1

Тема: Что ждет релейщика в будущем?

Хотелось бы обсудить вопрос внедрения цифровых технологий в энергетику. Кто-нибудь из форумчан имеет дело уже на практике с "оцифровкой" ПС, станций? Как быстро развивается данная тема? И как по вашему, сколько времени еще потребуется, что бы данные технологии уже активно внедрялись в России матушке?
Совсем недавно одна российская компания получила свидетельство об утверждении типа средства измерения на цифровые ТТ, ТН. Скоро видимо придется получать образование еще и в сетевых технологиях, дабы не стать динозавром.
В общем, интересует ваше мнение по данной теме.

2

Re: Что ждет релейщика в будущем?

Думаю, что проблема не столь существенна. Вспомним переход от электромеханики к микроэлектронике в 80-х - 90-х годах прошлого века. Более-менее продвинутые релейщики старого поколения достаточно легко этот переход прошли. Далее - МП УРЗА. Да все чебоксарские разработчики (хоть ЭКРА, хоть НПП Бреслер, хоть ИЦ Бреслер, хоть  Динамика, да и другие фирмы есть) выросли из старого поколения традиционных релейщиков. Другое дело, смогли подобрать команду специалистов в новых технологиях, на этом и построили свои разработки. Немного иное направление - РАДИУС - Автоматика. Там шли другим путем: основа - наработки ВПК, далее - подключение интеллекта опять же традиционных релейщиков.
Думаю, что и далее релейщикам особо не нужно опасаться за свою судьбу. Даже если все и вся будет оцифровано, основами РЗА все же кто-то должен владеть. Пусть даже и с переходом большей части в область информационных технологий. Здесь уж сущесвенно, насколько релейщики этими технологиями будут владеть.
Припоминаю по этому поводу. На одном довольно крутом объекте проектировщики подзабыли  необходимости выполнения АПВ на вводах 220 и 110 АТ. Там, мол, КРУЭ и оттуда, и оттуда. О резервировании защит линий подзабыли. Обсудил этот вопрос с довольно известным специалистом в части АСУ ТП: можешь сделать АПВ своими средствами? Немного задумался и задал вопрос по времени. За 3 секунды взялся, за меньшее время высказал глубокие сомнения. Мы, правда, почесали головы и решили от АПВ на этом АТ оказаться.

3

Re: Что ждет релейщика в будущем?

beyond пишет:

придется получать образование еще и в сетевых технологиях

думаю да, какие то знания потребуются безусловно. Но не бойтесь их так, я о технологиях этих.... не так страшен черт как его малюют)))

Надо понимать всю глубину наших глубин!

4

Re: Что ждет релейщика в будущем?

doro пишет:

Припоминаю по этому поводу. На одном довольно крутом объекте проектировщики подзабыли  необходимости выполнения АПВ на вводах 220 и 110 АТ. Там, мол, КРУЭ и оттуда, и оттуда. О резервировании защит линий подзабыли. Обсудил этот вопрос с довольно известным специалистом в части АСУ ТП: можешь сделать АПВ своими средствами? Немного задумался и задал вопрос по времени. За 3 секунды взялся, за меньшее время высказал глубокие сомнения. Мы, правда, почесали головы и решили от АПВ на этом АТ оказаться.

Можно здесь по-подробнее, почему нужно АПВ?

5

Re: Что ждет релейщика в будущем?

Думается авторитет релейщиков будет падать все ниже. Он и сейчас то ниже плинтуса. А насчет знаний. Не исключено, что будущая защита ЦПС будет сама все считать, выбирать логику, режимы и т.п. Сами релейщики в части построения алгоритмов нужны будут только разработчикам, в эксплуатации будут нужны асушники. Либо же их функционал сведется к слесарной переферии подстанций. Другой вопрос насколько этот процесс растянется. Вот например только на днях узнал, что в Казахстане Кегок на своих ПС все защиты старые выдрал и воткнул Семена.

6

Re: Что ждет релейщика в будущем?

Спартак Молодцов пишет:

Затем процесс повторяется.

Он повторяется без ЦПС. Когда будет защита ЦПС круг разорвется.

7

Re: Что ждет релейщика в будущем?

senior пишет:

Не исключено, что будущая защита ЦПС будет сама все считать, выбирать логику, режимы и т.п.

Остается постановка задач. Опять же пример РАДИУС-Автоматики. На самых продвинутых технологиях разрабатывали современные МП УРЗА. Но, насколько помню, продвинулись с привлечением к разработкам старых традиционных релейщиков (А.П. Кузнецов, если не изменяет память).

Спартак Молодцов пишет:

К руководству приходят новые, молодые кадры, как сейчас принято говорить эффективные менеджеры, которые искренне считают, что они пупы земли

Помню по родной энергосистеме. Сколько новых генералов приходило в Кубаньэнерго со своими командами. Самый крутой пример - банкир с первым заместителем - директором сельского клуба. Зам по экономике задает наивный вопрос: а зачем ремонтировать трансформатор, если он работает. Время (и события, связанные с огромными убытками) расставило все по своим местам. Генералы с финансово-экономическими компаниями приходили  и уходили, в среднем раз в два года. А технари какие были, такие и остались.

8

Re: Что ждет релейщика в будущем?

snezer пишет:

Но не бойтесь их так, я о технологиях этих.... не так страшен черт как его малюют)))

Да не боимся мы их, но встретить готовым хотелось бы ICQ/ab:)

senior пишет:

Не исключено, что будущая защита ЦПС будет сама все считать, выбирать логику, режимы и т.п.

Это из раздела фантастики пожалуй пока что, по крайней мере на нашем веку.

9

Re: Что ждет релейщика в будущем?

Спартак Молодцов пишет:

. Всё равно понадобятся люди со знанием релейной защиты, потому, что закон Ома ни одна ЦПС отменить не сможет, а программисты закона Ома не знают. Это я так, образно.

А зачем его знать? Его знают разработчики, которые настроят защиту ЦПС. Защите нужно будет лишь перестраиваться, самостоятельно или нет это не принципиально.

10

Re: Что ждет релейщика в будущем?

Спартак Молодцов пишет:

Разработчики знают, но молчат. Кто выявил? Эксплуатация.

Сейчас ценность эксплуатации для разработчика имеется. Да, мы выявляем, что-то указываем напрямую, на что-то мотивируем. С точки зрения защиты ЦПС в этом не будет необходимости, ибо глубокий анализ будет не нужен со стороны эксплуатации, разработчик защиты ЦПС сам его сделает.

11

Re: Что ждет релейщика в будущем?

Ну вот уйдем мы от меди. Какое-то время релейщики продержатся на плаву. Но потом их нивелируют асушники, отвечающие за сервера, поддерживающие всю сеть ЦПС. И клали они на все эти законы Ома и Кирхгофа. При любых косяках будут привлекаться разработчики (у которых надеюсь все же будут релейщики). Что в принципе зачастую происходит сейчас при эксплуатации систем АСУ ТП.

12 (2015-05-08 21:35:07 отредактировано Andrey_13)

Re: Что ждет релейщика в будущем?

Andrey_13 пишет:

doro пишет:
Припоминаю по этому поводу. На одном довольно крутом объекте проектировщики подзабыли  необходимости выполнения АПВ на вводах 220 и 110 АТ. Там, мол, КРУЭ и оттуда, и оттуда. О резервировании защит линий подзабыли. Обсудил этот вопрос с довольно известным специалистом в части АСУ ТП: можешь сделать АПВ своими средствами? Немного задумался и задал вопрос по времени. За 3 секунды взялся, за меньшее время высказал глубокие сомнения. Мы, правда, почесали головы и решили от АПВ на этом АТ оказаться.
Можно здесь по-подробнее, почему нужно АПВ?

13

Re: Что ждет релейщика в будущем?

Вопрос, я так понимаю, вызван опасениями "А не останемся ли мы без работы?"?
Чтобы такого не было, нужно самому постоянно развиваться. Если вы видите, что дорога постепенно ведёт к цифровым ПС, то нужно смотреть в лицо "врагу": искать в интернете литературу, книги, стандарты изучать их и быть современным развитым специалистом, тогда и останетесь в тренде, а если вцепиться зубами в РТ-40, то далеко не уедете. В стране сейчас рыночная экономика, сверху указки о том как жить и быть нужным не будет, каждый должен сам об этом заботиться.

14

Re: Что ждет релейщика в будущем?

Спартак Молодцов пишет:

Но, пока, в этой области знаний, кроме разговоров, изучать нечего

Во истину

Прорабатывая вопрос ЦПС http://rzia.ru/topic5138-tsifrovaya-ps- … lkovo.html узнал много нового.

Но могу отметить:

1. Масса "белых" мест в вопросе ЦПС имеется

2. "Программисты-разработчики" предлагающее свое оборудование крайне слабо разбираются в вопросах РЗА, а следовательно предлагали заведомо недопустимые решение. Из наиболее "ярких" решений - центролизованная система РЗА на сервере

Как будут развиваться события - покажет время (с)

15

Re: Что ждет релейщика в будущем?

Andrey_13 пишет:

Вопрос, я так понимаю, вызван опасениями "А не останемся ли мы без работы?"?

Да просто не понятно, то ли уже начинать плотно вникать в стандарт, то ли еще рано. Поверхностные знания имеются, но нет чувства уверенности. Да и вопрос в том, будут ли использоваться эти знания на практике в ближайшее время? Вникать без практики тяжеловато. 
Так что тема создана скорее для анализа текущей ситуации в нашей энергетике. Не так давно делали наладку РЗА ВЛ, и часть команд реализовали через GOOSE. Эксплуатация на это, как ни странно, согласилась. Но это единичные случаи.  На форумах иногда проскакивают темы, мол как настроить "гуси" между терминалами. Вот и думаешь, возможно где то уже начинают реализовывать данную тему.

16

Re: Что ждет релейщика в будущем?

Andrey_13 пишет:

Можно здесь по-подробнее, почему нужно АПВ?

Главная причина - резервные защиты АТ большей частью резервируют защиты отходящих линий. На моей памяти есть несколько случаев такой работы (причем правильно/неправильно - примерно 50/50). Ни одного успешного случая работы резервирования основных защит АТ не припоминаю (хотя при пожаре АТ на Сочинской ТЭС нас долго трамбовали: почему резервные защиты ВН и НН не почувствовали КЗ на НН? Да в принципе невозможно выбрать уставки, удовлетворяющие требованиям и селективности, и чувствительности).
Так что АПВ задается исходя из дальнего резервирования защит линий. Расчетчики молодые были, но очень энергичные и продвинутые. Грамотные, главное. Нужно АПВ? Задаем АПВ. После моей разъяснительной работы о ничтожном шансе успешного АПВ в таких условиях требования сняли. Особенно с учетом сложности и нетрадиционности реализации.

17

Re: Что ждет релейщика в будущем?

Евгений Георгич, похоже пора Вам, Спартаку и всем релейщикам начать говорить о дифферениальной защите АТ, Т, Р нулевой последовательности. Для полноценной защиты от внутренних повреждений АТ, Т, Р. Разговоры о неполноценности резервных защит уже поднадоели.

18

Re: Что ждет релейщика в будущем?

doro пишет:

Главная причина - резервные защиты АТ большей частью резервируют защиты отходящих линий. На моей памяти есть несколько случаев такой работы (причем правильно/неправильно - примерно 50/50). Ни одного успешного случая работы резервирования основных защит АТ не припоминаю

Так может эту проблему нужно решать корректировкой правильности работы защит, а не применением АПВ?

19

Re: Что ждет релейщика в будущем?

Спартак Молодцов пишет:

А ДЗР разве не так включена?

ДЗР убираем, это я с размаху.

20

Re: Что ждет релейщика в будущем?

Да, волей-неволей увел тему от темы. Как модератор раздела мог бы прихлопнуть лишние сообщения, но давайте все же воспользуемся здравым смыслом. Здесь - по исходному вопросу, прочее - в соответствующие темы.