1

Тема: Тормозная характеристика продольной дифзащиты

Уважаемые коолеги, помогите разобраться в характеристике защиты. Ее прикрепил к файлу. Расчетные формулы дифференциального тока и тормозного указаны в прикрепленном файле.
Воолбщем для проверки характеристики предлагают задать следующие ее параметры:
            - базовая уставка ─ 50 %
- точка излома 1 ─ 50 %
- точка излома 2 ─ 200 %
- наклон 1-го участка ─ 50 %
- наклон 2-ого участка – 100%

Для проверки базовой уставки предлагают подать для одного конца ток 0,5 А с углом 0; для второго конца – 0,5 А с углом 180 градусов и добиться срабатывания защиты путем повышения последнего тока. По методике ток срабатывания должен быть равен 0,5 А. Не могу понять почему…. Ведь чтобы дифференциальный ток стал равным 0,5 при сдвинутых токах относительно друг друга, по току со второго конца надо поднять до 1.5, тогда и дифференциальный ток составит 1.5-1=0,5, но ведь тормозной же тогда будет (1.5+0.5)/2=1 А.
Для проверки наклонного участка ток с одной стороны 1А и угол 0, с другой – 1А и угол 180 градусов. Повышая последний добиться надо срабатывания защиты. Ток защиты должен составить 0,75 А, что исходя из моих рассуждений снова попадает в зону несрабатывания.
Помогите разобраться пожалуйста.
Причем следует отметить, там не указаны проценты по отношению к чему идут и номинальный ток вторичной обмотки ТТ. Но хоть что-то.

Post's attachments

характеристика ДЗ.JPG 48.71 Кб, 51 скачиваний с 2011-09-14 

You don't have the permssions to download the attachments of this post.

2

Re: Тормозная характеристика продольной дифзащиты

Я в подобных случаях предпочитаю напрямую без посредников пообщаться с авторами уставок. Далеко не всегда те, кто уставки задает, представляют во всех деталях как работает устройство. В результате общения, обычно, достигается взаимопонимание.  Но при этом Вы должны четко представлять как устройство работает. Иначе мозги Вам запарят еще больше.
Из моего опыта:
В ДЗТ дифток и торм ток всегда относятся к базисной мощности, поэтому не удивляюсь заданию в процентах.
В ДЗЛ сталкивался с тем, что токи относятся к стороне с большим Ктт. И тоже не удивлюсь заданию в процентах.
Но в любом случае буду общаться с авторами задания.
И читайте мануалы. Ответы на большую часть вопросов обычно там.
Не зная ни тип устройства, ни производителя - невозможно конкретно посоветовать

3 (2011-09-15 21:33:24 отредактировано CLON)

Re: Тормозная характеристика продольной дифзащиты

beginner пишет:

Уважаемые коолеги, помогите разобраться в характеристике защиты. Ее прикрепил к файлу. Расчетные формулы дифференциального тока и тормозного указаны в прикрепленном файле.
Воолбщем для проверки характеристики предлагают задать следующие ее параметры:
            - базовая уставка ─ 50 %
- точка излома 1 ─ 50 %
- точка излома 2 ─ 200 %
- наклон 1-го участка ─ 50 %
- наклон 2-ого участка – 100%

Для проверки базовой уставки предлагают подать для одного конца ток 0,5 А с углом 0; для второго конца – 0,5 А с углом 180 градусов и добиться срабатывания защиты путем повышения последнего тока. По методике ток срабатывания должен быть равен 0,5 А. Не могу понять почему…. Ведь чтобы дифференциальный ток стал равным 0,5 при сдвинутых токах относительно друг друга, по току со второго конца надо поднять до 1.5, тогда и дифференциальный ток составит 1.5-1=0,5, но ведь тормозной же тогда будет (1.5+0.5)/2=1 А.
Для проверки наклонного участка ток с одной стороны 1А и угол 0, с другой – 1А и угол 180 градусов. Повышая последний добиться надо срабатывания защиты. Ток защиты должен составить 0,75 А, что исходя из моих рассуждений снова попадает в зону несрабатывания.
Помогите разобраться пожалуйста.
Причем следует отметить, там не указаны проценты по отношению к чему идут и номинальный ток вторичной обмотки ТТ. Но хоть что-то.

Здесь все вроде бы просто:
Внешнее КЗ: дифток равен 0 (точнее в худшем случае 20% погрешности ТТ), тормозной среднему току по концам.
Внутренне КЗ: дифток равен сумме токов 1 и 2, а тормозной ток половине суммы токов.
В результате точки всех внешних КЗ около нуля, в при внешних КЗ на прямой: 2.
Поэтому для получения чувствилеьности равной 2, наклон должен быть равен 1 (100%).

В твоих рассуждениях ошибка:
Для внутреннего КЗ:
дифференциальный ток 0.5+0.5=1.0
Тормозной ток: (0.5+0.5)/2=0.5
Отношение Диф/торм=1.0/0.5=2.0 - в зоне срабатывания ДЗЛ!

Для внутреннего КЗ:
дифференциальный ток 0.5-0.5=0.0
Тормозной ток: (0.5+0.5)/2=0.5
Отношение Диф/торм=0.0/0.5=0.0 - в зоне не срабатывани ДЗЛ!
С учетом погрешности 10% ТТ:
дифференциальный ток 0.6-0.4=0.2
Тормозной ток: (0.6+0.4)/2=0.5
Отношение Диф/торм=0.2/0.5=0.4 - должно быть не в зоне срабатывани ДЗЛ!

4

Re: Тормозная характеристика продольной дифзащиты

Базовый ток как првило береться ток ТТ с наибольшим кТТ (но не у всех производителей).

5

Re: Тормозная характеристика продольной дифзащиты

Характеристика ДЗЛ как у ДЗТ. Для линий берут с одним наклоном и одной точкой излома.
ЗЫ: Обычно 0.3 ИномТТ, наклон 100%. И аминь.

Присоединяйтесь!!! Мы в социальных сетях и на Ютуб.

6 (2011-09-15 23:59:41 отредактировано beginner)

Re: Тормозная характеристика продольной дифзащиты

Long_Ago пишет:

И читайте мануалы. Ответы на большую часть вопросов обычно там.

эх, если бы эти мануалы можно было еще и найти.... терминал SPAC810-Л29.


CLON пишет:

Характеристика ДЗЛ как у ДЗТ. Для линий берут с одним наклоном и одной точкой излома.
ЗЫ: Обычно 0.3 ИномТТ, наклон 100%. И аминь.

выше названный терминал используется исключительно для дифзащиты линии, но тормозная характеристика имеет три участка.
Более того хотел бы уточнить один момент, отношение дифференциального тока к тормозному - коэффициент чувствительности?

По поводу точки излома понятно (0,3Iном и наклон 100%), но не хватает еще одной точки - горизонтальный участок (минимальный дифференциальный ток).
Да и если использовать третий участок характеристики, то из каких бы соображений можно было выбрать вторую точку излома? Просто я видел методику расчета дифзащиты трансформатора, в которой горизонтальный участок - это токи небаланса при номинальном токе трансформатора, второй участок с наклоном - токи небаланса определяемые в режимах перегрузки трансформатора, и последний - при сквозных КЗ.
У меня ситуация такова - это линия связи генераторов мелких с энергосистемой. Ведь могут по этой линии ко всему прочему появится и качания. И меня еще смущает тот факт, что с одной из сторон линий допустимо много режимов - от работы одного генератора на линию вплоть до шести

И еще, угол наклона 100% - это угол в 45 градусов? Т.е. это отношение приращения диф тока к приращению тормозного тока на характеристике, умноженного на 100%, ну или тангенс наклона?

И большое спасибо за подробные и ясные комментарии, думал что уже не ответят.

7 (2011-09-16 08:22:45 отредактировано CLON)

Re: Тормозная характеристика продольной дифзащиты

Сражу скажу, что с вышеуказанным терминалом не работал (но характеристика стандартная для многих производителей).
Коэффициент чувствительности ДЗТ (ДЗЛ) - это отношение дифференциального тока КЗ к току срабатывания при одном и том же токе торможения,
т.е. Кч=Iдифф(Iторм)/Iдифф.ср(Iторм). (отношение диффренциальных токов КЗ и срабатывания).

Это не точка излома (0,3Iном и наклон 100%), 0.3 - это начальный дифференциальный ток без торможения, 100% - это наклон характеристики. Точка излома, обычно, 1,0IномТТ.
Можно действительно брать 3 участка: 1-ый 0.3, с наклоном 30% до 1, второй  с 1 и далее с наклоном 100% (можно с 80-90%).

"И еще, угол наклона 100% - это угол в 45 градусов? Т.е. это отношение приращения диф тока к приращению тормозного тока на характеристике, умноженного на 100%, ну или тангенс наклона?" - 100% - это 45 градусов, да.

Для ДЗЛ режимы вообще не важны, необходимо проверить чувствительность ДЗЛ в минимальных режимах и при опробовании линии (включение или АПВ).

Еще очень важный момент: т.к. у тебя есть отпаечные ТР на линии, то
1. Если на них есть свои комплекты ДЗЛ - то все без изменений,
2. Если нет своих комплектов ДЗЛ - то начальный дифференфиальный ток выбирается по отстройке от КЗ да ТР на стороне СН или НН (максимальный ток).
т.е. Iдифф(0)=1.3*Iкз.махТР. Иначе ДЗЛ всегда будет срабатывать при КЗ за ТР и рвать транзит! А это не есть хорошо!
В результатае получишь загрубленную уставку начального дифференфиального тока и поэтому неоходимость в первом участке (чувствительном) отпадает.
Успехов.

ЗЫ: В России по рекомендациям уставку Iдифф(0) надо брать 1.2..1.3 номинальных тока линии, поэтому чувствительный участок тоже не нужен. Это делается для того, что бы при обрыве токовых цепей ДЗЛ ложно не срабатывала. У нас другой подход: пусть срабатывает при обрве токовых цепей, зато несправность быстро устраним и восстановим нормальный режим.
Это просто разные подходы (философии).

8

Re: Тормозная характеристика продольной дифзащиты

не, не, отпаечного трансформатора на линии нет. я просто хотел как-то обобщить методики выбора продольнольной дифзащиты для трансформатора, которая есть, на выбо ее для линии.

Большое Вам спасибо! Пока все ясно.

9

Re: Тормозная характеристика продольной дифзащиты

кстати, когда считается коэффициент чувствительности, дифференциальный ток считается как арифметическая сумма токов КЗ с обоих концов, ну и тормозной как полусумма модулей этих значений. Есть ли в этих расчетах погрешности какие-то за счет разных характеристик ТТ, которые надо учитывать.
И вообще стоит ли проверять несрабатывание защиты при сквозных КЗ. А если и проверять, то есть формула учета небаланса в дифференциальном токе, то как его учесть в тормозном тогда?...

10

Re: Тормозная характеристика продольной дифзащиты

Погрешности всегда есть, учитывать обязательно.
При опробовании линии у нас линия с односторонним питанием, поэтому тока I2 нет. Тогда диффток равен: I1, а тормозной I1/2.

Все расчеты по формулам, задаешся токами и погрешностями и в перед.
Например: ток I1=I1р+10%, а ток I2=I2р+10%, I1р, I2р- расчетный ток, I1, I2 - измеренный ток с учетом 10% погрешности.
Далее полученные токи подставляешь в формулы диффтока и тормозного и проверяешь чувствительность и отстройку.

Для внешнего КЗ: диффток Iдифф= (I1р=I2р) =+10%-(-10%)=20% Iр.
Тормозной ток: I1,2р/2.

Для внешнго КЗ по аналогии, но значения токов КЗ I1р и I2р могут быть любыми.

ЗЫ: Мы ДЗЛ фактически никогда не считаем, по характеристике срабатывания сразу видно правильно она выбрана или нет. Опыт.

11

Re: Тормозная характеристика продольной дифзащиты

CLON пишет:

I1=I1р+10%, а ток I2=I2р+10%

А в расчетах выше вы к одному добавили 10%, а от другого отняли 10%. Тут так же надо сделать?

12

Re: Тормозная характеристика продольной дифзащиты

Ага, копируя минус не поставил. ICQ/ab:)  Default/hmm:/

13

Re: Тормозная характеристика продольной дифзащиты

Самое интересное, что для ДЗЛ надо учитывать еще ряд погрешностей.

Например: погрешность канала связи (временную задержку), зарядный емкостной ток (для кабельных линий, для воздушных не учитывается), разность частот по концам линии.

Каждый производитель решает данные проблем по разному. Кто-то заводит пемкостную проводимость, кто-то блокирует или загрубляет уставку ДЗЛ при задержке сигнала в канале связи и т.д.

Например: для задержки по каналу связи сигнала на 1 мс, вызываетя дополнительную погрешность в районе 9 градусов, а это дает погрешность в дифференциальном токе еще около 15.7%. Поэтому максимальное время задержки сигнала надо задавать в терминал и при превышении блокировать работу ДЗЛ (или загрублять).

14

Re: Тормозная характеристика продольной дифзащиты

CLON пишет:

Коэффициент чувствительности ДЗТ (ДЗЛ) - это отношение дифференциального тока КЗ к току срабатывания при одном и том же токе торможения,
т.е. Кч=Iдифф(Iторм)/Iдифф.ср(Iторм). (отношение диффренциальных токов КЗ и срабатывания).

Вообще-то по всем букварям Кч = I кз мин / I ср;

CLON пишет:

для задержки по каналу связи сигнала на 1 мс, вызываетя дополнительную погрешность в районе 9 градусов, а это дает погрешность в дифференциальном токе еще около 15.7%

Один период - 20 мсек - 360 градусов. 1 мсек - 360 / 20 = 18 градусов. sin(18 градусов) ~ 0,31 Таким образом задержка на 1 мсек может вызвать погрешность 31% от текущего тока.

15

Re: Тормозная характеристика продольной дифзащиты

Long_Ago пишет:

Вообще-то по всем букварям Кч = I кз мин / I ср;
Один период - 20 мсек - 360 градусов. 1 мсек - 360 / 20 = 18 градусов. sin(18 градусов) ~ 0,31 Таким образом задержка на 1 мсек может вызвать погрешность 31% от текущего тока.

Ну вообще-то если подумать, то при внутреннем КЗ на защищаемой линии диффток равен току КЗ. В итоге получаем искомую формулу, но не у всех терминалов диффток равен току КЗ, т.е. разные производители его по разному считают. Поэтому моя формула более корректная.

ЗЫ: На днях наткнулся на еще одну формулу проверки чувствительности, тоже графическую, но исходя не из статики, а из динамики переходного режима, до аварийного и аварийного. Правда там речь о ДЗШ от "ЭКРА".

Во вторых погрешность расчитывается по выражению: 2 х синус(18/2) = 2х0.156=0.313 т.е. около 31.3%. При этом принимаем внешнее КЗ токи И1 и И2 равны и между ними угол дельта, котоый исходя из прямоугольного треуголька (половина равнобедренного) дает нам искомую погрешность. Согласен потерял 2-ку.

Позор. ICQ/ac:(

16

Re: Тормозная характеристика продольной дифзащиты

CLON пишет:

Позор. ICQ/ac:(

Сергей. На чешском языке сие слово означает:  внимание. Мне это больше нравится. Я тоже порой невнимателен, но ганьбы (это на украинском) не испытываю. Извините за ОФФ. ICQ/ab:)

Делай , что должен, и будь, что будет

17

Re: Тормозная характеристика продольной дифзащиты

все-таки правильно было 16%, так как угловая погрешность передачи сигнала равна (так время задержки сигнала на путь туда и обратно, при разных временах задержки каналов):
ДельтаФи=1/2*ДельтаТ(мс)*18, тогда при 1 мс получим: ДелтаФи = 1/2*1.0*18=9.0 градусов.
А токовая погрешность равна:
ДельтаИ=2*синус(ДельтаФи/2)=2*синус(9/2)=0.1569, что составляет примерно 16%.

ЗЫ: Кстати подробный пример расчета есть у Зиглера, у него тоже на 1 мс задержки, получается токовая погрешность в 16%.

18

Re: Тормозная характеристика продольной дифзащиты

CLON пишет:

В России по рекомендациям уставку Iдифф(0) надо брать 1.2..1.3 номинальных тока линии

 
В методических указаниях ФСК требования отличаются от приведенных.

CLON пишет:

Кстати подробный пример расчета есть у Зиглера, у него тоже на 1 мс задержки, получается токовая погрешность в 16%.

Т задержки = 1/2 (Т туда + Т обратно) и показывает запаздывание в получении сигнала с противоположной стороны.
У нормальных производителей терминалы синхронизируются по времени и вместе с током передают метку времени. При неработоспособности синхронизации рассчитывается время задержки. В любом варианте полученный сигнал сравнивается не с текущим замеренным на месте, а с замеренным ???мсек назад.
Поэтому необходимости отстраиваться от задержки не вижу.

19

Re: Тормозная характеристика продольной дифзащиты

Добрый день!!! Будьте добры, подскажите начинающему специалисту разницу между Rated primary current (In) и Base current (Ib). Лучше полезную ссылочку. Кроме того для случаев если от ячейки (Sepam 10кВ) запитан высоковольтный двигатель или трансформатор с пиковыми нагрузками...
Спасибо.