1 (2013-03-04 10:55:17 отредактировано BenGan)

Тема: Оперативные блокировки средствами контроллера

Всем привет!

Подскажите, pls, где кроме приказа 236р можно почитать об алгоритмах оперативных блокировок?

Тему с обсуждением логики прграммной блокировки КА видел, к сожалению, примеров и ссылок на литературу там нет, а обсуждение показывает, что нюансов при организации алгоритмов довольно много.

2

Re: Оперативные блокировки средствами контроллера

ПУЭ:

4.2.27. Распределительные устройства должны быть оборудованы оперативной блокировкой неправильных
действий при переключениях в электрических установках (сокращенно — оперативной блокировкой),
предназначенной для предотвращения неправильных действий с разъединителями, заземляющими но-
жами*, отделителями и короткозамыкателями.
Оперативная блокировка должна исключать:
подачу напряжения разъединителем на участок электрической схемы, заземленной включенным
заземлителем, а также на участок электрической схемы, отделенной от включенных заземлителей толь-
ко выключателем;
включение заземлителя на участке схемы, не отделенном разъединителем от других участков, ко-
торые могут быть как под напряжением, так и без напряжения;
отключение и включение разъединителями токов нагрузки.
Оперативная блокировка должна обеспечивать в схеме с последовательным соединением разъеди-
нителя с отделителем включение ненагруженного трансформатора разъединителем, а отключение —
отделителем.
На заземлителях линейных разъединителей со стороны линии допускается иметь только механи-
ческую блокировку с приводом разъединителя.

НТП ПС:
8 Оперативная блокировка неправильных действий при
переключениях в электроустановках
8.1 Оперативная блокировка предназначена для предотвращения
неправильных действий с разъединителями и заземляющими разъединителями
(заземлителями), выполняться для всех ПС 35 кВ и выше (45).
8.2 Схемы оперативной блокировки должны выполняться с учетом
следующих условий:
8.2.1 Разъединители 35 кВ и выше должны иметь механическую и
электромагнитную блокировку со своими заземлителями.
Разъединители с электродвигательными приводами должны иметь,
кроме того, электрическую блокировку со своими заземлителями.
8.3 Устройство оперативной блокировки может быть выполнено с
применением любой элементной базы: на электромеханических реле,
бесконтактных элементах жесткой логики, на микропроцессорной технике в
виде локального устройства оперативной блокировки или в составе
автоматизированной системы управления технологическими процессами
(АСУ ТП) ПС.
8.4 Питание цепей устройств оперативной блокировки, выполненных на
электромеханических реле или на бесконтактных элементах жесткой логики
должно осуществляться от сети собственных нужд переменного тока
напряжением 220 В через выпрямительные устройства.
8.5 Оперативная блокировка автотрансформатора должна обеспечивать
включение и отключение разъединителя в цепи линейного регулировочного
трансформатора только после снятия напряжения со всех сторон
автотрансформатора.
8.6 При двух рабочих системах шин оперативная блокировка должна
разрешать включение и отключение одного шинного разъединителя при
включенном другом шинном разъединителе данного присоединения и
включенных шиносоединительном выключателе и его разъединителях.
8.7 Схема оперативной блокировки должна быть выполнена с учетом
требования установки двух заземлителей на каждой секции (системе) шин.
8.8 В приводе разъединителя должна быть предусмотрена возможность
механического разблокирования замка при помощи специального ключа.

3

Re: Оперативные блокировки средствами контроллера

Спасибо, конечно, но в ВУЗовских учебниках это вопрос, что, вообще не обсуждается?
Деклоративно-приказной тон ПУЭ и приказов не отвечает на массу вопросов.

Например:
1. Как быть с ЗН который стоит на стороне ВЛ, я не знаю может быть питание извне или нет.
2. Достаточно ли для ЗН на шине использовать показания шинного ТН или нужно предусмотреть каки-е то условия проверки достоверности этого измерения.
3. Как рапорядиться задержкками в самых разных цепях - пока срабатывает выключатель, крутится разъединит...
5. Где разумная грань по сбору сигналов неисправности различного оборудования РЗ?

4

Re: Оперативные блокировки средствами контроллера

BenGan пишет:

1. Как быть с ЗН который стоит на стороне ВЛ, я не знаю может быть питание извне или нет.

Phantom пишет:

На заземлителях линейных разъединителей со стороны линии допускается иметь только механи-ческую блокировку с приводом разъединителя.

А так можете, в случае питания с того конца, заблокироваться от напряжения линейного ТНа при наличии его, или передать состояние ЛР через канал связи при наличии его!

BenGan пишет:

2. Достаточно ли для ЗН на шине использовать показания шинного ТН или нужно предусмотреть каки-е то условия проверки достоверности этого измерения.

не понял, какие показания, напряжения????

BenGan пишет:

3. Как рапорядиться задержкками в самых разных цепях - пока срабатывает выключатель, крутится разъединит...

никак, вы же одновременно не будете управлять несколькими коммутационными аппаратами


BenGan пишет:

5. Где разумная грань по сбору сигналов неисправности различного оборудования РЗ?

не понял))

5

Re: Оперативные блокировки средствами контроллера

Phantom, smile
Коллега задаёт очень резоные вопросы.
коллега, я пока не понял куда тема идёт и при чём тут вузы, перебросил тему в студенческий раздел.

коротко на ваши вопросы,
я всегда делаю перекрёстную блокировку: те ЗН ВН транса с тележкой НН транса и разеденитель ВН транса с ЗН НН транса.

ЗН шин от ТН шин=нет напряжения  и все тележки наружу или все разеденители в разомкнутом состоянии.

не всегда делаю, называется блокировка по управлению, пока один элемент в движении, нельзя включить другой.
на станция с двумя системами шинами в обязалке.

нет грани, всё собирается.

6

Re: Оперативные блокировки средствами контроллера

BenGan пишет:

1. Как быть с ЗН который стоит на стороне ВЛ, я не знаю может быть питание извне или нет.

Блокировка там не выполняется. На привод ЗН вешается механический замок. Ключ у дежурного по ПС или у ответственного лица! Либо если ЗН ручной делается так - подается на блокирующий элемент напряжения без всяких условий, но у этого блокирующего элемента секрет замка должен отличатся от секрета блокирующих элементов других разъединителей и заземлителей. Ключ от этого секрета опять же у дежурного или ответственного лица!

Добавлено: 2013-03-04 20:23:21

BenGan пишет:

5. Где разумная грань по сбору сигналов неисправности различного оборудования РЗ?

А причем сдесь оперативная блокировка разъединителей?

3нание - столь драгоценная вещь, что его не зазорно добывать из любого источника.

7

Re: Оперативные блокировки средствами контроллера

Комрад пишет:

Блокировка там не выполняется.

делается, при наличии ТН на линии.

8

Re: Оперативные блокировки средствами контроллера

grsl пишет:

делается, при наличии ТН на линии

Честно говоря не встречал! А если ШОН на линии - тоже делается?

3нание - столь драгоценная вещь, что его не зазорно добывать из любого источника.

9

Re: Оперативные блокировки средствами контроллера

думаю можно с ШОН, но не знаю.

на ПС Западная в КРУЭ 500кВ так сделано, в Швейцарии видел проект.

10

Re: Оперативные блокировки средствами контроллера

А как это делается? Всмысле на каких элементах. Пром.реле что ли в цепь напряжения, а контакт в схему оперативной блокировки? А что если цепи ТН не исправны и не будет ли разрешение на операцию при наличии напряжения на линии?

3нание - столь драгоценная вещь, что его не зазорно добывать из любого источника.

11

Re: Оперативные блокировки средствами контроллера

Коллега задаёт очень резоные вопросы.
коллега, я пока не понял куда тема идёт и при чём тут вузы, перебросил тему в студенческий раздел.

Спасибо за ответы!
Под ВУЗовскими учебниками я имел ввиду любую литературу (пусть будут монографии :-)), в которой не только декларируются решения, но и обсуждается, откуда оно произошло.

Попробую ответить на некоторые из вопросов.

Где разумная грань по сбору сигналов неисправности различного оборудования РЗ?
-не понял))
-А причем сдесь оперативная блокировка разъединителей?

Например, можно при неисправности терминалов РЗ запретить какие-то операции.
Возможно, действительно ни причем.

2. Достаточно ли для ЗН на шине использовать показания шинного ТН или нужно предусмотреть каки-е то условия проверки достоверности этого измерения.
не понял, какие показания, напряжения????

ЗН со стороны шин 220, 110кВ можно включить при отсутсвии напряжения на шинах. Напряжения на шинах контролируем по измерениям ТН, а вдруг он неисправен или выведен в ремонт? Нужно такую ситуацию рассматривать в схеме блокировки?

А как это делается? Всмысле на каких элементах. Пром.реле что ли в цепь напряжения, а контакт в схему оперативной блокировки? А что если цепи ТН не исправны и не будет ли разрешение на операцию при наличии напряжения на линии?

Можно завести аналоговое измерение. А вот контроль достоверности измерения - вопрос открытый.

Все-таки, возвращаюсь к исходному вопросу, неужели нет литературы, посвященной организации оперативных блокировок?

12

Re: Оперативные блокировки средствами контроллера

ПУЭ  штука  тяжеловесная  и  к  сожалению  устаревшая.

По  мне, то я  бы  не  тащил  ОБ  в  терминал  управления, как  часто  делают, а  шел  по  пути  КРУЭ, тех же  PASS.
Где  ОБ  в  пределах  ячейки  собрана  внутри  шкафа, а  извне  только  разорваная  цепь - либо  контакт  либо  перемычку, либо  ключ деблокировки.

BenGan пишет:

ЗН со стороны шин 220, 110кВ можно включить при отсутсвии напряжения на шинах. Напряжения на шинах контролируем по измерениям ТН,

Отсутствие  напряжения  на  шинах  не  может  быть  достаточным  и  однозначным  показателем  для  разрешения  включения  ЗН, ибо  по  ПОТ  напряжение  может  быть  подано  без  предупреждения. Разрешающим  фактором  может  быть  ТОЛЬКО  отключенные  шинные  разъединители И автоматы ТН  со  стороны НН. Про  последние  кажется  требований нет, но  забывать  о  них  не  стоит.
Вообще, единственным  достоверным  источником  информации  о  положении  комутационного  аппарата  является  БК, а  для  еще  большей  достоверности  два  БК (НО  и  НЗ)  с  каждого  аппарата, этим  и  снимается  проблема 

BenGan пишет:

Как рапорядиться задержкками в самых разных цепях - пока срабатывает выключатель, крутится разъединит...

13

Re: Оперативные блокировки средствами контроллера

Еще одна неоднозначная логика ОБР, которую встречал:
Разрешение на перефиксацию линии под нагрузкой с одной системы шин на другую при включенном ШСВ и отключенных его автоматов ЭМО1 и ЭМО2, то есть в этом случае есть разрешение на управление ШР при включенном выключателе линии.

14

Re: Оперативные блокировки средствами контроллера

Stepanov пишет:

Еще одна неоднозначная логика ОБР, которую встречал:
Разрешение на перефиксацию линии под нагрузкой с одной системы шин на другую при включенном ШСВ и отключенных его автоматов ЭМО1 и ЭМО2, то есть в этом случае есть разрешение на управление ШР при включенном выключателе лини


Почему неоднозначная? Это перефиксация без отключения линии. К примеру для вывода в ремонт системы шин. Только там еще контролироваться должны и разъединители ШСВ.

15

Re: Оперативные блокировки средствами контроллера

grsl пишет:

делается, при наличии ТН на линии.

Не выполняется! Отсутствие напряжения в линии еще не говорит обезопасность сейчас его нет, через минуту там выключатель включили и привет семье.

Добавлено: 2013-03-05 10:38:57

grsl пишет:

думаю можно с ШОН

У нас в PASSовских ячейках индикатор стоял с контактом для блокировки, мы его конечно не стали убирать но мнение эксплуатации однозначно на него не надеятся

Добавлено: 2013-03-05 10:41:01

Ugrumy пишет:

Разрешающим  фактором  может  быть  ТОЛЬКО  отключенные  шинные  разъединители И автоматы ТН  со  стороны НН

Не дочитал досюда, коллега Ugrumy абсолютно прав

Добавлено: 2013-03-05 10:43:35

Stepanov пишет:

Еще одна неоднозначная логика ОБР, которую встречал

Тут как раз все нормально если включен ШСВ и оба его разъединителя значит напряжение на обеих шинах одинаковое, значит можно управлять ножом вилки разъединителей при включенном смежном нет разницы напряжений - нет тока

16

Re: Оперативные блокировки средствами контроллера

rimsasha пишет:

Почему неоднозначная?

Потому что идет переключение шинным разъединителем, если что-то пойдет не так (КЗ на шинах)->работа ДЗШ->отключение 1СШ->работа УРОВ СВ->отключение 2СШ.
Ну это так "чисто гипотитически", а так вполне нормальная логика ОБР, которая имеет право на существование.

17 (2013-03-05 11:13:46 отредактировано BenGan)

Re: Оперативные блокировки средствами контроллера

С шинами - понятно, с секционником - почти понятно.
Остается линия - убедился (подстанция 220/110 проектируемая),  ЗН со стороны ВЛ телеуправляемый.
Набросал первое приближение логики блокировок, сигналы РЗ пока не задействовал, как я понял, однозначных требований по этому поводу не существует.

Post's attachments

Оперативные блокировки.pdf 109.6 Кб, 37 скачиваний с 2013-03-05 

You don't have the permssions to download the attachments of this post.

18

Re: Оперативные блокировки средствами контроллера

Линейный  ЗН  может  блокироваться  только своим  разъединителем.
Цепи  напряжения  тоже  не  показатель, например  линия  двухцепка  и  будучи  отключенной  стоять  под  наведенным напряжением. Из-за  этого  в  Pass  от  этой  цепи  отказываются.
Вас  оперативники  проклянут. Так  и   до  передачи  положения  ЛР  на  противоположный конец линии  дойти  можно. smile

19

Re: Оперативные блокировки средствами контроллера

Ugrumy пишет:

Цепи  напряжения  тоже  не  показатель, например  линия  двухцепка  и  будучи  отключенной  стоять  под  наведенным напряжением.

Я про тоже! Мы в своих проектах моторный привод ЗН линии не подключаем! Как уже сказал - либо мех. замок, либо электромаг. замок. Это предусматривается следующими НТД :

1)ПУЭ п.4.2.7. - "На заземлителях линейных разъединителей со стороны линии допускается иметь только механическую блокировку с приводом разъединителя."

2) СТО ФСК по ОБР на ПС нового поколения - п.2.5. "Блокировка, исключающая возможность подачи напряжения с
противоположной стороны линии на включенный заземляющий нож на данной ПС, не выполняется из-за ее сложности; достаточной является блокировка заземляющего ножа только с линейным и обходным разъединителем на данной ПС."

3) РД 34.35.512 - ИНСТРУКЦИЯ ПО ЭКСПЛУАТАЦИИ ОПЕРАТИВНЫХ БЛОКИРОВОК БЕЗОПАСНОСТИ В РАСПРЕДЕЛИТЕЛЬНЫХ УСТРОЙСТВАХ ВЫСОКОГО НАПРЯЖЕНИЯ: п.1.1.а - "блокировка, исключающая возможность подачи на включенный заземляющий нож напряжения с противоположной стороны линии, не выполняется из-за ее сложности; достаточной является блокировка заземляющего ножа только с линейным разъединителем на данном конце линии;"

4)Типовым прокетом по ОБР - 407-03-419.8 - "Сх. ОБР  ПС 110-220кВ"

3нание - столь драгоценная вещь, что его не зазорно добывать из любого источника.

20

Re: Оперативные блокировки средствами контроллера

линейный ЗН само собой заблокирован от линейного разеденителя.
блокировка от ТН никому не мешает, тем более её легко можно обойти.
Наводки для запуска релюшек не будет хватать и по двухцепки, проверено годами.

я повторяю у вас так сделаны ПС с КРУЭ  330кВ и 500кВ.
----

Угрюмый, шоб не сомневался, пришлось по командам релейки и положение с другой стороны передать, благо 8 команд в резерве.

А вот наводки от емкостного детектора вполне хватит.

Ну и в конце концов и от АУВ можно заблокировать с проверкой ТН.