1

Тема: АПВ и АВР при КЗ на шинах современных малогабаритных КРУ 6-10кВ

Как изветсно КЗ на шинах КРУ 6-10 кВ подстанций отключаются действием МТЗ ввода с временной селективность 1-я выдержка времени или ЛЗШ (ДЗШ не рассматриваем).

Уважаемые Коллеги хотелось бы узнать как вы выполняете АПВ и АВР при действии этих защит?

Дополнительная информация:

В современнных малогабаритных КРУ 6-10кВ последующая подача напряжения действием автоматики:
- во-первых часто сопровождается развитием аварии с повреждением дугой большого количества ячеек;
- во-вторых носит малую успешность вследствие малых расстояний между шинами и затрудненности отвода продуктов горения.

Требования НТД:

ПУЭ 3.3.31. Устройство АВР, как правило, должно обеспечивать возможность его действия при исчезновении напряжения на шинах питаемого элемента, вызванном любой причиной, в том числе КЗ на этих шинах (последнее - при отсутствии АПВ шин, см. также 3.3.42).

ПУЭ 3.3.42. С целью предотвращения включения резервного источника питания на КЗ при неявном резерве, предотвращения его перегрузки, облегчения самозапуска, а также восстановления наиболее простыми средствами нормальной схемы электроустановки после аварийного отключения и действия устройства автоматики рекомендуется применять сочетание устройств АВР и АПВ. Устройства АВР должны действовать при внутренних повреждениях рабочего источника, АПВ - при прочих повреждениях.

В Руководящих указаниях по релейной защите Выпуск 13а "Релейная защита понижающих трансформаторов и автотрансформаторов 110-500кВ. Схемы"  предусмторено действие МТЗ ввода с разрешением АПВ шин и запретом АПВ.

Следовательно можно выполнить действие следующее действие автоматики:
1. АПВ шин с запретом АВР (в соответстии с п.3.3.42 ПУЭ  и Рук. указаниями Вып. 13а);
2. АПВ шин запретить с действием АВР (в соттветствии с п.3.3.31);
3. Запрте АПВ шин и запрет АВР из-за особенностей современных малогабаритный КРУ 6-10кВ для исключение больших повреждений при автоматической подаче напряжения после КЗ.

А КАК ДЕЛАЕТЕ ВЫ???

3нание - столь драгоценная вещь, что его не зазорно добывать из любого источника.

2

Re: АПВ и АВР при КЗ на шинах современных малогабаритных КРУ 6-10кВ

Мне на всех объектах попадается 3-ий пукт.

Т.е. АВР по проекту блокируется при работе защит ввода, АПВ вообще проектом не предусматривается.
АВР срабатывает только если пропадает питание на вводе без работы защит ввода (секции).

3

Re: АПВ и АВР при КЗ на шинах современных малогабаритных КРУ 6-10кВ

У нас, после полного уничтожения некоторых ПС в середине 90-х, приказом Минэнерго запрещено АПВ шин 6-35 кВ на всех ПС. В т.ч. и при работе ЗДЗ в отсеке ТТ линии.
АВР работают при отсутствии напряжения на ТН и ТСН и наличии напряжения на втором ТН. Восстановление номального режима... На двух-трёх ПС только введено. На других или выведено или не монтировалось. Есть диспетчер и есть у него телемеханика. Вот пусть и восстанавливает режим, нечего спать за плугом.

Чему бы грабли не учили, а сердце верит в чудеса

4

Re: АПВ и АВР при КЗ на шинах современных малогабаритных КРУ 6-10кВ

Ну вот, а говорите разница есть, пункт 3 всегда.

тут на одном объекте было ОЗЗ между ТТ и В, В отключили защитой, ОЗЗ продолжилось, АПВ с стороны питания раздолбало отсек до межфазного.

5

Re: АПВ и АВР при КЗ на шинах современных малогабаритных КРУ 6-10кВ

Солидарен с Вами Коллеги! Я сам всегда лично за 3 вариант! Правда в силу неоднозначности НТД следует этот момент особо оговаривать с заказчиком (что бы не было потом вопросов), но склонять при этом к 3 варианту. Бывало и по первому варианту т.е. с АПВ шин и запретом АВР настаивают делать - мол так у нас усегда было!   ICQ/ag:D

3нание - столь драгоценная вещь, что его не зазорно добывать из любого источника.
Присоединяйтесь!!! Мы в социальных сетях и на Ютуб.

6

Re: АПВ и АВР при КЗ на шинах современных малогабаритных КРУ 6-10кВ

SVG пишет:

У нас, после полного уничтожения некоторых ПС в середине 90-х, приказом Минэнерго запрещено АПВ шин 6-35 кВ на всех ПС. В т.ч. и при работе ЗДЗ в отсеке ТТ линии.

Если есть - Вы могли бы Приказ выложить для скачивания ??? Заранее спасибо!

3нание - столь драгоценная вещь, что его не зазорно добывать из любого источника.

7

Re: АПВ и АВР при КЗ на шинах современных малогабаритных КРУ 6-10кВ

Отвечаю с опозданием .
1.Я тоже за п.3.
2.С разрешения Сергея (SVG) отвечаю за него. Сергей пишет: "У нас". А он не гражданин России.

Делай , что должен, и будь, что будет

8

Re: АПВ и АВР при КЗ на шинах современных малогабаритных КРУ 6-10кВ

Да, приказ Минэнерго Республики беларусь №13 мало поможет в моём родном Екатиренбурге ICQ/ad;)

lik пишет:

А он не гражданин России.

  ICQ/af:cool:

Чему бы грабли не учили, а сердце верит в чудеса

9

Re: АПВ и АВР при КЗ на шинах современных малогабаритных КРУ 6-10кВ

Не буду оригинальным. В своих проектах выполняю АВР по п. 3. Запрет АВР при отключении ввода от защит.
Относительно требований ПУЭ. Глава 3 ПУЭ это требования 1978 года, когда малогабаритных КРУ практически не было. Для КРУ выпускавшихся в то время применение АПВ шин было оправдано. Большее расстояние между шинами обеспечивало возможность успешного АПВ шин. Ну, крыса по шинам пробежала.
Ячейки современных малогабаритных КРУ имеют размер по фасаду 500 – 750 мм, в то время как, КРУ выпускавшиеся в 70-80-е годы – 1000 – 1200 мм.
При возникновении вопросов можно сослаться на то что в соответствии с 184-ФЗ требования ПУЭ и ГОСТ носят рекомендательный характер.

10

Re: АПВ и АВР при КЗ на шинах современных малогабаритных КРУ 6-10кВ

SVG пишет:

Да, приказ Минэнерго Республики беларусь №13 мало поможет в моём родном Екатиренбурге

Да я понимаю что Вы с Белоруссии! Просто хотелось на приказ взглянуть!

evdbor пишет:

Не буду оригинальным. В своих проектах выполняю АВР по п. 3. Запрет АВР при отключении ввода от защит.
Относительно требований ПУЭ. Глава 3 ПУЭ это требования 1978 года, когда малогабаритных КРУ практически не было. Для КРУ выпускавшихся в то время применение АПВ шин было оправдано. Большее расстояние между шинами обеспечивало возможность успешного АПВ шин. Ну, крыса по шинам пробежала.
Ячейки современных малогабаритных КРУ имеют размер по фасаду 500 – 750 мм, в то время как, КРУ выпускавшиеся в 70-80-е годы – 1000 – 1200 мм.
При возникновении вопросов можно сослаться на то что в соответствии с 184-ФЗ требования ПУЭ и ГОСТ носят рекомендательный характер.

Абсолютно согласен!  ICQ/ab:)

3нание - столь драгоценная вещь, что его не зазорно добывать из любого источника.

11

Re: АПВ и АВР при КЗ на шинах современных малогабаритных КРУ 6-10кВ

Комрад пишет:

Просто хотелось на приказ взглянуть!

В электронном виде нету. Если очень-очень нужно, то могу отсканировать. Но это после отпуска ICQ/ab:) В отпуске на работу - ни ногой. Только на форум ICQ/ab:)

Чему бы грабли не учили, а сердце верит в чудеса

12

Re: АПВ и АВР при КЗ на шинах современных малогабаритных КРУ 6-10кВ

Если не трудно  ICQ/ag:D Мне не к спеху!  Отпуск - это святое!  ICQ/ag:D  Приятно отдохнуть!  ICQ/ag:D

3нание - столь драгоценная вещь, что его не зазорно добывать из любого источника.

13

Re: АПВ и АВР при КЗ на шинах современных малогабаритных КРУ 6-10кВ

А кстати совсем малогабариtные на 6кВ-20кВ уже 400-450мм.
Надо уже фигуру балерины, чтобы кабель подключить ICQ/ae:P .

14

Re: АПВ и АВР при КЗ на шинах современных малогабаритных КРУ 6-10кВ

grsl пишет:

А кстати совсем малогабариtные на 6кВ-20кВ уже 400-450мм.
Надо уже фигуру балерины, чтобы кабель подключить ICQ/ae:P .

Это не такие махонькие элегазовые - как стиральные машинки по высоте?? Забыл правда у кого видел - АВВ что ли ....  ICQ/ag:D

3нание - столь драгоценная вещь, что его не зазорно добывать из любого источника.

15

Re: АПВ и АВР при КЗ на шинах современных малогабаритных КРУ 6-10кВ

Они самые, есть у АББ, у Шнайдера, у Аревы, у Сименса...вроде тоже.
Но они повыше, если низковольтный отсек с релейкой сверху.

16

Re: АПВ и АВР при КЗ на шинах современных малогабаритных КРУ 6-10кВ

grsl пишет:

Они самые, есть у АББ, у Шнайдера, у Аревы, у Сименса...вроде тоже.
Но они повыше, если низковольтный отсек с релейкой сверху.

Я слышал у нас ЕСК (Екатеринбургская сетевая компания) ставила такие кое-где. Они получается в основном для бытовых - городских сетей предназначены - ибо ток сборных шин вроде мах 630 А... Как они кстати себя ведут в эксплуатации??

3нание - столь драгоценная вещь, что его не зазорно добывать из любого источника.

17

Re: АПВ и АВР при КЗ на шинах современных малогабаритных КРУ 6-10кВ

630А по максимуму, нареканий особых не слышал, да и требования к ним не бог весть какие.
их включил и забыл, они с предохранителями есть.

18

Re: АПВ и АВР при КЗ на шинах современных малогабаритных КРУ 6-10кВ

Применение АПВ в ячейках (камерах) КРУ напряжением 6-10 кВ запрещает ПУЭ. Так как в данном классе напряжения не требуется специальной защиты шин.

19

Re: АПВ и АВР при КЗ на шинах современных малогабаритных КРУ 6-10кВ

nigreckyl пишет:

Применение АПВ в ячейках (камерах) КРУ напряжением 6-10 кВ запрещает ПУЭ. Так как в данном классе напряжения не требуется специальной защиты шин.

Будьте добры, приведите пункт, где такое указано.

20

Re: АПВ и АВР при КЗ на шинах современных малогабаритных КРУ 6-10кВ

ПУЭ 3.3.24 АПВ ШИН ПОДСТАНЦИЙ ПРЕДУСМАТРИВАЕТСЯ ПРИ НАЛИЧИИ СПЕЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ ШИН.
ПУЭ 3.2.126 Специальные устройства для защиты шин напряжением 6-10 кВ НЕ СЛЕДУЕТ ПРИМЕНЯТЬ.