1

Тема: Плановое техобслуживание РЗА. Есть у него будущее или нет?

Собственно говоря, озадачился вопросом, который и вынес в название топика.
Есть ли будущее у планового техобслуживания устройств РЗА? Или со временем перейдём к ремонтам "по фактическому состоянию"? Т.е. "не лезь в машину, не мешай ей работать", пока не случится отказ, или системы диагностики "умных" подстанций не скажут, что где-то запахло керосином.
И отдельная просьба к нашим коллегам "из-за бугра". Как обстоят дела у вас и каковы тенденции?

2

Re: Плановое техобслуживание РЗА. Есть у него будущее или нет?

ЕМНИП, Александр США писал,что у них 3-х летний цикл обслуживания,проверяют входа,выхода и функции

3

Re: Плановое техобслуживание РЗА. Есть у него будущее или нет?

Автоматы цепей ОТ, токовые цепи (ТТ, БИ, клеммы), выходные реле в шкафу, внешние цепи, связанные со шкафом - все по старым нормам.
Ну, а сам терминал, скорее всего, просто проверка, что измеряет токи и напряжения и ДВ не сдохли, т.к. это самотестированием не выявляется.

Будешь тише воды, не заметишь, как окажешься ниже травы.

4

Re: Плановое техобслуживание РЗА. Есть у него будущее или нет?

Глюки АЦП, когда начинает фиксировать ток, при его отсутствии - тоже средствами самодиагностики терминала не определяются.

5

Re: Плановое техобслуживание РЗА. Есть у него будущее или нет?

РЗА, это не только цифровое реле, но и все, что входит в понятие в комплект защиты. Будущее за плановым обслуживанием. Интервалы обслуживания, другой вопрос, но то, что обслуживание так или иначе будет плановым, лично я не сомневаюсь.

РОССИЯ, Санкт-Петербург, www.i-mt.net

6

Re: Плановое техобслуживание РЗА. Есть у него будущее или нет?

SVG пишет:

Есть ли будущее у планового техобслуживания устройств РЗА? Или со временем перейдём к ремонтам "по фактическому состоянию"? Т.е. "не лезь в машину, не мешай ей работать", пока не случится отказ, или системы диагностики "умных" подстанций не скажут, что где-то запахло керосином.

А как вы собираетесь оценивать состояние устройств РЗА? Каким средствам диагностики вы всё это доверите? Волшебная самодиагностика МП РЗА, которая способна отловить любой дефект в реле - это сказки производителей аппаратуры (менее культурная версия - всё это чушь собачья). Проверено на собственном опыте.

По состоянию можно эксплуатировать первичное оборудование (если у вас есть хорошая математическая модель). Например, трансформатор - чётко отслеживая его нагрузку, температуру, сквозные кз, перегрузки и анализы масла и газа, можно с достаточной точностью определить его состояние и приблизительно оценить оставшийся срок службы (есть соответствующие исследования и стандарты).
Оценивать состояние реле по его срабатыванию при кз - идея хорошая, но и имеющая определенные недостатки. Не пускаясь в рассуждения про "отказ защиты" и "отказ функционирования", приведу пример (доводя до крайности) - защиты генератора обслуживаются "по состоянию", плановые проверки заменены анализом осциллограмм аварийных процессов с последующей оценкой правильности работы защит.
Случай первый - произошло кз на в сети и генератор действием защиты генератор был отключен. Все радуются и финансовые гении  пьют шампанское по поводу успешного внедрения новой системы обслуживания.
Случай второй - отказало реле (стоимостью 10 килоденег) и при коротком сгорел генератор (миллионы денег). Чувства тут будут двоякие - с одной стороны, вроде бы сэкономили на плановом облуживании РЗА, с другой - ну и чего, собственно, добились? Дополнительный комизм ситуации может придать тот факт, что если генератор был застрахован, то при попытке получить страховое возмщение особо умным собственникам будет торжественно вручён "шиш в масле, одна штука".

Если рассматривать систему РЗА как часть основных фондов, то ситуацию можно довести до любой степени абсурда. Если же смотреть на РЗА как на страховку (чем она, собственно, и является), то всё становится более или менее понятно (вы же машину страхуете вне зависимости от ваших планов въехать в кого-либо?).

SVG пишет:

И отдельная просьба к нашим коллегам "из-за бугра". Как обстоят дела у вас и каковы тенденции?

По состоянию обслуживается первичка.

РЗА - планово, комплексный шестилетний цикл, проверяется всё, в том числе и взаимодействие всех устройств систем РЗА. Причём всё делается живьём - например, если защита трансформатора пускает УРОВ с действием на отключение системы шин, то опробуется вся цепочка (поочередно отключаем каждый выключатель) - особенности наших схем с токовым подхватом.

При использовании современных проверочников (Doble или Omicron) и правильно спроектированной защите, плановая провека МП реле не требует высокой квалификации релейщика.

Вся проверка сводится к выводу защиты из работы и следованию инструкций в программе проверки (написанной инженером и обкатанной при наладке или К1).
Например - подключите токовые вход IA к испытательной клемме X1-1; IB - X1-2 и т.д. Таж же расписывается подключение логических входов и выходов проверочника. Оператору (а не инженеру РЗА) остаётся нажимать кнопки и фиксировать результаты тестов (уд / неуд). Может даже и не записывать - всё фиксируется программно и выдаётся в виде таблицы. На сложные защиты, разумеется, посылают более опытных релейщиков - так, на всякий случай.
Как правило, на плановую проверку МП защиты любой сложности тратится не более одного дня.

Et pas d'autre enjeu que de biaiser un peu les règles du jeu jusqu'au bouquet final...
+ lik

7

Re: Плановое техобслуживание РЗА. Есть у него будущее или нет?

Плановые проверки
у каждой конторы по своему.

усреднёно, станции вместе с плановым блока :раз в два года.подстанции раз в 5-7 лет.
частники, стараемся войти в цикл раз в 5 лет.

я воюю за:
без наличии СКАДА раз в 4-5 лет
при наличии раз в 5-6 лет.
обход раз в год.....

8

Re: Плановое техобслуживание РЗА. Есть у него будущее или нет?

А какие результаты мы ожидаем от техобслуживания (ТО)?
Сделав ТО электромеханики я гарантировал ее нормальную работоспособность до очередного ТО.
Да, были узкие места, где приходилось ТО выполнять чаще обычного (цемзавод, топливоподача и пр. и пр.).
После ТО микроэлектроники никаких гарантий я уже дать не мог - выход из строя микроэлектронной техники близок к лавинообразному. Никаких гарантий, что через неделю - месяц после ТО устройство потеряет работоспособность.
Тоже самое с МП техникой - никаких гарантий о работоспособности до следующего ТО, даже при ежегодном его проведении.
По моему мнению:
- периодический осмотр без вывода из работы по показаниям терминала (по местным условиям, но не реже 1 раза в год): сравнение I и U, состояние входов - выходов и сравнение с реальным;
- анализ всех осциллограмм и листов событий;
- внеочередное ТО по результатам выявленных дефектов по предыдущим пунктам;
- ТО с выводом из работы два раза за весь срок службы с проверкой подачей сигналов на все входа, проверка срабатывания всех выходов, проверка кабелей связи, аппаратуры панели (блоки, ключи, клемники и пр. и пр.)
При нормальной работе АЦП необходимости проверять уставки подачей аналоговых сигналов не вижу.
Когда я начинал работать, полный цикл плановых проверок (терминология тех времен) электромеханики состаляла 2 года с промежуточной частичной проверкой. И когда переходили на 6-8 летний цикл ТО, разговоры были абсолютно такие же сейчас.
Работал по двум немецким проектам (заводским). Нет у них понятия о релейщиках на объекте. Дешевле 2-3 раза за срок службы нанять подрядчиков. Так что вполне может быть, что я тоже перестраховываюсь и ничего, кроме осмотров не требуется.

Михаил Пирогов пишет:

но то, что обслуживание так или иначе будет плановым, лично я не сомневаюсь.

Как я Вас понимаю! Когда у меня был М412, то я шесть дней ездил на нем, а один день проводил под ним. Планово!
Когда у меня дома был "Горизонт ХХХ" (это такой цветной телевизор), то я раз в месяц лазил в него с паяльником (чтобы детям посмотреть мультфильмы). Внепланово!
Сейчас я знаю о машине только куда заливать жидкости, а о телевизоре - где какая копка на дистанционном пульте. И это нисколько не мешает и не омрачает.

9

Re: Плановое техобслуживание РЗА. Есть у него будущее или нет?

zloi пишет:

Если рассматривать систему РЗА как часть основных фондов, то ситуацию можно довести до любой степени абсурда. Если же смотреть на РЗА как на страховку (чем она, собственно, и является), то всё становится более или менее понятно (вы же машину страхуете вне зависимости от ваших планов въехать в кого-либо?).

Трудно добавить что-либо, к уже сказанному Коллегой из далекой Буркина-Фасо.

zloi пишет:

РЗА - планово, комплексный шестилетний цикл, проверяется всё, в том числе и взаимодействие всех устройств систем РЗА. Причём всё делается живьём - например, если защита трансформатора пускает УРОВ с действием на отключение системы шин, то опробуется вся цепочка (поочередно отключаем каждый выключатель) - особенности наших схем с токовым подхватом.

К сожалению, у нас ограничиваются только тупой проверкой каждого отдельного реле, живых, как Вы говорите, проверок они не делают, полагая, что дотошная проверка при вводе станции в эксплуатацию должна выявить все. Я с этим не согласен.
В предыдуще компании - интервал был четыре года, с полной функциональной проверкой а-ля Буркина Фасо, с отключением выключателей, выпадением блинкеров и пр. Кроме того, в отличие от нас - они при каждой проверке снимают ВАХ каждого ТТ.. 

Вообще В США каждая компания назначает свой собственный интервал проверок, но назначив, обязана следовть плану безоговорочно. Инспектора из NERC могут назначить штраф до одного миллиона денег, умноженный на кол-во дней существования нарушения.
В нашей компании - это три года, ВНЕ зависимости от типа и назначения защиты. Я лично считаю, что три года - интервал слишком короткий, впрочем шесть лет - это уже перебор, на мой взгляд.
Разумеется, как говорил великий реформатор, Дэн Сяопин, "Пусть Расцветают ВСЕ Цветы" - самопроверка МП реле, разбор полетов после каждого срабатывания и плановое обслуживание должны идти рука об руку.

10

Re: Плановое техобслуживание РЗА. Есть у него будущее или нет?

Карты приоткрою.
Тема родилась после утреннего спора с главным инженером. Я трансформатор и секцию 10 кВ на 5 дней для профвосстановления вывожу, а ему давай за два-три дня сделай. Двумя бригадами по три человека и ездой за 90 км на УАЗке с крейсерской скоростью 60 км/ч. Ногой топает, говорит неча там проверять, пора, мол, как на Диком Западе, по фактическому состоянию. Я ему: нет такого дела у проклятых буржуинов. Не поверил, обещал послать в американ или Буркина Фасо, пошпионить, как там дело поставлено. А я жары не люблю. Дай, думаю, у коллег с помощью интернета порасспрашиваю что там да как.

11

Re: Плановое техобслуживание РЗА. Есть у него будущее или нет?

Сергей поверь мне, самый дикий запад у нас в частном секторе, в американ и буркино фассо порядок.
крупных частников потихоньку перевоспитываем и даже добились некоторых успехов., мелких...тяжко идёт.

сетевая и распределительная компания, как я написал....правда там тоже войны.
кстати у них и первичка плановая, думают иногда переходить на "по факту".

кстати цифры что я приводил пересекаются и с опытом и с коменд, официальными на сайте, АББ Финляндии.

12

Re: Плановое техобслуживание РЗА. Есть у него будущее или нет?

имхо,
самодиагностика не может подменить плановое обслуживание, период которого зависит от надежности устройства и заданной вероятности его выхода из строя, или от принятых в организации норм обслуживания;
самодиагностика сообщает (может сообщить) о "вне плановом" выходе из строя, или о наступлении периода выхода из строя групп компонентов; и позволяет сократить время ремонта за счет сокращения времени поиска причины неисправности

самодиагностика в период статистического выхода из строя компонентов и узлов, может помочь использовать "плавующие" сроки обслуживания, но не больше принятых в организации норм. Правда для этого нужна самодиагностика, работающая по принципу предупредительной сигнализации, которую делать мало кто умеет (может быть дорого)

13

Re: Плановое техобслуживание РЗА. Есть у него будущее или нет?

SVG пишет:

Тема родилась после утреннего спора с главным инженером. Я трансформатор и секцию 10 кВ на 5 дней для профвосстановления вывожу, а ему давай за два-три дня сделай.

Коллега, поясните пожалуйста - что такое "профвосстановление"?

SVG пишет:

Ногой топает, говорит неча там проверять, пора, мол, как на Диком Западе, по фактическому состоянию. Я ему: нет такого дела у проклятых буржуинов.

Вы правы, а вот Главный Инженер - в лучшем случае - мечтатель. Впрочем, вполне допускаю, что есть и исключения, т.к. вся Одесса - очень велика.

SVG пишет:

Не поверил, обещал послать в американ или Буркина Фасо, пошпионить, как там дело поставлено. А я жары не люблю.

Пусть посылает - а мы примем как родного.  Не уверен как обстоят дела в Буркина, или, скажем, в Фасо, но у нас за жару не беспокойтесь - все подстанции оснащены кондиционерами, диванами, коврами, коньяком и сигарами.... Ладно, с диванами и прочим я, подобно Вашему Главному Инженеру,  слегка погорячился. smile

14

Re: Плановое техобслуживание РЗА. Есть у него будущее или нет?

Профвосстановление (по старому "полная проверка") это как бы капремонт.
Профконтроль (по старому "частичная проверка") это как бы текущий ремонт.

15

Re: Плановое техобслуживание РЗА. Есть у него будущее или нет?

Сергей.
По правде сказать, я в первый момент был удивлен твоим постом. Потом сообразил, что ты не от себя, а кого-то убедить надо. И оказался прав (а иначе я должен был бы с прискорбием констатировать, что совершенно не разбираюсь в людях).
Наш не самый добрый коллега все написал, добавить нечего. Еще раз остается повторить, что как глупость, так и здравый смысл не имеют ни нац.принадлежности, ни гос. границ.

Делай , что должен, и будь, что будет

16

Re: Плановое техобслуживание РЗА. Есть у него будущее или нет?

Long_Ago пишет:

Тоже самое с МП техникой - никаких гарантий о работоспособности до следующего ТО, даже при ежегодном его проведении.

Именно поэтому я при внедрении МП защит (правда речь идет о тупиковых, заводских потребителях 6,10,35 кВ) всегда ставил дополнительно ТО на рт40 - это если оперативный ток подведёт или блок питания в МП защите сдохнет в самый не подходящий момент. И тут очень к стати выключатели Таврида Электрик, которые могут отключаться даже через несколько часов после отключения оперативного тока. На серьёзных линиях и мощных трансформаторах "куча" защит (основных и резервных). Ну и почему то молчат о дублировании защит. Ведь должна же цена на МП защиты когда то стать не сильно высокой (их же автоматы делаю). И тогда я бы проверки самих блоков МП защит делал бы реже и не на объекте, а в лабораториях (привозишь проверенный и меняешь им рабочий). Понятно, что все внешние цепи надо "охлопывать" как и раньше по графику.

17

Re: Плановое техобслуживание РЗА. Есть у него будущее или нет?

scorp пишет:

ЕМНИП, Александр США писал,что у них 3-х летний цикл обслуживания,проверяют входа,выхода и функции

Извините, Коллега, но увы, функции у нас не проверяют. Я бы с радостью проверил все "три миллиона" разных возможных операций ДЗЛ старика Швайцера - но ведь не дадут, сосиски! lol

Повторюсь, в МП подвергаются проверке (с небольшими исключениями) только:

- Статус
- Уставки
- Входа
- Выходы
- Поверка измерения
- Состояние канала/ов  связи

Комплексная проверка всей защиты с оперированием УРОВ и прочих вкусностей, как у коллеги  Zloi, в заполярной Буркина Фасо, делается только в отдельных случаях - увы..

18

Re: Плановое техобслуживание РЗА. Есть у него будущее или нет?

Александр США пишет:

увы, функции у нас не проверяют

Александр США пишет:

Уставки

Не все конечно,которые в реле имеются,а только те которые используются.
Проверяя уставки,на мой взгляд вы прверяете функцию ДЗ,ТЗНП,ДЗЛ и т.д.

19

Re: Плановое техобслуживание РЗА. Есть у него будущее или нет?

Согласен с Вами, но уж больно я это дело люблю (шутка). Вы правы, в МП, если уставки не поменялись - значит и функции здоровы, таков современный подход у нас.
Уставки в SEL сверяются программно, иногда дважды - в начале и в конце проверки реле, когда требуется временно изменить несколько уставок для тестирования.
Я не упомянул ранее, что частью проверки является проверка катушек отключения выключателя. Кроме того, состояние здоровья последних проверяется самими реле в реальном времени. Выездная бригада станционников проверяет цепи включения-отключения, так же, с интервалом в три года.
Есть еще много разных нюансов, о которых я не могу говорить

20

Re: Плановое техобслуживание РЗА. Есть у него будущее или нет?

У нас (генерирующая компания)  начинается "оптимизация ремонтной деятельности", и ЭТЛ (т.к. там есть элмонтеры по ремонту аппаратуры РЗА) собираются переводить, и  ремонтный персонал со всех цехов, в ЦЦР(цех централизованного ремонта). Все доводы, типа "не ремонт, а техобслуживание", часть работ чисто эксплуатационные (по ПТЭ, раздел 5.9.), плюс еще мы занимаемся метрологией и испытаниями, в сетях службы РЗА относятся к эксплуатации  - пока во внимание не принимаются. А как у вас?  Как работает оперативный персонал без ЭТЛ?