21

Re: Резервные защиты ВН и СН АТ: АПВ?

Как-то при работе в РДУ столкнулся с совершенно непонятной последовательностью АПВш на одном из объектов. С минимальным временем без всяких элементов контроля первой включается тупиковая линия. Дальше с такими же элементами отсутствия всякой логики включаются другие линии, ШСВ и АТ. Последовательность не припомню, но и не так существенно.
Года два потребовалось, чтобы СРЗА совместно с СЭР найти разумный алгоритм восстановления нормальной схемы.
Нельзя опробовать систему (секцию) шин от того присоединения, от которого не обеспечивается чувствительность чувствительного органа.
Нельзя опробовать от генерации в том случае, когда опробование приведет к нарушению устойчивости как отдельно взятого генератора, так и энергосистемы в целом.

22

Re: Резервные защиты ВН и СН АТ: АПВ?

Товарищи, мы немного сместились с курса обсуждения.
Вот с точки зрения РЗА абсолютно все равно откуда опробовать шины, это в первую очередь указания по режимам сети, благодаря одному рыжему те в чей собственности АТ ими не распоряжаются)).
Кроме того конкретно на объекте за который я спрашиваю присоединения секции это АТ , 2 штуки СВ, 1 кабель, 1 ВЛ от ТЭЦ и тупик. для АПВ выбирается 2 присоединения ,в случае вывода одного из них в ремонт.
И определять последствия для сети при отказе выключателя  какого-либо присоединения при опробовании шин, должна совсем не служба РЗА.
В старых схемах запрет АПВ сделан только от 3 ст ТЗНП. Я это сразу не писал,чтоб не сужать "коридор" обсуждения))
Также в исходных данных мы подразумеваем, что зона защищаемая  ТЗНП СН та же что и ДЗОШа. И ДЗОШ при своей работе делает АПВ.
И в случае КЗ м/у АТ и его В 110. АТ отключится от шин и по идее должен снова включиться по КСу на работающие шины. Здесь то криминала нет!!!

23

Re: Резервные защиты ВН и СН АТ: АПВ?

vpa61 пишет:

И определять последствия для сети при отказе выключателя  какого-либо присоединения при опробовании шин, должна совсем не служба РЗА.

Не на любом выключателе присоединения можно взять и просто так сделать АПВ шин.  Потом, есть много других моментов, которые следует также учитывать. Например, какое АПВ шин - "слепое" или по определенным условиям, например по наличию напряжения на линии или на стороне ВН АТ. Линию со стороны генераторов конечно не следует опробовать, а вот шины, под это условие уже не попадают. И когда есть АТ , мощностью 250 МВа, или линия приходящая со станции, установленной мощностью 50 МВт, на которой есть еще несколько транзитов, то в большинстве случаев, конечно я выберу станцию, для опробования шин, а линия конечно будет опробоваться с подстанции.

24

Re: Резервные защиты ВН и СН АТ: АПВ?

BorisovDV пишет:

В каком-нибудь документе (В руководстве по эксплуатации, тех. паспорте, может быть даже и в ГОСТе) должно быть указано какие токи КЗ АТ выдерживает без последствий. И если ток в режиме АПВ шин от АТ не превышает данных значений - то ничего плохого в этом АПВ нет.

Нормы испытания силовых трансформаторов
1.18. Измерение сопротивления короткого замыкания (2к) трансформатора. Производится у трансформаторов мощностью 125 МВА и более (при наличии РПН - на основном и обоих крайних ответвлениях) после воздействия на трансформатор тока КЗ, превышающего 70% расчетного значения.

25

Re: Резервные защиты ВН и СН АТ: АПВ?

arco пишет:

Нормы испытания силовых трансформаторов
1.18. Измерение сопротивления короткого замыкания (2к) трансформатора. Производится у трансформаторов мощностью 125 МВА и более (при наличии РПН - на основном и обоих крайних ответвлениях) после воздействия на трансформатор тока КЗ, превышающего 70% расчетного значения.

Не справился с поиском этого документа. Если есть возможность дайте более полное название или ссылку. В любом случае, этот документ меня натолкнул на мысли где можно поглядеть подобные требования, и вот что я нашёл:

СТАНДАРТ ОРГАНИЗАЦИИ ОАО «ФСК ЕЭС» СТО 56947007-29.180.01.116-2012 ИНСТРУКЦИЯ ПО ЭКСПЛУАТАЦИИ ТРАНСФОРМАТОРОВ

5.6.5 Для указанных в п. 5.6.4 автотрансформаторов, если начальное значение периодической составляющей тока КЗ на выводах СН при КЗ на стороне СН автотрансформатора превышает 0,8 допустимого тока Iдоп.гост трехобмоточного режима КЗ, рассчитанного по ГОСТ Р 52719 на основном ответвлении устройства РПН, следует выполнять мероприятия по изменению режима работы АПВ по п. 5.6.6.
5.6.6 Для ограничения числа опасных воздействий токов КЗ на обмотки трансформатор следует:
а) выбирать очередность включения выключателей при АПВ линии с таким расчетом, чтобы линия (если нет других ограничений) включалась с конца, противоположного подстанции, на которой установлен автотрансформатор;
б) если выполнение требований о включении автотрансформатора с конца, противоположного подстанции не представляется возможным, следует выполнить токовую блокировку устройства АПВ. Уставку максимальных реле тока выбирают по фактически допустимому току КЗ; для автотрансформаторов АТДЦТН-250000/500/110 по таблице 8 это значение равно 1,6 кА по стороне ВН.

26

Re: Резервные защиты ВН и СН АТ: АПВ?

BorisovDV пишет:

Если есть возможность дайте более полное название или ссылку.

Внешняя ссылка
Есть нормативный документ Минтопэнерго Украины "нормы испытания оборудования" СОУ-Н ЕЕ 20.302:2007
п 8.7. Во время эксплуатации испытания проводят после протекания через обмотки траансформатора тока КЗ 0,7 и больше от допустимого стандартами и ТУ...

27

Re: Резервные защиты ВН и СН АТ: АПВ?

Товарищи давайте все таки рассмотрим другую часть вопроса ( АПВ шин от АТ берем как данность).

При работе КСЗ СН с 3 выдержкой времени , нужно ли реализовывать запрет АПВ шин в этом случае???

28

Re: Резервные защиты ВН и СН АТ: АПВ?

Спартак Молодцов пишет:

Работа КСЗ СН с 3-й выдержкой времени это КЗ на шинах и отказ ДЗШ.

или исчезновение оперативного тока на собственных защитах отходящих линий.
Обязательно делайте запрет АПВ.  Во всяком случае как-т о объясните свои действия - что если работали эти защиты, значит где-то впереди что-то не сработало или отказало, подавая напряжение повторно мы усугубим ситуацию.

29

Re: Резервные защиты ВН и СН АТ: АПВ?

Спартак Молодцов пишет:

Отказ защит отходящих линий ликвидируется вторым действием резервных защит АТ на отключение вводного выключателя.
Третье действие резервных защит АТ - это КЗ либо на шинах, либо на ошиновке АТ, в зависимости от местных условий.

Бывало по-всякому. Все зависит от схемы сети. Это на Вашем объекте может быть отказ, а на других все правильно сработает и схема сети будет иная для защит АТ, включая напряжение на источниках оперативного тока.

30

Re: Резервные защиты ВН и СН АТ: АПВ?

Lekarь пишет:

Бывало по-всякому. Все зависит от схемы сети. Это на Вашем объекте может быть отказ, а на других все правильно сработает и схема сети будет иная для защит АТ, включая напряжение на источниках оперативного тока.

Распишем задачку
Дано:
АПВ В 110 АТ КОНШ,КС.
Сработали 1 и 2 выдержки времени, секция АТ отделена от остальных(у меня 4 секции 4 СВ,1 выдержкой делится 4 секции пополам,второй делится две секции пополам), 3 выдержка действует напрямую на отключение всего АТ .
1. КЗ на линии отказ линейного выключателя, Уров в ДЗШ, отказ ДЗШ (это N-2 - не рассматриваем) либо ДЗШ выведено (шанс есть но даже не хочу рассматривать).
2. КЗ на шинах отказ ДЗШ, шины обесточиваются с обратных концов транзитных линии защитами дальнего резервирования, своими СВ и В110 АТ(АТ отключается действеим 3 выдержки времени). После отключения со всех  этих сторон пускаются циклы АПВ. И в том числе от В 110 АТ
3. КЗ на ошниновке АТ (состав защит если штаны то ДЗОШ, если штанов нет то ДЗТ 2 комплекта!), отказ ДЗОШ/ДЗТ. Здесь почему бы не сделать АПВ???

31

Re: Резервные защиты ВН и СН АТ: АПВ?

Коллеги, а есть ли у кого на памяти примеры правильной работы резервных защит АТ на отходящем присоединении стороны СН при наличии ДЗШ и УРОВ, пусть даже выведенных? У меня есть единственный пример неправильной работы. Похоже, это - рудименты РУ РЗ довольно почтенного возраста (не уверен, что у меня в "твердом" виде есть, но поищу).

32

Re: Резервные защиты ВН и СН АТ: АПВ?

doro пишет:

Коллеги, а есть ли у кого на памяти примеры правильной работы резервных защит АТ на отходящем присоединении стороны СН при наличии ДЗШ и УРОВ, пусть даже выведенных

Было несколько лет назад КЗ на ВЛ-110 с отказом выключателя, УРОВ отключил СШ через ДЗШ, кроме В-110 АТ (цепь 33 от ДЗШ на отключение не была собрана), резервные защиты АТ отключили В-110 АТ со второй выдержкой.

Long Live Rock'n'Roll

33

Re: Резервные защиты ВН и СН АТ: АПВ?

Это уже теплее. Закладываемся на оперативную ошибку.

34

Re: Резервные защиты ВН и СН АТ: АПВ?

vpa61 пишет:

Распишем задачку
Дано:
АПВ В 110 АТ КОНШ,КС.
Сработали 1 и 2 выдержки времени, секция АТ отделена от остальных(у меня 4 секции 4 СВ,1 выдержкой делится 4 секции пополам,второй делится две секции пополам), 3 выдержка действует напрямую на отключение всего АТ .
1. КЗ на линии отказ линейного выключателя, Уров в ДЗШ, отказ ДЗШ (это N-2 - не рассматриваем) либо ДЗШ выведено (шанс есть но даже не хочу рассматривать).
2. КЗ на шинах отказ ДЗШ, шины обесточиваются с обратных концов транзитных линии защитами дальнего резервирования, своими СВ и В110 АТ(АТ отключается действеим 3 выдержки времени). После отключения со всех  этих сторон пускаются циклы АПВ. И в том числе от В 110 АТ
3. КЗ на ошниновке АТ (состав защит если штаны то ДЗОШ, если штанов нет то ДЗТ 2 комплекта!), отказ ДЗОШ/ДЗТ. Здесь почему бы не сделать АПВ???

Что Вы считаете ошиновкой АТ? Я считаю ошиновкой АТ это участки проводов (шин) между вводом на каждом напряжении АТ и до трансформаторного разъединителя выключателя этого АТ на данном напряжении.
Если у Вас повреждение на вводах АТ, то зачем АПВ? Угробите АТ. Причем в любом случае выполнения защит ДЗТ АТ, хоть только на встроенных в бушинги ТТ, хоть на дифзащите шинного моста (ошиновке) на каждом напряжении АТ.
По опыту ликвидации аварий могу сказать, что проще и быстрее получается восстановить схему, когда все погашено, чем погашено только участками, да еще и с работой резервных защит.
Под отказом ДЗШ что понимаете? - ДЗШ оказалась выведена или не отключились некоторые из выключателей?

35

Re: Резервные защиты ВН и СН АТ: АПВ?

Lekarь пишет:

Что Вы считаете ошиновкой АТ? Я считаю ошиновкой АТ это участки проводов (шин) между вводом на каждом напряжении АТ и до трансформаторного разъединителя выключателя этого АТ на данном напряжении.
Если у Вас повреждение на вводах АТ, то зачем АПВ? Угробите АТ. Причем в любом случае выполнения защит ДЗТ АТ, хоть только на встроенных в бушинги ТТ, хоть на дифзащите шинного моста (ошиновке) на каждом напряжении АТ.
По опыту ликвидации аварий могу сказать, что проще и быстрее получается восстановить схему, когда все погашено, чем погашено только участками, да еще и с работой резервных защит.
Под отказом ДЗШ что понимаете? - ДЗШ оказалась выведена или не отключились некоторые из выключателей?

Ну давайте оспорим типовые решения........
ДЗО и ДЗШ работают с АПВ??!!
Назначение КСЗ СН АТ какое??? Дальнее резервирование защит линий,СВ и ДЗШ .
Мы рассматриваем именно в ключе резервных защит,они по своему принципу не могут обладать абсолютной селективностью, поэтому и применяется схема деления и АПВ разрешается (кроме случаев когда КРУЭ, кабели и другие тех примочки).

Вот я описал развитие и локализацию аварийного процесса по своему пониманию,тут вы меня можете исправить.
Самый ключевой вопрос это рассмотрение на реальном примере,тогда мы бы все оценили и скорректировали понимание течения аварии.

Под отказом имелось ввиду что условия для срабатывания защиты были,но она не сработала. Можно допустим принять как ДЗШ оперативно выведена.
Главное в задачке 3 места коротких, плюс условия работы резервной защиты (а это очень непросто)))), с учетом соблюдения условия N-1, т.е. допускаем отказ или неправильную работу только в одном месте одной защиты.
Ну по другому условий для работы резервных защит не будет, с выдержкой срабатывания до 4-7 секунд!!!!!