1

Тема: МЭК 61850-8-1 и 60870-5-103. Проблемы совместимости.

Уважаемые коллеги!
Сам я совсем начинающий АСУшник и еще более начинающий проектант АСУ ПС)
У нас с коллегами возникла проблемка, решил спросить,может кто-то подскажет решение.
Проблема в следующем:
есть одна ПС на 500кВ, которую нам по программе ФСК поручено модернизировать.
От нас ожидается создание станционной шины по 61850.
Все терминалы РЗА будут Сименс, соединены с помощью оптики по 61850.
Но ВОЛС между этой ПС и другими есть не везде,поэтому есть необходимость ставить терминалы ДФЗ.
А прелестные производители дают только протокол 60870-5-103 и тот по Ethernet'у.
Вопрос,как бы нам связать все РЗА в одну систему,чтоб все терминалы обменивались инфой?
Нет никаких конвертеров протокола? Или может есть еще какое то решение?
Никто не сталкивался?

2

Re: МЭК 61850-8-1 и 60870-5-103. Проблемы совместимости.

Коллега, надо быть более чётким в определениях вопроса, бо не совсем понятно.
У вас на всей подстанции будет несколько реле не имеющих протокола 61850, что называется native.

Вам нужна инфа на уровень АСУ-СКАДА или инфа для передачи GOOSE?

Вполне допускаю что сам по себе конвертор протоколов существует ( вопрос есть ли такой в Сименсе), но глубоко сомневаюсь что он будет подерживать GOOSE messages.

В первом приближении, чтобы я сделал, рядом с ДФЗ установил бы реле Siemens с native IEC61850 и проводами передал бы ему инфу с ДФЗ и уже от реле Сименса завёл бы инфу на станционую шину.
имхо, будет и дешевле и проще.

3

Re: МЭК 61850-8-1 и 60870-5-103. Проблемы совместимости.

Если вам нужно затащить терминал ДФЗ в вашу АСУ ТП по 103, Вы просто в Sicam PASе (если вся релейка на Сименсе, то АСУ, логично, тоже на сименсе) открываете интерфейс 103 Master и будете собирать информацию с ДФЗ. Будут вопросы пишите!)

4

Re: МЭК 61850-8-1 и 60870-5-103. Проблемы совместимости.

Спасибо за ответы!
В том и проблема,что просто в SCADA получить значения по 103 не есть проблема совсем)
Хотелось бы,чтобы это ДФЗ общалось с остальными терминалами...по GOOSE это уже не получится,как я понял(

grsl пишет:

У вас на всей подстанции будет несколько реле не имеющих протокола 61850, что называется native.

что значит native? мне это определение просто не знакомо. Будут несколько реле(Арева, Бреслер или Экра) ДФЗ. Но все они поддерживают только такие протоколы:
> Courier (K-Bus)
> Modbus RTU
> IEC60870-5-103.

grsl пишет:

В первом приближении, чтобы я сделал, рядом с ДФЗ установил бы реле Siemens с native IEC61850 и проводами передал бы ему инфу с ДФЗ и уже от реле Сименса завёл бы инфу на станционую шину.
имхо, будет и дешевле и проще.

Можно поподробнее описать этот способ?

5

Re: МЭК 61850-8-1 и 60870-5-103. Проблемы совместимости.

Courier (K-Bus), протокол который имхо уже сам Алстом не используют.

native означает натуральный, т.е терминал разработан в соответствии с стандартом МЭК61850, а не с внешним преобразователем.

Что я имею ввиду, для начала какую инфу вы хотите передать на шину от ДФЗ, напишите несколько желательных сигналов, скорее всего это дискретная инфа.

103 протокол для реле Сименс, Алстом и для их СКАДы стандартный протокол, вот Модбаса в СКАДе Сименса по моему нет, но надо проверить.

6 (2012-04-27 13:27:13 отредактировано more)

Re: МЭК 61850-8-1 и 60870-5-103. Проблемы совместимости.

Вообще то, и АРЕВА, и ЭКРА уже поддерживают 61850. Скада Сименса поддерживает ModBus RTU.
А вот чтобы найти конвертор на протокол 61850 - что то новое... Такие еще нигде не встречались.
Ставить дополнительно еще один терминал для связи ДФЗ и остальных терминалов, наверное слишком шикарно. Не проще использовать тогда для этого терминал резервных защит, он то наверное имеет протокол 61850, обычно же это или тот же Сименс или АВВ.

7

Re: МЭК 61850-8-1 и 60870-5-103. Проблемы совместимости.

Уважаемый more
Не дадите ссылочку на эти устройства? Я лично не смог найти.

Склоняемся как раз сейчас к решению поставить к ДФЗ еще термнал ДЗЛ для передачи в сеть сигнала и с расчетом на дальнейшую модернизацию ПС и прокладки ВОЛС.

8

Re: МЭК 61850-8-1 и 60870-5-103. Проблемы совместимости.

Конвертеры протоколов тут.

www.kalkitech.com

Внешняя ссылка

Но я бы отказался от 61850 в данном проекте.

РОССИЯ, Санкт-Петербург, www.i-mt.net

9

Re: МЭК 61850-8-1 и 60870-5-103. Проблемы совместимости.

не так просто спросил о количестве сигналов от ДФЗ smile.
иногда в резервной защите может не быть достаточного количества входов.
кроме того может быть решение: один терминал с 61850 на несколько ДФЗ.

по поводу Калки...раз попытался, но отказался, но давно, они делают конвертеры протоколов под всё.

есть ещё решения, но надо видеть всю картину...

насколько помню у Бреслера есть SPA протокол, а у АББ есть такой конвертер в 61850...

а кстати коллега не сказал чьих СКАДА будет.

10

Re: МЭК 61850-8-1 и 60870-5-103. Проблемы совместимости.

Спасибо!
Натыкался на эти конвертеры,но как понял гус-файлы все равно не получится отдавать этим ДФЗ,так что в этих конвертерах смысла нет.

Так в том и дело,что без 61850 вообще никак)
Мы еле объяснили заказчику что то,что он хочет,а хочет он ни много ни мало 9-2le,не реализовать без полномасштабного переоборудования ПС. Максимум что мы можем им обещать это 8-1. И то всю картину портит ДФЗ...

11

Re: МЭК 61850-8-1 и 60870-5-103. Проблемы совместимости.

Пригласите заказчика сюда, ему тут быстро вправят мозги .

12

Re: МЭК 61850-8-1 и 60870-5-103. Проблемы совместимости.

К вопросу скада еще не подходили вплотную)
Пока проект в стадии отр,поэтому рано еще о ней говорить. Но я хотел бы сименс,т.к. все терминалы сименс.

А про способ с бреслером и абб интересно,можно подробнее?
Если ДФЗ бреслера настроить под протокол spa,подвязать к конвертеру абб на 61850,что я с него смогу забрать? И будут ли приниматься/передаваться гуси-лебеди?

13

Re: МЭК 61850-8-1 и 60870-5-103. Проблемы совместимости.

Интересно получается, народ пытается определить свойства оборудования по слухам.
Не проще ли обратиться к производителям, телефоны то не секретные.
Пара ДФЗ с КСЗ и ОАПВ для 500 кВ с 61850-8 (без 9.2) имеется в МЭС ЮГА.
Они ведь как то нашли и купили.

14

Re: МЭК 61850-8-1 и 60870-5-103. Проблемы совместимости.

Странно получается, хотите реализовать  61850, но при этом закладываете терминалы со 103 и модбасом. А все-таки какие сигналы хотите запустить по GOOSE?

15

Re: МЭК 61850-8-1 и 60870-5-103. Проблемы совместимости.

Реле P547 (ДФЗ) от Альстом (бывшая АРЕВА) имеет интерфейс МЭК61850.
По поводу конверторов - контроллер присоединения С264 (часть системы PACiS) умеет собирать данные по 103-ему протоколу (и практически по всех другим историческим протоколам) и конвертировать в МЭК61850.
Так что все зависит от конкретного производителя реле и АСУ ТП.

Oleg Bagleybter

16

Re: МЭК 61850-8-1 и 60870-5-103. Проблемы совместимости.

Странно получается, хотите реализовать  61850, но при этом закладываете терминалы со 103 и модбасом. А все-таки какие сигналы хотите запустить по GOOSE?

Как минимум сигналы об отключении с противоположного конца. Извините,я просто в релейке пока понимаю также как в судостроении)
Хотим то мы 61850,но есть еще линии с ВЧ,поэтому приходится ставить ДФЗ.

17

Re: МЭК 61850-8-1 и 60870-5-103. Проблемы совместимости.

Реле P547 (ДФЗ) от Альстом (бывшая АРЕВА) имеет интерфейс МЭК61850.

А есть какая то ссылка на офф.информацию?
Просто его как раз и смотрели,указано в проспекте,что только 103.
Если он действительно поддерживает 61850,тогда и проблем уже не будет)

18

Re: МЭК 61850-8-1 и 60870-5-103. Проблемы совместимости.

Все,нашел! Спасибо!

19

Re: МЭК 61850-8-1 и 60870-5-103. Проблемы совместимости.

sad
Несмотря на заявленое соответствие,организация GOOSE между двумя различными производителями
может оказаться серьёзной технической проблемой.

я бы не коменд использовать такое решение.
просто подключение к АСУ другое дело.

снова и снова возвращаю вас к своей коменд по промежуточному терминалу.

ну а решать вам.

20

Re: МЭК 61850-8-1 и 60870-5-103. Проблемы совместимости.

Я думаю GOOSE не лучший способ передачи такого типа сигнала. Если хотите можете поэкспериментировать, предварительно изучив рекомендации производителей по использованию Goose сообщений и времени их доставки. Такой сигнал от ДФЗ, пока, лучше только контрольным кабелем.