21

Re: Постоянный оперативный ток: ИБП в ШОТ

есть смысл подумать о резервировании батарей от парочки БПНС + БПТ и на объектах с постоянным опертоком.

БПНС тут лишний. Если только стовольтовый, с питанием от ТН высшего для ПС напряжения..

22

Re: Постоянный оперативный ток: ИБП в ШОТ

С одной стороны, конечно, лишний если жив подзарядник. Если подзарядник помер, то БПНС все-таки еще один резерв

23

Re: Постоянный оперативный ток: ИБП в ШОТ

evdbor пишет:

. Если подзарядник помер, то БПНС все-таки еще один резерв

Держу в запасе пару БПНСов на такой мерзкий случай. smile  Подзарядник-то на подстанции не один. Если один помрет, можно притащить БПНС и подключить для поддержки боевого духа.

Добавлено: 2011-01-12 12:11:31

Если позарядный агрегат советский или постсоветский - то починить его не так уж и сложно. Это с Беннингом ничего не сделаешь... sad

24

Re: Постоянный оперативный ток: ИБП в ШОТ

Мне кажется, существуют отдельные проблемы, которые имеют различные решения:

1. Обеспечение надежного срабатывания выключателей в ситуации, когда остается только один подзарядник. На рынке присутствует много типов подзарядников с предельным током 30, 100, 300А. На некоторых подстанциях, при включении сразу многих выключателей 30 амперного подзарядникак иногда не хватает даже при наличии нормального питания со стороны переменного тока. В этом случае можно утстановить более мощный подзарядник или использовать конденсаторы большой емкости (1500 мкф. 450 В) с диодом и предохранителем, в цепях питания постоянного тока возле каждого выключателя. Эти же конденсаторы позволяют включать выключатели при пропадании (глубокой посадке)переменного тока. Такие же конденсаторы можно и возле МП защит устанавливать.

2. Вторая проблема - нарушения в цепи постоянного оперативного тока на необслуживаемой подстанции, когда необходимо в аварийной ситуации (при отсутствии переменного тока) производить оперативные переключения с удаленного диспетчерского пункта. В этом случае при наличии проблем с батареей подстанция становится неуправляемой.

3. Третья проблема - контроль целостности цепи постоянного тока. Эта цепь может быть нарушена вследствие перегоряния предохранителя, нарушения контакта в мостиках, соединяющих последовательно банки, а также внутри самой банки. В батарее на 220-230 В таких последовательных мостиков более сотни и нарушение контакта даже в одном из них приводит к полному пропаданию опертока. Существуют специальные приборы для контроля целостности цепи батареи, работающие на разных принципах: здесь и контроль переменной составляющей на шинах постоянного тока, и контроль импеданса цепи батареи, и контроль тока в цепи батареи.

25

Re: Постоянный оперативный ток: ИБП в ШОТ

observer пишет:

контроль целостности цепи постоянного тока. Эта цепь может быть нарушена вследствие перегоряния предохранителя, нарушения контакта в мостиках, соединяющих последовательно банки, а также внутри самой банки.

Вспомнился случай давний, как-то раз нашёл случайно. С утра просматривал осциллограммы КЗ в сети 110кВ, вроде всё правильно линия котрая нужно отключилась с двух сторон с успешным АПВ. На всякий случай начал смотреть осциллограммы с прилегающей сети. И на одной ПС передатчики ДФЗ  выдавали странный сигнал совершенно  не сообразующийся с манипуляцией,  начал смотреть дальше, и увидел на ШУ всего 150 Вольт в момент КЗ и просадки напряжения в сети 110кВ.
Позже оказалось внутри одной банки контакт пропал. Помню ещё кондёры ставили мощные у защит на этой ПС, потом вроде там АКБ заменили.

26

Re: Постоянный оперативный ток: ИБП в ШОТ

Да, такие явления имеют место быть. Основными приборами, контролирующими состояние цепи батареи до недавнего времени были модули riple (переменной составляющей) фирмы BENDER. Поскольку зарядное устройство производит этот самый riple , а батарея его сглаживает (то есть поглощает), то при нарушении контакта батареи с шинами (или контакта внутри батареи), уровень riple возрастает, что и фиксировалось прибором. В последнее время производители зарядных устройств стали устанавливать на выходе зарядников сглаживающие конденсаторы огромной суммарной емкости (десятки-сотни тысяч микрофарад), что привело к существенному снижению riple в выходном напряжении.  Теперь приборы фирмы BENDER уже не помогают. Пришлось разрабатывать свой собственный прибор, работающий на другом принципе, который успешно эксплуатируется вот уже полгода на четырех подстанциях. Если кого интересует, могу рассказать подробнее.

27

Re: Постоянный оперативный ток: ИБП в ШОТ

Коллега, дак показывайте, имхо, всем интересно

28

Re: Постоянный оперативный ток: ИБП в ШОТ

http://rzia.ru/extensions/hcs_image_uploader/uploads/0/2000/2153/thumb/p15n42nnu1eer99o17nj1nogp2s1.jpghttp://rzia.ru/extensions/hcs_image_uploader/uploads/0/2000/2153/thumb/p15n42osqm1ng917ars6l4b41p6h2.jpg

Получив задание разработать прибор для постоянного мониторинга целостности цепи АБ я пришел к выводу о том, что наиболее простой и эффективный способ - это контроль тока в цепи батареи.  В цепи исправной батареи всегда протекает ток: или от батареи к шинам, или от зарядника к батарее. При хорошей батарее этот ток может быть очень маленьким (200 - 300 мА). Снижение тока до величины меньшей 50 - 100 мА (вплоть до нуля) может означать лишь появление проблемы в цепи батареи. В то же время, при достаточно большой нагрузке или зарядке батерии после ее разряда ток может доходить до десятков ампер. Возникла чисто техническая проблема отслеживания токов, протекающих в обоих направлениях и изменяющихся в пределах от долей ампера до десятков ампер. Пришлось проработать множество вариантов контроллеров и датчиков тока, способных надежно работать в таких условиях (от датчиков Холла до диодов Шоттки). Оказалось, что самым надежным и стабильным вариантом является обыкновенный шунт 80А/60 мВ в цепи батареи и небольшой высокочувсвтительный  контроллер типа MSCI-ABS, выдающий сигнал (сухой контакт) при снижении тока ниже 100 мА. При токах в доли ампера падение напряжения на шунте составляет микровольты, но это не страшно, так как очень низкое сопротивление шунта предотвращает влияние помех. Хотя, конечно, желательно устанавливать шунт поближе к контроллеру и соединение выполнять витой парой. Схемы включения и внешний вид - на рисунках. Четыре экземпляра устройства надежно работают уже пол года.

29

Re: Постоянный оперативный ток: ИБП в ШОТ

Спасибо за инфу!
все 4 -е станции были одинаковы?
Надо ли проводить каждый раз расчёт связки "шунт+контроллер"?
Нужно ли проводить, грубо говоря, живое испытание, т.е отключать, скажем одну банку...

30

Re: Постоянный оперативный ток: ИБП в ШОТ

grsl, Отвечаю на Ваши вопросы:

1. Подстанции были разные, батареи тоже разные, но все на 230В и близкой емкости, хотя и в разном техническом состоянии. Ток потребляемый в режиме постоянного подзаряда полностью заряженной батареей на первой ПС был около 700 мА, а на других уже около 300. Поэтому я выбрал с запасом минимальный ток срабатывания контроллера - около 150-100 мА 
2. Нет, никаких расчетов проводить не нужно, поскольку контроллер настраиваемый (с помошью отвертки). Просто нужно понимать, что чем на больший ток расчитан шунт, тем на более высокую чувствительность должен быть настроен контроллер, что не желательно. И наоборот, если выбрать шунт на меньший ток, например 60А/75 мВ, то сигнал, поступающий на вход контроллера будет более мощным.
3. Нет, отключение одной банки производить не нужно (все банки включены последовательно!), а вот отключить кратковременно со щита на несколько секунд всю батарею, чтобы удостовериться, что все работает - желательно, и я так и делал во всех случаях.

31

Re: Постоянный оперативный ток: ИБП в ШОТ

стоит упс уже лет 10ть. голова не болит совсем.
только вовремя менять аккумуляторы надо. и перед установкой упса прикинуть потребелние. у тавриды вроди конденсаторы вкл/откл постоянно подкачивались.

32

Re: Постоянный оперативный ток: ИБП в ШОТ

evdbor пишет:

Кто бы спорил. Просто надо понимать, что герметичные аккумуляторы, даже в кондиционируемом помещении служат не более 10 лет. Речь идет о качественных и недешевых аккумуляторах.

Это не совсем так. По классификации Европейской ассоциации прозводителей аккумуляторов герметичные аккумуляторы с маркировкой LL (Long Life) служат не менее 12 лет. А это не так уж и мало. Вообще-то срок службы любых аккумуляторов очень сильно зависит от правильной эксплуатации. При неправильной эксплуатации даже негерметичные аккумуляторы Планте можно запороть за 5 лет (при максимальном нормированном сроке службы 20-25 лет).

33

Re: Постоянный оперативный ток: ИБП в ШОТ

Владимир. Не знаю, как в Израиле, но в России на энергообъектах, подведомственных ФСК, просто в директивном порядке  обязывается ставить АБ открытого типа. В Украине, например, даже для магистральных ПС сверхвысокого напряжения таких директив нет. Но как-то еще с прежних времен на крупных ЭС и ПС НЭК Укрэнерго стоят открытые АБ.
Я не склонен оспаривать герметичные АБ. Тем более, что в наших почти  "родных"  ШОТ РЗА-Системз применяют как раз гермет. АБ, которые, если они лучших производителей, давно работают и без проблем. Только, я так понимаю, что проблема в контроле состояния банок. Герм. АБ и вправду невозможно визуально контролировать. Не было бы других, вопрос изчез бы. Но есть открытые АБ, и есть предмет спора.

Делай , что должен, и будь, что будет

34

Re: Постоянный оперативный ток: ИБП в ШОТ

lik пишет:

Владимир. Не знаю, как в Израиле, но в России на энергообъектах, подведомственных ФСК, просто в директивном порядке  обязывается ставить АБ открытого типа...

Леонид, У нас тоже на подстанциях и электростанциях используют так называемые "заливные" (flooded)  аккумуляторы (слово "открытые" не очень корректно, так эти аккумуляторы на самом деле никакие не открытые, а заливные аккумуляторы со специальными рекомбинационными пробками вообще являются необслуживаемыми и не выделяют газов)

lik пишет:

ШОТ РЗА-Системз применяют как раз гермет. АБ, которые, если они лучших производителей, давно работают и без проблем. Только, я так понимаю, что проблема в контроле состояния банок. Герм. АБ и вправду невозможно визуально контролировать. Не было бы других, вопрос изчез бы. Но есть открытые АБ, и есть предмет спора.

У нас герметичные аккумуляторы используются в ИБП и в электропитании систем связи.
Никакой необходимости в визуальном контроле АБ нет. Они контролируются не визуально, а по ряду параметров (напряжение, внутреннее сопротивление, емкость), измеряемых с помощью специальных приборов. По этим параметрам и оценивается состояние АБ как заливных, так и герметичных.

35

Re: Постоянный оперативный ток: ИБП в ШОТ

observer пишет:

Оказалось, что самым надежным и стабильным вариантом является обыкновенный шунт

Если не ошибаюсь в выпрямителях Gutor серии SDC такое решение используется.

lik пишет:

... что проблема в контроле состояния банок

В моей скромной практиве был случай когда одна из гелевых банок (практически новая, не самая дешевая) "запузырилась" сопротивление выросло и вся батарея вышла на время из строя.
На крупных ПС и ЭС в Германии предпочтение пока отдают батареям типа GroE - "открытого" типа устанавливая на них системы рекомбинации водорода делая их таким образов мало-обслуживаемыми.
Воду в такие батареи нужно доливать 1 раз в 1-2 года в зависимости от режима.

36

Re: Постоянный оперативный ток: ИБП в ШОТ

observer пишет:

Оказалось, что самым надежным и стабильным вариантом является обыкновенный шунт 80А/60 мВ в цепи батареи

принципиально нового ничего нет,на старых ПС в цепи батареи устанавливались последовательно два шунта,приблизительно 300 и 75 А со своими измерительными приборами,чувствительный шунт закорачивался кнопкой,которую дежурные нажимали для контроля/целостности цепи тока подзаряда АБ

37

Re: Постоянный оперативный ток: ИБП в ШОТ

Dmitriy пишет:

На крупных ПС и ЭС в Германии предпочтение пока отдают батареям типа GroE - "открытого" типа устанавливая на них системы рекомбинации водорода делая их таким образов мало-обслуживаемыми.

Вообще-то говоря, GroE - это вид аккумулятора с положительным электродом типа Plante.

Есть несколько видов рекомбинационных пробок. Есть простые, возвращающие обратно лищь пары воды, а есть и более сложные, содержащие катализатор. По заверениям производителей рекомбинационных пробок (в частности, немецкой Hoppeke), содержащих катализатор, превращающий водород и кислород в воду, аккумуляторы, снабженные такими пробками, вообще не требуют доливки воды в течение всего срока службы батареи.

Добавлено: 2012-11-03 12:19:28

scorp пишет:

принципиально нового ничего нет,на старых ПС в цепи батареи устанавливались последовательно два шунта,приблизительно 300 и 75 А со своими измерительными приборами,чувствительный шунт закорачивался кнопкой,которую дежурные нажимали для контроля/целостности цепи тока подзаряда АБ

Новое заключается в автоматическом, а не ручном,  контроле целостности цепи батареи и в выборе наилучшего варианта устройства, реализующего такой автоматический контроль, из множества возможных вариантов.

38

Re: Постоянный оперативный ток: ИБП в ШОТ

Dmitriy пишет:

Если не ошибаюсь в выпрямителях Gutor серии SDC такое решение используется.

В выпрямителях (зарядно-подзарядных агрегатах) шунты используются в ситеме измерения тока заряда для автоматического ограниченния уровня этого тока при работе на разряженную батарею.

39

Re: Постоянный оперативный ток: ИБП в ШОТ

observer пишет:

автоматический контроль, из множества возможных вариантов.

множество вариантов мне неизвестно(если говорить о принципах),но больше нравиться вариант постоянного измерения "+" - ср.точка, "- " - ср.точка АБ

40

Re: Постоянный оперативный ток: ИБП в ШОТ

scorp пишет:

множество вариантов мне неизвестно(если говорить о принципах),но больше нравиться вариант постоянного измерения "+" - ср.точка, "- " - ср.точка АБ

Варианты описаны здесь:
Внешняя ссылка

То, о чем Вы написали, относится к контролю изоляции системы постоянного тока, а не к контролю целостности цепи батареи.