1

Тема: Повреждение КРУЭ

Коллеги, доброго времени суток.
Скажите, у кого есть информация либо опыт повреждения гибридного КРУЭ? В частности речь идет о гибридных модулях наружного исполнения, в которых одновременно: выключатель, разъединители, заземлители. Известными девайсами такого класса являются Pass MO (ABB), HyPact (General Electric).
Как повреждается такой модуль: прогорает отверстие, либо он разрывается под давлением? Какая причина? Это утечка элегаза либо еще что-то? При каких обстоятельствах это происходит? Есть ли видимые следы повреждения в таких случаях? Спасибо.

2

Re: Повреждение КРУЭ

Конечно не Pass, а КРУЭ 330 кВ. Может и пригодится. Для сквозного прожига нужно очень сильно постараться. Сейчас у меня нет ТТХ конкретных КРУЭ, они где-то на работе, а по памяти сквозной прожиг КРУЭ 330 кВ - 40 кА в течении 300 мс, посмотрите вложение. Естественно, чем меньше ток, тем больше время сквозного прожига. Самый тяжёлый режим - КЗ со своей стороны, когда течет сумма токов, но в любом случае он ликвидируется нулевыми выдержками времени. Остаётся подпитка с противоположной стороны (режим один-на-один) ток резко падает, следовательно время сквозного прожига увеличивается, во вложении есть формулы.
У нас было два случая повреждения в КРУЭ, один раз выключатель, второй раз упал заземляющий нож, никаких видимых повреждений. Приезжал француз. Я думал он привезёт с собой особую аппаратуру, ничего подобного. Он просто потянул воздух своим газоанализатором, встроенным в нос и сказал повреждение тут - воняет тухлыми яйцами. За давностью лет уже не помню, кажется меняли модули.

Post's attachments

В30-1 I СШ.rar 23.29 Кб, 17 скачиваний с 2019-05-26 

КЗ в КРУЭ.rar 22.16 Кб, 20 скачиваний с 2019-05-26 

Сименс о КРУЭ.doc 31.5 Кб, 28 скачиваний с 2019-05-26 

You don't have the permssions to download the attachments of this post.

3

Re: Повреждение КРУЭ

С Pass именно наружного исполнения, был случай, что заржавели втулки, каких-то передаточных механизмов.
Модуль стал просто неуправляемым. Выяснилось это при операциях. Меняли модуль. Замена шла мучительно, так как при заказе кто-то что-то не учел, и как объяснял поставщик, детали подвергшиеся коррозии были предназначены для модулей в закрытых РУ.

4 (2019-05-26 11:37:44 отредактировано Bogatikov)

Re: Повреждение КРУЭ

Прошу пардону, подсунул не ту осциллограмму. Архив "КЗ в КРУЭ" не качайте.

Post's attachments

В30-IСШ-II.rar 22.15 Кб, 13 скачиваний с 2019-05-26 

You don't have the permssions to download the attachments of this post.

5

Re: Повреждение КРУЭ

Припоминаю событие незадолго до моего ухода на пенсию. Подстанция Дагомыс, сочинский энергорайон в период катастрофической подготовки к олимпиаде. КРУЭ -110 вроде бы Альстом (или какой-то иной французской фирмы). Поставили под напряжение, очень быстро появились проблемы в ячейке ТН. Приехал шеф-инженер с завода-изготовителя, действовал примерно по алгоритму, приведенному в #2.
Внешних повреждений не было, осциллограмм тоже (там велась поэтапная реконструкция, релейка и первичное оборудование шагали далеко не всегда в ногу).

Присоединяйтесь!!! Мы в социальных сетях и на Ютуб.

6 (2019-05-26 13:10:59 отредактировано matu)

Re: Повреждение КРУЭ

У меня 2 системы шин и ШСВ, который нормально отключен, его ШР собраны. Две питающих линии. При к.з. на одной из линий (неуспешное АПВ) у меня отработала ДЗШ двух зон, затем к.з. на второй питающей линии с неуспешным АПВ. АПВ шин нет, т.к. не было сетевого питания (обе опробующих линии без напряжения).
При разбое выяснилось, что через отключенный ШСВ потет ток 1000 А (подстанция далеко от источника) в одной фазе. По всем признакам повреждение внутри модуля. Разобрали его ШР и опробовали шины - успешно. На самом ШСВ нет никаких следов, элегаз в норме. Нет ни прожегов, ни обугленностей, ни чего-либо еще, напоминающих внутреннее к.з. 
Bogatikov, можете рассказать по подробнее о случае повреждения. Элегаз был в норме, модуль внешне цел и он по запаху газа понял где повреждение?
И могли бы Вы перезалить архивы, т.к. они у меня не открываются? Спасибо.

7

Re: Повреждение КРУЭ

matu писал(а):
2019-05-26 13:04:57

У меня 2 системы шин и ШСВ, который нормально отключен, его ШР собраны. Две питающих линии. При к.з. на одной из линий (неуспешное АПВ) у меня отработала ДЗШ двух зон, затем к.з. на второй питающей линии с неуспешным АПВ. АПВ шин нет, т.к. не было сетевого питания (обе опробующих линии без напряжения).
При разбое выяснилось, что через отключенный ШСВ потет ток 1000 А (подстанция далеко от источника) в одной фазе. По всем признакам повреждение внутри модуля. Разобрали его ШР и опробовали шины - успешно. На самом ШСВ нет никаких следов, элегаз в норме. Нет ни прожегов, ни обугленностей, ни чего-либо еще, напоминающих внутреннее к.з. 
Bogatikov, можете рассказать по подробнее о случае повреждения. Элегаз был в норме, модуль внешне цел и он по запаху газа понял где повреждение?
И могли бы Вы перезалить архивы, т.к. они у меня не открываются? Спасибо.

Насколько я помню, под действием дуги SF6 может разлагаться в какую-то гадость (обусловлено наличием примесей, в первую очередь воды и кислорода), полагаю что одним из компонентов разложения является сероводород (пахнет тухлыми яйцами).

Знание немногих принципов заменяет знание многих фактов. Но это неточно...

8

Re: Повреждение КРУЭ

Здоровый элегаз вроде бы не воняет в отличие от хватнувшего КЗ, в чем его и опасность.
У меня вроде бы архив открылся.

9

Re: Повреждение КРУЭ

Был почти свидетелем, нет, правильнее - современником повреждения шинного ТН в КРУЭ 500 кВ АББ, щитовой блок ОРУ рядом с КРУЭ. Постоял секунд сорок под напряжением - и бабахнул. ДЗШ (RED 521) отключила очень быстро, ток исчез через 47 мс, запомнилось. Внешне  - никаких повреждений. Нет, были видны следы искрения в месте заделки экранов контрольных кабелей в КРУЭ, там кабель был с плетёным экраном. Давно было, в 2005-ом. Там две линии 500 кВ было тогда, и блоки ГЭС ещё, ток большой.

10

Re: Повреждение КРУЭ

matu писал(а):
2019-05-26 13:04:57

У меня 2 системы шин и ШСВ, который нормально отключен, его ШР собраны. Две питающих линии. При к.з. на одной из линий (неуспешное АПВ) у меня отработала ДЗШ двух зон, затем к.з. на второй питающей линии с неуспешным АПВ. АПВ шин нет, т.к. не было сетевого питания (обе опробующих линии без напряжения).

А всё таки у Вас секции или системы. Системы это когда либо два шинных разъединителя на присоединениях линий и трансформаторов или когда два выключателя на цепь. Секции это когда один шинный разъединитель на каждый выключатель. Уж очень крутая схема для двух линий - крутая в смысле дорогостоящая и малонадежная, как оказалось, если системы у Вас, а не секции. И на ШСВ, ТТ с обоих сторон или как?

11

Re: Повреждение КРУЭ

Именно системы шин: два ШР на фидер. Всего 6 фидеров, 2 питающих, 2 тупика, 2 генерация. ТТ на ШСВ один.

12

Re: Повреждение КРУЭ

Шестивалентный атом серы в молекуле SF6 - окружён одновалентными атомами фтора, что делает это вещество до крайности инертным. Единственный атом серы закрыт от внешнего как щитом - атомами фтора, как щитом.
Эта молекула является электронегативной и поэтому способна поглощать свободные электроны разрываемой дуги. Это объясняет хорошие свойства этого газа как изолятора, так и подавителя дуги.
Если не проводить своевременной диагностики (давление газа, температура, влажность, химическая композиция) и своевременный регулярный maintenance, то в камере могут появиться примеси в виде кислорода, водяных паров и т.д.
В этом случае температура дуги может вызвать окисление SF6, что приводит к появлению оксида серы SO2, что, в присутствии следов водяного пара в камере, может породить серную кислоту и сероводород.
Серная кислота и другие, более или менее, агрессивные продукты разумеется, усугубляют  коррозию как металлических, так и полимерных (муфты, прокладки т.д) частей выключателя.

Лет семь назад на одном из наших выключателей 230кВ случилась подобная история. Когда колбу открыли в лаборатории, пахнуло резким химическим запахом, а на ее дне можно было увидеть какой-то белый порошок, вроде бы, некий полимер.

Я предатель своей родины, я продался за жвачку, гамбургер и виски, простите меня, пожалуйста!!!

13

Re: Повреждение КРУЭ

matu писал(а):
2019-05-26 13:04:57

Bogatikov, можете рассказать по подробнее о случае повреждения.

Извините, за дальностью лет уже не упомню.

14

Re: Повреждение КРУЭ

МуРЗА писал(а):
2019-05-26 13:22:36

При к.з. на одной из линий (неуспешное АПВ) у меня отработала ДЗШ двух зон,

А это что такой за фокус? Почему при повреждении линии отработала ДЗШ? И что у неё за зоны?

15

Re: Повреждение КРУЭ

matu писал(а):
2019-05-26 13:04:57

При разбое выяснилось, что через отключенный ШСВ потет ток 1000 А (подстанция далеко от источника) в одной фазе.

Было такое в прошлом году в Сочах - выключатель в Pass навернулся.

16 (2019-05-26 19:22:35 отредактировано doro)

Re: Повреждение КРУЭ

А что, там и после олимпиады дурдом не закончился?

17 (2019-05-26 19:53:24 отредактировано Bogatikov)

Re: Повреждение КРУЭ

Дурдом состояние перманентное, сам собой он закончится не может. С выключателем была проблема у какой-то мелкой генерации - неполнофазный режим и завалили весь курорт, хвалёную красную поляну.

18

Re: Повреждение КРУЭ

Lekarь писал(а):
2019-05-26 18:49:22

А это что такой за фокус? Почему при повреждении линии отработала ДЗШ? И что у неё за зоны?

Так совпало во времени. К.з. на линии и повреждение ШСВ.
Зоны ДЗШ 2 как обычно.

19

Re: Повреждение КРУЭ

matu писал(а):
2019-05-26 22:19:57

Так совпало во времени. К.з. на линии и повреждение ШСВ.
Зоны ДЗШ 2 как обычно.

Зоны ДЗШ это 1 и 2 системы шин?
А изначально ШСВ случайно не был включен?

20

Re: Повреждение КРУЭ

Lekarь писал(а):
2019-05-26 22:47:16

Зоны ДЗШ это 1 и 2 системы шин?
А изначально ШСВ случайно не был включен?

Нет, не был. Были только его ШР собраны.