1

Тема: Применение ШОН

Подскажите, плз, когда нужно использовать ШОН (шкаф отбора напряжения)?

2

Re: Применение ШОН

sab пишет:

Подскажите, плз, когда нужно использовать ШОН?

Когда нужно выполнить ТАПВ с КОНЛ и КННЛС

мое отношение к окружающим зависит от того,с какой целью они меня окружают

3

Re: Применение ШОН

scorp пишет:

Когда нужно выполнить ТАПВ с КОНЛ и КННЛС

Что такое КННЛС? Контроль Наличия Напряжения на Линии... а С?

4

Re: Применение ШОН

Синхронизм... В разных энергосистемах эти контроли обзывают по разному. В Ставропольэнерго, например, называют КНС - контроль отсутствия напряжения или синхронизма... Что бы не путаться у нас принято называть АПВ ОНл и АПВ КС.

5

Re: Применение ШОН

Лучше ШОН вообще не использовать, а ставить одну фазу ТН.

Чему бы грабли не учили, а сердце верит в чудеса
Присоединяйтесь!!! Мы в социальных сетях и на Ютуб.

6

Re: Применение ШОН

Лучше, но дороже

7

Re: Применение ШОН

ШОН - самое дешевое средство для контроля напряжения на линии. Если есть хотя бы одна ВЧ обработка (конденсатор связи с фильтром присоединения), затраты вообще копеечные. Но, соответственно, и немного добавляется проблем.

8

Re: Применение ШОН

ZumZum пишет:

Лучше, но дороже

В объеме цены на весь объект, разница между ШОН и фазой ТН не существенна

9

Re: Применение ШОН

ТАПВ с КОНЛ и КННЛС. Значит ставить его имеет смысл только на питающую линию, на отходящей он бесполезен?

10

Re: Применение ШОН

ПУЭ.
3.3.9. На линиях, отключение которых не приводит к нарушению электрической связи между генерирующими источниками, например на параллельных линиях с односторонним питанием, следует устанавливать устройства ТАПВ без проверки синхронизма.

3.3.10. На одиночных линиях с двусторонним питанием (при отсутствии шунтирующих связей) должен предусматриваться один из следующих видов трехфазного АПВ (или их комбинаций):
а) быстродействующее ТАПВ (БАПВ)
б) несинхронное ТАПВ (НАПВ);
в) ТАПВ с улавливанием синхронизма (ТАПВ УС).

3.3.12. Несинхронное АПВ (НАПВ) может применяться на линиях по 3.3.10 (в основном 110-220 кВ), если:
а) максимальный электромагнитный момент синхронных генераторов и компенсаторов, возникающий при несинхронном включении, меньше (с учетом необходимого запаса) электромагнитного момента, возникающего при трехфазном КЗ на выводах машины, при этом в качестве практических критериев оценки допустимости НАПВ принимаются расчетные начальные значения периодических составляющих токов статора при угле включения 180°;
б) максимальный ток через трансформатор (автотрансформатор) при угле включения 180° меньше тока КЗ на его выводах при питании от шин бесконечной мощности;
в) после АПВ обеспечивается достаточно быстрая ресинхронизация; если в результате несинхронного автоматического повторного включения возможно возникновение длительного асинхронного хода, должны применяться специальные мероприятия для его предотвращения или прекращения.
При соблюдении этих условий НАПВ допускается применять также в режиме ремонта на параллельных линиях.
При выполнении НАПВ необходимо принять меры по предотвращению излишнего срабатывания защиты. С этой целью рекомендуется, в частности, осуществлять включение выключателей при НАПВ в определенной последовательности, например выполнением АПВ с одной из сторон линии с контролем наличия напряжения на ней после успешного ТАПВ с противоположной стороны.

3.3.13. АПВ с улавливанием синхронизма может применяться на линиях по 3.3.10 для включения линии при значительных (примерно до 4%) скольжениях и допустимом угле.
Возможно также следующее выполнение АПВ. На конце линии, который должен включаться первым, производится ускоренное ТАПВ (с фиксацией срабатывания быстродействующей защиты, зона действия которой охватывает всю линию) без контроля напряжения на линии (УТАПВ БК) или  ТАПВ с контролем отсутствия напряжения на линии (ТАПВ ОН), а на другом ее конце - ТАПВ с улавливанием синхронизма. Последнее производится при условии, что включение первого конца было успешным (это может быть определено, например, при помощи контроля наличия напряжения на линии).

3.3.14. На линиях, оборудованных трансформаторами напряжения, для контроля отсутствия напряжения (КОН) и контроля наличия напряжения (КНН) на линии при различных видах ТАПВ рекомендуется использовать органы, реагирующие на линейное (фазное) напряжение и на напряжения обратной и нулевой последовательностей. В некоторых случаях, например на линиях без шунтирующих реакторов, можно не использовать напряжение нулевой последовательности.

3.3.18. На линиях с двусторонним питанием при наличии нескольких обходных связей следует применять:
1) при наличии двух связей, а также при наличии трех связей, если вероятно одновременное длительное отключение двух из этих связей (например, двухцепной линии):
несинхронное АПВ (в основном для линий 110-220 кВ и при соблюдении условий, указанных в 3.3.12, но для случая отключения всех связей);
АПВ с проверкой синхронизма (при невозможности выполнения несинхронного АПВ по причинам, указанным в 3.3.12, но для случая отключения всех связей).
Для ответственных линий при наличии двух связей, а также при наличии трех связей, две из которых - двухцепная линия, при невозможности применения НАПВ по причинам, указанным в 3.3.12, разрешается применять устройства ОАПВ, БАПВ или АПВ УС (см. 3.3.11, 3.3.13, 3.3.15). При этом устройства ОАПВ и БАПВ следует дополнять устройством АПВ с проверкой синхронизма;
2) при наличии четырех и более связей, а также при наличии трех связей, если в последнем случае одновременное длительное отключение двух из этих связей маловероятно (например, если все линии одноцепные), - АПВ без проверки синхронизма.

3.3.19. Устройства АПВ с проверкой синхронизма следует выполнять на одном конце линии с контролем отсутствия напряжения на линии и  с контролем наличия синхронизма, на другом конце - только с контролем наличия синхронизма. Схемы устройства АПВ с проверкой синхронизма линии должны выполняться одинаковыми на обоих концах с учетом возможности изменения очередности включения выключателей линии при АПВ.
Рекомендуется использовать устройство АПВ с проверкой синхронизма для проверки синхронизма соединяемых систем при включении линии персоналом.

11

Re: Применение ШОН

Емкостный ТН служит и для организации ВЧ канала. ПОлучается сравнение вариантов: Конденсатор связи + ШОН или емкостный ТН. Наверное, это близкие по стоимости решения. Недостаток ШОН - плохая форма напряжения (вернее, тока) на выходе. В случае c REB551 это было проблемой, во всяком случае.

12

Re: Применение ШОН

scorp пишет:

Когда нужно выполнить ТАПВ с КОНЛ и КННЛС

Т.е. использование ШОН сугубо в цепях АУВ. При выполнении  защит линий с применением типового набора шкафов ЭКРА: 1)ДЗЛ (ШЭ2607 091 ВОЛС), 2) КСЗ с ТУ (ШЭ2607 021) и 3) АУВ (ШЭ2607 019) возникает вопрос - цепи ШОН или ТН на линии следует заводить в каждый из комплектов, т.к. предусматриваются соответствующие входы для этого? Тогда получается, что токовые цепи ШОН надо последовательно таскать через все 3 шкафа?
Как помнится, еще в ЭПЗ-1636 была возможность ускорения резервной защиты с контролем напряжения на линии, для этого, правда, использовались просто сухие контакты KQT и  KLV. В ЭКРЕ суть та же - ускорение ступеней ДЗ при включении выключателя. Прошу пояснить необходимость данного мероприятия.

Однажды мне сказали: "Настоящим Релейщиком можно стать за 5 лет" - все больше понимаю, что мне для этого не хватит и полвека...

13

Re: Применение ШОН

ШОН всё-таки источник тока, придётся выполнять цепи последовательно, или применить шкаф с двумя или тремя ТОН. Или применить ТН... Ну и назначение этого контроля напряжения в АУВ или защите всё-таки разное. На мой взгляд, если есть возможность, то лучше всё же контролировать напряжение (отсутствие напряжения) на линии для автоматического ускорения. Это позволит выполнить   автоматическое ускорение именно при опробовании линии, а не при включении выключателя.  Ускорение при включении с использованием только РПО (KQT) - это всё-таки было от бедности, мне кажется.

14

Re: Применение ШОН

Согласен,от бедности.Но продолжают задавать АУ с t по включению выключателя,а встроенная логика Sotf терминалов не позволяет выполнить АУ ДЗ с выдержкой времени, т.к там заложено отсутствие U и время работы с 0.Дальше начинается "рисование".

мое отношение к окружающим зависит от того,с какой целью они меня окружают

15

Re: Применение ШОН

Доброго времени суток! Может есть люди сведущие.
Всё же интересует вопрос, какова разница в стоимости в денежном эквиваленте, связки  Конденсатор связи+ШОН и Однофазного трансформатора напряжения 220 кВ с ВЧ входом?
Понятно, что разница есть, понятно, что ТН вроде должен быть дороже, но на сколько?
Просто, может уже сравнивал кто то...

16

Re: Применение ШОН

Не должны они так уж различаться, эти два варианта.
Ведь ёмкостной ТН по сути тот же конденсатор с электромагнитным элементом. Ну да, импортный, дорогой ...
Я при реконструкции ОРУ 220 кВ ГЭС предложил для обоснования замены КС на емкостные ТН то обстоятельство, что после этого будет  легко и просто выполнить коммерческий учёт на линиях. Получилось, запроектировали на каждой линии установить полноценный ТН на линии, три емкостных ТН, на каждой фазе. Использовали напряжение от них  в АУВ и логике автоматического ускорения, но и это хорошо. Учёт - от отдельной обмотки.

17

Re: Применение ШОН

nkulesh пишет:

Не должны они так уж различаться, эти два варианта.
Ведь ёмкостной ТН по сути тот же конденсатор с электромагнитным элементом. Ну да, импортный, дорогой ...
Я при реконструкции ОРУ 220 кВ ГЭС предложил для обоснования замены КС на емкостные ТН то обстоятельство, что после этого будет  легко и просто выполнить коммерческий учёт на линиях. Получилось, запроектировали на каждой линии установить полноценный ТН на линии, три емкостных ТН, на каждой фазе. Использовали напряжение от них  в АУВ и логике автоматического ускорения, но и это хорошо. Учёт - от отдельной обмотки.

Не совсем понятно, зачем для учёта, нужен ТН именно на линии, шинного ТН с учётной обмоткой вполне достаточно для этих целей.. И то что ТН надёжнее и мене  геморрный в обслуживании, я тоже в курсе...
Речь только о разнице в цене, если однофазный ТН стоит миллион, а КС+ШОН - 0.5 млн, то все остальные аргументы уйдут на второй план.. так как тот кто платит деньги их не эксплуатирует...

18

Re: Применение ШОН

Chundr пишет:

Не совсем понятно, зачем для учёта, нужен ТН именно на линии, шинного ТН с учётной обмоткой вполне достаточно для этих целей.. И то что ТН надёжнее и мене  геморрный в обслуживании, я тоже в курсе...
Речь только о разнице в цене, если однофазный ТН стоит миллион, а КС+ШОН - 0.5 млн, то все остальные аргументы уйдут на второй план.. так как тот кто платит деньги их не эксплуатирует...

Индивидуальный (для каждой линии) ТН для целей учёта лучше, чем шинный. Понятно почему - при переводе на один шинный ТН нагрузки другого ТН шин (всё равно, секции или системы шин), нагрузка сильно меняется. Особенно, если присоединений много. Индивидуальный же ТН линии, жёстко (без разъединителя в этой цепи) подключенный к ней, позволяет  отрегулировать нагрузку в цепях классной обмоотки раз и навсегда, и забыть об этом. Такие вот я привёл соображения, и это помогло. О деньгах ничего не знаю, далеко от них работал.