21

Re: Реактивка генератора

R14 пишет:

...
Возможно речь идет о потреблении реактива. Здесь ограничение наступает не по превышению тока статора или ротора. Наоборот ток ротора падает. Здесь ограничение наступает по условию устойчивости машины или нагреву торцевых зон для турбогенератора.

Вот и я про этот нагрев торцевых зон все вспоминаю... Откуда-то мне запомнилось, что и при выработке реактивки (при низком косинусе фи) тоже эти зоны и перегреваются. А не только в режиме потребления.

Но уверености в этом у меня никакой нет.

22

Re: Реактивка генератора

Коллеги, с наступающим праздниками!

И у меня ещё будет маленькая просьба

Если у кого-нибудь "завалялась" диаграмма мощности для турбогенератора Т-2-6-2 буду премного благодарен!

23 (2011-12-31 17:03:28 отредактировано Windtalker315)

Re: Реактивка генератора

1. Никогда не слышал, чтобы при выработке реактивной мощности, при номинальных или ниже токах статора или ротора были проблемы по нагреву.
2. При выдаче реактивной мощности существуют ограничения
-по току статора
- по току ротора.
3. При потреблении реактивной мощности существуют ограничения связанные с устойчивостью синхронной машины, а также отсутствием самораскачивания за счет регуляторов возбуждения, что особенно остро проявляется именно в режимах потребления реактвки. Также есть проблемы с тепловым режимом отдельных частей СМ.
4. Также существуют ограничения именно по Q, а не по токам р. и с . в неноминальных режимах по напряжению. Ограничения связанные с достижением током статора номинала при реактивке существенно меньше паспортной в условиях пониженного напряжения на шинах СМ вполне очевидны. Такого же рода ограничения на выдачу Q имеются в условиях повышенного напряжения, но уже связанные с током ротора.  То есть  при иеющемся в системе избытке Q полную реактивку генератора далеко не всегда можно выдать, правда такие ситуации востребованы не часто.

Для генератора с номиналом 6 Мвт и косинусом 0,8 - номинальная полная мощность составляет 7,5 МВА. Значит при нагрузке в 5 МВт реактивки из него теоретически по току статора можно выжать
примерно 5,6 МВАр., но при этом скорее всего возникнет перегрузка по току ротора.
Ориентировочная максимальная реактивка при которой ротор в номинале составляет 5,1 МВАр.

С наступающим Новым Годом.

24 (2012-01-24 11:57:56 отредактировано Яков)

Re: Реактивка генератора

R14 пишет:

Не понял. Все ограничивается током статора или током ротора.

Перегрузишь ротор - сгорит ротор, перегрузишь статор - сгорит статор.
А по поводу:
Solovey пишет:

Турбогенератор можно перегрузить даже если ток ротора и ток статора ниже номинальных.

Верно, но с уточнением: можно перегрузить ротор при токе статора ниже номинала и наоборот...
Максимальное допустимое значение тока статора получается при Cos Ф = Cos Фном. При отклонении Cos от номинального максимальное допустимое значение тока статора снижается ниже номинального (см. ту же диаграмму).
У некоторых турбогенераторов правая часть характеристики (часть при Cos близких к 1) имеет вид вертикальной линии, идущей от точки с Cos Фном перпендикулярно оси Р, а не в виде дуги, как на приведенных рисунках.

Windtalker315 пишет:

1. Никогда не слышал, чтобы при выработке реактивной мощности, при номинальных или ниже токах статора или ротора были проблемы по нагреву.

Посмотрите на диаграмму. При Р=0, а Q=Qмах не трудно посчитать, что Iст будет меньше номинала, а ограничение есть!

Будешь тише воды, не заметишь, как окажешься ниже травы.

25

Re: Реактивка генератора

Яков пишет:

Посмотрите на диаграмму. При Р=0, а Q=Qмах не трудно посчитать, что Iст будет меньше номинала, а ограничение есть!

да есть ! Но это ограничение не связано с повышенным нагревом нагревом отдельноых частей синхронной машины.
ограничения в нижней, или в Вашем случае в левой (при Р->0)части диаграммы связаны с ограничением по току ротора.
Ограничения в верхней (правой) при Р-> к номиналу связаны с ограничением тока статора.
Нагрев же лобовых частей обмоток статора проявляется в режимах потребления реактивной мощности (т.е . в нижней части.)
Первые два ограничения можно показать аналитически. Последнее же чисто опытная величина.

Присоединяйтесь!!! Мы в социальных сетях и на Ютуб.

26 (2012-03-03 10:31:20 отредактировано Sokoloff)

Re: Реактивка генератора

Господа, и заключительный вопрос
Имеем, например, паровую турбину Р-6-35/5 с турбогенератором Т-6-2. Допустим по генератору выработка - 7 МВт (выработка реактивки естественно ниже номинальной, т.е. токи статора и  ротора в норме).
Вопрос, а как себя будет чувствовать турбина, ведь её номинал 6 МВт?

27

Re: Реактивка генератора

Коллега, генератор не может выработать больше активной энергии, чем может дать турбина.
Активная энергия это механическая энергия турбины-потери.
Реактивная энергия это возбуждение.
Думаю вы имели ввиду 7МВА, а не 7МВт.

28

Re: Реактивка генератора

grsl пишет:

Думаю вы имели ввиду 7МВА, а не 7МВт.

Нет, именно МВт. Просто исходя из диаграммы мощности генератора он может и 7.5. МВт выдать, но получается что не сможет из-за турбины. Я правильно понял?

29

Re: Реактивка генератора

Не сможет, МВт в первую очередь ограничены мощностью турбины.

( кстати, возьмите на заметку, КЗ будете считать по полной мощности генератора, тут турбина не играет роли).

30

Re: Реактивка генератора

Уважаемые коллеги. Хотел бы задать следующий вопрос. Можно ли установить очередность возникновения перегрузки тока статора или ротора при наличии на нем исправного АРВ. Нашел следующую фразу "При наличии АРВ на генераторе перегрузка по току статора всегда сопровождается перегрузкой по току ротора при условии ее исправности " Источник 4.    Вавин В.Н. Релейная защита блоков турбогенератор-трансформатор. – М.: Энергоиздат, 1982. – 256 с. И исходя из этого на генераторе достаточно на статоре ставить одно реле с действием на сигнал....

31

Re: Реактивка генератора

Brain пишет:

"При наличии АРВ на генераторе перегрузка по току статора всегда сопровождается перегрузкой по току ротора при условии ее исправности " Источник 4.    Вавин В.Н. Релейная защита блоков турбогенератор-трансформатор. – М.: Энергоиздат, 1982. – 256 с.

Правильно только в режиме выдачи реактивной мощности. В режиме потребления реактивной мощности возможна перегрузка только статора. Но

Brain пишет:

И исходя из этого на генераторе достаточно на статоре ставить одно реле с действием на сигнал....

выходит это всегда правильно.

32

Re: Реактивка генератора

R14 пишет:

Возможно речь идет о потреблении реактива. Здесь ограничение наступает не по превышению тока статора или ротора. Наоборот ток ротора падает. Здесь ограничение наступает по условию устойчивости машины или нагреву торцевых зон для турбогенератора.

В таких случаях есть ограничение и по току статора - он возрастает так как генератор потребляет от сети реактивный ток (посмотрите на P/Q диаграммах в постах 7 и 11 в зонах с -Q).

33

Re: Реактивка генератора

Потеряли возбуждение - машина в глубоком потреблении реактивки с перегрузкой по току статора, естественно без перегрузки по ротору; кз в сети - форсировка возбуждения- перегрузки и по ротору и по статору; кз в сети и отказ АРВ и ,соответственно, нет увеличения тока ротора, но есть перегрузка по статору токами кз.

34 (2013-03-14 09:55:04 отредактировано Brain)

Re: Реактивка генератора

Да, меня интересует как раз-таки режим, когда генератор является горячим резервом реактивной мощности. Уважаемые коллеги хотел задать еще вот какой вопрос, может получится сформулировать его.
Представим станцию с одним турбогненератором.  Режим допустимого двухкратного превышения тока возбуждения от номинала ориентировочно можно принять 20с. На генераторе есть защита от перегрузки ротора на интегральном принципе с двумя ступенями - первая с развозбуждением генератора, вторая - на его отключение. Есть форсировка возбуждения.

1. Если в сети возник небаланс реактивной мощности и от первой ступени защиты от перегрузки ротора снизилась уставка возбуждения, причем до такого уровня, что напряжение на шинах генератора снизилась до уставки срабатывания форсировки - сработает ли она? (сработать то скоре всего сработает, но может она не даст в течении 20с не отработать второй ступени??)

2. Предположим что сработала форсировка при недалеком КЗ - при превышении его действия (20с) она развозбуждает машину до номинального значения тока возбуждения и убирает автоматическое регулирование?

35

Re: Реактивка генератора

Защита ротора от перегрузки, установленная отдельно( есть и блоки ограничения перегрузки в составе АРВ) действует на АРВ. Как только ток ротора становится равным номинальному, действие этой защиты на АРВ снимается.
Форсировка длительностью 20секунд с вероятностью 99% может быть только при неисправности АРВ, цепей ТН или какой другой. На практике форсировки возбуждения происходят с временем отключения кз основными или резервными защитами, т.е. это время от долей секунды до 1-3.

36

Re: Реактивка генератора

Я как понимаю это опыт эксплуатации. Т.е. исходя из этой формулировки форсировка отрабатывает ТОЛЬКО при близких КЗ, т.е. дефицит реактивной мощности вблизи шин электростанции по иным причинам невозможен?... Хотя вот если подумать, то состав нагрузки изменился со временем, даже если взять статические хар-ки по напряэжению активной и реактивной мощности. Если раньше приводы частенько выбирали с загрузкой около 0.8-0.9 с наличием магнитных пускателей, отключающих их - т.е. прис нижении напряжения потребление реактивной мощности потребителя уменьшается вначале - помогая восстановить нормальный режим работы сети, то сейчас даже если рассмотреть крупный мегаполис летом, то система кондиционирования - это двигатель с коэффициентом загрузки около единицы без отключения их от сети при глубоком снижении напряженияю Т.е. раньше если можно было рассчитывать на регулирующий эффект по реактивной мощности при просадке напряжения, то в нашем случае будет все происходить по иному - наоборот увеличивать дефицит...... вплоть до опрокидывания двигателя без отключения их от сети

37

Re: Реактивка генератора

Brain пишет:

двигатель с коэффициентом загрузки около единицы

не может быть. Знаю неплох эл.привода т.к. заканчивал соответствующйю специальность. Всегда P двигаетля выбирается с некоторым коэффициентом запаса - 1,1 минимум, 1,2 - в среденем. Кроме того получив расчетную мощность всегда выбирают ближайший больший двигатель, что еще вводит некоторый запас.

Brain пишет:

без отключения их от сети при глубоком снижении напряженияю

Чем коммутируют - автоматами что ли?

Brain пишет:

вплоть до опрокидывания двигателя без отключения их от сети

Фантазии. За напряжением следит СО и АОСН. Опрокинутся двигаетли могут только если неправильно выполнено электроснабжение - если не учтены токи самозапуска и снижение напряжения при этом.

3нание - столь драгоценная вещь, что его не зазорно добывать из любого источника.

38 (2013-03-20 11:24:41 отредактировано Brain)

Re: Реактивка генератора

Комрад пишет:

не может быть. Знаю неплох эл.привода т.к. заканчивал соответствующйю специальность. Всегда P двигаетля выбирается с некоторым коэффициентом запаса - 1,1 минимум, 1,2 - в среденем. Кроме того получив расчетную мощность всегда выбирают ближайший больший двигатель, что еще вводит некоторый запас.

чуть позже скину источник этой информации, ну и по поводу коммутации автоматов - не плохой сарказм - тут скорее всего имеется ввиду магнитные пускатели которые может т отпадают, но оочень низком напряжении. Но тем не менее, найду источники - авторитет авторов иногда дает о себе знать, когда если начинают что-то опровергать, то уже с большой опаской  )

39 (2013-03-20 11:56:47 отредактировано Комрад)

Re: Реактивка генератора

Brain пишет:

скорее всего имеется ввиду магнитные пускатели которые может т отпадают, но оочень низком напряжении

Катушка магнитного пускателя и катушка простейшего промежуточного реле - одно и тоже (я не имею в виду конструкцию катушки - у переменки шихтованный сердечник, а у постоянки - цельный - поэтому при включении постоянки на переменку - может токами фуко все нагрется с выходом из строя). У любого реле есть коэффициент возврата - ну вы занете из релейки. У катушек магнитного пускателя - Кв - стандартное - 0,7 номинала. Не бывает других пускателей, да и не нужно уменьшение Кв. Пускатель для неответственной нагрузки - а это 80-90% всех двигателей пром.предприятий играет роль ЗМН - потеряли питание -двигатель отключается - а не стоит и и ждет напруги чтобы включиться и попутно затянуть какого нибудь рабочего в механизм, которому стало вдруг интересно и он полез туда.
А что касется Кзапаса - можно даже не проверять. Инфа 100%. Обясняется все очень просто - момент сопротивления для различных механизмов расчитывается по определенным формулам. Точность инженерных расчетов как знаете - 3-5%. Кзапаса как раз и призвано учесть сей факт. Выберете без Кзап - и будет у Вас двиган греться в рабочем режиме. Ну двиган конечно потянет, но изоляция его и как следствие срок эксплуатации снизится раза в 3. Но в Китае подход такой - лишь бы втюхать. Купил колонки для аудиосистемы - так пришлось половину элементов перепаять на более мощные - потому что все греется. То что в Ваших источниках там написано - бред пьяных программистов )) Ну или видимо про китайское оборудование или сами программисты китайцы! ))
По поводу автоматов - не сарказм. Автоматы бывают ставят для коммутации двигателей при услвоии что не будет перегрузки двигателя - чтобы не устанавливать тепловое реле и если не предполагается частая коммутация двигателя и если коммутировать только по месту - что бы не устанавливать дополнительные катушки АВ для огранизации кнопок и дистанционного отключения + еще надо ставить минимальный или нулевой расцепитель для организации ЗМН. Во всех остальных случаях (а их не счесть!) ставят только пускатели или контакторы.

3нание - столь драгоценная вещь, что его не зазорно добывать из любого источника.

40

Re: Реактивка генератора

Комрад пишет:

при включении постоянки на переменку - может токами фуко все нагрется с выходом из строя)

Просто тупо не будет работать и стоять себе холодненькая. А вот при включении катушки переменного тока в постоянку - сгорит гарантированно.

Чему бы грабли не учили, а сердце верит в чудеса