1

Тема: МТЗ 110 Трансформатора

Уважаемые, коллеги!
Интересная проблемка появилась. Отключился трансформатор 110/10 от МТЗ 110. МТЗ у данного трансформатора только на стороне 110 с действием на отключение вводного МВ 10 с выдержкой времени 3с и отключением МВ 110 с выдержкой времени 3,5 с. Данному событию предшествовало отключение фидера 10кВ с АПВ. В результате послеаварийной проверки ничего дефектного не выявлено. Механика у всех реле нормальная. Уставки – в норме. Проверена изоляция токовых цепей и сняты ВАХ ТТ – все в норме. Есть особенность схемы токовых цепей МТЗ 110. 2 токовых керна (один встроен в Т, другой в МВ 110). Токовые цепи собраны в треугольник. В первом керне стоят два реле РТ-40, во втором РНТ-565. Контакты всех четырех токовых реле действуют на РВ, которое имеет проскальзывающий контакт, действующий на отключение МВ 10, и упорный контакт, действующий на отключение МВ 110. Выпали блинкера: РУ1 – отключение МВ 10 от МТЗ 110 и РУ2 – отключение МВ 110 от МТЗ 110. Если отключение МВ 10 объяснить в общем-то несложно (причем вариантов много), то отключение МВ 110 никак не вяжется. Подобное отключение уже за год третье! Послеаварийные проверки результатов не дают. Может ли кто-нибудь что-то подсказать, объяснить?

2 (2012-11-19 11:13:28 отредактировано rimsasha)

Re: МТЗ 110 Трансформатора

Самым классическим отказом это на РВМ-12 застревание, не возврат контактов, если у вас схема на переменном опертоке (вы его не указали), но думаю вы в курсе об особенностях такого реле и если оно у вас есть обратили на это внимание. Механика ввода 10кВ неплохо бы обратить на нее внимание, может В-10 затягивает сильно.

3

Re: МТЗ 110 Трансформатора

Оперативный ток постоянный 220В. Механика РВ-112, как и токовых реле - хорошая. Непонятно почему РВ дотянуло до упорного контакта после отключения МВ 10 (проскальзывающим контактом). Может откуда-то мог взятся ток в токовом керне (хотя и глупо)?

4

Re: МТЗ 110 Трансформатора

А обходных цепочек, ошибок в монтаже замечено не было? Может команда идет сразу на оба включателя от проскальзывающего...

5

Re: МТЗ 110 Трансформатора

Механика ввода - хорошая.  Раньше стоял пружинный МВ 10 с моторным приводом. На него и списывали прошлые случаи. Месяц назад поставили вакуумный В-10 с магнитной защелкой.Но все равно всё проверяли - отключается быстро (около 0,04с). Складывается впечатление, что ток в токовых цепях пропал не сразу. Такое может быть?

Добавлено: 2012-11-19 13:24:42

Ошибок в монтаже нет - это первое что было проверено...

Присоединяйтесь!!! Мы в социальных сетях и на Ютуб.

6 (2012-11-19 11:31:03 отредактировано rimsasha)

Re: МТЗ 110 Трансформатора

Ну тогда надо начинать с начала самого. Схемы первичные, вторичные, где все таки КЗ было и какое, нашли его или нет, блинкера в цепи отключения или как, какая оперативная схема на ПС была, что в итоге отключилось, какие блинкера были, какие должны были быть (может что то не выпало)

7

Re: МТЗ 110 Трансформатора

Замыкание было в сети 10 (2км). Не подалёку КТП 10/0,4 рвануло. Блинкера выпали все по делу. Всё вяжется, всё клеится. За исключением МВ 110. Блинкер "откл.В-10 от МТЗ 110" стоит в цепи отключения В-10 (соответственно опер.ток В-10), блинкер "откл. МВ 110" стоит в цепи выходного реле (отключающего одновременно В-10 и МВ 110)

8

Re: МТЗ 110 Трансформатора

Ну а диф.защита как у вас работает, как сигнализируется? Вы писали что РНТ паралельно РТ сидят....КЗ близкое, может от цепей РНТ работает, т.к диф.защита нужна с торможением, а РНТ без торможения.

9

Re: МТЗ 110 Трансформатора

#7,
Только ИМХО.  Есть вариант, что РВ-112 МТЗ-110 запустившись, продолжало работать, отработав до конца. Ясно, что это не по схеме. Может, якорь застрял и не отпал при исчезн. тока через обмотку. А при послеавар. проверке оно уже работало как надо. Такие случаи были. Надо внимательнее исследовать его механику. Дать ему сработать несколько раз и посмротреть, как ведет себя якорь. Даже аккуратно понажимать на него. Может, он иногда застряет.

Делай , что должен, и будь, что будет

10

Re: МТЗ 110 Трансформатора

Вадим32 пишет:

Складывается впечатление, что ток в токовых цепях пропал не сразу. Такое может быть?

Да, но на полсекунды это обычно не растягивается. Угол встречи точно хорошо настроен?

Contre le passé y'a rien à faire, il faudrait changer les héros, dans un monde où le plus beau reste à faire... (DB)

11

Re: МТЗ 110 Трансформатора

Вадим32 пишет:

вакуумный В-10 с магнитной защелкой.

Вадим32 пишет:

Но все равно всё проверяли - отключается быстро (около 0,04с)

Не может быть. Если измерить время от подачи команды "отключить" до исчезновения тока в главной цепи (осциллограмма), то будет раза в 2-3 большее время.

Вадим32 пишет:

Блинкер "откл.В-10 от МТЗ 110" стоит в цепи отключения В-10

С каким блоком управления выключатель?

Вакуумные камеры испытывали? Разрывы сколько киловольт держат? Это из опыта... Бывало, что и мегер 2500В не держали. А бывало, что оставались приварены главные контакты, хотя блок-контакты выдавали, что выключатель отключен. Это применительно не к конкретному типу выключателя, а вообще к вакуумникам.

Вадим32 пишет:

Раньше стоял пружинный МВ 10 с моторным приводом. На него и списывали прошлые случаи.

  Если и раньше так бывало, то, может быть, выключатель и не виноват...

Чему бы грабли не учили, а сердце верит в чудеса

12

Re: МТЗ 110 Трансформатора

Иногда после отключения внешнего к.з. возникает бросок тока намагничивания, как при включении на х.х. Правда это бывает при близких к.з. Может у вас такой еффект и если этот ток длится более 0,5 с. возможно защита правильно работает (т.е. реле тока не возвращаются из за наличия большого тока намагничивания тр-ра). Если возможно увеличить на 0,3 - 0,5 с. время отключения В110. Хотя и мне кажется, что 0,5 с. достаточно для затухания (тока намагничивания).

13

Re: МТЗ 110 Трансформатора

Столько ответов...
По поводу РВ: Механика проверялась придирчиво. Мало того что многократно якорь подтягивал (как электрически, так и вручную), так я его пытался ещё и "наперекосяк" подтягивать - всё в норме.
По поводу РНТ: РНТ - это тоже МТЗ-110. Они стоят в токовых цепях керна, встроенного в МВ 110. У ДЗТ свои реле.
По поводу В-10: Камеры вряд ли кто-то испытывал на разрывное напряжение (по крайней мере при мне). А вариант проверить этот, я думаю, стоит. Т.к. междуконтактный зазор всего 6мм.
По поводу тока намагничивания: тоже хотелось бы как-то за это зацепиться. К сожалению регистраторов в сети 10 нет. А по стороне 110 ЦРАП не пустился.

14

Re: МТЗ 110 Трансформатора

Может выключатель и не виноват. Я его и не виню. Я просто не могу найти причину отключения МВ 110.
В релейных цепях "косяков" не нашел.

15 (2012-11-19 17:20:47 отредактировано yur)

Re: МТЗ 110 Трансформатора

Я бы ещё раз прошёл цепочку отключения В-110кВ в обратном порядке.

Вадим32 пишет:

Раньше стоял пружинный МВ 10 с моторным приводом. На него и списывали прошлые случаи.

Хомут похоже был и остался. На блинкер откл.В-110кВ от МТЗ 110 ничего больше не заведено?
Может правда одна фаза не разорвалась? Сталкивался с такими Самарскими вакуумниками

16 (2012-11-19 21:16:39 отредактировано РТФ)

Re: МТЗ 110 Трансформатора

Вадим32 пишет:

рна (оди

Вадим32 пишет:

По поводу тока намагничивания: тоже хотелось бы как-то за это зацепиться. К сожалению регистраторов в сети 10 нет. А по стороне 110 ЦРАП не пустился.

\

Не знаю какие схемные решения у вас по защите шин 10 и по МТЗ 110 и 10, но в данной ситуации в ваших интересах заставить запускаться регистратор от сухих контактов реле данных защит дабы иметь информацию на будущее при таких непонятных ситуациях.

17

Re: МТЗ 110 Трансформатора

Я правильно понял, что фактически присутсвует две ступени МТЗ 110 с одинаковым временем, действующим на одно реле времени? Есть ли возможность их разделить (установкой второго РВ и собственного блинкера)

18

Re: МТЗ 110 Трансформатора

Странно, что регистратор не запустился, спросите у хозяев сети 110кВ - у них могут быть осцилограммы. Если бы стояло РВМ-12, тогда вся цепь будет работать только при наличии тока, а при постоянке исчезновение тока не всегда означает останов реле времени. Присоединяюсь к колегам - надо проверять механику токовых реле. Чаще всего бывает заскок подвижного контакта за неподвижный. Залипание реле времени встречал только у реле длительно находящися под напряжением. И еще, Вы писали, что упорный контакт работает на промежуточное реле, которое отключает и 110кВ и 10кВ. А может проскальзывающий ничего и не отключал? Может отключение шло от упорного?

19

Re: МТЗ 110 Трансформатора

Novik пишет:

Чаще всего бывает заскок подвижного контакта за неподвижный.

Бывает.. Да, надо РТшки пощупать внимательнее и исполнительный орган РНТ тоже. Ну, и в схемах бывают "засады". Продумайте, как работает схема при возврате реле времени. Проскальзывающий контакт ведь ещё раз замыкается при возврате.

Чему бы грабли не учили, а сердце верит в чудеса