1

Тема: Вывод ТН

Рад приветствовать, коллеги!
Как у Вас в ЭС выводят ТН, например, 110 кВ? Условие: СШ остаётся в работе.
Схема стандартная: 2 СШ, несколько "транзитных" ЛЭП на каждую СШ, комплект ДЗШ и пр.
У нас до недавнего времени применялись два варианта (от одного уже отказались).
1. "Превращение двух СШ в одну большую" - оставшийся ТН используется для защит всех присоед., снимаем опер. ток ВМШ (ШСВ или у кого как), нарушаем фиксацию (шунтируем избиратели) ДЗШ, УРОВ, оставляем АПВ шин от одного из присоед.
2. "Одна СШ остаётся без АПВ" - ВМШ и избиратели не трогаем, выводим АПВ той СШ, которая осталась без ТН и "транзитных" присоед.

Алгоритм работы и недостатки вариантов мне хорошо известны, а я просто собираю статистику, мне очень интересно.

Спасибо.

2

Re: Вывод ТН

Классически: По первому варианту. Второй непонятен.

3

Re: Вывод ТН

С Саней согласен на все 100.
Я тоже не понял 2 вариант.
Что, присоединения остаются закрепленными за прежними с.ш.? А как же тогда цепи напряж. подаются на защиты (ДЗ, например) присоед., что остались без своего напр. От чужого ТН на них напряж. подавать нельзя!
По-моему, тут что-то другое. Можно, к примеру, просто все присоединения штанами разъед. перефиксировать на одну с.ш. Но этот выриант мало отл. от первого.

Делай , что должен, и будь, что будет

4

Re: Вывод ТН

Чаще сталкивался с неуказанным вариантом:
- ДЗШ оставляли как есть без нарушенной фиксации
- оперативный ток с ШСВ/СВ не снимали, развилки ШР ни на одном из присоединений не включали
- АПВ шин не выводили
- на присоединениях сш с выводимым ТН,  по которым могли несинхронно включить генераторы, выводили АПВ
- включали ключ перевода цепей напряжения на панели ТН
-допускали неселективную работу защит присоединений сш без ТН при отключении сш с ТН.
Случай нечастый, т.к. на старых ПС редко был разъединитель ТН.

lik пишет:

От чужого ТН на них напряж. подавать нельзя!

И НТД не запрещают, и здравый смысл не препятствует, и ключ перевода цепей напряжения имеется.

5

Re: Вывод ТН

А мы так вообще ни того, ни другого не делаем. Как-то по мотивам обсуждения на предыдущем Форуме эту тему прорабатывал. Достаточно правильного выбора сочетания элементов контроля и времени АПВ (правда, последнее иногда доставляет проблемы). По этому поводу года 3 назад перешерстили все режимы опробования шин по всей энергосистеме.
Оба предложенных решения имеют больше недостатков, чем преимуществ. Если ничего не делать:
КЗ на системе шин без ТН - теряем на время опробования одну систему. Хоть АПВ "туда-сюда" (шины - линия) на опробующем присоединении, оно включится и запитает тупики без элементов контроля. Неуспешное АПВ - ДЗШ запрещает работу остальных присоединений с большими выдержками времени.
КЗ на системе, где ТН есть - что же, вынужденно теряем и вторую систему действием дистанционных защит. Вероятность 50 на 50, выводить ДЗ изи не выводить - ваша воля.
А если включите ДЗШ по расфиксированной схеме, однозначно теряете все ОРУ.
А что дает вывод АПВ в этих случаях, вообще не понимаю.

6

Re: Вывод ТН

to Long_Ago

Переводить ключом перевода можно, если объединяются при этом обе с.ш. То есть, если оставшийся в работе ТН меряет напр. на этой объед. с.ш. А я имел в виду, что нельзя, оставляя две с.ш. разными, подавать на одну из с.ш. чужое напряжение. ДЗ неправильно тогда будет работать, да и другие защиты, где участвует напряжение.
Если даже ШСВ  включен, но на нем есть свои защиты, возможен вариант, что он отключится от защит. Если при этом останется в работе с.ш. , где выведен ТН, то тоже на защиты присоед. от той с.ш. будет подаваться не свое напряжение. То есть, при объединении с.ш. и выводе в ремонт ТН,  защиты, действ. на ШСВ, надо выводить.

Делай , что должен, и будь, что будет

7

Re: Вывод ТН

to lik
По Вашему варианту оставалась вероятность полного погашения ПС.
По нашему варианту уменьшалась вероятность полного погашения ПС и открыто допускалась неселективная работа защит в отдельных ситуациях.
И у Вас не сахар, и у нас тоже. Каждый волен выбирать, что ближе.
Только навязывать не надо одно плохое вместо другого плохого!

8

Re: Вывод ТН

Это ближе всего и к нашей концепции. Кстати, когда писал прошлое сообщение, просто не заметил Вашего предыдущего, похоже, что писали одновременно.
А выбирать можно лучшее из хорошего (что, к сожалению, далеко не всегда выполнимо) или наименее плохое из плохого. Здесь выбор больше. К тому же, вывод любого оборудования - снижение надежности. И на это всегда идем осознанно, при этом продумываем возможные риски и пути их минимизации.

9

Re: Вывод ТН

Long_Ago пишет:

Чаще сталкивался с неуказанным вариантом:
- ДЗШ оставляли как есть без нарушенной фиксации
- оперативный ток с ШСВ/СВ не снимали, развилки ШР ни на одном из присоединений не включали
- АПВ шин не выводили
- на присоединениях сш с выводимым ТН,  по которым могли несинхронно включить генераторы, выводили АПВ
- включали ключ перевода цепей напряжения на панели ТН
-допускали неселективную работу защит присоединений сш без ТН при отключении сш с ТН.
Случай нечастый, т.к. на старых ПС редко был разъединитель ТН.

Это и есть второй вариант, только у нас все АПВ тр. Лэп выводят.

10

Re: Вывод ТН

lik пишет:

С Саней согласен на все 100.
Я тоже не понял 2 вариант.
Что, присоединения остаются закрепленными за прежними с.ш.? А как же тогда цепи напряж. подаются на защиты (ДЗ, например) присоед., что остались без своего напр. От чужого ТН на них напряж. подавать нельзя!

Да, за прежними.
Подавать от чужого ТН можно (указав это в заявке).
Для понимания второго варианта см. предыдущее сообщ.

11

Re: Вывод ТН

Простите за императивный тон.
Порассуждаем о последнем варианте (вывод ТН с.ш. и питание цепей ДЗ линий этой с.ш. от чужого ТН и без нарушения фиксации ДЗШ)..
1. К.з. на одной из этих отх. линий.  ШСВ объединяет обе с.ш. ДЗ будет работать правильно.
2.К.з. на шинах, где  выведен ТН. ДЗШ откл. эту с.ш. и ей уже будет все равно. А на оставшейся в работе с.ш. с ТН все будет правильно 
3. .К.з. на шинах, где не выведен ТН. ДЗШ откл. эту с.ш. Пусть АПВ шин неуспешно. На ДЗ линий оставшейся в работе с.ш. напр.станут равны нулю.  ДЗ сработает неселективно. То есть ДЗ воспримут любое к.з. как близкое.
Правда, мои рассуждения предполагают, что за к.з. на шинах последует к.з. на линии или в сети этой линии. Все же это маловероятное сочетание. Да еще и при выведенном ТН.
Вроде верно.

Делай , что должен, и будь, что будет