение его это дело индивидуальное.
ввод АПВ шин должен исходить из состояния ПС-старая/новая, режимные данные, состояние/возможности защит.....
и никогда не надеяться на то что защиты, если что, спасут.

Под лежачего инженера коньяк не течёт