1 (2012-05-25 14:16:39 отредактировано Dnestr)

Тема: Квалификация современного инженера РЗА

Alan пишет:

После этого и родился в "РАО ЕЭС" всем известный приказ №366 "О дополнительных мерах по укреплению служб РЗА"

Эти рекомендательные меры я помню с 70-80 х годов. А воз и ныне там. Не нужны нынешним менеджерам "чистые" релейщики. Им нужны именно универсалы, которые могут сделать так, что бы всё работало без перерыва и не только по по причине работы защит. Это относится в большей мере к таким отраслям как нефте и газо добыча, химические и металлургические производства (ну другие....) да и в сетях к этому придёт, раз министры табуреткины.....Этому способствует внедрение МП защит - их вылизывать не надо (контакты, зазоры....) Вон Слава мотается по всей стране (хоть и не большой) и еще в другие страны успевает. Релейщиков на квадратный километр в будущем будет меньше....я так думаю.....

2

Re: Квалификация современного инженера РЗА

ОФФ.
В новых сообщениях интересная последовательность списка получилась:
- Требуется новый релейщик;
- В Питере требуются релейшики;
- Аварийность новіх электростанций растет.

Делай , что должен, и будь, что будет

3

Re: Квалификация современного инженера РЗА

Согласен с Dnestr.
ИМХО, МП-защыты это конечно круто, но мне кажется с ними несколько теряешь квалификацию в эксплуатации, тем более ФСК хочет перевести их проверку не по стандартному циклу восстановления 6 лет, а "по состоянию". Да и разработчики говорят - проверять программную часть - это проверять производителя. При наладке сделали раз, а потом только уставки меняйте. Через лет 10 старых "электромехаников" не останется, а "цифровиков" будет мало и они будут тупеть. Может я в чем ошибаюсь, дай Бог.

4

Re: Квалификация современного инженера РЗА

senior пишет:

ИМХО, МП-защыты это конечно круто, но мне кажется с ними несколько теряешь квалификацию в эксплуатации, тем более ФСК хочет перевести их проверку не по стандартному циклу восстановления 6 лет, а "по состоянию".

Не имеет смысла стоять на пути прогресса - не заметит, сметет на обочину. Электромеханика - прекрасна, работа с нею (сужу только по личному опыту работы с нашими уездными реле), доставляет порою удовольствие, сравнимое разве что с интеллектуальным оргазмом. Возможно, Электромеханика будет с нами рядом, до конца наших дней, но, полагаю, в конечном итоге, дни её сочтены.
Эдисон сказал, в общем-то, не так давно: "Мы сделаем электричество настолько дешевым, что пользоваться свечами смогут позволить себе только состоятельные люди!"
Мир РЗА на наших глазах переходит из отрочества в юность, со всеми сопутствующими подростковыми "болезнями роста".. Я совершенно не согласен с крикливым  г-ном Гуревичем-Электромеханическим..

Швайцер еще в начале  90-х годов заявил о бессмысленности проверки мозговой части МП реле (или, как их модно сейчас называть,  МП Терминалов).
МП самотестируется в режиме реального времени, его уставки не "уплывают" со временем, и, если что не так - то даст нам немедленно знать о своем  недомогании, либо аппаратно, через ALARM  контакты, либо программно, через средства коммуникации - и прямо на экран Диспетчера. Так, во всяком случае обстоят дела у нас.
При этом - по положению, интервал проверки МП у нас составляет ТРИ года. Подходы в разных компаниях могут значительно отличаться, впрочем.

В проверку входит следующее:

- Общее состояние реле на момент проверки (команда СТАТУС аналогична телеметрии со спутников)
- Сравниваются базы данных на Главном Сервере с уставками в реле (разумеется с помощью компьютера). Расследуются расхождения, буде таковые выявлены, а это случается..
- Проверяются Control INPUTS
- Проверяются Control OUTPUTS
- Подавая ток и напр. на соотв. входа - проверяем, что реле "видит".
- В отдельных случаях проверяем работу коммуникационной компоненты
И это всё.

Коллега Senior, я не верю в то, что релейщики отупеют, просто релейка станет ( и уже становится) другой.
В определенный момент наступит пресловутый "переход количества в качество" и мы сыграем похоронный марш нашим любимым серебряным контактам, и выпьем за упокой..

Я предатель своей родины, я продался за жвачку, гамбургер и виски, простите меня, пожалуйста!!!

5

Re: Квалификация современного инженера РЗА

Предлагаю закончить тему данной вакансии и начиная с поста №46 перенести тему с новым названием "Квалификация современного инженера РЗА" куда-нибудь в район пересечения РЗА и АСУ ТП.

Присоединяйтесь!!! Мы в социальных сетях и на Ютуб.

6

Re: Квалификация современного инженера РЗА

А коллеге Александру США  большая просьба чаще освещать состояние РЗА "за бугорком", м.б. открыть спец.тему " ..а у нас на американ".Заранее благодарен.

7

Re: Квалификация современного инженера РЗА

рзделил и перенёс в свободное общение.
по просьбе трудящихся востока

8

Re: Квалификация современного инженера РЗА

я очень коротко.
если кого зацеплю, просьба не обижаться, это не личное.

к сожалению я не понимаю в чьём мозгу или чьих мозгах родилась это бредятина по поводу ненужности высокого уровня современого релейщика. БСК-бред сивой кобылы.
уже на форуме ломали по этому поводу копья.
уходит ( не у всех) электромеханика и статика, а знаний нужно всё больше и больше.
а людей всё меньше и меньше.
кто решил, что релейщик это пианист, БСК, в время ЭМ были релейщики, чьей работой было подгибать контакть и звонить провода, а также огромной отвёрткой прожимать клеммы.

не помню, чтобы кто то пострадал что исчезли специальности: кочегар, истопник, извозчик и т.п.
ремонт механически часов.....думаю на наш 250тыс город можно будет найти человек 5.....
сапожник и техник телевизоров уже экзотика....из рук в руки телефон их передают, как ценость...

9 (2012-05-26 16:52:26 отредактировано senior)

Re: Квалификация современного инженера РЗА

Спасибо Слава за тему)) Я работник Западной Сибири, для тебя конечно Востока))))

grsl пишет:

не понимаю в чьём мозгу или чьих мозгах родилась это бредятина по поводу ненужности высокого уровня современого релейщика. БСК-бред сивой кобылы.

Я тоже не понимаю. Вероятно, рыба гниет с головы. По поводу министров я говорил уже.
Все-таки условно разделю, если ни у кого нет возражений, релейщиков на цифровиков (особливо молодых) и электромехаников или "бывалых".
Ведь многие, особенно пришедшие в большую энергетику сейчас, столкнулись только с цифрой. И электромеханика для них - прошлый век. А микроэлектроника-полупроводники - переходный процесс, сложившийся исторически по ходу техпрогресса. И для некоторых из них, как мне тут сказал один уважаемый инженер, лезть в шкаф руками (не через АСУ) - это "дедовскими методами"..!!..)) Ну вот не будем мы проверять алгоритмы ДЗ в МПРЗА - и ведь забудем характеристики зон, годографы, зоны нагрузки и зоны КЗ и т.п. А тенденция именно "не проверять" программную часть РЗА. Ну ладно, есть кабельная связь, токовые цепи и цепи напряжения - но ведь и этого не станет - будет оптика. И никаких ВАФов не будет. Будем только землю искать в постоянном токе и обеспечивать электромагнитную совместимость (ЭМС)? Или этого не произойдет? Ну а зачем эксплуатации знать алгоритм, если его не проверять?

10

Re: Квалификация современного инженера РЗА

grsl пишет:

а знаний нужно всё больше и больше.

Это точно, + не только знаний, но и соответствующего опыта. Причем при таком разнообразии современной техники получить такой опыт становится все труднее. Опыт, конечно, у каждого свой: кому уставки вбить, а кому надо и конфигурацию поменять.
Но, как мне кажется, знания и опыт преумножаются быстрее под руководством опытных наставников, а вот их сейчас действительно дефицит. Такое чувство, что кто-то выхватил из цепочки релейщиков людей, кто на 10-15 лет старше меня:)

11

Re: Квалификация современного инженера РЗА

cambric пишет:

одному уставки вбить, а кому надо и конфигурацию поменять

Это дело эксплуатации, а значит одно без другого - никак.

12

Re: Квалификация современного инженера РЗА

cambric пишет:

...Такое чувство, что кто-то выхватил из цепочки релейщиков людей, кто на 10-15 лет старше меня

А это действительно "мертвая зона". Поколение, должное стать специалистами в начале - середине 90-х годов оказалось незатребованным. Как-то с одной женщиной, в то время дежурной по подстанции 220/110 кВ (красный диплом, сейчас начальник той подстанции) разговорился, вспомнили одного знакомого мне ее однокашника. А остальные? Да нас только двое в энергетике и прижилось. Остальные - в торговле.
Так что из девяностовеселых годов сохранились как релейщики единицы. Но и середнячков среди них нет. Как правило, люди энергичные и сильные специалисты. Или сидящие в тени неудачники. Но где же сильных на всех напасешься? Вот и получился огромный разрыв поколений, который приходится наверстывать.

13

Re: Квалификация современного инженера РЗА

cambric пишет:

Но, как мне кажется, знания и опыт преумножаются быстрее под руководством опытных наставников, а вот их сейчас действительно дефицит. Такое чувство, что кто-то выхватил из цепочки релейщиков людей, кто на 10-15 лет старше меня:)

И совсем печально когда по-просту нет этих самых наставников..

14

Re: Квалификация современного инженера РЗА

или нет самих наставляемых. когда на замену непутёвому коллеге приходит новый и ты начинаешь всё что знаешь выкладывать на блюдечке, а он....как серпом это желание обрезает...тяжко

Под лежачего инженера коньяк не течёт

15 (2012-05-26 21:55:10 отредактировано senior)

Re: Квалификация современного инженера РЗА

Институт наставников себя исчерпал. Как я обозначил - электромеханик - будет наставлять цифровика?.. Чему?..
Не буду повторяться про цепи тока-напряжения. Это касается и проектантов и наладчиков и эксплуатацию.

16

Re: Квалификация современного инженера РЗА

doro пишет:

Вот и получился огромный разрыв поколений, который приходится наверстывать.

У проектантов это острее (я так думаю)   Вызвали меня как то в проектный институт в Питере ( в начале 90 х) для согласования. В огромном здании несколько комнат занимали собственно проектанты, а остальные были сданы под какие то ларьки....Из разговора руководителя проекта с подчиненными я понял, что они не согласны приезжать на работу каждый день - зарплаты не хватит на проезд...Думаю в те времена много опытных проектантов ушли и не вернулись

17

Re: Квалификация современного инженера РЗА

Какие наставники? Вы о чем? Лучший наставник - книга, мануал, прогрузочное устройство и само реле. Релейщик учится всю жизнь: мне уже за...., а я все учусь, указанным выше способом. Иногда, чтобы проконтролировать себя, переспрашиваю других, но это  больше для самоконтроля. А вообще, лучший мотиватор: хорошая (лучше, чем у других) зарплата, тогда и придут лучшие из лучших... Идея потерялась в  середине 80-х.....

18

Re: Квалификация современного инженера РЗА

senior пишет:

Как я обозначил - электромеханик - будет наставлять цифровика?.. Чему?..

Проект, о котором я упомянул в предыдущем посте, был именно по внедрению МП защит. "Электромеханики" не стояли в стороне при внедрении МП защит.

19

Re: Квалификация современного инженера РЗА

senior пишет:

электромеханик - будет наставлять цифровика?.. Чему?..

логике построения отечественных защит

мое отношение к окружающим зависит от того,с какой целью они меня окружают

20 (2012-05-27 07:54:33 отредактировано Dnestr)

Re: Квалификация современного инженера РЗА

В начале 80 уже были и такие защиты
http://rzia.ru/extensions/hcs_image_uploader/uploads/20000/8500/28713/thumb/p16u6bimtskgi1tnrkk8tuk2i82.JPG http://rzia.ru/extensions/hcs_image_uploader/uploads/20000/8500/28713/thumb/p16u6bimtskgi1tnrkk8tuk2i82.JPG
вместо РТ-40 тут
http://rzia.ru/extensions/hcs_image_uploader/uploads/20000/8500/28713/thumb/p16u6cia904t7gfjctc1qlh1udf1.jpg http://rzia.ru/extensions/hcs_image_uploader/uploads/20000/8500/28713/thumb/p16u6cia904t7gfjctc1qlh1udf1.jpg
реле времени
http://rzia.ru/extensions/hcs_image_uploader/uploads/20000/8500/28713/thumb/p16u6d7uv21jj4c2l1m0g19s0eag1.jpg http://rzia.ru/extensions/hcs_image_uploader/uploads/20000/8500/28713/thumb/p16u6d7uv21jj4c2l1m0g19s0eag1.jpg

Следует отметить, что защиты импортные и схем модулей нам никто не дал. А через 5 лет эксплуатации стали "уплывать" уставки. Потребовался ремонт. Схемы нарисовали сами с печатных плат модулей (с натуры). Монтаж двухсторонний. Кто пробовал рисовать таким образом - поймет весь наш героизм!