21

Re: Вывод из работы ТН.

scherenkov писал(а):
2020-09-02 08:05:45

1. Ремонт ТН 110-220 кВ, как правило, совмещать с ремонтом системы (секции) шин, к которой подключен ТН.
2. Цепи напряжения перевести на оставшийся в работе ТН.
3. Схема ПС, ДЗШ, УРОВ остаются по фиксированной схеме. При этом присоединения, включенные на СШ без ТН, – включены условно.
4. Вывести действие резервных защит трансформаторов, АТ и блоков генератор-трансформатор на отключение ШСВ (СВ) 110-220 кВ.

Мне кажется в данном документе речь идет об обычных указаниях при выводе СШ в ремонт, все присоединения переводятся на оставшуюся в работе (п.1). В таком в случае п. 4 какой-то бред, зачем выводить действия РЗА на ШСВ, если ШСВ и так отключен. Если мы теряем ТН при введенных в работу обеих СШ, то тогда однозначно надо выводить отключение ШСВ от РЗА присоединений. Ну а как быть с ДЗШ? При отключении СШ со "здоровым" ТН какие указания? Хорошо если стоят терминалы с какой нибудь аварийной ненаправленной неселективной МТЗ, вводимой при потере цепей напряжения и позволяющие сохранить присоединения в работе, а так последствия непредсказуемые.

22

Re: Вывод из работы ТН.

andy_210568 писал(а):
2020-09-03 06:02:28

Мне кажется в данном документе речь идет об обычных указаниях при выводе СШ в ремонт, все присоединения переводятся на оставшуюся в работе (п.1).
В таком в случае п. 4 какой-то бред

а п.3:" Схема ПС, ДЗШ, УРОВ остаются по фиксированной схеме." ????

мое отношение к окружающим зависит от того,с какой целью они меня окружают

23 (2020-09-03 08:52:13 отредактировано senior)

Re: Вывод из работы ТН.

Коллега в посту #17 привел указания по выводу ТН. Пункт 1 - этот видимо как бы общий пункт, что нужно стараться делать так, а вот если не получилось так, то делайте все остальные, то есть все остальные пункты про вывод ТН с остающейся в работе системой шин.

scherenkov писал(а):
2020-09-02 08:05:45

3. Схема ПС, ДЗШ, УРОВ остаются по фиксированной схеме. При этом присоединения, включенные на СШ без ТН, – включены условно.

Не очень понятно, что это значит. Но поскольку ДЗШ осталась по фиксированной схеме, желательно вывести АПВ присоединений той СШ, у которой нет ТН. В противном случае, при отключении СШ без ТН будет АПВ всех присоединений, поскольку на устройства АПВ поданы цепи напряжения здоровой СШ, на данный момент уже не имеющей электрической связи с присоединениями отключенной СШ. То есть при КЗ на СШ она опробуется очень много раз.
Также не очень ясен подход к защитам присоединений в случае отключения СШ с ТН и ее неуспешном АПВ. При составе защит линий оставшейся в работе СШ без ТН например ПДЭ-2802 и ЭПЗ-1636 даже при наличии первой ступени ТЗНП ненаправленной она не защищает всю линию, как и МФТО. Фактически, линия не обеспечивается защитами от всех видов повреждений. Интересно, чем руководствуется РДУ при таком подходе? Дальним резервированием?

24

Re: Вывод из работы ТН.

scherenkov писал(а):
2020-09-02 08:05:45

1. Ремонт ТН 110-220 кВ, как правило, совмещать с ремонтом системы (секции) шин, к которой подключен ТН.

Чтобы всегда и везде выполнять это правило, надо поступить предельно просто - демонтировать разъединитель ТН. Не надо никаких бумаг, не надо инструкций.
Тем более, как правило стрела автокрана или стропы при монтаже и демонтаже могут недопустимо приближаться к секции или системе к которой подключен ТН. А когда ТН "жестко" сидит на системе, то все ясно и понятно и меньше оборудования в обслуживании - нет разъединителей ТН.
Однако, раз разъединитель ТН есть, то значит не все так просто.

25

Re: Вывод из работы ТН.

senior писал(а):
2020-09-03 08:51:01

Коллега в посту #17 привел указания по выводу ТН. Пункт 1 - этот видимо как бы общий пункт, что нужно стараться делать так, а вот если не получилось так, то делайте все остальные, то есть все остальные пункты про вывод ТН с остающейся в работе системой шин.

Не очень понятно, что это значит. Но поскольку ДЗШ осталась по фиксированной схеме, желательно вывести АПВ присоединений той СШ, у которой нет ТН. В противном случае, при отключении СШ без ТН будет АПВ всех присоединений, поскольку на устройства АПВ поданы цепи напряжения здоровой СШ, на данный момент уже не имеющей электрической связи с присоединениями отключенной СШ. То есть при КЗ на СШ она опробуется очень много раз.
Также не очень ясен подход к защитам присоединений в случае отключения СШ с ТН и ее неуспешном АПВ. При составе защит линий оставшейся в работе СШ без ТН например ПДЭ-2802 и ЭПЗ-1636 даже при наличии первой ступени ТЗНП ненаправленной она не защищает всю линию, как и МФТО. Фактически, линия не обеспечивается защитами от всех видов повреждений. Интересно, чем руководствуется РДУ при таком подходе? Дальним резервированием?

Вы правильно поняли порядок использования указаний.
Присоединения "включены условно" - низкая надежность схемы в узле. Учитывается при рассмотрении заявок на вывод оборудования.

Остальные Ваши предположения, да и не только Ваши комментировать не хочу   получится дискуссия не по теме. Хотя, поднятый в #1 вопрос показал, что все мы "плаваем" в оперативных указаниях и может действительно необходимо организовать отдельную тему об этом? И вообще, мне кажется, если какие-то указания критикуются, то необходимо приводить альтернативные варианты. Все познается в сравнении. Иначе будет разговор впустую.

Присоединяйтесь!!! Мы в социальных сетях и на Ютуб.

26

Re: Вывод из работы ТН.

scherenkov писал(а):
2020-09-03 17:01:53

Остальные Ваши предположения, да и не только Ваши комментировать не хочу   получится дискуссия не по теме.

Почему же отказываетесь? В дискуссии, а то и споре, родится истина или по крайней мере будет где-то посередине. А тема вполне себе подходящая. Насчет АПВ Вы правы, это мое предположение, ибо на моем опыте ДЗШ всегда переводилась без фиксации при выводе ТН, с ШСВ снимался оперативный ток, а вот насчет вывода действия КСЗ АТ на ШСВ - не помню, бланков под рукой нет. Но коллеги выше логику вполне нормальную привели, согласен с ней. Знаю еще в Ленэнерго подход был оставлять ДЗШ с фиксацией. Ну и видимо в Челябинске тоже. Было бы интересно почитать доводы в пользу этого решения.

27

Re: Вывод из работы ТН.

scherenkov писал(а):
2020-09-03 17:01:53

Присоединения "включены условно" - низкая надежность схемы в узле. Учитывается при рассмотрении заявок на вывод оборудования.

Да, как бы такое практикуется, хотя наше законодательство давно сделало шаг вперед в этом направлении и для отказа заявки повода нет. Ни под один из критериев отказа данные кажущиеся моменты не попадают.
Мы практиковали на двух системах шин при выводе из работы ТН настраивать режим - работа на одной системе шин, а при двух секционированных системах шин - выводили АПВ шин, на той секции, где отсутствовал ТН.
Правда были объекты, где в довесок к ТН на секциях, добавляли ТНы на присоединения 110 кВ АТ. Это очень удобно, когда АТ отключен, то видно напряжение по 110 на его вводах и для защит АТ он служит основным источником напряжения, а ТН на секции - резервным. С другой стороны это затратно.

28

Re: Вывод из работы ТН.

Может, я не очень понял тему, но

    --220 кВ---
     |         |
    АТ1     АТ2
     |         |
ТН1--ШСВ---ТН2 110 кВ

Спрашивается, зачем при выводе ТН1 выводить действие защит АТ на на откл. ШСВ.
Возможно, причина в том, что при КЗ на ошиновке (допустим) АТ1 между шинами 110 кВ и самим АТ1 мы рубим и ШСВ, и сам АТ1. И тогда защиты линий 110 кВ на одной секции начнут напряжение брать с электрически отделенной от них секции (т.е. "не свое").  А по стороне 110 кВ может быть и не тупик, т.е. линии там могут быть вполне себе с двусторонним питанием... Или даже если погасли оба АТ, действительно вот так

Bogatikov писал(а):
2020-09-02 04:36:20

Работа резервных защит АТ это либо отказа ДЗШ, либо отказ защит какой-то линии. В данном режиме при выводе отключения секционника мы потеряем оба АТ, погасим ПС с голов, но дальше сработает АПВ. Если КЗ устранилось, при включенном секционнике мы восстановим все транзиты и питание тупиковых потребителей.

29 (2020-09-04 12:55:54 отредактировано scherenkov)

Re: Вывод из работы ТН.

senior писал(а):
2020-09-03 20:58:16

В дискуссии, а то и споре, родится истина или по крайней мере будет где-то посередине. А тема вполне себе подходящая. Насчет АПВ Вы правы, это мое предположение, ибо на моем опыте ДЗШ всегда переводилась без фиксации при выводе ТН, с ШСВ снимался оперативный ток, а вот насчет вывода действия КСЗ АТ на ШСВ - не помню, бланков под рукой нет. Но коллеги выше логику вполне нормальную привели, согласен с ней. Знаю еще в Ленэнерго подход был оставлять ДЗШ с фиксацией. Ну и видимо в Челябинске тоже. Было бы интересно почитать доводы в пользу этого решения.

Никогда не занимался составлением оперативных указаний, максимум давал замечания по грубым ошибкам. Мало того, никогда не сталкивался с авариями в сетях, связанными с выведенным из работы ТН. Поэтому не чувствую, что сумею сказать что-то вразумительное. Для себя понял из споров, что при выводе одного из ТН подключение присоединений к системам шин оставляют как по фиксированной схеме, так и без фиксации. В первом случае выводят действие резервных защит АТ (АТГ) на отключение ШСВ, во втором случае такое действие теряет смысл. В любом случае, при развитии аварии, на данном объекте система разваливается на одинаковые куски. Успешная автосборка произойдет в обоих случаях, однако, если не выводить действие резервных защит на отключение ШСВ, то в первом случае успешная автосборка будет частичной. Во таково мое сравнение двух вариантов.

30 (2020-09-04 16:20:09 отредактировано slo-mo)

Re: Вывод из работы ТН.

senior писал(а):
2020-09-03 20:58:16

ибо на моем опыте ДЗШ всегда переводилась без фиксации при выводе ТН, с ШСВ снимался оперативный ток, а вот насчет вывода действия КСЗ АТ на ШСВ - не помню, бланков под рукой нет. Но коллеги выше логику вполне нормальную привели, согласен с ней. Знаю еще в Ленэнерго подход был оставлять ДЗШ с фиксацией. Ну и видимо в Челябинске тоже. Было бы интересно почитать доводы в пользу этого решения.

Причиной работы ДЗШ без фиксации в вашем случае является снятие опер.тока с ЭМО ШСВ. Наверное, исторически сложилось так, что раз присоединения одной СШ остались без "своего" ТН, то и делить шины не нужно, проще всё погасить. В нашей с вами (я так думаю) энергосистеме не предусмотрено блокировки резервных защит ВЛ от КЦН/КРБ/КИН, при этом, в случае КЗ на СШ пустятся КРБ / ПОБ  по всем присоединениям, затем, если ДЗШ работала бы с фиксацией, гасится система шин с живым ТН, на присоединениях оставшейся СШ пропадают цепи напряжения на фоне броска тока, ...
Видимо, в энергосистеме ТС принято оставлять ШСВ управляемым => ДЗШ с фиксацией => нет смысла делить ПС при одном ТН. Интересно, а у них принято выводить защиты при неисправности цепей напряжения?

31 (2020-09-05 11:18:46 отредактировано senior)

Re: Вывод из работы ТН.

slo-mo писал(а):
2020-09-04 16:18:25

Причиной работы ДЗШ без фиксации в вашем случае является снятие опер.тока с ЭМО ШСВ. Наверное, исторически сложилось так, что раз присоединения одной СШ остались без "своего" ТН, то и делить шины не нужно, проще всё погасить. В нашей с вами (я так думаю) энергосистеме не предусмотрено блокировки резервных защит ВЛ от КЦН/КРБ/КИН, при этом, в случае КЗ на СШ пустятся КРБ / ПОБ  по всем присоединениям, затем, если ДЗШ работала бы с фиксацией, гасится система шин с живым ТН, на присоединениях оставшейся СШ пропадают цепи напряжения на фоне броска тока, ...

Нет "моего" случая. Я говорил как было и как считаю нужно делать правильно. Но давайте разберем по порядку.
1. Снятие опертока с ШСВ - это для того, чтобы оставшийся в работе ТН не отделялся электрически от системы шин с выведенным ТН.
2. В моей энергосистеме было так: лучше погасить две системы шин с АПВ и принять диспетчерские меры, чем отключить одну и оставить вторую без защит и потом непонятно что делать с этой системой шин и защитами ее ЛЭП и АТ.
3. Защиты присоединений на СШ без ТН, на РЗА которой переведены цепи напряжения здоровой системы шин, сработают также, как и присоединения здоровой СШ - у них будут напряжения поврежденной СШ. И для всех из них КЗ будет за спиной (КРБ пущено). Они не сработают, ДЗШ отключит поврежденную систему шин. Хотя, возможны варианты, спорить не буду, возможно у Вас есть такой опыт. Так что это тоже аргумент в сторону "без фиксации".

32

Re: Вывод из работы ТН.

senior писал(а):
2020-09-05 02:43:14

3. Защиты присоединений на СШ без ТН, на РЗА которой переведены цепи напряжения здоровой системы шин, сработают также, как и присоединения здоровой СШ - у них будут напряжения поврежденной СШ. И для всех из них КЗ будет за спиной (КРБ пущено). Они не сработают, ДЗШ отключит поврежденную систему шин. Хотя, возможны варианты, спорить не буду, возможно у Вас есть такой опыт. Так что это тоже аргумент в сторону "без фиксации".

Согласен, что по началу с "живым" ТН КЗ будет за спиной, но тут работает ДЗШ (предполагаем работу без "жесткой фиксации", оперток с цепей управления ШСВ не снят, случай с КЗ на РУ), ввод 0,4 с еще есть, а вот цепей ТН больше нет. Что будет?

33

Re: Вывод из работы ТН.

slo-mo писал(а):
2020-09-05 23:45:49

Что будет?

Будет например контур памяти. Но опять же могут быть варианты, в зависимости от вида КЗ, типа защит и т.п.
http://www.rzia.ru/topic4736-rabota-dz-po-pamyati.html

34

Re: Вывод из работы ТН.

slo-mo писал(а):
2020-09-05 23:45:49

ввод 0,4 с еще есть, а вот цепей ТН больше нет. Что будет?

В КСЗ стороны СН. Работа 1-й, 2-й зоны ДЗ направленных в АТ(если они заданы). Работа 3-й зоны ДЗ направленной в сеть 110кВ.