1

Тема: Операции с ШР 110 кВ

Здравствуйте. Имеется старая ПС 110кВ с двумя СШ (Без ОСШ) и включенный ШСВ. При переводе ВЛ с 1-ой СШ на 2-ую СШ без разрыва транзита включают ШР2, а затем отключают ШР1... И все это под нагрузкой...  Вроде, как учили, разъединители не предназначены для отключения токов нагрузки. Насколько эти операции правомерны?

2

Re: Операции с ШР 110 кВ

Это стандартная операция при перефиксации присоединения. В данном случае разрыва цепи не происходит, весь ток нагрузки перераспределяется на включенный ШР2, в тот момент когда ножи ШР1 отходят.

3

Re: Операции с ШР 110 кВ

REFsiptotec писал(а):
2021-02-08 11:07:35

Вроде, как учили, разъединители не предназначены для отключения токов нагрузки. Насколько эти операции правомерны?

Все правильно Вас учили. При включенном и исправном ШСВ вы никакие токи не отключаете, но при таких операциях с ШСВ должен быть снят оперативный ток цепей управления. Когда Вы начинает отключать ШР, то ток начинает протекать по участку с наименьшим сопротивлением, т.е. через контакты ШСВ.
Поэтому в том числе для выполнения таких переключений при ремонтах выключателей надо измерять переходное сопротивление его контактов.
Исключение как правило составляет только случай, когда на присоединении ШСВ установлен токоограничивающий реактор - в таких схемах порядок переключения иной.

4 (2021-02-08 13:28:37 отредактировано REFsiptotec)

Re: Операции с ШР 110 кВ

Я понимаю, что ток "ленивый" и потечет по пути наименьшего сопротивления. Но, неужели, в момент отключения ШР, когда возникает дуга, ток совсем не потечет там?
Хотя, может, я чего-то не понимаю))

5 (2021-02-08 13:58:36 отредактировано MoNNgol)

Re: Операции с ШР 110 кВ

REFsiptotec писал(а):
2021-02-08 11:07:35

Здравствуйте. Имеется старая ПС 110кВ с двумя СШ (Без ОСШ) и включенный ШСВ. При переводе ВЛ с 1-ой СШ на 2-ую СШ без разрыва транзита включают ШР2, а затем отключают ШР1... И все это под нагрузкой...  Вроде, как учили, разъединители не предназначены для отключения токов нагрузки. Насколько эти операции правомерны?

Пока включены ШР-1-110 ШСВ, ШР-2-110 ШСВ, ШСВ-110 и со всех них снят оперативный ток, перевод присоединений с системы на систему, без перерыва питания возможен

Присоединяйтесь!!! Мы в социальных сетях и на Ютуб.

6

Re: Операции с ШР 110 кВ

REFsiptotec писал(а):
2021-02-08 13:27:57

Но, неужели, в момент отключения ШР, когда возникает дуга, ток совсем не потечет там?

Дуга может возникнуть только там, где есть разница потенциалов.
Пока включен ШСВ и ШР2, разницы потенциалов на ШР1 нет, оба его контакта - одна электрическая точка.

7

Re: Операции с ШР 110 кВ

MoNNgol писал(а):
2021-02-08 13:58:00

Пока включены ШР-1-110 ШСВ, ШР-2-110 ШСВ, ШСВ-110 и со всех них снят оперативный ток, перевод присоединений с системы на систему, без перерыва питания возможен

Кстати, опер. ток не снимали с ШСВ.


Всем спасибо за ответы!

8

Re: Операции с ШР 110 кВ

REFsiptotec писал(а):
2021-02-08 13:27:57

Я понимаю, что ток "ленивый" и потечет по пути наименьшего сопротивления. Но, неужели, в момент отключения ШР, когда возникает дуга, ток совсем не потечет там?
Хотя, может, я чего-то не понимаю))

Если шинные разъединители рядом с ШСВ, то искорка, но не дуга, будет слабая.
Если шинные разъединители далеко от ШСВ, то искорка будет ярче. Но это не дуга.
У дуги есть ствол, она очень горячая и растягивается.
С искрой такого нет.
Причем, чем лучше контактные соединения - зажимы, ламели , контакты выключателя, тем искра будет меньше.

Добавлено: 2021-02-08 16:48:00

REFsiptotec писал(а):
2021-02-08 14:36:10

Кстати, опер. ток не снимали с ШСВ.

Почему?

9

Re: Операции с ШР 110 кВ

Lekarь писал(а):
2021-02-08 14:48:00

Почему?

Спасибо!)
Честно, не в курсе. В первый раз был на этой ПС, да она и не в моем обслуживании.

10

Re: Операции с ШР 110 кВ

При переводе присоединения с одной системы шин на другую снятие оперативного тока с ШСВ обязательно. Мотивы приведу позже, по запросу.
Одно воспоминание. Появился в моей зоне обслуживания полноценный РАС типа НЕВА-OS. Множество входных аналоговых и дискретных сигналов. Завел среди прочих РПВ и РПО ШСМВ-220, При очередных переключениях задаю дежурному вопрос: а почему ты не снял оперативный ток с с ШСМВ? После этого те были уверены, что я полностью владею всеми оперативными операциями, включая накладки и прочие.

11

Re: Операции с ШР 110 кВ

Drop_point писал(а):
2021-02-08 14:16:45

Пока включен ШСВ и ШР2, разницы потенциалов на ШР1 нет, оба его контакта - одна электрическая точка.

не совсем так, в том и дело - это начальные условия переходного процесса и совсем не означают, что не будет появление дуги, наоборот условия для неё есть, т.к. разность потенциалов на контактах с их раздвижением будет расти - всё напряжение было сосредоточено на реакторе, а теперь оно будет делится между сопротивлением реактора и нарастающим сопротивлением контактов. Поэтому, вопрос-беспокойство задан правильно: а не сгорит ли разъединитель, не по плавятся ли его контакты? Тем более, что это режим не на замыкание, а на размыкание, а реактор является источником хоть и индуктивной, но всё же энергии.
Тем более, что у такого источника ток отстаёт от фазы на 90 гр. получаем, что амплитудное значение восстанавливающегося напряжения будет при минимуме тока, как бы противоречивые условия... но как правило энергия реактора ограничена, момент разведения контактов по отношению к мгновенной мощности реактора ситуационный и поэтому дуга если и загорится, то вероятней всего она погаснет, т.к  для таких режимов аппарат рассчитан, хотя...

У нас была авария, на ОРУ 500 кВ, отключали ТН - плановый вывод в ремонт, а привод заело где-то на первой 1/3 и кранты -  дуга переход на СШ и работа ДЗШ, а на этой СШ ещё и один единственный АТ 500/220 ... в общем всем досталось

12

Re: Операции с ШР 110 кВ

doro писал(а):
2021-02-08 15:38:06

При переводе присоединения с одной системы шин на другую снятие оперативного тока с ШСВ обязательно. Мотивы приведу позже, по запросу.

Для исключения самопроизвольного отключения ШиноСоединительного Выключателя. Секция не должна разрываться не при каких обстоятельствах.

13

Re: Операции с ШР 110 кВ

kostyl писал(а):
2021-02-09 07:30:59

Для исключения самопроизвольного отключения ШиноСоединительного Выключателя. Секция не должна разрываться не при каких обстоятельствах.

Не совсем так. Если системы шин объединены ШСВ или ШОВ, то да, ни при каких обстоятельствах. А вот если системы шин замкнуты через вилку выключателей Т или АТ, то большой вопрос, нужно ли отключать цепи управления с выключателей вилки трансформаторов.

14

Re: Операции с ШР 110 кВ

ПАУтина писал(а):
2021-02-09 02:29:31

всё напряжение было сосредоточено на реакторе, а теперь оно будет делится между сопротивлением реактора и нарастающим сопротивлением контактов

В исходном вопросе реактор не фигурировал.
Если есть реактор, то две системы шин - не одна электрическая точка.

15

Re: Операции с ШР 110 кВ

Drop_point писал(а):
2021-02-09 09:42:53

В исходном вопросе реактор не фигурировал.

Да, реактора нет.



Но спасибо за разъяснения.

doro писал(а):
2021-02-08 15:38:06

При переводе присоединения с одной системы шин на другую снятие оперативного тока с ШСВ обязательно. Мотивы приведу позже, по запросу.

Расскажите? Очень интересно.

16

Re: Операции с ШР 110 кВ

Drop_point писал(а):
2021-02-09 09:42:53

В исходном вопросе реактор не фигурировал.
Если есть реактор, то две системы шин - не одна электрическая точка.

Вы правы,
я просто откорректировал Ваш ответ, разницы нет какое напряжение на шинах и соединены ли СШ, главное, что потенциал у СШ и отключаемого от них ШР один и тот же, но только в нач. мом. а вопрос же был
"а затем отключают ШР1... И все это под нагрузкой...  Вроде, как учили, разъединители не предназначены для отключения токов нагрузки. Насколько эти операции правомерны?"

принципиально можно поставить не самый хилый по току разъединитель, но достаточно мощный ШР и медленно разводя его ножи запросто, но красиво (лучше ночью), его спалить!

17

Re: Операции с ШР 110 кВ

ПАУтина писал(а):
2021-02-09 14:41:07

а вопрос же был

Автор темы говорит про ШР1 - шинный разъединитель 1 системы шин и ШР2 - шинный разъединитель 2 системы шин. Ни о каких шунтирующих реакторах речи не идет.

18 (2021-02-10 13:18:04 отредактировано ПАУтина)

Re: Операции с ШР 110 кВ

beyond писал(а):
2021-02-09 14:48:43

Автор темы говорит про ШР1 - шинный разъединитель 1 системы шин и ШР2 - шинный разъединитель 2 системы шин. Ни о каких шунтирующих реакторах речи не идет.

блин балда я не внимательный, конечно ни чего серьёзного не будет в принципе. Если один ШР (не реактор, а разъединитель) замкнут и его зашунтирует другой, получаем ток течёт делясь практически пополам по обоим, но далее  в силу того, что ток течёт по пути наименьшего сопротивления, при разведении одного из них сопротивление на нём будет увеличиваться, а ток уменьшаться (сопротивление дуги больше сопротивления контактов), а у другого оставаться маленьким, поэтому если в начальные момент дуга и возникнет, то в переход тока через ноль она погаснет, а дальнейшее расхождение контактов не позволит ей возникнуть, т.к. получается, что оставшийся РШ шунтирует не только увеличивающееся сопротивление другого ШР, но и просто из-за того, что коли он зашунтирован и его "восстанавливающееся" напряжение на его контактаж будет равно падению напряжения на ШР, оставшемся замкнутым включая все остальные элементы цепи, ну максимум сотню вольт.