1

Тема: Обоснована ли установка резервного дизель-генератора на ПС 500 кВ?

Дана схема электроснабжения подстанции 500/220/110/10 кВ. Система собственных нужд питается от двух автотрансформаторов 220/110/10 кВ. По стороне 110 кВ они связаны с сетью 110 кВ. Cобственные нужды 0,4  кВ разделены на 4 секции и резервированы по 10 кВ и 0,4 кВ.
Какова вероятность полного исчезновения питания СН и обосновано ли применение резервного дизеля,системы которого согласно требования пожарной безопасности надо проектировать по нормативам дизель-электрических станций?

2

Re: Обоснована ли установка резервного дизель-генератора на ПС 500 кВ?

Согласно п.6.1.1 НТП ПС:
На подстанциях 330 кВ и выше следует предусматривать
резервирование питания собственных нужд от третьего независимого
источника питания.
В качестве которого и применен дизель..

3

Re: Обоснована ли установка резервного дизель-генератора на ПС 500 кВ?

Phantom пишет:

Согласно п.6.1.1 НТП ПС:
На подстанциях 330 кВ и выше следует предусматривать
резервирование питания собственных нужд от третьего независимого
источника питания.

Этим источником может быть третий ТСН,который питается от ВЛ(КЛ) 10 - 20 кВ,питающейся от другой ПС

4

Re: Обоснована ли установка резервного дизель-генератора на ПС 500 кВ?

В данном случае задача состоит в определении вероятности полного обесточивания собственных нужд подстанции. Расчет надежности схемы собственных нужд показывает, что поток отказов с полным обесточиванием ~1/2500 в год. Но это без учета человеческого фактора.

5

Re: Обоснована ли установка резервного дизель-генератора на ПС 500 кВ?

scorp пишет:

Этим источником может быть третий ТСН,который питается от ВЛ(КЛ) 10 - 20 кВ,питающейся от другой ПС

согласен..

6

Re: Обоснована ли установка резервного дизель-генератора на ПС 500 кВ?

mvdmitri пишет:

В данном случае задача состоит в определении вероятности полного обесточивания собственных нужд подстанции. Расчет надежности схемы собственных нужд показывает, что поток отказов с полным обесточиванием ~1/2500 в год. Но это без учета человеческого фактора.

Совсем недавно красиво горел АТ на ПС Арзамасская с потерей СН
Внешняя ссылка

7

Re: Обоснована ли установка резервного дизель-генератора на ПС 500 кВ?

ИМХО, дизель на такой ПС очень полезная штука, вне зависимости от надёжности питания 0.4кВ.
даже на уровне пуска в эксплуатацию, когда везде времянки.
он будет незаменим при проверках обтеканием перевичным током ДЗТ, ДЗШ и т.д. и т.п.

ну и конечно жестокой пример, Фукушима показала важность резервных дизелей.

8

Re: Обоснована ли установка резервного дизель-генератора на ПС 500 кВ?

а мне казалось дизеля там залило к херам))))

9

Re: Обоснована ли установка резервного дизель-генератора на ПС 500 кВ?

Угу, причём все.
при всей супернадёжности системы собственых нужд, были нужны имено резервные дизели.
единственый независимый от чего либо источник.

10

Re: Обоснована ли установка резервного дизель-генератора на ПС 500 кВ?

одно из мнений...
один мой знакомый....почетный атомщик, энергетик и пр.
по поводу фукусимы сказал, что времени было достаточно для того, чтобы в контур врезаться и охлаждать
что эксплуатация там лопухнулась..... и пр.
по его экспертному мнению, на локализацию ситуации времени было дофига....
просто ответственность на себя никто брать не хотел или может и хотел, но тупо, что делать не знал...

11

Re: Обоснована ли установка резервного дизель-генератора на ПС 500 кВ?

grsl пишет:

ну и конечно жестокой пример, Фукусима показала важность резервных дизелей.

Это не АЭС,а всего лишь ПС 500 и она,наверняка не на берегу Тихого океана стоит.
А для прогрузки токовых цепей незаменимая штука

12

Re: Обоснована ли установка резервного дизель-генератора на ПС 500 кВ?

ну запинали, запинали :-))).

я же написал жёсткий пример, ок, гротеск :-))).

конечно ПС, но дизель на 630/1000кВА, имхо, будет дешевше, чем тянуть независимую линию 10кВ.

13

Re: Обоснована ли установка резервного дизель-генератора на ПС 500 кВ?

+КТПА и ноупроблем)

14

Re: Обоснована ли установка резервного дизель-генератора на ПС 500 кВ?

grsl пишет:

конечно ПС, но дизель на 630/1000кВА, имхо, будет дешевше, чем тянуть независимую линию 10кВ.

Пока наладят ПС,охренеют от тарахтения дизелька.Если это реконструкция линия 10 кВ там уже есть.

15

Re: Обоснована ли установка резервного дизель-генератора на ПС 500 кВ?

А какова была вероятность аварии на СШГЭС или на Чернобыльской АЭС?
Резерва много не бывает. Но за него надо платить. Дизель в эксплуатации очень дорогое удовольствие. Конечно, ТП гораздо проще и дешевле, но надо смотреть – не исчезнет ли на ней напруга одновременно с аварией на ПС500. То, что СН зарезервированы по 10 и 0,4кВ ни чего не значит. Автотрансформатор может длительное время находится в ремонте и все это время СН будут висеть на одном источнике. А если в это время отключается с возгоранием рабочий, то чем тушить будем? Да мало ли можно придумать ситуаций? Но всякое резервирование не бесплатное и для не очень серьезных объектов может статься так, что овчинка не стОит выделки.
Есть РД34.20.574 (СО 153-34.20.574) "Указания по применению показателей надежности элементов энергосистем и работы энергоблоков с паротурбинными установками". Согласно ему такие трансформаторы как ТСН имеют параметр потока отказов 0,016 в год при среднем времени восстановления 50ч. А еще есть выключатели, кабели, шины и персонал.

16 (2012-01-27 20:07:56 отредактировано rza_vvt)

Re: Обоснована ли установка резервного дизель-генератора на ПС 500 кВ?

аналогичная проблема.
Вопрос о необходимости установки уже перестал быть вопросам... уже в третьем проекте просят установить ДЭС... собственно поставить еще не в одном не успели. Прошу у Вас совета, или поделиться опытом. В части проектирования ДЭС нашел лишь один РД -  НТПД-90. Вот согласно указанным нормам необходимо обеспечивать запас топлива для ДЭС в районе 15 суток. Расчет для ДЭС мощностью 100 кВт показывает требуемый запас порядка 9 тонн. В тех же нормах указано, что при резервуаре топлива более тонны необходимо предусматривать подземный аварийный бак, для слива в случае пожара... Вот в голове как то не укладывается, что для резервирования СН ПС (тем более что в моем случае это ПС 220/110 - 2 шт и производственная база) строить такой огород есть ооснованное решение. Соответственно что то подсказывает, что если и ставить ДЭС то па какимто "иным" нормам. Собственно в этом вопрос и заключатеся есть ли какие либо иные документы кроме указанного мной выше в части требований по проектированию ДЭС.

17 (2012-01-27 20:48:02 отредактировано Dmitriy)

Re: Обоснована ли установка резервного дизель-генератора на ПС 500 кВ?

Мне года два назад довелось защиты в СН СН газовых хранилищь выполнять (RWE).
На крупных объектах имелся всегда стационарный дизель помимо безперебойников. Каверны помельче, имели на стене ОПУ, снаружи, ящик для подключения мобильного дизель генератора с вводом в КРУ НН. Соответственно у эксплуатации имелся прицепчик с дизелем. 
ИМХО неплохая альтернатива в том числе и на случай ремонтов.

ЗЫ. Кстати если память не изменяет, то там и "интерфейс" для автоматического пуска тоже был.
В принципе, простейшая вещь, дублируемая на N-ом количестве подстанций.

18 (2012-01-27 20:57:35 отредактировано rocker890)

Re: Обоснована ли установка резервного дизель-генератора на ПС 500 кВ?

у нас по проекту меняется АТ-220/110/10. На время вывода вторым (!) источником СН становится специально для этого устанавливаемая дизельная станция.
Причем дизелей ставится 2: один как резерв по СН, в второй только для питания насосов пожаротушения, причем подключается он на насосы прямо, а не через ЩСН. После реконструкции оба дизеля остаются.

19

Re: Обоснована ли установка резервного дизель-генератора на ПС 500 кВ?

на объектах газовиков для потребителей 0,4 кВ первой категории особой группы применяют аварийные дизельные электростанции - АДЭС (одна на КТП или 2 на КТП по одной на секцию). Для этого в свое время были разработаны КТПА с автоматикой, предусматривающей АВР СВ на секционном выключателе с возвратом и АВР АВ на аварийном вводе от АДЭС с возвратом. АВР АВ, естественно, работает, когда на обоих вводах от трансформаторов напряжения нет. Первое КТПА, помнится, было на Хмельницком заводе. Изначально КТП были на электромеханике, сейчас защиты и автоматика реализованы в БМРЗ-0,4, в нем же помимо стандартного набора защит и автоматики уникальные функции дальнего резервирования в сетях 0,4 кВ и блокировка МТЗ. КТПА в настоящее время выпускается серийно на многих заводах, там схемы как с электромеханикой, так и с БМРЗ (всех уж не перечислить). да, в качестве аварийного источника может использоваться ввод 0,4 кВ с другого КТП, что также предусмотрено автоматикой.

20

Re: Обоснована ли установка резервного дизель-генератора на ПС 500 кВ?

rza_vvt пишет:

В части проектирования ДЭС нашел лишь один РД -  НТПД-90.

НТПД-90 утратили силу. Разработчик документа (ОАО "РОСЭП" Центр проектирования электростанций) в своем письме от 04.05.2005 N 15/372 ответил, что: "Использование НТПД-90 даже в качестве справочного материала неприемлемо. Предполагается разработка новой редакции норм. Проектирование ДЭС должно осуществляться на основе требований других нормативных документов.Запас топлива на аварийных ДЭС определяется заданием на проектирование".
В части требований к противопожарной защите см. СП 4.13130.2009.

СП 4.13130.2009. Системы противопожарной защиты. Ограничение распространения пожара на объектах защиты. Требования к объемно-планировочным и конструктивным решениям пишет:

5.1.12 Размещение и устройство на объектах жилого и общественного назначения помещений котельных, дизельгенераторных и т.п. следует производить в соответствии с разделом 6 настоящего свода правил, а также другими действующими требованиями пожарной безопасности.
6.4.56. Из наземных резервуаров единичной и общей вместимостью более 1 м3 для легковоспламеняющихся и 5 м3 для горючих нефтепродуктов, относящихся к расходному складу и устанавливаемых в производственных зданиях, должны предусматриваться слив в аварийный подземный резервуар или опорожнение их продуктовыми насосами в резервуары основной емкости склада.
Объем аварийного резервуара должен быть не менее 30% суммарной вместимости всех резервуаров, устанавливаемых в производственных зданиях расходного склада, и не менее вместимости наибольшего из указанных резервуаров.
Аварийный резервуар, в который обеспечивается самотечный слив, должен быть подземным и располагаться снаружи здания на расстоянии не менее 1 м от стен без проемов и не менее 5 м от стен с проемами. Специальный аварийный резервуар может не предусматриваться, если обеспечивается самотечный слив нефтепродуктов в резервуары основной емкости склада.
При самотечном сливе трубопроводы аварийного слива должны иметь диаметр не менее 100 мм и снабжены устройствами, предотвращающими распространение пламени через эти трубопроводы.
На каждом аварийном трубопроводе, соединяющем расходные резервуары с аварийным резервуаром, должно быть запорное устройство, устанавливаемое вне здания или на первом этаже (как правило, вблизи выхода наружу).
Продуктовые насосы, обеспечивающие откачку нефтепродуктов при аварии, необходимо размещать в отдельном от резервуаров помещении или вне здания.
Аварийный слив из резервуаров (баков) для масел, размещаемых в подвальных помещениях, допускается не предусматривать.