1

Тема: Новые стандарты на ТТ для предотвращения насыщения

Недавно СО ЕЭС переслал письмо от Минэнерго с указанием учитывать в текущих проектах.
Итогом расследований двух аварий - 13.06.2018 Крым и 04.11.2014 РоАЭС, стал выпуск новой серии стандартов (ПНСТ) на измерительные трансформаторы тока, в том числе электронные.
Также для корректной работы РЗА в методике расчетов ТТ теперь должно учитываться время до насыщения.
Также СО ЕЭС рекомендует следующие "Мероприятия, исключающие неправильную работу устройств РЗ в переходных режимах, сопровождающихся насыщением ТТ:
- Замена трансформаторов тока на ТТ с классами точности 5PR, 10PR, TPY, TPZ;
- Снижение нагрузки на вторичные обмотки ТТ (увеличение сечения кабелей от ТТ к РЗА);
- Применение проектных решений, предусматривающих включение защит по схеме с «внутренним» (цифровым) суммированием токов ТТ ветвей выключателей;
- Взаимодействие с производителями устройств РЗ с целью изменения алгоритмов функционирования защит. "

Коллеги, эти новые стандарты вызывают некоторые вопросы. И один из главных: почему по итогам аварий решили не перерабатывать алгоритмы АЦП устройств РЗ для предотвращения влияния насыщения ТТ (как например в Сименсе), а поменять стандарт на все ТТ с введением новых классов точности?

Post's attachments

2019_04_02_13_24_11.pdf 1.65 Мб, 201 скачиваний с 2019-06-20 

ПНСТ 283-2018 Измерительные трансформаторы - Часть 2 ТУ на ТТ.PDF 7.48 Мб, 170 скачиваний с 2019-06-20 

You don't have the permssions to download the attachments of this post.

2

Re: Новые стандарты на ТТ для предотвращения насыщения

LikeSilverRain писал(а):
2019-06-20 10:42:15

почему по итогам аварий решили не перерабатывать алгоритмы АЦП устройств РЗ для предотвращения влияния насыщения ТТ

Потому что, наш "Флагман" считает что все отработало правильно и доработка алгоритма не требуется.

3

Re: Новые стандарты на ТТ для предотвращения насыщения

Chichkin.A.B писал(а):
2019-06-20 12:26:37

Потому что, наш "Флагман" считает что все отработало правильно и доработка алгоритма не требуется.

Знаете, ну заговор-заговором, но такие масштабы поражают. Что теперь -по всей стране менять все ТТ и перекладывать кабели ТТ на огромные сечения из-за косяков алгоритмов производителя?
Перепрошить терминал РЗ всяко легче и дешевле.

4

Re: Новые стандарты на ТТ для предотвращения насыщения

В Micom P63x есть этот алгоритм, однако реле ловит сквозняки при насыщении ТТ.

Long Live Rock'n'Roll

5 (2019-06-20 13:18:08 отредактировано Onegin)

Re: Новые стандарты на ТТ для предотвращения насыщения

LikeSilverRain писал(а):
2019-06-20 10:42:15

Коллеги, эти новые стандарты вызывают некоторые вопросы. И один из главных: почему по итогам аварий решили не перерабатывать алгоритмы АЦП устройств РЗ для предотвращения влияния насыщения ТТ (как например в Сименсе), а поменять стандарт на все ТТ с введением новых классов точности?



а что там за алгоритм в сименсе?

Присоединяйтесь!!! Мы в социальных сетях и на Ютуб.

6

Re: Новые стандарты на ТТ для предотвращения насыщения

Касательно насыщения ТТ есть такой вариант - для вводов 6,10 кВ - брать ТТ со вторичным током 1А (т.к. там дифзащита и могут быть длинные кабели)
Брал ВАХ для ТТ 2000/5 и 2000/1, делал опыт КЗ в симулинке, так вот по результатам моделирования 5А ТТ работают безобразно, 1А нормально.

Для МТЗ, ТО это насыщение некритично, всего лишь может быть небольшая (до 0.1 с примерно) задержка с пуском, да и то не всегда.

7 (2019-06-20 16:05:54 отредактировано Lekarь)

Re: Новые стандарты на ТТ для предотвращения насыщения

LikeSilverRain писал(а):
2019-06-20 10:42:15

почему по итогам аварий решили не перерабатывать алгоритмы АЦП устройств РЗ для предотвращения влияния насыщения ТТ (как например в Сименсе), а поменять стандарт на все ТТ с введением новых классов точности?

Если бы приняли решения такие, которые Вы пишите, то это означало бы признание своей вины в произошедших авариях. А так получается, что виноваты не те кто заземляющие ножи оставил включенными и десятки человек это не заметившие, а те производители ТТ, которые не предусмотрели, что они могут насытиться из-за неотключенных ЗН.
При имеющемся раскладе, лет пятьдесят многие аварии можно будет списывать на незамененные ТТ. А может и больше, чем пятьдесят.

8

Re: Новые стандарты на ТТ для предотвращения насыщения

Вот все вроде хорошо, но когда не начинают на объекте мерять сечение проводника, полный абзац! И это хорошо если меряют!

9

Re: Новые стандарты на ТТ для предотвращения насыщения

retriever писал(а):
2019-06-20 13:30:47

Брал ВАХ для ТТ 2000/5 и 2000/1, делал опыт КЗ в симулинке, так вот по результатам моделирования 5А ТТ работают безобразно, 1А нормально.

Так и не могу себе объяснить, при использовании МП РЗА, измерений и т.д., использование вторичного тока 5А на новых ПС на всех напряжениях первичной сети.

10 (2019-06-21 08:03:13 отредактировано Andrews28)

Re: Новые стандарты на ТТ для предотвращения насыщения

EvgenL писал(а):
2019-06-21 04:35:34

Так и не могу себе объяснить, при использовании МП РЗА, измерений и т.д., использование вторичного тока 5А на новых ПС на всех напряжениях первичной сети.

Давненько уже 1 А на новых ПС и ОРУ проектируем, все довольны. Даже для цепей РАС на стороне 0,4 кВ ставим 1 А.

11

Re: Новые стандарты на ТТ для предотвращения насыщения

Там скорее вопрос с длиной, для дифзащиты длина кабеля может быть очень большой. Если кабели дальше ячейки не идут, то мб все еще терпимо, а вот дифзащита - это строго 1А ТТ.
Более того, доходит до смешного: на стороне ВН трансформатора стоит 1А ТТ, что-нибудь вроде 1000/1-2000/1, снизу стоит что-то типа 2000/5, и это при том, что снизу ток БОЛЬШЕ, а дифзащита на ТТ вешается точно такая же, как сверху.

12

Re: Новые стандарты на ТТ для предотвращения насыщения

retriever писал(а):
2019-06-21 09:08:06

1А ТТ, что-нибудь вроде 1000/1-2000/

Вот интиресно, как с такими Ктт задавать уставку пуска охлаждения в терминале ДЗТ, особенно если Т маломощный. Просто в диапазон не попадем.

13

Re: Новые стандарты на ТТ для предотвращения насыщения

Ставить промежуточный ТТ, видимо.

14

Re: Новые стандарты на ТТ для предотвращения насыщения

retriever писал(а):
2019-06-21 09:23:39

Ставить промежуточный ТТ, видимо.

Как-то не очень, в цепи ДЗТ особенно

15

Re: Новые стандарты на ТТ для предотвращения насыщения

А какое время до насыщения должно быть?
Для ДЗЛ РДУ хочет 50 мс (что бы успела отработать ДЗТ, при КЗ в её зоне), при этом производитель РЗА "Флагман" утверждает, что для ДЗЛ время насыщения ТТ не критично, так как там большая уставка и торможение; а главным делом время насыщение важно для направленных защит, работающих без выдержки времени, т.е. защита за период (20 мс) успевает определить направление тока. В документах подтверждения о 20 мс я не нашёл. С торможением в диф. защитах всё понятно, кроме того какая погрешность будет при насыщении и компенсирует ли её коэффициент торможения.

16 (2019-06-21 11:56:28 отредактировано tca)

Re: Новые стандарты на ТТ для предотвращения насыщения

wallera писал(а):
2019-06-21 10:14:07

кроме того какая погрешность будет при насыщении и компенсирует ли её коэффициент торможения.

Во всех МУ принимается погрешность ТТ не более 10% по умолчанию. Для ЭМ реле серии ДЗТ-10 есть дополнительный запас, связанный с тем, что коэффициент торможения вычисляется по кривой минимального торможения при угле между Fраб и Fторм равном 90 градусов, а в реальности, при близких КЗ, таких углов не встречается. Для направленного торможения, которое используется в РЗА "Флагман", можно не жлобится и поставить коэффициент торможения поболее, чем  расчетный. Например у ДЗТ серии самой яркой звезды в созвездии Большого Пса по умолчанию для наклона последнего участка принят угол равный 60 градусов.

17

Re: Новые стандарты на ТТ для предотвращения насыщения

tca писал(а):
2019-06-21 11:50:09

Во всех МУ принимается погрешность ТТ не более 10% по умолчанию.

Правда, потом эти 10% умножаются на коэффициенты отстройки, апериодичности, однотипности...
В итоге ~50% вполне получается.

18

Re: Новые стандарты на ТТ для предотвращения насыщения

Циглер и Шнеерсон в своих книгах описывают дифзащиту шин по мгновенным значениям, где достаточно 3-4 мс до насыщения. За это время правильной трансформации и принимается решение о положении КЗ.

19

Re: Новые стандарты на ТТ для предотвращения насыщения

zigzag писал(а):
2019-06-21 12:22:57

Циглер и Шнеерсон в своих книгах описывают дифзащиту шин по мгновенным значениям, где достаточно 3-4 мс до насыщения. За это время правильной трансформации и принимается решение о положении КЗ.

такой алгоритм реализован в 7sd, т.е. расчет /i*dt, у этого алгоритма есть ряд ограничений, т.е. есть определенный порог по току при котором он пускается и определенное время ввода алгоритма в работу (если я правильно помню)
+сам по себе алгоритм не контролирует форму кривой тока+ чтобы это все работало необходимо выбирать ТТ в соответствии с рекомендациями сименс (тогда теоретически форма кривой не изменится за первые 5мс)

20

Re: Новые стандарты на ТТ для предотвращения насыщения

Drop_point писал(а):
2019-06-21 12:20:43

Правда, потом эти 10% умножаются на коэффициенты отстройки, апериодичности, однотипности...
В итоге ~50% вполне получается.

Ну эти 50% идут только в плюс, как запас в уставках.

Вот я тут задумался, могу ли я сослаться на расчёт максимальной токовой погрешности (по коэффициенту А) из Шабада?
Допустим, исходя из этих расчётов максимальное значение токовой погрешности не превышает 10% (рисунок 1.20 л. 54, Шабад) .... Могу ли я в этом случае утверждать, что во время насыщения токовая погрешность не превысит 10%?
Или влияние апериодической составляющей к этому параметру не относится?
И если в режиме насыщения погрешность не превысит 10%, то зачем нам знать время насыщения? Что это даст кроме вопросов от РДУ?