1

Тема: Непонятки с МТЗ

Здравствуйте товарищи релейщики! Извините, что беспокою вас в такой прекрасный день, который бывает лишь раз в неделю, а именно в выходной! Но никак не могу найти коэффициент самозапуска двигателя, бьюсь над этой задачей весь день, а сдача курсача завтра/послезавтра.
Кратко о проблеме: Есть система 110/10/0,4 кВ, токи КЗ в точках я посчитал, нашел соответсвующие сопротивления элементов в относительных единицах (линии, трансформатора, нагрузки и пр.). Приступил к расчету защит Кабельной линии 10 кВ. Использую двухступенчатую токовую защиту (ТО без выдержки времени и МТЗ). ТО с горем пополам посчитал,а  вот на МТЗ застрял как сапог в болоте. Коэффициент получается больше 4, а такого быть не может. Окончательно запутался в решении. Нужно ли использовать уже посчитанные ранее сопротивления системы, линий, трансформатора и просто приводить их к определенной ступени напряжения? Какой?? 10 кВ, как у кабельной линии?? Или же рассчитывать заново, к примеру ввести трансформатор с расщепленной обмоткой как двухобмоточный???
Огромная просьба указать на ошибку, так как сам разобаться не могу! Фото решения прикрепляю.

Post's attachments

IMAG3463.jpg 1.78 Мб, файл не был скачан. 

IMAG3464.jpg 1.81 Мб, файл не был скачан. 

You don't have the permssions to download the attachments of this post.

2

Re: Непонятки с МТЗ

1) Токи КЗ вы сами считали, или они были уже даны? На шинах 10 кВ для разных сторон полуобмоток транса у вас ток разный. Это значит, что вы учитывали при расчете подпитку с другой полуобмотки. Для ТО это правильно, но не для МТЗ - при проверке ее чувствительности ток нужно брать минимальный.
2) Почему вы берете сопротивление системы, исходя из тока КЗ в точке К2? Если была учтена подпитка со стороны нагрузки, то получится черт-те что.
Если вы считаете мтз, на все подпитки можно забить. Если считаете ТО, то надо как положено, все запараллелить с питающей системой.
3) Почему, считая в ОТНОСИТЕЛЬНЫХ единицах, вы приводите к чему-то там сопротивление кабеля? Относительные единицы тем и хороши, что там ничего не надо приводить, один раз посчитал все сопротивления, посчитал ток в о.е., а далее приводишь его к нужной ступени и все...
4) Почему вы считаете сопротивление трансформатора в О.Е. по формуле для ИМЕНОВАННЫХ единиц (да еще и к 110 кВ)? Почему в знаменателе у вас 32 000, если нужно писать 32 (КИЛОвольты в квадрате=МЕГАвольты,  и вы их делите на КИЛОвольт-амперы, т.е. поделили излишне на 1000)?
5) Да у вас половина обозначений в о.е., а считаете, как для именованных (то же самое пресловутое сопротивление нагрузки). И напряжения/эдсы вы тоже берете в именованных единицах...

Короче говоря
а) решите уже, наконец, в относительных или именованных единицах будем считать
б) следите за единицами измерения. И если токи КЗ считали вы сами, проверьте, нет ли там таких же косяков.

3

Re: Непонятки с МТЗ

retriever пишет:

1) Токи КЗ вы сами считали, или они были уже даны? На шинах 10 кВ для разных сторон полуобмоток транса у вас ток разный. Это значит, что вы учитывали при расчете подпитку с другой полуобмотки. Для ТО это правильно, но не для МТЗ - при проверке ее чувствительности ток нужно брать минимальный.

Токи КЗ я посчитал сам. Да, я учитывал ЭДС нагрузки другой полуобмотки (если я вас правильно понял). Т.е. когда я буду проверять коэффициент чувствительности МТЗ, то я буду брать ток КЗ в минимальном режиме??

retriever пишет:

2) Почему вы берете сопротивление системы, исходя из тока КЗ в точке К2? Если была учтена подпитка со стороны нагрузки, то получится черт-те что.
Если вы считаете мтз, на все подпитки можно забить. Если считаете ТО, то надо как положено, все запараллелить с питающей системой.

Это похоже моя ошибка. Я должен был взять точку К1? А вот насчет подпиток и забивания на них я не понял! И насчет "запараллелить с питающей системой" тоже. Извините, я не релейщик! Если есть такая возможность, укажите более подробную информацию о данных определениях.

retriever пишет:

5) Да у вас половина обозначений в о.е., а считаете, как для именованных (то же самое пресловутое сопротивление нагрузки). И напряжения/эдсы вы тоже берете в именованных единицах...

Да, я все-таки понял свою ошибку. Расчет должен производиться в именованных единицах, следовательно и сопротивления получатся в Омах. Сейчас все пересчитаю, огромное спасибо за совет, без вас так бы и топтался на месте и не смог сообразить в чем заключается мой промах! Токи я проверил, там все верно.

4 (2013-12-15 17:12:37 отредактировано retriever)

Re: Непонятки с МТЗ

WhatIsIt пишет:

А вот насчет подпиток и забивания на них я не понял! И насчет "запараллелить с питающей системой" тоже.

Если считаете МТЗ и проверяете чувствительность, у вас будет только одна ЭДС - от системы. Все остальные ветви будут заканчиваться разрывами (не учитываете в расчете вторую половину расщепленной обмотки трансформатора и ЭДС за ней), кроме той, где КЗ - там, естественно, будет "земля".
Схема будет проще гораздо, если вкратце.

При расчете самозапуска все подпитки лучше оставить.

Я надеюсь, токи КЗ вы считали, как текущие через вашу защиту, а не просто ТКЗ в месте повреждения?

WhatIsIt пишет:

Это похоже моя ошибка. Я должен был взять точку К1?

А где вы вообще защиту ставить собрались? На вводе 0,4? На КТП 10/04? На вводе РУ 10? на вводе 110 кВ трансформатора?

И важно знать, что вы считаете. Одно дело - чувствительность, другое -отстройка от самозапуска.
Судя по тому расчету, вы пытаетесь найти коэффициент самозапуска (причем для ввода. Что, защита КТП уже посчитана?), но зачем, если ток самозапуска уже есть?

От него надо просто отстроить защиту и все. Другое дело, что если вы его не знаете, и вам лень его вычислять. Тогда начинаются извращения с коэффициентом. Там либо берут какое-то стандартное значение, если двигателей мощных нет, или же пытаются использовать уже посчитанный ТКЗ (см. "Справочник по электроснабжению промышленных предприятий" 1985 г. Овчаренко, Рабинович и др..).

5

Re: Непонятки с МТЗ

retriever пишет:

Я надеюсь, токи КЗ вы считали, как текущие через вашу защиту, а не просто ТКЗ в месте повреждения?

Хм. Изначально цель такая - составить схему замещения и рассчитать токи КЗ в определенных точках. Т.е. методом последовательного упрощения я сворачивал схему в каждой точке КЗ.
Затем мне необходимо выбрать способ защиты всех элементов системы (трансформаторы,кабельные линии, воздушные линии, двигатели) и рассчитать их.

retriever пишет:

А где вы вообще защиту ставить собрались? На вводе 0,4? На КТП 10/04? На вводе РУ 10? на вводе 110 кВ трансформатора?

И важно знать, что вы считаете. Одно дело - чувствительность, другое -отстройка от самозапуска.
Судя по тому расчету, вы пытаетесь найти коэффициент самозапуска (причем для ввода. Что, защита КТП уже посчитана?), но зачем, если ток самозапуска уже был посчитан? От него надо просто отстроить защиту и все. Другое дело, что если вы его не знаете, и вам лень его считать. Тогда начинаются извращения с коэффициентом. Там либо берут какое-то стандартное значение, если двигателей мощных нет, или же пытаются использовать уже посчитанный ТКЗ (см. "Справочник по электроснабжению промышленных предприятий" 1985 г. Овчаренко, Рабинович и др..).

Защиту двигателя М2 (0,4 кВ) я уже рассчитал, затем  произвел расчет защиты трансформатора Т6 10/0,4 кВ. Для трансформатора Т6 использовал в качестве защиты ТО и МТЗ. Вот как раз при расчете МТЗ и столкнулся с проблемой определения коэффициента самозапуска (торопился и взял равным трем по таблицам). Вот теперь дошел до защиты кабельной линии на 10 кВ и понял, что его считать все таки придется. Сразу же появляется другой вопрос - коэффициент самозапуска нужно было посчитать еще для трансформатора Т6 и затем уже брать его для расчета МТЗ кабельной линии? Или же пересчитывать его каждый раз для каждой защиты ( для защит МТЗ трансформатора Т6, МТЗ кабельной линии, а затем и МТЗ трансформатора Т2)?
Возможно вопрос глупый, но я слегка запутался. На данный момент я понял что коэфициент самозапуска рассчитать мне нужно, я исправил указанную вами ошибку и пересчитал его. Но, к сожалению, значение его составило менее 1. В расчетной схеме на фото я ввожу в схему замещения траснформатор Т2 и линию 110 кВ, хотя в курсовом проекте, с которым я сверяюсь, они отсутствуют. Там есть только сопротивление Системы, КЛ 10 кВ, трансформатора Т6 10/0,4 кВ и обобщенной нагрузки. В задании нет данных о активном сопротивлении  воздушной линии а также ее сечении, известно лишь ее индуктивное сопротивление и длина. Как вы считаете, действительно ли сопротивление линии и трансформатора на 110 кВ нужно вводить в схему замещения?

Присоединяйтесь!!! Мы в социальных сетях и на Ютуб.

6 (2013-12-15 18:46:23 отредактировано retriever)

Re: Непонятки с МТЗ

WhatIsIt пишет:

Хм. Изначально цель такая - составить схему замещения и рассчитать токи КЗ в определенных точках. Т.е. методом последовательного упрощения я сворачивал схему в каждой точке КЗ.

Вместе с подпитками от двигателей? Если да, то "поздравляю". Смотрите, где стоит защита, смотрите на то, где стоит ЭДС подпитки. Если между защитой и подпиткой есть точка КЗ, подпитку в топку. В вашем случае, к примеру, для точки К4 и К5 брать подпитку от нагрузки 0,4 кВ не надо, ток от нее через защиту не пойдет.

WhatIsIt пишет:

Для трансформатора Т6 использовал в качестве защиты ТО и МТЗ. Вот как раз при расчете МТЗ и столкнулся с проблемой определения коэффициента самозапуска (торопился и взял равным трем по таблицам). Вот теперь дошел до защиты кабельной линии на 10 кВ и понял, что его считать все таки придется.

Это которая w6?  Или это ввод на 10 кВ? Для w6 можете по-прежнему брать 3 (хотя там вообще от самозапуска отстраиваться не придется, условие согласования с отстроенной от самозапуска защитой тр-ра 10/0,4 будет однозначно жестче), для ввода... можно взять номинальный ток полуобмотки трансформатора 110/10 с учетом перегруза в 1.4, и помножить опять же на 3, если это курсач.

Если хотите считать точно, то ток самозапуска - это ток при КЗ за сопротивлениями самозапускающейся нагрузки (которое, упрощенно, 0,35 от нормального).

WhatIsIt пишет:

В расчетной схеме на фото я ввожу в схему замещения траснформатор Т2 и линию 110 кВ, хотя в курсовом проекте, с которым я сверяюсь, они отсутствуют. Там есть только сопротивление Системы, КЛ 10 кВ, трансформатора Т6 10/0,4 кВ и обобщенной нагрузки.

Разумеется, если вспомнить, что сопротивления расщепленных полуобмоток транса 110/10 очень большие, то подпитка со второй полуобмотки транса будет мала. И ею можно, наверное, пренебречь... а можно и не пренебрегать. От уточнения хуже не будет. Но в общем случае, ежели вы нарисовали электрическую схему, то считать ее надобно полностью...

WhatIsIt пишет:

Там есть только сопротивление Системы, КЛ 10 кВ, трансформатора Т6 10/0,4 кВ и обобщенной нагрузки....действительно ли сопротивление линии и трансформатора на 110 кВ нужно вводить в схему замещения

Все вводите, раз есть. Да, разумеется, можно (и нужно) все это дело потом эквивалентировать в одно сопротивление и одну ЭДС, но это минутное дело...

Активные сопротивления здесь особо не нужны. Да и тогда в комплексах считать придется.

А вообще рекомендую взять маткад или Smath и считать в нем сразу, это и проще, и быстрее.