1

Тема: Встроенные ТТ в В-110

Доброго времени суток. Помогите с вопросом. У нас на ПС происходит замена защит АТ. Согласно проекта меняются Ктт на В-110 АТ для диффзащиты АТ с 1000/5 на 600/5. У В-110 АТ два комплекта на каждой фазе, тип выключателя У-110. Когда открыл люки на фазе, то увидел, что все комплекты стоят на 1000/5: U1-U5. И лишь на фазе "С" один комплект был 600/5: U1-U3. Но у нас для ДЗШ-110 должно быть 600/5, для измерительных приборов 600/5, для диффзащиты 1000/5 (по старому), последний комплект не использовался (был закорочен в приводе)-1000/5. Сейчас должно быть так: для ДЗШ-110 600/5 (как и должно быть) - без изменений, для диффзащиты - 600/5 (вместо 1000/5), для измерительных приборов - 600/5 (как и должно быть), для РАС - 600/5 (резервный комплект). На самом В-110 Ктт следующие, судя по протоколом наладки с 197.. какого то года 500-600-750-1000. То есть ставим U1-U3 и должно быть 600/5. Так и сделал. Решил снять ВАХи с комплектов и получил отличие. Комплект для ДЗШ-110 В-110 АТ сравнил с комплектом для ДЗШ-110 ОВ-110 - ВАХи почти совпадают. А вот для РАС фазы А и В совпадают, а фаза С отличается, то же и для измерительных приборов (сравнивал с ВАХ для ДЗШ-110). А для диффзащиты по фазам то же есть отличия и они вообще не совпадают с ВАХами комплекта для ДЗШ-110, напряжение больше. На табличке самого В-110 АТ выбито: 500-1000-1500-2000, но это явно не правильно. Видимо меняли ТТ, только где? На заводе или по месту установки? Я думаю неправильно установили ТТ в ввода, то есть перевернули и теперь U1 это не начало, а конец. Вынуть ввод и вытащить ТТ не представляется возможным. Можно проверить полярность U1 и U5 на всех комплектах. Если окажется, что полярность обратна, то что ж делать? Если U5 это начало, то как сделать 600/5? Ведь U1-U2 это 500/5, U1-U3 это 600/5, U1-U4 это 750/5, U1-U5 это 1000/5. А если U5 начало, то как будут отпайки на комплекте работать? Может кто сталкивался с подобным? Сейчас для 2АТ замену защит делают, а для 1АТ в прошлом году сделали и я менял Ктт на В-110 1АТ, там было как я и думал: для ДЗШ-110 600/5, для измерительных приборов 600/5, для диффзащиты 1АТ 1000/5, резерв 1000/5; то есть изменил на двух комплектах и теперь там все 600/5 работают.

2

Re: Встроенные ТТ в В-110

Что-то все у Вас непонятно. При чем здесь ВАХ, когда речь идет о коэффициенте трансформации? Разные ТТ, разные классы точности. Соответственно, ВАХ должны различаться, но не Ктт. Мало ли что на табличке выбито. Замерьте фактические коэффициенты трансформации, тогда и выводы делать будете.

3

Re: Встроенные ТТ в В-110

#1,

Как правильно тут заметили ВАХ и Ктт разные вещи. Сравнивать можно ВАХи однотипных кернов, однотипных ТТ, при других вариантах это мало чем поможет.
Насколько смог разобраться из описанного вас смущает три вещи:
1.

berestov.82 пишет:

На табличке самого В-110 АТ выбито: 500-1000-1500-2000, но это явно не правильно. Видимо меняли ТТ, только где? На заводе или по месту установки? Я думаю неправильно установили ТТ в ввода

То есть неверная полярность - полярность можно проверить и если что развернуть два конца местами что бы была такая как надо. Это так же выясняется и при прогрузе или по анализу векторным диаграмм.
2.

berestov.82 пишет:

А если U5 начало, то как будут отпайки на комплекте работать?

Пересекается с третьим, коэффициент так же можно выяснить при прогрузе или заранее по-возможности или по анализу векторным диаграмм, сравнивая токи первичные и вторичные
3.

berestov.82 пишет:

Если U5 это начало, то как сделать 600/5?

Вы уже прямо сейчас можете выяснить все отпайки какая начало какая конец и в каком они порядке должны быть.
Ход действий примерно такой -  все отпайки маркируют цифрами в любом порядке, на любые две подают фиксированое небольшое напряжение. Далее замеряют напряжения на всех кончиках фиксируя это все на бумаге. То есть получается промеряют каждую с каждой и так и записывают 1-2-50В; 1-3-70В; ну и так далее. В итоге анализируете полученные результаты и находите самые большие значения. Это и будут начало и конец. Далее для верности пересаживаетесь на них и опять подаете напряжения и проводя замеры, убеждаясь что это и есть начало и конец и более высоких значений не получаете. Если все верно, то ищите между какими концами самое маленькое напряжение, это будет И1 и И2, маркируете все, уже известно 3 кончика. Ну остальное так же по величинам напряжение от И1 находите или по записям или замерами.

4 (2015-09-03 12:02:41 отредактировано nkulesh)

Re: Встроенные ТТ в В-110

Ваш случай не такой плохой, у ТТ, встроенного во вводы выключателя, можно опытом проверить и полярность, и Ктт. Вот с ТТ встроенных в вводы трансформатора, сложнее.
Раз замена защиты, значит, АТ будут выводить, и не на день. Ктт  проверяют обычным способом, подачей в первичную обмотку (первичную цепь, конечно) переменного тока, для 600/5 хватит и 120 А, 20% номинального тока. Включить выключатель, заземлить выводы с одной стороны, на другой стороне пофазно включать источник тока между вводом и землёй. Во вторичной цепи измеряем ток. Полярность - по этой же цепи, обычным способом.
С нумерацией выводов и полярностью ТТ нет прямой связи. Ведь отводы И1, И2, ... И5 вторичной обмотки предназначены для изменения Ктт. Все витки - И1-И5 - самое большое число витков, максимальный Ктт. Отводы И4, И3, И2  - это уменьшение числа витков, меньший Ктт. Например, используются отводы И1-И3. Если нужна обратная полярность, выводы останутся теми же (ведь Ктт измениться не должен), просто присоединить вторичную цепь, кабель нужно наоборот. Я бы не стал менять заводскую маркировку, если нужно поменять полярность (ведь в адаптер не залезешь, там всё равно останется заводское обозначение). Показать на схеме фактическое включение, и всё. Да, напомню на всякий случай, что при монтаже ТТ раскладывают так, чтобы И1 был ко вводу, к верху. Способа определить, с какой стороны лежит встроенный ТТ, я не знаю. Было нужно однажды, в ситуации, подобной вашей (включение неиспользуемых ранее ТТ в связи с вводом ДЗШ). Попробовал подавать ток во вторичку ТТ и определить наличие поля с помощью компаса. Не получилось. Другого опыта нет.
Да, вот ещё о типах ТТ (различие в ВАХ). Встроенные ТТ вполне могут быть и разных типов, разных вариантов исполнения. Мало ли что там было 40 лет назад. Чтобы поставить все точки над i, разобраться до отказа, можно проверить Ктт на всех отводах. Может быть и в самом деле это разные ТТ, получить Ктт 600/5 можно и в варианте  ТВ-110-I-600/5 и в варианте ТВ-110-I-1000/5.

5

Re: Встроенные ТТ в В-110

nkulesh пишет:

С нумерацией выводов и полярностью ТТ нет прямой связи. Ведь отводы И1, И2, ... И5 вторичной обмотки предназначены для изменения Ктт. Все витки - И1-И5 - самое большое число витков, максимальный Ктт. Отводы И4, И3, И2  - это уменьшение числа витков, меньший Ктт.

nkulesh пишет:

Способа определить, с какой стороны лежит встроенный ТТ, я не знаю. Было нужно однажды, в ситуации, подобной вашей (включение неиспользуемых ранее ТТ в связи с вводом ДЗШ). Попробовал подавать ток во вторичку ТТ и определить наличие поля с помощью компаса. Не получилось. Другого опыта нет.

Не совсем верно связь некоторая есть и вышеописанным способом можно выявить именно И1. Есть маленький нюанс в ТТ. При их изготовлении для того что бы скомпенсировать погрешность от тока намагничивания витки со стороны И1, так сказать немножко "недоматывают". Если измерять напряжения между И1-И2 и И5-И4, то они могут быть практически  одинаковыми, разница в пару вольтах. Но вот именно там где меньше вольт и будет И1 за счет этих "недомотаных" витков.
А так конечно ситуация не самая сложная. Вытащить ТТ нет возможности, но обработать их вполне можно, через включенный выключатель.

Присоединяйтесь!!! Мы в социальных сетях и на Ютуб.

6

Re: Встроенные ТТ в В-110

Класса точности на всех комплектах не знаю, нет заводского паспорта на выключатель. Предполагал, что там все на 10Р стоят. Проверил начало и конец на комплектах, подачей небольшого напряжения и замеряя на других - соответствует заводской маркировке. Проверил полярность согласно расположения комплектов на схеме, только два комплекта очевидно стоят правильно. Первичный ток взять не откуда чтоб проверить Ктт. Согласно заводской маркировке на выводах для комплектов подключил U1-U3. Прогруз ТЦ должен всё показать. В приводе выключателя, где звезда собрана можно будет полярность изменить. Раньше с таким не сталкивался, вот и запаниковал немного. Для определения начало-конец на встроенных ТТ знал теоретически, а практически столкнулся впервые.

7

Re: Встроенные ТТ в В-110

berestov.82 пишет:

Первичный ток взять не откуда чтоб проверить Ктт.

Берем заведомо достоверный ТТ, закорачиваем первичную цепь, на вторичную обмотку подаем контрольный ток (то бишь, используем ТТ в качестве нагрузочного), замеряем на выводах испытуемого ТТ. ЛАТР, то, по крайней мере, под рукой есть?
Сия метода приведена в одном из информационных писем Амурэнерго.

8 (2015-09-04 00:11:39 отредактировано arco)

Re: Встроенные ТТ в В-110

berestov.82 пишет:

Проверил полярность согласно расположения комплектов на схеме, только два комплекта очевидно стоят правильно.

Мне кажется ТТ встроены правильно. Маркировка и раскладка ТТ по фазам необычная, что бы разобраться, приложен  рисунок. Вам  нужно просто проверить Ктт и полярности обмоток, с учетом приложенной схемы. Если для проверки Ктт нет источника на 30-60А, можно проверить Ктт подачей  напряжения во вторичную обмотку, с замером напряжения первичной обмотки. Только для этого нужно расшиновать выключатель.  При проверке полярности, если полярным окажется вывод И5, не беда. Для получения нужного Ктт=600/5, принимаете за полярный вывод И3, неполярный соответственно И1.

Post's attachments

Маркировка ТТ У-110.zip 147.74 Кб, 27 скачиваний с 2015-09-04 

You don't have the permssions to download the attachments of this post.

9

Re: Встроенные ТТ в В-110

doro пишет:

Берем заведомо достоверный ТТ, закорачиваем первичную цепь, на вторичную обмотку подаем контрольный ток (то бишь, используем ТТ в качестве нагрузочного), замеряем на выводах испытуемого ТТ. ЛАТР, то, по крайней мере, под рукой есть?
Сия метода приведена в одном из информационных писем Амурэнерго.

Знаком с авторами информационного письма (сам оттуда, из сетей бывшего Амурэнерго), но ни разу не воспользовался этим сам. Говорили, что так можно выполнить проверку сложной защиты (например, ЭПЗ 1636) первичным током, что позволяет отказаться от проверки рабочим током и напряжением линии. Суждение спорное, мне кажется. Ну, это другая история.

Да, в качестве источника тока может быть применен и сварочный трансформатор (не инвертор, конечно), и набор балластных резисторов из состава сварочных постов. Мы однажды использовали бетоногрейный трансформатор и три балластных резистора, получился очень хороший (и трёхфазный, что очень было важно для нас)  источник тока в 200 А примерно. Прогрузили с помощью этого "монстра" все токовые цепи ОРУ-220 при вводе новой ГЭС. Опыт КЗ от генератора был тогда невозможен - генератор не был ещё готов.

Жду рассказа о том, как всё-таки обнаружить место установки ТТ, во вводе с какой стороны он находится.

Про отмотку витков как основном способе компенсации погрешности помню ещё с НЭТИ ICQ/ab:) Мне просто показалось, что автор заблуждается в том, что при правильной полярности надо включаться на И1-И3 (например), а при обратной И5-И1. Наверное, я в этом ошибся.

10

Re: Встроенные ТТ в В-110

arco пишет:

Маркировка и раскладка ТТ по фазам необычная, что бы разобраться, приложен  рисунок

Рисунок открыть не смог. Но проверял полярность согласно схемы расположения комплектов ТТ на данные тип выключателя. Да и по схеме они совпадают. Например, для ДЗТ АТ нужно, чтоб выключатель входил в зону диффзащиты и соответственно комплекты находятся со стороны системы шин, а для ДЗШ-110 наоборот, со стороны ТР-110 АТ. В приводе видно, что вывода с комплектов меняли местами когда то, не все, некоторые. Характерные признаки.

11 (2019-07-14 18:06:42 отредактировано Lekarь)

Re: Встроенные ТТ в В-110

berestov.82 писал(а):
2015-09-04 18:41:37

Рисунок открыть не смог. Но проверял полярность согласно схемы расположения комплектов ТТ на данные тип выключателя. Да и по схеме они совпадают. Например, для ДЗТ АТ нужно, чтоб выключатель входил в зону диффзащиты и соответственно комплекты находятся со стороны системы шин, а для ДЗШ-110 наоборот, со стороны ТР-110 АТ. В приводе видно, что вывода с комплектов меняли местами когда то, не все, некоторые. Характерные признаки.

del