1

Тема: Питание РЗА и двигателя =220 от одной батареи.

Доброго времени суток, форумчане.
Можно ли на один шкаф постоянного тока с одной батареей подключить и РЗА генератора и силовую нагрузку? В моем случае аварийный насос смазки генератора.

2

Re: Питание РЗА и двигателя =220 от одной батареи.

Не вижу ничего страшно ни в том, что двигатель аварийного маслонасоса и РЗА генератора питается от одной батареи и от одного щита; ни в том что одна батарея для всего этого
Если кто-то думает иначе, хотелось бы узнать причины.

3

Re: Питание РЗА и двигателя =220 от одной батареи.

Ну при запуске двигателя может происходить просадка напряжения. Что соответственно может повлиять на э/снабжение блоков РЗА.

4

Re: Питание РЗА и двигателя =220 от одной батареи.

nw1239 пишет:

Ну при запуске двигателя может происходить просадка напряжения.

Так проектировщики должны выбрать сечение кабелей, параметры батареи, аппараты защиты, чтобы отклонения напряжения были в норме, обеспечивалась селективность в СОПТ и т.д.

5

Re: Питание РЗА и двигателя =220 от одной батареи.

Коллеги, подключение технологических устройств к СОПТ противоречит концепции самой системы. СОПТ необходима на аварийный случай, когда нет других необходимых источников питания.
А насос смазки генератора нужен когда? Ответ: когда генератор крутиться, а значит вырабатывает электроэнергию. Так пусть и вся технология питается от генератора. Остановился генератор, так и смазка ему без надобности.

Присоединяйтесь!!! Мы в социальных сетях и на Ютуб.

6

Re: Питание РЗА и двигателя =220 от одной батареи.

Antip пишет:

Так пусть и вся технология питается от генератора. Остановился генератор, так и смазка ему без надобности.

в системе смазки генератора есть:
-рабочий насос
-резервный насос
-аварийный на пост.токе.
генератор мгновенно не останавливается,на выбеге ему тоже нужна смазка

мое отношение к окружающим зависит от того,с какой целью они меня окружают

7

Re: Питание РЗА и двигателя =220 от одной батареи.

Вспоминается тема про питание двигателей завода пружин приводов выключателей от СОПТ.
1) У двигателей проблемная изоляция, поэтому присоединение их к СОПТ это заведомое ухудшение уровня изоляции.
2) Хватит ли заряда аккумуляторной батареи на питание двигателя насоса в течение требуемого времени (это не двигатель пружинного привода, который заводится 20 секунд)?
3) Из-за коммутации в коллекторном узле двигателя наверняка возникает несинусоидальное потребление тока, то есть двигатель в данном случае - генератор помех и включать его в одну сеть СОПТ, которая питает МП РЗА и наверняка какую-нибудь технологическую автоматику опасно.

Добавлено: 2014-07-02 16:25:55

Если бы я питал, то через DC/DC преобразователь с гальванической развязкой.

8 (2014-07-02 13:53:52 отредактировано stoyan)

Re: Питание РЗА и двигателя =220 от одной батареи.

nw1239 пишет:

Ну при запуске двигателя может происходить просадка напряжения. Что соответственно может повлиять на э/снабжение блоков РЗА

Что за ... Если дело дошло до аварийного масляного насоса, это означает:
2. Резервный масляный насос (переменное напряжение 0,4кВ или 6кВ  в зависимости от мощности) не работает. Он же и пусковой.
1. Штатный масляный насос тоже не работает (тот турбо насос который на валу турбины)
Что означает что условие 1. не выполняется. Обычно означает что , обороты или скорость вращение всей этой тяжелой массы турбина-генератор уменьшена до того , что штатный маслонасос не обеспечивает нормальную смазку лагерей. А что это означает - что генератор уже давно отключен от сети и единственная забота это обеспечить нормальный останов оборудования (технологического, заметьте, не электрического). Так что все слезы и с***и насчет посадки напряжения не понять. Если конечно АБ не в порядке.

9

Re: Питание РЗА и двигателя =220 от одной батареи.

Antip пишет:

А насос смазки генератора нужен когда? Ответ: когда генератор крутиться, а значит вырабатывает электроэнергию. Так пусть и вся технология питается от генератора. Остановился генератор, так и смазка ему без надобности.

АВАРИЙНЫЙ (подчеркиваю именно АВАРИЙНЫЙ! для нормальной эксплуатации обычно 2 (рабочий, резервный запитанные от разных секций с.н.) насоса, иногда и вообще 3 (пусковой)) насос смазки работает тогда, когда нет с.н., в том числе U на выходе генератора - 0 В! а надо обеспечивать циркуляцию масла подшипников.

Andrey_13 пишет:

Если бы я питал, то через DC/DC преобразователь с гальванической развязкой.

Ни в одном проекте ни разу не видел питание аварийного маслонасоса от DC/DC преобразователей

10

Re: Питание РЗА и двигателя =220 от одной батареи.

Antip пишет:

А насос смазки генератора нужен когда? Ответ: когда генератор крутиться, а значит вырабатывает электроэнергию. Так пусть и вся технология питается от генератора. Остановился генератор, так и смазка ему без надобности.

Насос смазки генератора, питающийся от постоянного тока, ещё называют аварийным. Т.е. он включается, когда не работают основной и резервный маслонасосы (по каким либо причинам) или упало давление смазочного масла ниже уставки. Основной маслонасос имеет привод от вала турбины (или рабочего тела - пара) и создаёт необходимое давление на оборотах, близких к номинальным. Резервный маслонасос - запитан от переменки (ТСН блока или резервной связи), служит для создания рабочего давления масла на оборотах от 0 до номинальных. Угробить подшипники турбины и генератора  очень легко. Поэтому система подачи масла имеет такое резервирование.

nw1239 пишет:

Можно ли на один шкаф постоянного тока с одной батареей подключить и РЗА генератора и силовую нагрузку? В моем случае аварийный насос смазки генератора.

Так и делается. Плюс может запитыватся от этой батареи двигатель валоповорота турбины и генератор . Пока турбина с генератором остынут после работы, их надо периодически проворачивать. Иначе произойдет прогиб валов. Потом расбалансировка и повышенная вибрация.
Плюс может запитыватся силовая часть системы возбуждения (конечно в зависимости от системы возбуждения). Напряжение батареи подаётся на возбудитель при в начальной стадии возбуждения (разумеется через ряд элементов: ограничивающие резисторы и защиты), пока генератор не возбудится и не получит нормального уровня напряжения с трансформатора возбуждения или резервной связи по переменке. Так же возбудитель питается от батареи при работе форсировки возбуждения. Когда из-за, скажем, короткого в сети, проседает напряжение, а трансформатор возбуждения уже дает нормального уровня напряжения. Опять же, в зависимости от системы возбуждения.
Плюс от этой батареи может запитыватся аварийное освещение отсеков генератора и турбины, вспомогательного оборудования.

11

Re: Питание РЗА и двигателя =220 от одной батареи.

Теоретически - лошадь. А практически -падает!
1) При повсеместной оптимизации - читай - сокращении в штатах должности аккумуляторщиков, отсутствии должного обслуживания емкость убитых в хлам батарей составляет ноль целых, фиг десятых от паспортной. Если, питая только цепи РЗА, батарея еще какое-то время продержится, то при включении насоса а)пусковым током просядет чуть не до половины б) выдержит неопределенно короткое время. Оно Вам надо? Я бы сопротивлялся такому решению всеми руками и ногами.
2) Какой класс напряжения? 110 и выше 2 батареи и 4 подзарядных.

12

Re: Питание РЗА и двигателя =220 от одной батареи.

ANTi_13 пишет:

Ни в одном проекте ни разу не видел питание аварийного маслонасоса от DC/DC преобразователей

Сообщение #7 просто рассуждение на тему станций того, кто работает с ПС. Так что просьба сильно не пинать.

13

Re: Питание РЗА и двигателя =220 от одной батареи.

#8, Все это о ТЭС (ТЭЦ), но конечном и для ГЭС ситуация сходная.

Andrey_13 пишет:

Хватит ли заряда аккумуляторной батареи на питание двигателя насоса в течение требуемого времени

Там где на счет этого имеются сомнения делают масленый бак, расположенный достаточно высоко, чтобы обеспечит масло в подшипники за счет естественного (гравитационного) стока масла.

14

Re: Питание РЗА и двигателя =220 от одной батареи.

НОРМЫ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ ТЕПЛОВЫХ ЭЛЕКТРИЧЕСКИХ СТАНЦИЙ

ВНТП  81

п.8.47. В качестве источника оперативного тока для питания устройств управления, автоматики, сигнализации и релейной защиты элементов главной схемы электрических соединений и основного напряжения собственных нужд станции, а также в качестве аварийного источника для питания электродвигателей, резервных, особо ответственных, механизмов собственных нужд, преобразователей устройств связи и аварийного освещения на электростанциях предусматривается установка аккумуляторных батарей напряжением 220 В.
Включение аккумуляторной батареи на шины щита постоянного тока осуществляется через  селективный автомат.
Питание электродвигателей маслонасосов смазки и регулирования турбин, а также маслонасосов водородных уплотнений генераторов осуществляется от шин постоянного тока отдельными линиями, в цепи которых устанавливаются автоматы.

Чесно сказать, так и напрашивается после фразы отдельными линиями фраза про отдельную батарею.
С учетом перехода на микропроцессорную технику и значительное снижение потребление РЗА потоянного тока может имеет смысл уже разделить, коллеги? Возможно, учитывая значительные расстояния на станции, будет и экономический эффект. Так сказать, сделать децентрализованную СОПТ. Одна батарея на всю станцию как-то несерьезно.

15

Re: Питание РЗА и двигателя =220 от одной батареи.

Andrey_13 пишет:

Хватит ли заряда аккумуляторной батареи на питание двигателя насоса в течение требуемого времени

Емкость данной батареи рассчитывается  на работу аварийного маслонасоса, пока скорость агрегата станет равной 0. Проверено на практике.

16

Re: Питание РЗА и двигателя =220 от одной батареи.

Antip пишет:

С учетом перехода на микропроцессорную технику и значительное снижение потребление РЗА потоянного тока может имеет смысл уже разделить, коллеги?

а смысл? были хоть раз у кого проблемы? а у устройств РЗА всегда прописываем требование

Пульсация в напряжении постоянного тока не более 6% от среднего значения.
Нормальное функционирование терминалов не должно нарушаться при исчезновении или снижении напряжения ниже установленного предела при соответствующей организации системы постоянного оперативного тока на ПС на время до 0,05 с.
Подача напряжения обратной полярности не должна вызывать повреждения терминала.

17

Re: Питание РЗА и двигателя =220 от одной батареи.

Antip пишет:

Одна батарея на всю станцию как-то несерьезно.

Одна батарея на всю станцию имеется только на фекальных и мини-ТЭЦ. У меня на ТЭЦ 7 батарей. Мощность  - 70МВт.

18 (2014-07-02 14:06:48 отредактировано doro)

Re: Питание РЗА и двигателя =220 от одной батареи.

Аварийный маслонасос и устройства РЗА на одной АБ - не лучшее решение, но иногда и неизбежное.
Без АМН на постоянном токе не обойтись. Мгновенный останов генераторов при погашении станции с потерей собственных нужд невозможен, и в течение нескольких минут генератор должен вращаться сначала на выбеге, затем - на валоповороте. Чем-то нужно подавать смазку в подшипники.встечал, правда, и другой вариант: подача масла самотеком из расширительного бака под крышей машзала, но это - экзотика.
Неоднократно (точнее, ежегодно в течение 10 лет) участвовал в испытаниях аккумуляторных батарей толчковым током нагрузки. Как правило, источником нагрузки являлся соленоид включения наиболее тяжелого привода выключателя. Проверяли достаточный запас напряжения при включении выключателя с отключенным ВАЗП. А где-то и маслонасос пробовали включать. Интересные наблюдения, но при включении ВАЗП после этих испытаний он брал дикую нагрузку. Замерил как-то вне программы пульсации - ни в какие нормы не лезли. Единственное решение, которое удалось реализовать - фильтры на фидерах питания устройств РЗА, особо чувствительных к пульсациям. Но ведь и напряжжение очень быстро садится, до какого-то момента оперативный персонал посредством элементного коммутатора вытягивал.
В общем, мое мнение: нельзя, но если деваться некуда, то можно.

ANTi_13 пишет:

Пульсация в напряжении постоянного тока не более 6% от среднего значения.

Так выпьем же за то, чтобы наши возможности совпадали с нашими желаниями!
В моем случае пульсации до фильтров при параллельной работе АБ и ВАЗП превышали 30% (постоянная нагрузка ВАЗП - около 40 А). Пробовали выполнить сигнализацию об отключении АБ по повышению пульсаций (был такой циркуляр), и отказались. Использованное реле РТ 40 сделало попытку сгореть. Опасались, чтобы используемые в схеме конденсаторы не взорвались. Там уж пульсации с учетом гармоник - запредельные.

19

Re: Питание РЗА и двигателя =220 от одной батареи.

Antip пишет:

Одна батарея на всю станцию как-то несерьезно

А кто говорить одна батарея на станцию всегда достаточна. Зависит от станции конечно, на некоторых и одна хватить. Пример ТЭЦ 130МВт (2х30+2х20+3х10МВт) была одна АБ лет 30 (правда 630А/час).

20

Re: Питание РЗА и двигателя =220 от одной батареи.

doro пишет:

Там уж пульсации с учетом гармоник - запредельные.

Ужас какой-то у вас постоянным током.