1

Тема: Аспекты отключения тяговой нагрузки от ПА

Коллеги, есть такая проблемка:
Длинный транзит 220 кВ вдоль ЖД с питанием с одного конца (от ОЭС Востока, с другой стороны точка разделения синхронных зон ЕЭС), почти вся нагрузка транзита - тяговые ПС. На перспективу прогнозируют рост нагрузки в соседнем районе, который питается от головного участка нашего транзита. И при отключении одной ВЛ транзита в режиме максимума этот головной участок перегружается с просадкой напряжения на всем транзите. СО требует установку АОСН на транзите и отключения тяговой нагрузки (собственник тяги, естественно, против, так как прироста нагрузки непосредственно у него - кот наплакал). Вопрос:
1) В условиях секционирования контактной сети тяги есть ли типовые решения по отключению этой самой контактной сети от ПА? Видится мне в этом определенная проблема.
2) Какие есть технические аргументы против ОН на тяговой ПС?

2 (2019-06-27 11:00:14 отредактировано Andrews28)

Re: Аспекты отключения тяговой нагрузки от ПА

Бармалеич писал(а):
2019-06-27 08:14:44

Коллеги, есть такая проблемка:
Длинный транзит 220 кВ вдоль ЖД с питанием с одного конца (от ОЭС Востока, с другой стороны точка разделения синхронных зон ЕЭС), почти вся нагрузка транзита - тяговые ПС. На перспективу прогнозируют рост нагрузки в соседнем районе, который питается от головного участка нашего транзита. И при отключении одной ВЛ транзита в режиме максимума этот головной участок перегружается с просадкой напряжения на всем транзите. СО требует установку АОСН на транзите и отключения тяговой нагрузки (собственник тяги, естественно, против, так как прироста нагрузки непосредственно у него - кот наплакал). Вопрос:
1) В условиях секционирования контактной сети тяги есть ли типовые решения по отключению этой самой контактной сети от ПА? Видится мне в этом определенная проблема.
2) Какие есть технические аргументы против ОН на тяговой ПС?

1. Странно, что проектируют москвичи, а не местные господа точнее всем известный господин К., ну да ладно.

2. А что из г.Чита слышно? Заб.жд хочет участвовать в работе ПА? Только документально и с позицией.

3. Потом, какое увеличение нагрузки в тех сетях? Удоканский ГОК пустят.
   Знаю, потому что сейчас изучаю ПД по ПС 220 кВ Чара. Там наоборот, надо УШРы ставить и повышение предотвращать

3

Re: Аспекты отключения тяговой нагрузки от ПА

Andrews28,
2. Как я написал: ЖД не хочет в ПА участвовать.
3. А нагрузка как раз в районе Чары: Амурский ГХК в 2023г. Вот в районе Сковородино все плохо и становится.

4

Re: Аспекты отключения тяговой нагрузки от ПА

Бармалеич писал(а):
2019-06-27 09:21:11

Andrews28,
2. Как я написал: ЖД не хочет в ПА участвовать.
3. А нагрузка как раз в районе Чары: Амурский ГХК в 2023г. Вот в районе Сковородино все плохо и становится.

Так в том транзите нечему учавствовать, если гасить Заб.жд и Удокан то зачем тогда транзит нужен? Кроме Удокана и нагрузки на Сковородино. И то режим странный.

5

Re: Аспекты отключения тяговой нагрузки от ПА

Andrews28, я считаю, что лучше нормальную схему электроснабжения Амурскго ГХК сделать, чем перекладывать проблемы его появления на ЖД, но, похоже, у ОДУ свое мнение на сей счет. Ищу аргументы.

Присоединяйтесь!!! Мы в социальных сетях и на Ютуб.

6

Re: Аспекты отключения тяговой нагрузки от ПА

Бармалеич писал(а):
2019-06-27 09:34:43

Andrews28, я считаю, что лучше нормальную схему электроснабжения Амурскго ГХК сделать, чем перекладывать проблемы его появления на ЖД, но, похоже, у ОДУ свое мнение на сей счет. Ищу аргументы.

А какая у Вас на руках схема?
Насколько помню строится две или одна ПС 220 кВ и одна 500 кВ и ТЭС.
Как они вообще связали сети ЗПМЭС и эти обьекты ГХК?

7

Re: Аспекты отключения тяговой нагрузки от ПА

Andrews28, по расчетным моделям по 2м ВЛ 220 от ПС Чара питается некая нагрузка с суммарным потреблением порядка 150 МВт, но схема у меня обрывочная: на ней не видно все шины 220. Возможно я ошибочно трактую эту нагрузку как ГХК... По имеющимся у вас материалам от Чары что-то крупное питается?

8 (2019-06-27 11:01:51 отредактировано Andrews28)

Re: Аспекты отключения тяговой нагрузки от ПА

Бармалеич писал(а):
2019-06-27 10:09:05

озможно я ошибочно трактую эту нагрузку как ГХК... По имеющимся у вас материалам от Чары что-то крупное питается?

Да, Удоканский ГОК. Но он не крупный.
ГХК находится около Космодрома Восточный и на ПС 220 кВ Чара ему наплевать.

Требуйте у РДУ ПД по титулу -  Реконструкция ОРУ 220 кВ Подстанции Чара 220/110/35/10 кВ с изменением существующей схемы (для осуществления технологического присоединения энергетических установок ООО «Байкальская горная компания»)

Добавлено: 2019-06-27 19:01:08

А вот и нет, на глаза другие цифры попались по Удоканскому ГОКу - до 570 А в макисимуме, хотя видел и значительно меньшие.

9

Re: Аспекты отключения тяговой нагрузки от ПА

Бармалеич писал(а):
2019-06-27 08:14:44

2) Какие есть технические аргументы против ОН на тяговой ПС?

Категория какая этой тяговой нагрузки?
Второе, просто так требовать это пустой разговор. Документ , раздел и пункт нужен.
Третье нужна точка отключения. Сейчас можно рассмотреть вариант что дескать - отключайте, но у себя в голове. Все вопросы будут к тому  чей выключатель отключился.
Можно вообще вариант рассмотреть выдачи УВ на отключение с диспетчерского щита ближайшего РДУ.

10

Re: Аспекты отключения тяговой нагрузки от ПА

Lekarь писал(а):
2019-06-27 11:36:57

Категория какая этой тяговой нагрузки?
Второе, просто так требовать это пустой разговор. Документ , раздел и пункт нужен.
Третье нужна точка отключения. Сейчас можно рассмотреть вариант что дескать - отключайте, но у себя в голове. Все вопросы будут к тому  чей выключатель отключился.
Можно вообще вариант рассмотреть выдачи УВ на отключение с диспетчерского щита ближайшего РДУ.

БАМ встанет, нафиг нафиг эти приключения.

11

Re: Аспекты отключения тяговой нагрузки от ПА

Насколько помню, железная дорога - потребитель 1 категории. Слыхал о несколько напряженных отношениях тамошней ЖД с электроснабжающими организациями. Это - оргвопросы. А если о технических, потребление тяговой нагрузки существенно неравномерно. Одно дело - в Подмосковье или на Кавминводах сравнительно легкие электрички мотаются одна за одной. Здесь же, как понимаю, бегают довольно тяжелые составы и не так часто. Стартует - нагрузка о-го-го, разогнался - существенно снижается, остановился - так вообще ноль. Попробуй здесь выработать алгоритм ПА.

12 (2019-06-28 01:41:34 отредактировано nkulesh)

Re: Аспекты отключения тяговой нагрузки от ПА

Считать линию (две линии параллельно) на участке Сковородино - Могоча транзитом можно довольно условно, это ведь на самом деле тупик, и ЗБПК в Могоче (вставка постоянного тока, если её/его ввели) ничего по большому счёту не меняет, т.к. цель не связь с ОЭС Сибири, а создание режима двухстороннего питания тяги. Это ведь Транссибирская магистраль, к слову, помните кино "Поезд идёт на восток"?
  Вообще вы бы смотрели не только на схему, а ещё и на карту, это поможет понять масштабы. Скажем, от упомянутой Чары (это станция на БАМе) только до Тынды больше 400 км, и ещё до Сковородино примерно 150 км.
   Вообще с напряжением на ПС Сковородино - "a long story", как говорится. Когда-то это была ПС со схемой мостик на линии между ЗГЭС и НерГРЭС, и там ДВО ЭСП заложил батарею конденсаторов на 35 кВ. Ну как-то она не пригодилась, длинные линии, нагрузки небольшие, напряжение и так было ничего. Батарею так и не включали лет десять, к концу 80-ых, когда  расширили ПС Сковородино, построили эти линии для тяги, и появилась связь с Читинской энергосистемой, они (читинцы) тут же "припали к источнику", тогда ещё жива была промышленность там. Напряжение сильно понизилось, на Сковородино до 220-230 кВ, ну, а на Могоче - и того ниже. Пытались включать БСК, но она уже в негодность пришла ... в общем, пару лет так и было. Потом СССР кончился, вместе с ним упала нагрузка, и промышленная, и тяговая, к тому же в районе 90-го года включили линию 500 кВ Скородино-Тында на напряжение 220 кВ. У вольтметров на Сковородино стрелки начали гнуться, пришлось вместо  БСК реактор на 35 кВ включать. Так что мне трудно представить, что там в необозримом будущем понадобится АОСН. Ну, с СЭР не поспоришь, конечно.
  Амурский ГХК, поищите на карте г. Свободный, там теперь рядом космодром "Восточный". Там рядом будет этот ГХК. Газпром там ещё собственную ТЭС для завода строить будет, небольшую, правда, 150 Мвт. Его (этот узел, ПС Амурская) можно считать узлом системы, туда приходят две линии 500 кВ от ЗГЭС и одна - от БГЭС. Если построить (когда-нибудь) вторую линию 500 кВ Амурская-БГЭС, то про ПА в виде АПНУ в нашей части системы можно будет забыть, разве что в ремонтных режимах.
  Вот сейчас работающий на Сковородино коллега подтвердил, что там сейчас два реактора - обычный на 35 кВ и УШР (не помню, 110 или 220 кВ). Так что АОСН в районе Сковородино ... на зачем?

13

Re: Аспекты отключения тяговой нагрузки от ПА

Andrews28 писал(а):
2019-06-27 11:45:38

БАМ встанет, нафиг нафиг эти приключения.

Ничего не встанет. Проходили с другой стороны - со стороны Москвы. Как только появится согласие отключения с условиями, что команда или сигнал на отключение идет от "вас", от РДУ,  а мы готовы со своей стороны шкафы с накладками и ключами ввода и вывода опломбировать, то как-то эти отключения чисто случайно становятся никому не нужны. Как-то прозрение приходит, что конечный источник исков будет не РДЖ, а тот кто дал команду на отключение.
Если кто-то положил бревно на рельсы РЖД, то не РЖД виновато,  а тот кто положил бревно. ))))
Не уверен я, что РДУ сможет потом доказать не министру, а истцам, что оно всё сделало для планирования режима, но он всё равно вышел из под контроля.

14

Re: Аспекты отключения тяговой нагрузки от ПА

"Easy, easy, guys" ICQ/ab:) БАМ в его западной части электрифицирован только, точно - не восточнее Чары. Там и линия пока ещё идёт по одной, хотя заходы двухцепные кое-где. Там до электрификации ещё ... да и зачем? При одноколейной дороге?
"Когда я был маленький" и служил стартовиком в ЗРВ, у нас говорили, что ПВО это "Погоди "Выполнять" - "Отменят".  Вот и ПА так же, не успеют спроектировать - заказать - смонтировать - наладить, как уже и "надобность отпала". Монументальное искусство своего рода - создавать памятники.

15 (2019-06-27 15:43:44 отредактировано ПАУтина)

Re: Аспекты отключения тяговой нагрузки от ПА

Бармалеич писал(а):
2019-06-27 08:14:44

Коллеги, есть такая проблемка:

то не проблемка, а проблемища... но интересно, до сих пор оказывается стоит и так упорно, значит "хорошо поставили"...
Помнится в 80-х годах на стыке хабаровского участка и читинского были проблемы с присоединением нагрузки под АЧР. ОДУ Востока задавало уставки и ЖД в точности реализовывало, но тут же и производила переподключения, в результате при очередной аварии всё заваливалось, да же были суды и ОДУ их выигрывало!!!
Проблема действительно в том, что основная нагрузка это ЖД, причём движущаяся туда сюда по очень длинному транзиту и поэтому нужно решать кардинально и нетрадиционно, а не имеющейся на сегодняшний день казуистикой от СО. Кроме всего прочего, из-за такого характера нагрузки ещё и возникает не симметрия даже по сети 220 кВ.
И тут вопрос, а что АЧР и САОН могут быть однофазными?

16

Re: Аспекты отключения тяговой нагрузки от ПА

Lekarь писал(а):
2019-06-27 11:36:57

Можно вообще вариант рассмотреть выдачи УВ на отключение с диспетчерского щита ближайшего РДУ.

Это - очень деликатный вопрос. В нашей энергосистеме в свое время прорабатывался вопрос АПНУ двух приморских энергорайонов: Сочинского и Юго-Западного (читай - Новороссийского). По Сочинскому в связи с древнейшими проблемами рудименты были заложены, каковыми пользовались до создания нормальной системы. Юго-западный, включая Геленджик, Анапу - курортные города, Новороссийские порты и т.д. и т.п. таковой автоматикой и ее рудиментами были обделены. На каком-то этапе прорабатывалась аварийная кнопка у диспетчера РДУ. Официально не участвовал в приеме решения, но по своим каналам закинул: диспетчер принимает решение, исполнитель его то ли принимает, то ли сомневается. При настоянии диспетчера обязан выполнить. Решили кнопку поставить на узловой подстанции. Первый год обошлись, второй диспетчер, давший указания о нажатии кнопки ушел не то, что на пенсию, но на другую работу в прединфарктном состоянии. Третий раз диспетчер тоже ушел, но, поскольку был помоложе, поздоровее и честолюбее, пошел на повышение.
Во всех случаях одно - автоматика, другое - действие персонала. Правильное или неправильное, любая комиссия мозг съест. Автоматику еще можно обосновать, но только на основании нормативных документов.

17

Re: Аспекты отключения тяговой нагрузки от ПА

Бармалеич писал(а):
2019-06-27 09:21:11

Как я написал: ЖД не хочет в ПА участвовать.

Правила технологического функционирования электроэнергетических систем
п.153. Допускается подключение под действие противоаварийной автоматики энергопринимающих установок потребителей электрической энергии всех категорий надежности электроснабжения независимо от уровня напряжения и мощности таких установок.

Long Live Rock'n'Roll

18 (2019-06-27 20:25:18 отредактировано Lekarь)

Re: Аспекты отключения тяговой нагрузки от ПА

High_Voltage писал(а):
2019-06-27 19:16:40

Правила технологического функционирования электроэнергетических систем
п.153. Допускается подключение под действие противоаварийной автоматики энергопринимающих установок потребителей электрической энергии всех категорий надежности электроснабжения независимо от уровня напряжения и мощности таких установок.

Допускается! Нужно обоснование, которое показывает, что не может диспетчер в каких-то ситуациях контролировать процесс.
В предложенной постановке задачи диспетчер может не справиться с работой, а виновато будет РЖД.  Это же неправильно.
Поставьте такую автоматику на линии Сапсанов, Москва-Питер. Срабатывание её будет последним днём работы многих, возможно даже целых организаций. Причем не важно правильно она сработает или нет.

19

Re: Аспекты отключения тяговой нагрузки от ПА

Lekarь писал(а):
2019-06-27 20:24:14

Допускается! Нужно обоснование, которое показывает, что не может диспетчер в каких-то ситуациях контролировать процесс.
В предложенной постановке задачи диспетчер может не справиться с работой, а виновато будет РЖД.  Это же неправильно.
Поставьте такую автоматику на линии Сапсанов, Москва-Питер. Срабатывание её будет последним днём работы многих, возможно даже целых организаций. Причем не важно правильно она сработает или нет.

Коллега, я всего лишь привел пункт из правил, которые думаю СО и пишет.

Long Live Rock'n'Roll

20 (2019-06-28 05:43:19 отредактировано Andrews28)

Re: Аспекты отключения тяговой нагрузки от ПА

Вообще, в некоторых схемах фигурирует ОРУ 500 кВ на ПС Чара. По слухам доходившим из ОДУ Востока и МЭС Востока, был план дотянуть ВЛ 500 кВ до ПС Сковородино от ПС 500 кВ Чита. Без всяких ВПТ и прочих попилышах.
Однако, что имеем то имеем.