21

Re: Резервные защиты ВН и СН АТ: АПВ?

Как-то при работе в РДУ столкнулся с совершенно непонятной последовательностью АПВш на одном из объектов. С минимальным временем без всяких элементов контроля первой включается тупиковая линия. Дальше с такими же элементами отсутствия всякой логики включаются другие линии, ШСВ и АТ. Последовательность не припомню, но и не так существенно.
Года два потребовалось, чтобы СРЗА совместно с СЭР найти разумный алгоритм восстановления нормальной схемы.
Нельзя опробовать систему (секцию) шин от того присоединения, от которого не обеспечивается чувствительность чувствительного органа.
Нельзя опробовать от генерации в том случае, когда опробование приведет к нарушению устойчивости как отдельно взятого генератора, так и энергосистемы в целом.

22

Re: Резервные защиты ВН и СН АТ: АПВ?

Товарищи, мы немного сместились с курса обсуждения.
Вот с точки зрения РЗА абсолютно все равно откуда опробовать шины, это в первую очередь указания по режимам сети, благодаря одному рыжему те в чей собственности АТ ими не распоряжаются)).
Кроме того конкретно на объекте за который я спрашиваю присоединения секции это АТ , 2 штуки СВ, 1 кабель, 1 ВЛ от ТЭЦ и тупик. для АПВ выбирается 2 присоединения ,в случае вывода одного из них в ремонт.
И определять последствия для сети при отказе выключателя  какого-либо присоединения при опробовании шин, должна совсем не служба РЗА.
В старых схемах запрет АПВ сделан только от 3 ст ТЗНП. Я это сразу не писал,чтоб не сужать "коридор" обсуждения))
Также в исходных данных мы подразумеваем, что зона защищаемая  ТЗНП СН та же что и ДЗОШа. И ДЗОШ при своей работе делает АПВ.
И в случае КЗ м/у АТ и его В 110. АТ отключится от шин и по идее должен снова включиться по КСу на работающие шины. Здесь то криминала нет!!!

23

Re: Резервные защиты ВН и СН АТ: АПВ?

vpa61 пишет:

И определять последствия для сети при отказе выключателя  какого-либо присоединения при опробовании шин, должна совсем не служба РЗА.

Не на любом выключателе присоединения можно взять и просто так сделать АПВ шин.  Потом, есть много других моментов, которые следует также учитывать. Например, какое АПВ шин - "слепое" или по определенным условиям, например по наличию напряжения на линии или на стороне ВН АТ. Линию со стороны генераторов конечно не следует опробовать, а вот шины, под это условие уже не попадают. И когда есть АТ , мощностью 250 МВа, или линия приходящая со станции, установленной мощностью 50 МВт, на которой есть еще несколько транзитов, то в большинстве случаев, конечно я выберу станцию, для опробования шин, а линия конечно будет опробоваться с подстанции.

24

Re: Резервные защиты ВН и СН АТ: АПВ?

BorisovDV пишет:

В каком-нибудь документе (В руководстве по эксплуатации, тех. паспорте, может быть даже и в ГОСТе) должно быть указано какие токи КЗ АТ выдерживает без последствий. И если ток в режиме АПВ шин от АТ не превышает данных значений - то ничего плохого в этом АПВ нет.

Нормы испытания силовых трансформаторов
1.18. Измерение сопротивления короткого замыкания (2к) трансформатора. Производится у трансформаторов мощностью 125 МВА и более (при наличии РПН - на основном и обоих крайних ответвлениях) после воздействия на трансформатор тока КЗ, превышающего 70% расчетного значения.

25

Re: Резервные защиты ВН и СН АТ: АПВ?

arco пишет:

Нормы испытания силовых трансформаторов
1.18. Измерение сопротивления короткого замыкания (2к) трансформатора. Производится у трансформаторов мощностью 125 МВА и более (при наличии РПН - на основном и обоих крайних ответвлениях) после воздействия на трансформатор тока КЗ, превышающего 70% расчетного значения.

Не справился с поиском этого документа. Если есть возможность дайте более полное название или ссылку. В любом случае, этот документ меня натолкнул на мысли где можно поглядеть подобные требования, и вот что я нашёл:

СТАНДАРТ ОРГАНИЗАЦИИ ОАО «ФСК ЕЭС» СТО 56947007-29.180.01.116-2012 ИНСТРУКЦИЯ ПО ЭКСПЛУАТАЦИИ ТРАНСФОРМАТОРОВ

5.6.5 Для указанных в п. 5.6.4 автотрансформаторов, если начальное значение периодической составляющей тока КЗ на выводах СН при КЗ на стороне СН автотрансформатора превышает 0,8 допустимого тока Iдоп.гост трехобмоточного режима КЗ, рассчитанного по ГОСТ Р 52719 на основном ответвлении устройства РПН, следует выполнять мероприятия по изменению режима работы АПВ по п. 5.6.6.
5.6.6 Для ограничения числа опасных воздействий токов КЗ на обмотки трансформатор следует:
а) выбирать очередность включения выключателей при АПВ линии с таким расчетом, чтобы линия (если нет других ограничений) включалась с конца, противоположного подстанции, на которой установлен автотрансформатор;
б) если выполнение требований о включении автотрансформатора с конца, противоположного подстанции не представляется возможным, следует выполнить токовую блокировку устройства АПВ. Уставку максимальных реле тока выбирают по фактически допустимому току КЗ; для автотрансформаторов АТДЦТН-250000/500/110 по таблице 8 это значение равно 1,6 кА по стороне ВН.

Присоединяйтесь!!! Мы в социальных сетях и на Ютуб.

26

Re: Резервные защиты ВН и СН АТ: АПВ?

BorisovDV пишет:

Если есть возможность дайте более полное название или ссылку.

Внешняя ссылка
Есть нормативный документ Минтопэнерго Украины "нормы испытания оборудования" СОУ-Н ЕЕ 20.302:2007
п 8.7. Во время эксплуатации испытания проводят после протекания через обмотки траансформатора тока КЗ 0,7 и больше от допустимого стандартами и ТУ...

27

Re: Резервные защиты ВН и СН АТ: АПВ?

Товарищи давайте все таки рассмотрим другую часть вопроса ( АПВ шин от АТ берем как данность).

При работе КСЗ СН с 3 выдержкой времени , нужно ли реализовывать запрет АПВ шин в этом случае???

28

Re: Резервные защиты ВН и СН АТ: АПВ?

Спартак Молодцов пишет:

Работа КСЗ СН с 3-й выдержкой времени это КЗ на шинах и отказ ДЗШ.

или исчезновение оперативного тока на собственных защитах отходящих линий.
Обязательно делайте запрет АПВ.  Во всяком случае как-т о объясните свои действия - что если работали эти защиты, значит где-то впереди что-то не сработало или отказало, подавая напряжение повторно мы усугубим ситуацию.

29

Re: Резервные защиты ВН и СН АТ: АПВ?

Спартак Молодцов пишет:

Отказ защит отходящих линий ликвидируется вторым действием резервных защит АТ на отключение вводного выключателя.
Третье действие резервных защит АТ - это КЗ либо на шинах, либо на ошиновке АТ, в зависимости от местных условий.

Бывало по-всякому. Все зависит от схемы сети. Это на Вашем объекте может быть отказ, а на других все правильно сработает и схема сети будет иная для защит АТ, включая напряжение на источниках оперативного тока.

30

Re: Резервные защиты ВН и СН АТ: АПВ?

Lekarь пишет:

Бывало по-всякому. Все зависит от схемы сети. Это на Вашем объекте может быть отказ, а на других все правильно сработает и схема сети будет иная для защит АТ, включая напряжение на источниках оперативного тока.

Распишем задачку
Дано:
АПВ В 110 АТ КОНШ,КС.
Сработали 1 и 2 выдержки времени, секция АТ отделена от остальных(у меня 4 секции 4 СВ,1 выдержкой делится 4 секции пополам,второй делится две секции пополам), 3 выдержка действует напрямую на отключение всего АТ .
1. КЗ на линии отказ линейного выключателя, Уров в ДЗШ, отказ ДЗШ (это N-2 - не рассматриваем) либо ДЗШ выведено (шанс есть но даже не хочу рассматривать).
2. КЗ на шинах отказ ДЗШ, шины обесточиваются с обратных концов транзитных линии защитами дальнего резервирования, своими СВ и В110 АТ(АТ отключается действеим 3 выдержки времени). После отключения со всех  этих сторон пускаются циклы АПВ. И в том числе от В 110 АТ
3. КЗ на ошниновке АТ (состав защит если штаны то ДЗОШ, если штанов нет то ДЗТ 2 комплекта!), отказ ДЗОШ/ДЗТ. Здесь почему бы не сделать АПВ???

31

Re: Резервные защиты ВН и СН АТ: АПВ?

Коллеги, а есть ли у кого на памяти примеры правильной работы резервных защит АТ на отходящем присоединении стороны СН при наличии ДЗШ и УРОВ, пусть даже выведенных? У меня есть единственный пример неправильной работы. Похоже, это - рудименты РУ РЗ довольно почтенного возраста (не уверен, что у меня в "твердом" виде есть, но поищу).

32

Re: Резервные защиты ВН и СН АТ: АПВ?

doro пишет:

Коллеги, а есть ли у кого на памяти примеры правильной работы резервных защит АТ на отходящем присоединении стороны СН при наличии ДЗШ и УРОВ, пусть даже выведенных

Было несколько лет назад КЗ на ВЛ-110 с отказом выключателя, УРОВ отключил СШ через ДЗШ, кроме В-110 АТ (цепь 33 от ДЗШ на отключение не была собрана), резервные защиты АТ отключили В-110 АТ со второй выдержкой.

Long Live Rock'n'Roll

33

Re: Резервные защиты ВН и СН АТ: АПВ?

Это уже теплее. Закладываемся на оперативную ошибку.

34

Re: Резервные защиты ВН и СН АТ: АПВ?

vpa61 пишет:

Распишем задачку
Дано:
АПВ В 110 АТ КОНШ,КС.
Сработали 1 и 2 выдержки времени, секция АТ отделена от остальных(у меня 4 секции 4 СВ,1 выдержкой делится 4 секции пополам,второй делится две секции пополам), 3 выдержка действует напрямую на отключение всего АТ .
1. КЗ на линии отказ линейного выключателя, Уров в ДЗШ, отказ ДЗШ (это N-2 - не рассматриваем) либо ДЗШ выведено (шанс есть но даже не хочу рассматривать).
2. КЗ на шинах отказ ДЗШ, шины обесточиваются с обратных концов транзитных линии защитами дальнего резервирования, своими СВ и В110 АТ(АТ отключается действеим 3 выдержки времени). После отключения со всех  этих сторон пускаются циклы АПВ. И в том числе от В 110 АТ
3. КЗ на ошниновке АТ (состав защит если штаны то ДЗОШ, если штанов нет то ДЗТ 2 комплекта!), отказ ДЗОШ/ДЗТ. Здесь почему бы не сделать АПВ???

Что Вы считаете ошиновкой АТ? Я считаю ошиновкой АТ это участки проводов (шин) между вводом на каждом напряжении АТ и до трансформаторного разъединителя выключателя этого АТ на данном напряжении.
Если у Вас повреждение на вводах АТ, то зачем АПВ? Угробите АТ. Причем в любом случае выполнения защит ДЗТ АТ, хоть только на встроенных в бушинги ТТ, хоть на дифзащите шинного моста (ошиновке) на каждом напряжении АТ.
По опыту ликвидации аварий могу сказать, что проще и быстрее получается восстановить схему, когда все погашено, чем погашено только участками, да еще и с работой резервных защит.
Под отказом ДЗШ что понимаете? - ДЗШ оказалась выведена или не отключились некоторые из выключателей?

35

Re: Резервные защиты ВН и СН АТ: АПВ?

Lekarь пишет:

Что Вы считаете ошиновкой АТ? Я считаю ошиновкой АТ это участки проводов (шин) между вводом на каждом напряжении АТ и до трансформаторного разъединителя выключателя этого АТ на данном напряжении.
Если у Вас повреждение на вводах АТ, то зачем АПВ? Угробите АТ. Причем в любом случае выполнения защит ДЗТ АТ, хоть только на встроенных в бушинги ТТ, хоть на дифзащите шинного моста (ошиновке) на каждом напряжении АТ.
По опыту ликвидации аварий могу сказать, что проще и быстрее получается восстановить схему, когда все погашено, чем погашено только участками, да еще и с работой резервных защит.
Под отказом ДЗШ что понимаете? - ДЗШ оказалась выведена или не отключились некоторые из выключателей?

Ну давайте оспорим типовые решения........
ДЗО и ДЗШ работают с АПВ??!!
Назначение КСЗ СН АТ какое??? Дальнее резервирование защит линий,СВ и ДЗШ .
Мы рассматриваем именно в ключе резервных защит,они по своему принципу не могут обладать абсолютной селективностью, поэтому и применяется схема деления и АПВ разрешается (кроме случаев когда КРУЭ, кабели и другие тех примочки).

Вот я описал развитие и локализацию аварийного процесса по своему пониманию,тут вы меня можете исправить.
Самый ключевой вопрос это рассмотрение на реальном примере,тогда мы бы все оценили и скорректировали понимание течения аварии.

Под отказом имелось ввиду что условия для срабатывания защиты были,но она не сработала. Можно допустим принять как ДЗШ оперативно выведена.
Главное в задачке 3 места коротких, плюс условия работы резервной защиты (а это очень непросто)))), с учетом соблюдения условия N-1, т.е. допускаем отказ или неправильную работу только в одном месте одной защиты.
Ну по другому условий для работы резервных защит не будет, с выдержкой срабатывания до 4-7 секунд!!!!!

36

Re: Резервные защиты ВН и СН АТ: АПВ?

Добрый день!
А есть ли смысл выполнять АПВ на СВ 220 кВ после действия резервных защит сторон ВН и СН АТ?
Есть подстанция 220/110/10 кВ с двумя АТ. По стороне 220 кВ главная схема №220-9 "Одна рабочая секционированная выключателем система шин".
СВ 220 кВ отключается от 2-ой ступени ДЗ и ТЗНП (направленных в АТ) стороны СН АТ и от ступеней ДЗ и ТЗНП (с первой выдержкой времени) стороны ВН АТ, направленных в сеть 220 кВ.
Как я понимаю, смысла выполнения АПВ СВ 220 кВ после действия указанных ступеней защит нет, т.е. лучше выполнить запрет АПВ при отключении СВ 220 кВ от этих защит (экровский шкаф ШЭ2607 015)?

37

Re: Резервные защиты ВН и СН АТ: АПВ?

Насчет нормативок не подскажу, но по здравому смыслу
если работают эти ступени, то это, скорее всего, отказ защит смежных линий. А если ДЗ-2 и ТЗНП-2, то мб даже КЗ в АТ (скажем, на ошиновке), с отказом ДЗТ. Эти защиты в принципе не предназначены для штатного отключения 1 элемента сети.
как-то странно выполнять в такой ситуации АПВ....

38 (2020-06-12 19:32:03 отредактировано Михаил2015)

Re: Резервные защиты ВН и СН АТ: АПВ?

retriever писал(а):
2020-06-12 18:54:31

А если ДЗ-2 и ТЗНП-2, то мб даже КЗ в АТ (скажем, на ошиновке), с отказом ДЗТ. Эти защиты в принципе не предназначены для штатного отключения 1 элемента сети.

Имеется ввиду отключение СВ 220 кВ от ДЗ-2 и ТНЗНП-2 (направленных в АТ) в комплекте резервной защиты стороны СН АТ. С первой выдержкой времени (при отсутствии ускорения) отключается СВ 220 кВ.

Спасибо, я насчет АПВ на СВ после действия резервных защит сам сомневался, но решил уточнить у более опытных специалистов.
Значит буду делать запрет АПВ СВ 220 кВ от резервных защит ВН и СН АТ, действующих на отключение СВ 220 кВ.

39

Re: Резервные защиты ВН и СН АТ: АПВ?

Михаил2015 писал(а):
2020-06-12 19:30:07

Значит буду делать запрет АПВ СВ 220 кВ от резервных защит ВН и СН АТ, действующих на отключение СВ 220 кВ.

Может не стоит так рубить с плеча?)))
Важна роль объекта в энергосистеме, но в любом случае, выполнять АПВ на СВ или ШСВ для опробования должно в последнюю очередь.
Насчет вашего запрета я бы подумал - стоит ли. В указанной Вами схеме есть ведь у АТ свои выключатели или нет?
В любом случае, надо посмотреть не запрет, а включение СВ только по синхронизму. Уж если его нельзя, то тогда подумать о запрете.

40 (2020-06-12 20:17:54 отредактировано Михаил2015)

Re: Резервные защиты ВН и СН АТ: АПВ?

Lekarь писал(а):
2020-06-12 19:52:07

Может не стоит так рубить с плеча?)))
Важна роль объекта в энергосистеме, но в любом случае, выполнять АПВ на СВ или ШСВ для опробования должно в последнюю очередь.
Насчет вашего запрета я бы подумал - стоит ли. В указанной Вами схеме есть ведь у АТ свои выключатели или нет?
В любом случае, надо посмотреть не запрет, а включение СВ только по синхронизму. Уж если его нельзя, то тогда подумать о запрете.

Да, на вводе АТ со стороны 220 кВ установлен свой выключатель.
Шкафы ЭКРовские, на СВ 220 кВ есть возможность выполнения АПВ с контролем синхронизма.
Я не совсем понимаю, когда АПВ на СВ при отключении от резервных защит АТ будет оправдан.
Если КЗ на шинах 220 кВ и отказ ДЗО 220 кВ, то ступень ДЗ-3 стороны ВН АТ отключит СВ 220 с первой выдержкой времени, но делать АПВ СВ 220 кВ при отказе ДЗО 220 кВ имеет ли смысл? Вроде нет.
Если КЗ в линии 220 кВ и отказали основная и резервная защиты ВЛ, то ДЗ-3 или ДЗ-4 стороны ВН АТ отключат с первой выдержкой СВ 220 кВ, но имеет ли смысл АПВ СВ в этом случае? Вроде бы тоже не нужно делать.